урок географии 9 кл на тему: Центральная Россия: освоение территории население.


Тема: « Центральная Россия: освоение территории и население».
Цель: изучить особенности хозяйственного освоения территории Центральной России.
Задачи:
определить влияние географического положения, природных условий и ресурсов района на процесс хозяйственного освоения его территории;
рассмотреть характерные особенности хозяйственной деятельности населения на разных этапах освоения территории Центральной России;
развивать умения устанавливать причинно-следственные связи, составлять опорные конспекты, навыки работы с картами и статистическими материалами;
формировать познавательный интерес через использование ИКТ.
Тип урока: Урок изучения нового материала.
Оборудование: Карты «Плотность населения», «Народы России», политика –административная, образцы продукции художественных промыслов населения Центральной России, мультипроектор, экран.
Ход урока.
Организационный момент.
Проверка домашнего задания
А) Устный вопрос:
-Оцените ЭГП Центральной России.
-Оцените природные условия и ресурсы Центральной России.
-Каковы особенности природы Центральной России?
- Докажите, что ЭГП Центральной России изменяется во времени.
-С именем, каких известных людей вы связываете Центральную Россию? Что вы можете о них рассказать?
Б) Проверка заполнения таблицы на странице 55 учебника «География Россия 9 класс» из серии «Полярная звезда», под редакцией А.И.Алексеева.
Изучение нового материала.
План на доске:
1.Как возникли различия в заселенности лесной и степной зон?
2.Как различались способы хозяйствования в лесной и степной зонах?
3. Какие народы живут в Центральной России?
4.В каких городах живет население Центральной России?
Изучение 1-2 вопроса осуществляется с помощью заслушивания докладов учащихся.
Затем учащиеся отвечают на вопросы:
1.Какие важнейшие этапы в заселенности лесной и степной зон Центральной России можно выделить?
2.Что такое миграция населения? С чем она связана?
3. В каком направлении шла миграция населения по территории Центральной России?
4. Покажите на карте города: Белгород, Воронеж, Мичуринск, Саранск, Пенза, Ульяновск, Муром, Смоленск.
5.Какие особенности природы степной и лесной зон имеют наибольшее значение для хозяйственного использования?

Доклад ученика.
«Лесостепная и степная зоны»
Заселение этих зон произошло очень давно, почти одновременно с освоением зоны широколиственных лесов. Вся послеледниковая история степей — это история отношений между человеком и природой.
Начало земледелия было положено в широколиственном лесу, потому что в степях первобытный человек, с его примитивными орудиями, не мог бороться против травянистой растительности, заглушающей посевы. Основу сельского хозяйства составляло подсечно-огневое земледелие. Оседлые племена использовали древесину в качестве строительного материала, топлива, для обжига керамики и плавки металла. В конце голоцена произошло значительное сокращение площади лесов. Между лесными массивами все бoльшую площадь стала занимать лугово-степная растительность.
Пыльная буря
Ко времени образования Киевской Руси девственные лесостепные ландшафты уже отсутствовали. В то же время леса служили местами укрытия от набегов кочевников и играли огромную оборонительную роль. Поэтому в пограничных районах лесные массивы всячески оберегались. Кочевники, наоборот, выжигали леса, чтобы подорвать оборону русских и расширить участки с травянистой растительностью для скота. В результате разного отношения русских племен и кочевников к растительности, леса и луга в лесостепи неоднократно сменяли друг друга.
С середины XVI в. после освобождения от монголо-татарского ига, началось укрепление и расширение Московского государства. Интенсивность хозяйственной деятельности и вырубка лесов резко возросли.
Конец XVIII в. стал поворотным этапом в освоении южных окраин России. В результате присоединения Крыма страна получила свободный выход к Черному морю и начала осваивать богатства вновь обретенного края. Быстрая колонизация южнорусских степей сопровождалась переселением в новые районы крестьян и городского населения из северных губерний, постройкой городов и селений, распашкой бескрайних степных просторов. Естественных ландшафтов становилось все меньше. Исчезали многие характерные представители степной фауны страны.
