Формирование самообразовательной компетентности будущих специалистов в процессе обучения в ССУЗе
Формирование самообразовательной компетентности будущих специалистов
в процессе обучения в ССУЗеНа современном этапе развития общества важнейшей задачей ССУЗа следует считать подготовку востребованных, конкурентоспособных специалистов, готовых к постоянному профессиональному росту, самообразованию. Проблема самообразования является одним из приоритетных направлений в среднем специальном образовании и особенно заметно начинает проявляться в период профессионального становления. Очевидно, что профессиональная подготовка будущих кадров в любых сферах деятельности должна не просто обеспечивать определённый уровень знаний, умений и навыков, но и формировать готовность к саморазвитию и самообразованию.
Образование в ССУЗе нацелено на решение двух главных задач:
1)достижение соответствующего уровня компетентности в период обучения в ОУ;
2)подготовка выпускников к проведению эффективной самообразовательной работы после окончания ОУ.
Самообразовательная компетентность должна стать одной из существенных характеристик личности выпускника ССУЗа. Кроме того, по мнению специалистов, отсутствие данной характеристики личности способно по истечении некоторого времени ослабить или даже разрушить другие составляющие профессиональной компетентности.
Будущие специалисты, как показывает практика, понимая смысл и назначение постоянного самосовершенствования, тем не менее, имеют низкий уровень сформированности самообразовательной деятельности. Прежде всего, это связано с наличием неустойчивых мотивов, отсутствием потребности в самообразовании и стойкого интереса к знаниям, недостаточных знаний, умений и навыков при организации самообразовательной деятельности. Поэтому необходимо формировать у будущих специалистов самообразовательную компетентность как способность поддерживать и повышать в процессе самообразования свой профессиональный уровень.
Формирование потребности в самообразовательной компетентности может осуществляться только непосредственно в самостоятельной работе студентов.
Особую актуальность приобретает проблема саморазвития, самовоспитания и самосовершенствования студентов среднего профессионального образования, обладающих профессиональной компетентностью, предметными знаниями по избранной специальности, развитыми способностями к самостоятельности и творчеству. Однако в настоящее время наблюдается дефицит самостоятельности, который характеризуется не только умением познающей личности овладевать знаниями и способностями деятельности без посторонней помощи, но и наличием внутреннего стремления человека к самореализации посредством самообразования.
Качество сформированности ключевых компетентностей обусловлено уровнем развития самообразовательной компетентности, которую следует рассматривать как фактор социальной конкурентоспособности выпускника, так как она позволяет получить качественное образование, овладеть профессией, достичь необходимой квалификации, при необходимости сменить специальность.
Можно выделить три основных фактора значимости данной компетентности:
1. Она обеспечивает академическую мобильность студента, его готовность освоить программу среднего профессионального образования.
2. Она обусловливает профессиональную мобильность личности выпускника, способного не только в дальнейшем развивать свои профессиональные навыки, повысить квалификацию, но и готового при необходимости поменять специальность, сферу своей профессиональной деятельности, что в свете последних событий в мировой экономике является особо актуальным.
3. Она способствует повышению качества работы учреждения среднего профессионального образования.
Самообразовательная компетентность, т.е. компетентность, развиваемая самим субъектом, им самим организуемая и контролируемая, компетентность, которую человек развивает как автор своих усилий, выступает стержнем структуры личности выпускника ССУЗа, одним из базовых ее компонентов. Самообразовательная компетентность выступает одним из проявлений социальной и профессиональной зрелости личности, обретающей особую значимость в условиях перехода к информационному обществу. В настоящее время наблюдается противоречие между стремительно нарастающим потоком информации, скоростью её распространения и ограниченными возможностями усваивать и перерабатывать её в стенах образовательных учреждений. В то же время от специалистов требуются мобильность, быстрая адаптация к изменяющимся условиям, умения обогащать и поддерживать профессиональные знания на уровне, обеспечивающим конкурентноспособность специалиста в профессиональной среде. Самообразование является необходимым слагаемым жизни человека, выступает единственной детерминантой саморазвития внутреннего мира. Таким образом, самообразовательная компетентность – это творение человеком самого себя. Самообразовательная компетентность - качество личности, характеризующее ее способность к систематической самостоятельно организуемой познавательной деятельности, направленной на продолжение собственного образования в общекультурном и профессиональном аспектах. Данного рода компетентность основывается на опыте самообразовательной деятельности, на стремлении студента расширить свой образовательный потенциал, повысить конкурентоспособность на рынке труда, реализовать индивидуальные увлечения. Можно определить критерии, которые являются обобщенными показателями формирования самообразовательной компетентности у студентов: ценностно-смысловой, рефлексивный, владение опытом саморегуляции, прагматический, владение опытом самообучения. Самообразовательная компетентность формируется на основе приобретения опыта самостоятельных проб и достижений в самообразовательной деятельности, выработки собственной индивидуальной системы учения, перехода от копирования образцов самообразования к выработке его собственной модели, включения самообразования в образ жизни студента. Процесс формирования самообразовательной компетентности включает следующие этапы:
- адаптационный этап;
- этап накопления опыта;
- собственно самообразовательный этап.
