Интеграции общего и дополнительного образования в рамках ФГОС


Аннотация:
В данной работе представлен опыт организации системы дополнительного образования общеобразовательной школы №6. На примере кружка «Конструирование самоходной техники» показана система организации работы с обучающимися для обеспечения их позитивной социализации, раскрытия технического потенциала.
Интеграции общего и дополнительного образования в рамках ФГОСДополнительное образование детей в школе - это составная часть образовательной системы, подчиняющаяся общим законам, закономерностям и государственным требованиям, одним из которых, как известно, является ответственность за качество образования детей.
Интеграция общего и дополнительного образования, несомненно, становится важным условием перехода на новый стандарт. Значительной составляющей образовательного процесса современной школы в рамках нового Стандарта является эффективная организация второй половины дня, выделенной в категорию «внеурочная деятельность», основанной на тесном взаимодействии общего и дополнительного образования, способной оперативно дать конкретный образовательный результат.
Вот результаты, которых позволяет достичь подобная интеграция:
Формирование единого воспитательного пространства.
Социализация личности.
Формирование духовно-нравственных качеств у школьников.
Развитие творческих способностей обучающихся.
Обеспечение занятости обучающихся во внеурочное время.
Цель такого взаимодействия – создание, расширение и обогащение учебно-воспитательного пространства в микросоциуме – ближайшей среде жизнедеятельности ребенка, обеспечение его успешной адаптации к современным социокультурным условиям.
Система дополнительного образования в МБОУ СОШ №6 согласно лицензии на осуществление образовательной деятельности представлена следующими программами:
1)Программы художественной направленности (развитие творческого потенциала личности ребенка в процессе театральной деятельности, художественной и эстетической активности личности): «Юный художник», «Волшебная кисточка», «Театр как средство воспитания», «Самоцветы», «Художественная обработка древесины», «Улыбнись и пой».
2)Программы физкультурно-спортивные (сохранение и укрепление здоровья школьников, развитие физических способностей школьников):
«Меткий стрелок», «Юный стрелок».
3)Техническое направление (обучение конструированию технических объектов, техническому творчеству, ознакомление обучающихся с миром современного моделирования и конструирования): «Конструирование самоходной техники», «Легоконструирование».
4)Социально-педагогическое направление (развитие познавательных способностей учащихся, на основе системы развивающих занятий, формирование познавательных умений и навыков учащихся, изучение ПДД, пожарного дела через активизацию и расширение двигательной активности, обучение родному языку, сохранение и развитие культуры, языка, обычаев и традиций татарского народа): «Юный инспектор дорожного движения», «Дружина юных пожарных», «Изучение родного (татарского языка)», «Учимся учиться», «Предшкольная подготовка», «Английский язык».
5)Естественнонаучное направление: (поддержка классов с углублённым изучением математики, физики, развитие познавательных способностей учащихся на основе системы развивающих занятий, формирование познавательных умений и навыков учащихся): «Программа работы с одаренными детьми по математике», «Программа по физике ЗФМШ при МФТИ», «Юный программист».
Ряд дополнительных образовательных программ стали прямым продолжением базовых образовательных, существенно углубив их содержание, другие решают задачи профильного обучения, давая при этом детям актуальные прикладные навыки. Это программы «Учимся учиться» (школьное научное общество), «Радикал» по математике, «Юный программист» по информатике, «Школа юного физака», «Шалтай - Болтай» по английскому языку, «Самоцветы», «Художественная обработка древесины», «Конструирование самоходной техники» по технологии, «Юный художник» по изобразительному искусству; театральное объединение «Калейдоскоп», помогающее учащимся творчески реализовать себя на сцене и в жизни.
Предоставление обучающимся возможности изучения программ дополнительного образования в различных направлениях позволяет создать оптимальные условия для удовлетворения многообразных интересов и познавательных потребностей, которые не могут быть реализованы в рамках предметного обучения. Программы дополнительного образования предлагаются детям по выбору, в соответствии с их природными склонностями, способностями и интересами. Комплектование объединений определяется запросами обучающихся, их родителей, квалификацией педагогов и имеющимися в школе материально-техническими возможностями.