Черноземы — самые плодородные почвы. Из 300 млн га черноземных почв мира 100 млн га находится в России. Они дают 80% всей сельскохозяйственной продукции страны. В настоящее время степная зона стала полностью земледельческой. В некоторых районах пашни занимают 70% территории, а местами и более.
Вывод: заселение лесной зоны, с центром вокруг Москвы и более защищенной от набегов татар, шло быстрее. Освоение степной зоны происходило постепенно, по мере укрепления государства.
Доклад ученика.
«Как различались способы хозяйствования в лесной и степной зонах?».
Миграции населения по Восточно-европейской равнине представляли фактор, который после распада Древнерусского государства оказывал влияние на экономическую, политическую, этническую и культурную ситуацию. В IX-X веках в Волжско-Окском междуречье, где создавалось ядро историко-этнической территории русских, финно-угорские племена - весь, мурома, мещёра, меря, а также голядь балтийского происхождения, проживали чересполосно с восточнославянским населением. На эту территорию в поисках благоприятных условий для земледелия устремилось несколько потоков славянских переселенцев, которые, пересекаясь в Волжско-Окском междуречье, создавали там постоянное восточнославянское население. Уже в IX веке складывались районы компактных поселений, возникают наиболее древние города - Белоозеро, Ростов, Суздаль, Рязань, Муром.
Миграции славянского населения были органически связаны с расширявшимся освоением территорий, включением Волжско-Окского междуречья в систему межкняжеских отношений. Осваиваемое междуречье в конце X - начале XI вв. вошло в политическую структуру Древнерусского государства, о чём свидетельствует учреждение княжеского стола в Ростове для сыновей князя Владимира в 988. Фактически эта область выходила за границы междуречья и со второй половины XIII века воспринималась как Северо-Восточная Русь. В XII веке Северо-Восточная Русь была частью Древнерусского государства. Если во времена расцвета Киева понятия "Русь", "Русская земля" распространялись прежде всего на Киевскую и Черниговскую земли, то с XIII-XIV вв. они ассоциировались с северо-восточным регионом. В XII веке Владимир Мономах и его сын Юрий Долгорукий в борьбе за киевский княжеский стол опирались на Северо-Восточную Русь, вели там градостроительство, укрепляли и защищали её от военных угроз и разорений. В XI веке в Древнерусском государстве насчитывалось более 90 городов, в XII веке их было 224, этот рост продолжался, несмотря на монголо-татарское нашествие.
Вторая половина XII века явилась переломным этапом в истории Древнерусского государства. Начался процесс его распада, наступала эпоха многих политических центров, внёсшая изменения в этнополитическую и демографическую ситуацию в Восточной Европе. После смерти Владимира Мономаха (1125) прекратилась зависимость северо-восточных земель от южнорусских князей. Политический центр древнерусских земель перемещался во Владимир, и сыновья Юрия Долгорукого Андрей и Всеволод активно укрепляли политическое значение княжества, что способствовало усилению колонизационного движения кривичей с запада и вятичей с юго-запада на северо-восток. Появились новые города - Устюг, Кострома, Нерехта, Соль Великая, Унжа, Городец, в 1221 - Нижний Новгород. Монголо-татарская власть над Русью изменила политическую ситуацию на Восточно-европейской равнине. Связь северо-восточных русских княжеств с южнорусскими землями была нарушена, Новгородская республика и Псков обособились от других русских областей. После разорения Чингисханом наиболее заселённых земель с их центрами - Владимиром, Суздалем, Ростовом, Переяславлем и Юрьевым и последовавших во второй половине XIII века вторжений туда монголо-татарских войск начался отлив русского населения с востока и из центра Северо-Восточной Руси на более лесистый и безопасный запад, в бассейн реки Москвы и к верхнему течению Волги. Это способствовало усилению Москвы и Твери к концу XIII века. Внутренняя колонизация Волжско-Окского междуречья поощрялась боярством, князьями и монастырями.
Колонизация охватывала не только окраинные районы Волжско-Окского междуречья; она выходила за его пределы на северо-запад, север и северо-восток, в Заволжье, она прослеживалась даже на юг, за Окой, в пределах Рязанского княжества. Рязанские поселенцы спускались по Дону, оседали по его притокам Тихой Сосне, Битюгу, Хопру. Поднимались новые города, центры сельских волостей и центры новых княжеств. В междуречье Волги и Оки насчитывалось 55 городов.