Логика процесса предполагает постепенное продвижение студентов от эпизодических проб и достижений в самообразовательной деятельности к выработке их собственной системы и включению самообразования в образ жизни студентов.
Основной целью адаптационного этапа являются актуализация мотивов и поиск смысла в самообразовательной деятельности. Формирование опыта самообразовательной деятельности начинается с простейших проб самостоятельного целеполагания и реализации образовательных намерений, которые затем вырастают в собственную самообразовательную систему специалиста. Средствами актуализации мотивов самообразовательной деятельности являются поле жизненных и профессиональных проблем; субъективные переживания студентами учебных ситуаций, реализация возможности свободного выбора заданий, оценки своей готовности к выбору образовательной задачи. Этап накопления субъективного опыта состоит в совершенствовании опыта студентов в самообразовательной деятельности. Здесь программа действий и информация усложняются, становятся более разветвленными, дифференцированными, что обеспечивает моделирование реальных самообразовательных ситуаций. На третьем этапе - собственно самообразовательном - происходит становление устойчивого смысла самообразования. Задача «научить учиться» стояла перед образованием всегда. Но сегодня она приобрела особую актуальность и для студента, и для его преподавателя.
В условиях рыночной экономики, которая требует быстрого вхождения молодого специалиста в профессию, имеет значение не только высокий уровень квалификации, но и определенные профессионально значимые качества личности, повышающие конкурентоспособность специалиста, — умение быстро осваивать новые технологические средства, повышать свой профессиональный уровень. Указанные качества особенно необходимы при формировании профессиональной компетентности, поскольку современная наука стремительно развивается как во время подготовки специалиста в ССУЗе, так и в процессе его практической деятельности. Особенно важно развить у студента интерес к накоплению знаний, к непрерывному самообразованию. Правильная организация самостоятельной работы значима и для преподавателя. Госзаказ ССУЗ выполняет в условиях, когда удельный вес аудиторного учебного времени сокращается, а доля самостоятельной работы студентов все возрастает. Идея понятна: акцент переносится с активности преподавателя на самостоятельную учебную деятельность студентов. Следовательно, от повышения эффективности самостоятельной работы зависит результат деятельности преподавателя и, в конечном итоге, качество подготовки специалиста. Но для формирования самообразовательной компетенции необходимы особые дидактические условия. Три важнейших, создание которых – потребность сегодняшнего дня.
1. На первое место по значимости следует поставить разработку особой методической системы формирования самообразовательной компетенции.
Востребованность данной методики доказывает низкий уровень теоретической, практической и психологической готовности первокурсников к самостоятельной работе. Такая методика станет механизмом реализации компетентностного подхода к самостоятельной работе. Одним из действенных ее инструментов является метод проектов.
2. Второе условие - мотивация студента, воспитание устойчивого интереса к самостоятельной работе через соблюдение особых правил.
Вот некоторые из них:
- предоставление возможности самоопределения в выборе тем, методов, форм, направлений самостоятельной работы;
- личностная значимость конечного результата;
- предоставление возможности самореализации в творчестве;
- самоанализ и самооценка формируемой компетенции.
3. Образовательное пространство ССУЗа следует организовать таким образом, чтобы студенты могли самостоятельно развивать свою компетентность. Третье условие для самообразования - развитие информационной среды. Сегодня информационная среда ОУ складывается из двух компонентов:
а) целенаправленно создаваемая информационная среда:
- электронные и печатные УМК и учебные материалы (тексты лекций, контролирующие материалы);
- библиотеки обычные и электронные и пр.
б) мировая виртуальная среда, используемая в качестве источника образовательного процесса:
- официальная информации о системе среднего профессионального образования;
- информация о рынке образовательных услуг (центры, организации) и др.