Освоение программ дополнительного образования обеспечивает интеграцию общего и дополнительного образования в учебной и воспитательной областях. Занятия способствуют расширению образовательно-воспитательного пространства школы, росту мотивации осознанного обучения, определению спектра внеурочных интересов обучающихся и, как следствие, позитивной социализации и ранней профориентации детей и подростков.
Приоритетные принципы организации дополнительного образования:
Свободный выбор ребенком видов и сфер деятельности;
Ориентация на личностные интересы, потребности, способности ребенка;
Возможность свободного самоопределения и самореализации ребенка;
Единство обучения, воспитания, развития;
Практико-деятельностная основа образовательного процесса.
Отличительная особенность программ дополнительного образования от существующих образовательных программ в том, что на занятиях создается структура деятельности, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и предусматривающая их дифференциацию по степени одаренности. Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Например, в группе первого года обучения воспитанники выполняют творческие задания, в группе второго года - творческие задания, но на более сложном творческом и техническом уровне, оттачивая свое мастерство, исправляя ошибки. Воспитанники проходят путь от простого к сложному, с учетом возврата к пройденному материалу на новом, более сложном творческом уровне.
Программы не преследуют цели досконального изучения приемов и методов прикладного искусства, акцент делается на развитие личностных качеств, духовного мира детей. Такие занятия дают возможность детям творчески мыслить, находить самостоятельные индивидуальные решения, а полученные умения и навыки пригодятся детям в жизни. В представленных программах реализуется концентрический принцип изучения, который дает возможность постепенно углублять и расширять программный материал. В настоящее время большинство современных образовательных технологий могут быть сформулированы как технологии развивающего обучения, где системе дополнительного образования отводится роль зоны ближнего развития, как образовательной, воспитательной, так и творческой.
Организация образовательного процесса в кружке дополнительного образования.
Приведём пример. Для развития познавательной и творческой деятельности обучающихся посредством позитивного продуктивного педагогического взаимодействия, освоения основ конструирования моделей самоходной техники в кружке «Конструирование самоходной техники» педагогом В.Л. Поповым используется технология уровневой дифференциации обучения.
Дифференциация обучения предполагает прежде всего создание условий с учётом личностных особенностей обучающихся: привлекаются подростки «группы риска»; решаем проблему их занятости в свободное время.
Первый год обучения формируется из учащихся 13-14 лет. Особое внимание на занятиях кружка уделяется правилам безопасности труда при изготовлении и запусках моделей. Основная форма работы – групповая. Для повышения интереса обучающихся к занятиям, контроля знаний и умений, приобретенных в результате изучения учебного материала, рекомендуется применять игровые формы работы, например, соревнования, технические эстафеты, викторины, соревнования с кружками других учреждений дополнительного образования и т.п.
Второй год обучения формируется из учащихся 14-15 лет, обладающих знаниями и умениями в объеме программы одного года. Основная форма работы на втором году занятий - индивидуальная и групповая. Воспитанники строят более сложные модели и принимают участие с ними в соревнованиях внутришкольного и городского уровня. В процессе обучения применяются частично-поисковые формы и методы работы.
Третий год обучения формируется из учащихся 16-17 лет, обладающих знаниями и умениями в объеме второго года обучения. В работе преобладают индивидуальные и бригадные формы работы, исследовательская и экспериментальная деятельность обучающихся, индивидуальные и групповые консультации, самостоятельная работа по проектированию, изготовлению и регулировке моделей. Учащиеся работают по индивидуальным маршрутам, составленным педагогом с учетом их уровня обученности и способностей, возможностей и потребностей.
Первый год обучения в кружке - базовый уровень.
Этого уровня должен достичь каждый воспитанник.
Его нельзя представить в виде суммы знаний, умений и навыков, которые предлагаются программой.
Значимо только то, что реально усвоено школьниками.
Обязательность данного уровня для всех учащихся означает, что совокупность планируемых и обязательных результатов обучения должна быть реально выполнима,
т. е. посильна и доступна абсолютному большинству школьников.