На протяжении второй половины XIII-XV вв. происходила перестройка сельского хозяйства, внедрение полевого пашенного земледелия, освоение под земледелие лесной целины, строительство многих тысяч деревень и распространение трёхполья в Северо-Восточной и Северо-Западной Руси.
Изменение территориальной основы политической консолидации русских земель зависело не только от внутренней колонизации Северо-Восточной Руси, изменения систем полеводства и выгод положения Москвы, Твери и Нижнего Новгорода. В Волжско-Окском междуречье сходились выходцы из разных областей, и это усиливало процесс сложения основного ядра русского народа.
Миграции русского населения в лесостепную и степную полосы Восточно-европейской равнины, на территории бывшего «дикого поля», на востоке смыкались с миграциями в Среднее Поволжье и на юго-востоке, постоянно пополняли казачье население, осваивавшее с XVI веке бассейн нижнего Дона и Приазовье. Во второй половине XVI века в Среднем Поволжье русское земледельческое население концентрировалось в районах возведённых на волжском правобережье во второй половине XVI века городов - Чебоксар, Цивильска, Козьмодемьянска, Кокшайска, Санчурска, Лаишева, Тетюшей, Алатыря, где оно поселялось среди чувашей и татар. В Среднем Поволжье русскому заселению не угрожали такие опасности, какие представляли на "диком поле" крымские татары. Однако московское правительство во второй половине XVI - первой половине XVII вв. также возводило засечные линии, а при создании Белгородской черты продолжило её от Тамбова к Симбирску (Корсунско-Симбирская линия), а в Заволжье несколько ниже Симбирска в 1652-56 возвело Закамскую линию для предотвращения набегов ногайских и башкирских отрядов. В XVI-XVII вв. Среднее Поволжье заселялось преимущественно стихийным путём. Однако в этом краю стали появляться и "переведенцы", т. е. зависимое крестьянство, владельцам которого - светским феодалам и монастырям - раздавалась земля.
Заселение русскими Заволжья (луговой стороны) в массовом масштабе стало происходить лишь с XVIII века. В Башкирии и вниз по Волге русские селения вплоть до XVIII века появлялись лишь около городов Уфа, Самара, Царицын, Саратов. Для их защиты в 1718-20 в междуречье Дона и Волги была сооружена Царицынская оборонительная линия.
По разным подсчётам в Русском государстве в середине XV века насчитывалось 6 млн. человек, в первой половине XVI века - 6,5—14,5, в конце XVI века - 7-15, в XVII веке - до 10,5-12 млн. человек.
Вывод: Разнообразие видов деятельности и подвижность населения ядра центральной России заложили основу опережающего роста центра и отставания периферии.
3.Какие народы живут в Центральной России?
Задание:
Прочитайте текст на с.57 и выпишите, какие народы живут в Центральной России.
Кто населяет Центральный район? (Русские)
Русские являются самым многочисленным народом Центральной России. Они преобладают во всех областях Центрального, Центрально-Черноземного, Волго-Вятского районов. Центральный район - ядро формирования русского народа.
Задание:
- Используя текст учебника, ответьте на вопрос: почему Центральный район считается ядром формирования русского народа?
- Центральный район - это междуречье Волги и Оки - ядро формирования русского народа. Именно отсюда русские расселялись по огромной территории на север, восток и юг. Именно здесь сложился физический тип и характер великороссов. Вот как в конце ХIX века этнографы описывали великороссов.
Великороссы, составляющие основную часть населения Центральной России, - народ довольно видный, статный и красивый. Борьба с трудностями в условиях суровой природы сделала их выносливыми, терпеливыми, мало требовательными к благам жизни.
Сезонность сельскохозяйственных работ определила особый ритм жизни. Короткое лето с неустойчивой погодой заставляло работать быстро, напрягая все силы, сообща, «всем миром». Долгая зима, давая продолжительный досуг, позволяла заниматься разнообразными ремеслами. Неблагоприятные природные условия учили выживать, поэтому население с давних пор отличалось предприимчивостью, энергией и подвижностью.