Медиа-системы расширяют возможности воздействия на интеллект и сферу чувств и способны повысить качество образования. Но и методика обучения должна быть адекватной этим немыслимым ранее возможностям, закладывая в обучение готовность к их восприятию и активность их применения. Педагогический опыт показывает, что использование современных технологий в образовании - не разовое явление, а объективное требование уже сегодняшнего дня.
Например, межпредметная интеграция знаний и умений превращается в одновременное формирование разных компетенций:
• познавательной: умение планировать деятельность;
• информационной: умение искать информацию;
• коммуникативной: умение регулировать общение;
• речевой: умение высказывать свое мнение.
Одним из важных вопросов современного образования является вопрос оценивания сформированности компетенций. В условиях компетентностного подхода традиционные варианты не годятся. Необходим набор объективных и качественных критериев. Критерии – это объективные показатели выраженности оцениваемого параметра: знаний, умений, компетенций, которые выделяются путем наблюдения за ходом выполнения задания или путем анализа представленного результата. Таким образом, оценка при модульном обучении, основанном на компетенциях, предполагает индивидуальный подход к оцениванию подготовленности обучающегося по критериям соответствия задаче модуля и освоенным компетенциям. Каковы же признаки качественной оценки компетенций? Во-первых, это обоснованность. Всем лицам, проводящим оценку, необходимо руководствоваться одинаковыми критериями и оценивать только ту деятельность или компетентность, которая является целью обучения.
Во-вторых, доступность и достоверность. Необходимо создать студентам одинаковые условия для оценки (доступ к информационным источникам). Оценивающий должен убедиться, что результат достигнут именно конкретным студентом, который умеет использовать свои знания в определенной ситуации трудовой деятельности.
В-третьих, применимость, когда методы оценки соответствуют имеющимся ресурсам.
В-четвертых, гибкость – оценка проводится тогда, когда учащийся готов продемонстрировать освоенные компетенции. При выполнении этих условий оценка становится фактором мотивации и поощрения обучающихся за достигнутые результаты. Каковы методы оценки, используемые при модульном обучении, основанном на компетенциях? К данным методам и способам оценки относятся:
- задания;
- экзамен (беседа, собеседование, тестирование, интервью);
- сбор образцов деятельности обучающихся, демонстрирующих освоение ими требуемых компетенций;
- портфолио практического обучения учащегося;
- журналы/дневники обучающихся;
- индивидуальные и групповые проекты;
- практические задания по демонстрации умений и т. д.
Задание: это упражнение, которое необходимо выполнить по заданным параметрам. Каждое задание содержит условие или описание и время, отводимое на выполнение задания. задания могут быть устными или представлять собой анализ конкретных ситуаций из практики.
Экзамен: средство оценки способности обучающегося воспроизводить и применять умения, знания и понимание в ситуации ограниченного времени и четко заданных условиях. Экзамены могут быть практическими, теоретическими, устными, в форме интервью, в форме аудирования, проводиться в устной и письменной форме.
Сбор образцов деятельности обучающихся: сбор образцов собственной деятельности обучающимися за определенный период, демонстрирующий освоение ими требуемых компетенций. Образцы создаются в различной обстановке и форме (в трудовой ситуации, на производственном обучении, в домашних условиях, во время ролевой игры) в соответствии с указанием преподавателя или мастера производственного обучения.
Портфолио практического обучения учащегося. Ценность портфолио практического обучения отражается на уровне достижений учащимися и в динамике становления умений, в выявлении сильных и слабых сторон учащегося, в возрастании уровня сложности осваиваемых операций, технологических циклов, трудовых процессов, в спектре планируемых и выполненных упражнений и работ. Работа выполняется самими учащимися, например, в форме ведения «Листов сопровождения практического обучения». Она формирует необходимые для выпускника качества и умения: самоконтроль, самооценку, рефлексию профессиональной деятельности, критичность мышления, ответственность.
Журналы/ дневники обучающихся:
Студенты ведут личные журналы/ дневники/ тетради лабораторных работ, в которых описывают свой личный опыт обучения. Во время прохождения производственной практики студенты ведут дневник производственного обучения, в котором делают записи выполняемых ими работ, норм времени, овладение определенными умениями и т. д.
Проект: вид самостоятельной творческой работы студента (может быть индивидуальный или групповой, согласно заданию). В процессе проектной работы ответственность за обучение возлагается на самого студента как индивида и как члена проектной группы. Проекты выполняются по заданию преподавателя или мастера производственного обучения. В задании указывается время выполнения работы. В групповых проектах учитывается и оценивается вклад каждого участника проектной деятельности. Последовательность этапов работы над проектом соответствует этапам продуктивной познавательной деятельности:
проблемная ситуация – поиск способов разрешения проблемы – решение.