При организации учебного процесса обязательность базового уровня означает, что вся система планируемых и обязательных результатов должна быть заранее известна и понятна учащимся (принцип открытости обязательных требований).
Базовый уровень должен быть задан по возможности однозначно, в форме, не допускающей разночтений и двусмысленностей и т. д.
Будучи основным рабочим механизмом новой технологии обучения, базовый уровень должен обеспечивать ее гибкость и адаптивность, возможность для дальнейшего развития. Его не следует жестко фиксировать и тесно увязывать с какой-либо одной методической схемой.
Мотивация, а не констатация.
Предупредить, а не наказать незнание.
Психологическая установка: "Возьми столько, сколько можешь, но не меньше обязательного".
Ученик должен испытывать успех.
Базовый уровень является основой для дифференциации и индивидуализации требований к обучающимся.
Второй год обучения предлагается талантливому, интересующемуся и трудолюбивому ученику. Он определяется глубиной изучаемого теоретического материала и повышенной сложностью конструируемых моделей. Без освоения программы второго уровня обучения воспитаннику невозможно достичь высоких образовательных результатов.
Второго уровня достигают наиболее трудолюбивые учащиеся с устойчивой мотивацией.
Спектр знаний и умений, освоенных учащимися, может значительно превосходить нормы, заложенные в программу.
Предполагается введение поискового компонента, что выражается в том, что конструирование моделей выполняется не только по стандартным чертежам, но и вносятся свои коррективы.
Данный уровень является желательным, но не обязательным для всех.
Постановка общих стратегических задач с предоставлением учащимся самостоятельности в их практическом осуществлении:
«Не спрашивай, а постарайся найти сам».
Опора на мнение коллектива и самооценку, а не на авторитарную позицию педагога.
Закрепление обоснованного права ученика на самостоятельность выбора и принятия решения.
Открытость и доступность индивидуальных результатов деятельности с целью формирования адекватной самооценки и перспективных ориентиров образовательного и воспитательного процессов.
Третий год обучения в кружке - это уровень компетенции. В соответствии с заявленными целями и задачами и после освоения программы 2-х уровней обучения, предлагается переход к следующему, третьему, на котором работа строится по индивидуальному плану (творческий маршрут) для каждого воспитанника, предполагающем изготовление моделей повышенной сложности, отвечающим самым современным требованиям, что невозможно без полного освоения первых двух этапов обучения. На этой ступени обучающийся может самостоятельно и грамотно осуществлять свою деятельность в области автомоделизма и имеет высокий уровень коммуникативной культуры. Творческие маршруты составляются индивидуально для каждого воспитанника. Учащийся, прошедший третий год обучения по индивидуальному образовательному маршруту, считается выпускником кружка.
Отслеживание, контроль и оценка результатов образовательной деятельности.
Текущий мониторинг.
Осуществляется на каждом занятии. Критерий – степень освоения детьми содержания конкретного занятия.
Педагог фиксирует:
детей, легко справившихся с заданием или опережающих общий темп и сделавших его качественно;
детей, отстающих в темпе или выполняющих работу недостаточно качественно, с ошибками; есть непонимание, невладение чем-либо;
детей, совсем не справившихся с заданием.
Педагог корректирует, таким образом, нагрузку на ребенка, темп работы, содержание, методы взаимодействия.
2. Мониторинг при изготовлении моделей при изготовлении модели контролируется и оценивается:
качество работы (метод контроля – самоконтроль, наблюдение педагога; оценка результатов - при собеседовании)
соответствие чертежам (самоконтроль - работа с мерительными инструментами; оценка результатов при собеседовании)
умение использовать изученные технологии обработки материалов (наблюдение, оценка результатов – при собеседовании)
навыки работы на металлорежущем оборудовании (устная проверка знаний техники безопасности, правил работы на станках; наблюдение; самоконтроль; оценка результатов при собеседовании)
- при работе с двигателем внутреннего сгорания контролируется и оценивается:
знания устройства ДВС (контрольная работа, оценка результатов по трехбалльной шкале; самоконтроль.)