Учитель: Давайте рассмотрим обычаи и традиции русских людей.
Обычаи и традиции русских людей (сообщение ученицы). Рассказ сопровождается показом презентации «Русский народный костюм» (приложение 2.1.).
Русские относятся к славянской группе индоевропейской семьи. Исповедуют православие. Главными религиозными праздниками являются Рождество Христово, Пасха, Троица. Из языческих праздников до сих пор отмечается Масленица, которая совпадает с «проводами зимы».
Русские использую письменность кириллицу (её создали славянские просветители Кирилл и Мефодий). Традиционной едой на Руси считались каши, квашеная капуста, ржаной хлеб, крестьяне также собирали грибы, ягоды. По праздникам пекли пироги, блины.
Нелегкой была жизнь простого человека. Тяжёлый труд от зари до зари в поле, забота об урожае, о домашних животных. Но когда наступал долгожданный праздничный день, люди словно преображались - надевали самую лучшую, самую красивую одежду. Устраивали гулянья, игры, водили хороводы, пели песни. Не зря говорили наши предки, что «встречают по одежке…» Одежда могла много рассказать о семейном положении, возрасте её владельца.
Одежда русских отличалась по губерниям. Но, как правило, женщины носили рубаху с длинными рукавами, на которую одевали сарафан. На голове - платок. Мужчины носили рубаху почти до колен длиной, и штаны, часто в полоску. На ногах летом носили лапти, которые плели из лыка, а зимой валенки.
По узорам на одежде, по ярким головным уборам (кокошникам, рогатым шапочкам - кичкам) можно было, например, узнать, что женщина первый год замужем и детей у неё пока нет.
Праздничную одежду хранили в сундуках, нередко передавали её из поколения в поколение. Такую одежду старались сшить из дорогой ткани, украшали вышитыми орнаментами, для отделки использовали жемчуг, стеклярус, бисер или блёстки.
Вышивка не только украшала одежду, но имела ещё волшебное «значение». По народным поверьям, вышитые узоры должны приносить счастье, удачу, достаток в дом и здоровье. В орнаментах на одежде можно увидеть изображения солнца, звезд, Древа жизни с птицами на ветках, цветы, фигурки людей и животных. Такой символический орнамент связывал человека с окружающей природой, с чудесным миром легенд и мифов.
Только девушки могли ходить с непокрытой головой. Девушки заплетали одну косу, украшая лентами, венками, а замужние женщины - две косы.
Каждая невеста вышивала свадебные рубашки для себя и будущего мужа, а также ткала цветной узорный поясок. С древнейших времен пояс считался оберегом. Девушки носили на вышитых поясах карманы - «лакомники», женщины - небольшие карманчики-кошельки, а мужчины подвешивали к поясу гребни, кисеты.
Задание:
Представители каких народов, кроме русских, проживают в настоящее время на территории Центрального района? (Чуваши, татары, мордва, и т.д.)
- Какие демографические процессы характеризуют население района? (Демографический кризис, во всех областях сложилась крайне неблагоприятная демографическая ситуация: естественный прирост имеет отрицательную величину.)
- По таблице 1 (приложение 2.2.), определите какова доля городского населения? Сделайте соответствующий вывод. (Доля городского населения преобладает и составляет 84 %).
4. В каких городах живет население Центральной России?
- Большая часть населения Центральной России сконцентрирована в больших и малых городах, среди которых много древних.
Викторина: «Какой город?» (приложение 2.3.).
Задание:
- Используя текст учебника с.58, ответьте на вопрос: какие из перечисленных городов являются туристическими центрами Центральной России?
1.Москва; 2.Сергиев Посад; 3.Ростов; 4.Ярославль; 5. Суздаль; 6.Владимир; 7.Воронеж; 8.Смоленск; 9.Новгород; 10.Курск; 11.Тула.
5. Знакомство с выставкой « Народные промыслы Центральной России».
Из числа учеников заранее выбирают экскурсоводов, которые и познакомят детей с изделиями и центрами производства. Учащиеся заполняют таблицу «Центры народных промыслов Центральной России», с.59 учебника.