Практика показывает, что использование в учебной деятельности перечисленных методов и способов оценки повышает эффективность обучения, которое осуществляется более осознанно.
Поскольку самообразовательная компетентность представляет собой многоаспектную характеристику специалиста, касающуюся его профессионально значимых знаний, практической подготовленности, творческих и личностных качеств, то представляется целесообразным использование ряда научно-исследовательских методов с целью качественной и количественной оценки уровня развития самообразовательной компетентности.
Опираясь на классификации, предложенные М. В. Башкировым и В. А. Сластениным, можно использовать следующие уровни для оценки сформированности самообразовательной компетентности:
1) низкий уровень, 2) средний уровень, 3) недостаточно высокий уровень, 4) высокий уровень.
Низкий уровень - отсутствие потребности в самообразовании; низкая степень мотивации и практическая неспособность к реализации самообразовательной деятельности; слабые знания из области предметов профессионального цикла, отсутствие коммуникативной активности.
Средний уровень - присутствие понимания необходимости самообразования, но эпизодичная мотивация к самообразовательной деятельности; обладание достаточными базовыми знаниями в своей профессиональной области; обладание некоторыми коммуникативными навыками.
Недостаточно высокий уровень - сформированнность набора знаний по предметам избранной специальности; понимание роли самообразования; устойчивая ориентация на эффективные способы самообразовательной деятельности.
Высокий уровень - присутствие ценностно-смысловой мотивации самообразования; умение проектировать, оценивать и анализировать результаты собственной деятельности; способность к волевым усилиям при реализации принятых самообразовательных планов; умение обращаться к различным источникам информации; систематическое занятие самообразовательной деятельностью в соответствии с устойчивыми внутренними потребностями профессионального роста и самореализации.
Выделенные уровни неразрывно взаимосвязаны, следовательно, формирование самообразовательной компетентности будущих специалистов происходит постепенно от одного уровня к другому.
Для получения объективной информации об уровне сформированности самообразовательной компетентности необходимо использовать взаимодополняющие методы, такие как опрос, анкетирование и тестирование студентов.
Система самообразовательной деятельности включается в образ жизни будущего специалиста, становится доминирующей потребностью, хотя до этого уровня доходит в современных условиях сравнительно небольшая группа студентов. Содержание процесса развития самообразовательной компетентности студента направлено на углубление и систематизацию знаний о самообразовательной деятельности как системе, на совершенствование профессиональных умений (диагностических, аналитических, прогностических, организаторских, рефлексивных, др.) в выполнении вышеназванной деятельности, в том числе на осуществление индивидуальной и коллективной деятельности в области будущей профессии. Проявлением самообразовательной компетентности у выпускника ССУЗа являются целеустремленность, ответственность, предприимчивость, настойчивость, инициативность, креативность, воля, активность мышления, умственная самостоятельность, самоорганизация, способность к рефлексии. Самообразовательная компетентность является одним из критериев оценки качества выпускника, неотъемлемой и естественной составной частью его образа жизни в любом возрасте, выступает показателем профессиональной готовности. Развивая познавательную самостоятельность в процессе обучения, студент сможет овладеть самообразовательной компетенцией, что позволит ему быть успешным в жизни, конкурентоспособным в дальнейшей профессиональной деятельности, проявляя при этом самообразовательную компетентность.
ЛИТЕРАТУРА
1. Буянова Н. В., Михайлов Н. Н. Образовательные технологии в профшколе// Инновации в профессиональной школе. М.: НИИРПО, 2008.
2. Зимняя И. А. Ключевые компетентности как результативноцелевая основа компетентностного подхода в образовании. Авторская версия [Текст]. / И. А. Зимняя. – М.: Исследовательский центр проблем подготовки специалистов, 2004.
3. Маскин В. В., Петренко А. А., Меркулова Т. К. Алгоритм перехода образовательного учреждения к компетентностному подходу: практ. пособие. М.: АРКТИ, 2008.
4. Назарова И. В. К вопросу о сущности познавательной самостоятельности и познавательной компетенции будущего специалиста [Текст] Актуальные проблемы науки и образования: сб. науч. тр./ под. ред. С. А. Ляшко: - Балашов: Изд – во «Николаев», 2005.- 156.
5. Олейникова О. Н., Муравьева А. А., Коновалова Ю. В., Сартакова Е. В. Разработка модульных программ, основанных на компетенциях: учеб. пособие. М.: Альфа–М, 2005.