понимание рабочего процесса двигателя; умение регулировать двигатель на стенде в зависимости от подаваемой нагрузки на коленвал; умение подбирать параметры поршневой группы и регулировать объем камеры сгорания (работа на стенде, самоконтроль. Оценка результата при собеседовании).
3. Соревнования.
4. Выставки (окружные, городские).
5. Итоговое занятие – проверка уровня знаний теоретического материала, изученного в течение года (тестовая контрольная работа, оценка результатов по пятибалльной шкале)
6. Контроль.
Формы контроля:
• текущий контроль (беседы с учащимися по изучаемым темам, проблемам, аспектам развития техники, сущности технических идей и способов их воплощения; рецензирование сообщений учащихся и др.);
• тематический контроль (тестовые задания и тематические зачеты);
• зачетный практикум (описание и практическое выполнение обязательных практических заданий, связанных с изучением прикладного аспекта курса);
• обобщающий (итоговый) контроль в форме презентации личных достижений, полученных в результате образовательной деятельности (самостоятельно подготовленных энциклопедических справок, устных и письменных докладов и сообщений, рефератов, описаний выполненных практических работ).
Портфолио обучающегося.
Уровень участия во внутришкольных, городских и окружных
конкурсах.
По результатам отслеживания, контроля и оценки результатов педагог решает вопрос о завершении (незавершении) обучения на 1, 2 уровнях; проводится корректировка программы обучения на каждого обучающегося на следующий 3-й год, т. е. дифференциация и индивидуализация требований к воспитанникам. Из мониторинга образовательных результатов очень важно выделить мониторинг успешности учащегося. Главным результатом педагогической деятельности всегда выступает успешность (или не успешность) ребенка. Мера этой успешности определяется только относительно каждого ребенка как личности.
Методы мониторинга:
наблюдение,
индивидуальные беседы,
тренинги,
совместная коллективная деятельность.
Основные моменты, на которые следует обращать внимание.
Мотивация. Успешность воспитанников зависит, в основном, от учебной мотивации, а не только от природных способностей. При определенных условиях (в частности при высоком интересе личности к конкретной деятельности), может включаться так называемый компенсаторный механизм. Недостаток способностей при этом восполняется развитием мотивационной сферы (интерес к автомоделированию, потенциальная возможность достигнуть высоких результатов в автомоделировании на примере других воспитанников, педагога)
Эмоции. Сильные эмоциональные реакции могут существенно влиять на точность и содержание восприятия, мышление (эмоциональные реакции оказывают существенное влияние на процессы мышления – сильный страх приводит к путанице в мыслях, учащийся допускает множество ошибок, не может выполнить простейших заданий). Таким образом эмоции, оказывая общее активизирующее или, наоборот, депрессивное влияние, могут либо повышать, либо снижать эффективность познавательных психических процессов.
Эмпатия, т.е. способность к сопереживанию. Она повышает не только адекватность восприятия «другого», но и ведет к установлению эффективных положительных взаимодействий с товарищами.
Отношение обучающегося к коллективу. Вхождение его в новую среду общения.
Отношение коллектива к обучающемуся. Степень его комфортности в коллективе.
По мере знакомства с воспитанниками, взаимодействия с ними, в процессе наблюдения их поведения в различных ситуациях оценка становится все более индивидуализированной. А затем начинает определяться конкретными чертами поведения и деятельности.
Образовательная программа «Технология», авторы В.М. Казакевича, А.В. Марченко предполагает изучении тем: «Конструирование технических объектов», «Резание металла», «Ручные и механические способы резания», «Крепление деталей», «Разъёмные и съёмные соединение», «Точение деталей на токарном станке», «Нарезание внутренней и наружной резьбы», а программа «Конструирование самоходной техники» позволяет развивать творческие и технические способности. Программа в первую очередь направлена на пробуждение интереса подростков к изучению и применению в своей работе достижений науки и техники в целях первоначальной профессиональной ориентации.
Развитые технические способности необходимы всем учащимся, в том числе и тем, которые не собираются связывать профессиональную деятельность с техникой, поскольку наличие данных способностей позволяет решать таким учащимся задачи, возникающие при использовании современной бытовой, транспортной, информационной техники в повседневной жизни.