1 экскурсовод. (Слайды 1-3) Презентация «Народные промыслы Центральной России» (приложение 2.4.).
Вятка упоминается впервые в летописях в 1374 году. Эту дату и считают временем основания города. В 1452–57 годах на берегу реки вятки был построен укрепленный кремль-крепость Хлынов. В XV веке город был присоединен к Москве. В начале XVI века население Хлынова стало наполняться выходцами с Северной Двины и особенно из Великого Устюга. Последние их основали на правом берегу Вятки Дымковскую слободу. Именно здесь и зародился знаменитый игрушечный промысел. Дымковская игрушка – уникальное явление в русском искусстве.
Техника изготовления дымковской игрушки не очень сложна. Лепится она из простой красной глины, обжигается, а затем покрывается меловым грунтом. По белому фону игрушка покрывается анилиновыми красками, разведенными на молоке. Яркая малиновая, желтая, синяя роспись на белом фоне обогащается орнаментом в виде точек, кружков, клеточек, зубцов. Иногда поверх узора налепляются кусочки сусального золота, придающие игрушкам большую нарядность.
– Так как зарождение промысла связано с древним народным праздником свистунья, то наиболее популярными раньше были свистульки в виде коней, всадников, коров, птиц. Мастерицами изготавливаются дамы, кавалеры, няни, модницы, встречаются композиции, изображающие народные гулянья, праздники. (Рассказ сопровождается показом экспонатов).
2 ученик. Хохлома. (Слайд 4-14). Рассказ сопровождается с показом экспонатов и презентации.
Выходят ученики с ложками, кувшином.
Эх, расступись, честной народ,
Нижний Новгород идет.
Мы ближайшие соседи старой Вятки,
Мы частенько здесь бывали, знаем все ее порядки.
Привезли сегодня чудо – вещи Хохломы!
– В деревнях без нашей посуды и дня не обходится: в нее и кипяток лей, и щи горячие, и кашу с пару накладывай – ничего не сделается. Искусство наше зародилось еще в XVII веке в селе Хохлома.
Говорят, будто давным-давно поселился за Волгой веселый мужичок-умелец. Избу поставил, стол да ложку сладил, посуду деревянную вырезал. Варил себе пшенную кашу и птицам пшено не забывал насыпать. Прилетела как-то к его порогу жар-птица. Он и ее угостил. И вдруг жар-птица прикоснулась своим крылом к чашке, и чаша стала золотой. Это, конечно, легенда, сказка. Сказка – ложь, да в ней намек… не оттуда ли, не из сказки ли появилась эта удивительная, сказочная, рукотворная красота? А как же на самом деле?
– Хохломское изделие изготавливается из липы, березы и первоначально существует в виде белой деревянной ошкуренной и отдельной заготовки. Затем это “белье” покрывают слоем жидкой глины, пропитывают сырым льняным маслом, шпаклюют, покрывают поверхность олифой 3–4 раза, каждый раз просушивая, последний раз при температуре 60–70оС. На эту еще недосушенную поверхность наносится хорошо растертый с водой алюминиевый порошок. Затем идет роспись яркими красками (красного, желтого, коричневого, зеленого и черного цветов).
Учитель: А что тут такого сложного? Может, и нам попробовать сделать такую посуду?
– В свое время иностранные купцы, с которыми мы бойко торговали, захотели наладить такое же производство у себя. Однако ничего не получилось. Оказалось недостижимым русское начало, они его не поняли.
– Хохломской росписью расписывали различную домашнюю утварь: посуду, прялки, шкатулки. Хохломские изделия считались хорошим подарком. Чаши всегда принимались с удовольствием. Хоть все они и имели одинаковое название, но отличались друг от друга и формой и росписью.
– В больших количествах изготавливали ложки – ложка у каждого была своя. Ложки и сейчас используются и как музыкальные инструменты.
4. Городецкая роспись. (Слайды15-18).
Сообщение учащихся.
