Программа по внеурочной деятельности Великие этические учения (4 класс)
1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по внеурочной деятельности духовно-нравственного направления факультатива «Великие этические учения» для 4 класса составлена на основе примерной программы внеурочной деятельности, познавательная деятельность, проблемно-ценностное общение. Авторы: Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. М.: «Просвещение», 2011г. Программа адаптирована к учебному плану.
Актуальность изучаемой деятельности обусловлена тем, что предоставляется возможность планомерно достигать воспитательных результатов разного уровня .познавательной деятельности. Реализуя предлагаемое программой содержание занятий с детьми, подбирая соответствующие этому содержанию формы, педагог может постепенно «переходить» от более простых результатов к более сложным.
Занятия в рамках факультатива «Великие этические учения» позволяют школьнику приобрести знания об основных нормах и принципах нравственного поведения человека, которые нашли своё отражение в религиозных заповедях, философских притчах, мыслях, высказываниях великих учителей человечества. Знакомство школьников с первоисточниками (религиозными или философскими текстами). Обсуждение их дадут возможность сформировать у учащихся осмысленное ценностное отношение к данным нормам и заповедям.
Цели программы: Приобрести знания об истоках нравственности человека, основных общечеловеческих ценностях и норм поведения, о наиболее известных и распространённых религиозных и философских доктринах, их основателях и этических концепциях.
Задачи программы:
формирование основных норм и принципов нравственного поведения человека;
воспитание нравственности через приобщение к традиционным ценностям мировой культуры;
выработка толерантного отношения к представителям других национальностей, вероисповеданий;
воспитание патриотизма;
пробуждение интереса и формирование мотивации к изучению мировой культуры;
творческое развитие ребёнка
формирование осмысленного отношение к религиозным и философским нормам.
Пути, средства, методы достижения цели.
Средства достижения цели:
1.Аудиовизуальные
2.Электронные образовательные ресурсы
3.Наглядные
4Демонстрационные
Методы достижения целей:
1) Словесные, наглядные практические;
2)Репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые исследовательские, проблемные
3) Беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя;
4) Работа с текстами, картами, составление кроссвордов и др.
Сведения о сроках реализации программы
Полный курс рассчитан на 1год обучения в 4 классе в объёме 34 часа ( 1 час в неделю).
Место проведения: школа, семья, краеведческий музей.
Время проведения: вторая половина учебного дня, выходные дни, каникулы
Распределение часов по годам обучения
№ Наименование разделов, блоков, тем Авторская
программа Рабочая
программа
4 класс 4 класс
1 Вводное занятие. 1
2 Конфуцианская этика 4
3 Буддистская этика 4
4 Этическая концепция Сенеки 4
5 Христианская этика 4
7 Исламская этика 4
8 Этика европейского Средневековья 4
9 Этика Махатмы Ганди 4
10 Далай-лама и его «Этика в новом тысячелетии» 3
11 Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека» 2
Всего: 34
Программа может быть реализована как в работе педагога с отдельно взятым классом, так и в его работе с группой учащихся из разных классов и параллелей. Программа факультатива «Великие этические учения» рассчитана на учащихся начальной школы, увлекающимися историей мировых религий. Возраст 10-11 лет.
Формы организации внеурочной деятельности.
Форма организации работы по программе в основном – коллективная, а также используется групповая и индивидуальная формы работы.
Аудиторные занятия :Беседы, сообщения, встречи с людьми различных религиозных конфесий, Просмотр и обсуждение видеоматериала.
Неаудиторные занятия:
Экскурсии
Викторины
Интеллектуально-познавательные игры
Дискуссии
Ролевой диалог
Наблюдение учащихся за событиями в городе, стране
Обсуждение, обыгрывание проблемных ситуаций
Заочные путешествия
2. Учебно-тематический план
№ Тема Всего часов Количество часов Характеристика деятельности обучающихсяАудитор
ныеВнеаудиторные 1 Вводное занятие. 1 1 Уметь рассуждать на тему этические учения. Познакомиться с понятиями «концепция», «философия», «этика»
2 Конфуцианская этика 4 3 1 Знакомиться с высказываниями Конфуция. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию Конфуция в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
3 Буддистская этика 4 1 3 Знакомиться с основными понятиями буддистской этики. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать буддистскую этическую концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
4 Этическая концепция Сенеки 4 1 3 Знакомство с этической концепцией Сенеки. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию Сенеки в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
5 Христианская этика 4 1 3 Знакомство с христианской этикой. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям
7 Исламская этика 4 2 2 Знакомство с исламской этикой. Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
8 Этика европейского Средневековья 4 1 3 Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать этическую концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
9 Этика Махатмы Ганди 4 2 2 Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
10 Далай-лама и его «Этика в новом тысячелетии» 4 2 1 Анализировать предложенную этическую концепцию. Обсуждать концепцию в виде ролевого диалога. Вырабатывать своё отношение к обсуждаемым идеям.