– А мы к вам прибыли с Приузолья – северо-запада Нижегородской области. Заволжская тайга! Великий лесной край, где зеленое вечно живое море простирается до самого горизонта. Кажется, сама природа порождает легенды о бездонных здешних озерах в неезженых дорогах, сказочных существах, обитающих в глухомани. Здесь родина двух изумительных народных промыслов – хохломского и Городецкого. Какова же история Городецкого народного промысла?
– Стояли по берегам Узолы дубравы. Величественные дубы гляделись в черное зеркало воды, время и волны точили берег, и валились деревья в омуты. Дуб лежал в воде, морился, становился черным и тяжелым. И однажды какой-то крестьянин попробовал украсить прялочное донце резной фигуркой из мореной дубовой древесины. Постепенно городецкое донце стало непременным атрибутом нехитрого крестьянского хозяйства. Делать их начали из осины и липы. Белые донца, вытесанные из мягкой древесины, сами просились под резец или кисть.
– В 1870 году в деревню Курцево приехал иконописец Н.И. Огуречников править роспись в местной церковке. Он и надоумил курцевских умельцев делать донца не резные, а крашеные, показал, как варить олифу, снабдил масляными красками (кистью работать резвей и веселей). И разлетелась вскоре чудо-красота по всей России.
– Чего только не было изображено на донцах мужицкой рукой. Тут сцены чинных чаепитий, пестрые цыганские хоры, разудалые народные гулянья, кавалеры, барышни, кошки, петухи, пышные розаны и павлины. Впрочем, павлины были очень похожи на индюшек, которых в каждом крестьянском дворе было не по одной.
– Родившись в 30 км от Хохломы, городецкая роспись сразу выбрала свое русло. Там, где у хохломы дела вершили 4 цвета, городские краски пылали всей палитрой. Городецкая роспись – холодная. А в рисунке – сюжетные картины “мещанского быта”. Так с прялочных донец и покатилась слава приузольских резчиков и живописцев. После возрождения промыслов роспись перенесли с прялок на новые формы: солонки, чаши, разделочные доски, игрушки, детскую мебель. Посмотрите на красоту Городецкой росписи.

5. Жостовские подносы. (Слайды 19-20)
Сообщение учащихся.
А у нас подносы есть,
Что не можно глаз отвесть.
– Стародавними предшественниками жостовских железных подносов были изделия из благородных металлов: серебра и золота, существовавшие еще в римские, греческие, египетские времена. А непосредственными, ближайшими их предшественниками в России стали нижнетагильские подносы, известные с середины XVIII века. Но в начале XIX века этот промысел пришел в упадок, уральские подносы были вытеснены жостовскими.
– Деревня Жостово бывшей Троицкой волости Московской губернии поначалу имела промысел кустарный, надомный. Осип Вишняков объединил существовавшие до этого разрозненные надомные промыслы, основав свою постоянную фабрику. Подносы в Жостове уникальны. Роспись делается без эскизов. В прошлом жостовские изделия украшались пейзажами со сказочными замками, жанровыми сценами, позднее цветами. Цвет фона разнообразный, классический – черный.
6. Гжель (Слайды 21-23)
Сообщение учащихся
А мы, ребята гжельские,
Известны на Руси
Керамикой чудесною –
У каждого спроси.
– Гжель – это название поселка в 60 км от Москвы и одновременно собирательное название целого района московской губернии, где с давних пор было повсеместно развито керамическое мастерство. Впервые местечко Гжель упоминается в духовной грамоте Ивана Калиты в 1328 году. К середине XVII века относятся первые сведения о Гжели как о местности, богатой хорошими глинами. По указу царя Алексея Михайловича крестьяне Гжельской волости поставляли глины в Москву. В 1724 году в Гжели появился первый завод. Постепенно наш край стал полноправным хозяином керамического производства в России.
– Роспись по фарфору гжельских мастеров отличается яркостью, свободной кистевой росписью. Сочетание белого фона с синей подглазурной росписью стало типичным для мастеров Гжели. Орнамент узоров, в основном растительный, рисуется вручную.
7. Палех. (Слайды 24-25)
Сообщение учащихся.
– А мы купцы из Палеха. Знаменит наш край своей миниатюрной живописью. Производство изделий из папье-маше возникло в России в начале XVIII века. Известно четыре центра лаковой миниатюры. Палех – один из них. Еще славятся своим искусством федоскинские мастера из Подмосковья, из села Данилково, что тоже под Москвой. Четвертый центр – село Холуй, наш Палеховский сосед. Село упоминается еще в рукописи XV века.
– Федоскинская миниатюра пишется на черном фоне масляными красками. Прежде чем писать, мастер наклеивает на фон тонкую пластинку перламутра или листочек сусального золота, которые, просвечивая через слой краски, придают ей декоративность.
– Два косогора, усеянных избушками, между ними полусонная речушка Палешка – вот и все знаменитое еще с XVII века село Палех. Грандиозными тайнами волшебного искусства владели крестьяне. Художники Палеха пишут не масляными красками, а темперой, то есть красками, разведенными на клею и яичном желтке. Рисунок Палеха яркий, чистый, лаконичный, выразительный. Палехские миниатюры производят впечатление подлинных драгоценностей.
– Икона палехского письма была изумительно нарядна, от мечты о празднике жизни ее несравненное сияние. А когда отпала нужда в иконах, казалось, высохнет Палешка, изладятся косогорчики села. Но разве отпала нужда в мечте, в празднике, в золотистой и голубой развеселой и умной жизни?! И не стали мастера приспосабливаться к новой жизни и новым сюжетам, а просто вымыли свои кисти и гордо пишут красоту и клеймят злую силу бестрепетными мазками. А за волшебными этими мазками – торжественное и спокойное, земное и любезное сердцу Отечество.
8. Финифть. (Слайды 26-27)
Сообщение учащихся
– А мы к вам прибыли из тихого провинциального городка Ростова Ярославской области. Каждый день город принимает гостей, комфортабельные “Икарусы” мягко подъезжают а Кремлю, туристы высыпают из автобусов, фотографируются на фоне белокаменных стен… живописный Кремль на озере Неро, фрески XVII века в его соборах, архитектурные ансамбли Спасо-Яковлевского и Авраамиевского монастырей, занимательные ростовские звоны. Белокаменная сказка, златоверхий город князя Гвидона из “Сказки о царе Салтане”.
– А еще славится Ростов финифтью – дневной по красоте росписью по эмали, зародившейся здесь в конце XVII века. В переводе с греческого “финифть” означает светлый, блестящий камень. И действительно, белоснежные пластинки из стекловидных сплавов, обожженные при высокой температуре, тверды, как камень, а роспись на них драгоценно сияет.
– В экспозиции Ростовского архитектурного музея-заповедника представлены работы старых мастеров: нагрудные иконки, образки, женские украшения с цветочной росписью, миниатюрные портреты и пейзажи на крохотных шкатулках.
– Сейчас в Ростове создана фабрика “Ростовская финифть”. Одно время появилось у ростовских мастеров опасение, что мода на финифтяные украшения пройдет, что наскучат цветочные росписи. Нет, видно, это не мода вовсе: во все времена женщинам финифть к лицу. А очарования своего она от того не теряет, что живописные традиции веками накоплены. В этом вы можете убедиться сами (демонстрируются украшения).
– А сейчас мы послушаем ростовские колокольные звоны. Они недавно были отреставрированы после долголетнего молчания. Подобной ростовской звонницы нигде нет. (Звучат колокола.)
IV. Закрепление изученного материала.
Проверка заполнения таблицы
V. Итог урока
Учитель: Полюбить Россию можно лишь тогда, когда увидишь всю прелесть застенчивой русской природы, сквозь душу пропустишь трагическую и героическую историю русского народа, удивишься красоте архитектурных ансамблей и монастырей, послушаешь знаменитые ростовские звоны и прикоснешься сердцем к прекрасным творениям простого русского народа.
Для того чтобы любить, нужно все это видеть и знать. И я думаю, что наш сегодняшний урок, поможет вам в этом.
Оценки за урок.
Задание на дом. Читать параграф:12, с.56-59.
Ответить на вопросы: «Это я знаю», с.59.
Подготовить презентации на следующие темы:
«Мордовская Республика»,
«Республика Марий –Эл»,
«Чувашия – мой край Родной»,
«Нижегородская область»,
«Кировская область».