11 Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека» 2 2 Подготовить вопросы к дискуссии. Проведение дискуссии.
Всего: 34 14 20 3. Содержание программы
1. Вводное занятие (1 час). Роль этических учений в жизни человека и человечества. Религиозное и атеистическое объяснение истоков нравственности. Этнокультурная специфика различных этических культур.
2. Конфуцианская этика (4 часа). Конфуций и конфуцианская этика. Знакомство с высказываниями Конфуция. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Конфуция – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
3.Буддистская этика (4 часа). Сидхартха Гаутама и буддистская этика. Дхаммапада. Знакомство с высказываниями Будды Шакьямуни. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение буддистской этической концепции – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
4.Этическая концепция Сенеки (4часа). Сенека и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами писем Сенеки. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Сенеки – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
5.Христианская этика (4часа). Иисус Христос и христианская этика. Новый завет. Знакомство с фрагментами текста Нового завета. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение христианской этической концепции – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
6. Исламская этика (4 часа). Мухаммед и исламская этика. Коран, суры Корана, хадисы. Знакомство с фрагментами сур и хадисов. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение исламской этической концепции – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
7. Этика европейского Средневековья (4часа). Фома Кемпийский. Этическая концепция трактата « О подражании Христу». Знакомство с фрагментами текста трактата. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции автора трактата «О подражании Христу» – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
8.Этика Махатмы Ганди (4 часа). Махатма Ганди и его этическая концепция. «Сатьягаха», гражданское неповиновение и несотрудничество. Знакомство с фрагментами текста с высказываниями Ганди. Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Ганди – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
9. Далай- лама и его «Этика в новом тысячелетии» (4 часа). Далай -ламаV и его этическая концепция. Знакомство с фрагментами книги «Этика в новом тысячелетии». Самостоятельный индивидуальный анализ школьниками предложенной этической концепции: «Что соотносится с моими собственными взглядами?», «Что вызывает у меня отторжение?», «Что заставило меня задуматься?» Обсуждение этической концепции Далай –ламы V – ролевой диалог. Выработка личного отношения школьников к обсуждаемым идеям и их представление в свободной дискуссии.
10. Итоговая дискуссия «Нравственность в жизни современного человека» ( 2 часа). Подготовка вопросов для обсуждения в дискуссии.
4.Предполагаемые результаты реализации программы
Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): учащиеся могут приобрести опыт исследовательской деятельности ; публичного выступления по проблемным вопросам; опыт природосберегающей и природоохранной деятельности; опыт интервьюирования и проведения опросов общественного мнения; опыт общения с представителями других социальных групп; опыт волонтерской деятельности; опыт участия в гражданских акциях; опыт организации совместной деятельности с другими детьми.
5.Формы и виды контроля
В рамках работы факультатива «Великие этические учения» проводятся внутригрупповые дискуссии, ролевые диалоги, круглые столы; формирование и отстаивание своей точки зрения, а также уважение и принятие мнения товарища. Детские исследовательские проекты, познавательные акции, совместно организуемые школьниками. Викторины, экскурсии.
6. Методические рекомендации
Педагогам рекомендуется инициировать и организовывать работу школьников с информацией воспитательного характера, предлагая обсуждать её, высказывать своё мнение, вырабатывать по отношению к ней свою позицию. Это может быть информация о мнениях разных философов и историков на тут или иную концепциею или историческую проблему, а также нравственных и безнравственных поступках людей, героизме малодушии, войне экологии, классической и массовой культуре, экономических политических или социальных проблем нашего общества. При обсуждении такой информации эффективны внутригрупповые дискуссии, они позволяют учащимся соотнести собственное мнение к дискутируемому вопросу с мнением других детей и способствует коррекции этого отношения. Кроме того благодаря дискуссии школьники приобретут опыт поведения в ситуациях разнообразия взглядов, будут учиться уважать иные точки зрения, соотносить их с собственной.