Образовательный проект Государственные символы России и Мордовии в патриотическом воспитании учащихся в образовательной области искусство
МКУ «Центр информационно-методического обеспечения муниципальных
образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района Республики Мордовия
Конкурс педагогических работников образовательных учреждений
«Образовательные проекты»
«Государственные символы России и Мордовии» в патриотическом воспитании учащихся в образовательной области «искусство»
Автор: Ноздрина Вера Михайловна
учитель изобразительного искусства
МОУ «Первомайская СОШ»
2015
Оглавление
1 Паспорт проекта………………………………………….… …………………..3
Глава 1 1.1. Методическое обоснование проекта…………………………………………5
Актуальность, новизна, проблема, гипотеза ……………………………….5
1.3.Цель проекта …………………………………………………………………...7
1.4.Педагогические задачи………………………………………………................7
1.5.Ожидаемый результат………………………………………………………….8
Глава 2 2.1.Реализация проекта……………………………………………………………10
2.2. Контроль над реализацией проекта………………………………………….11
2.3. Анализ проведённых мероприятий………………………………………….13
2.4. Итоги и выводы……………………………………………………………….14
2.5. Достигнутые результаты……………………………………………………..14
Литература…………………………………………………………………………15
Приложение 1……………………………………………………………………...16
Приложение 2……………………………………………………………………...17
Паспорт проекта
Полное
название проекта «Государственные символы России и Республики Мордовия» в патриотическом воспитание учащихся в образовательной области «искусство»
Автор проекта Ноздрина Вера Михайловна
Тип проекта творческий, групповой, долгосрочный
Срок реализации 1 учебный год
Исполнители и участники проекта учащиеся 1-9 классов, учителя, родители учащихся
Основания
для разработки
проекта Государственная политика в области патриотического воспитания:
Национальная доктрина развития образования в Российской Федерации до 2025 года;
Концепции модернизации российского образования;
Требования ФГОС в образовательной области «Искусство»
Инновационные технологии Проблемно-исследовательские
личностно-ориентированные
игровые
проектные
интегрированные
Компьютерные информационные технологии При создании проекта были использованы ресурсы сети Интернет, авторская презентация, созданная в среде LibreOffice Impress, текстовый редактор LibreOffice Writer.
Сроки и этапы
реализации проекта сентябрь 2014 г. – май 2015г., долгосрочный
I этап - Организационно-подготовительный (сентябрь-октябрь).
Этап включает в себя обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, определение цели и задач проекта, подбор и изучение методической и нотной литературы, учебно-методических пособий, анкетирование, разработка концепции проекта в целом.
II этап - Реализация проекта - ноябрь-апрель 2014-2015 года.
комплексная работа по практическому воплощению мероприятий проекта: организация, подготовка и проведение конкурсов, участие в выставках школы, проведение тематических классных часов, работа над проектами.
III этап - Заключительный - май 2015 года - рефлексия, подведение итогов, анализ деятельности, применение критериев эффективности реализации проекта, оформление результатов. Сопоставление результатов с прогнозируемыми, определение перспектив на будущее.
Проектный продукт
Для педагога:
1. Методическая разработка «Патриотическое воспитание средствами искусства».
2. Методические разработки открытых уроков с патриотической тематикой.
3. Презентация «Государственные символы России».
4. Презентация «Государственные символы Республики Мордовия».
5. Беседа для учащихся младшего школьного возраста «России славная история».
6. Конкурс рисунков для родителей по патриотическому воспитанию «Герб нашей школы».
Для учащихся:
Проведение внеклассного мероприятия «Любимый край, Республика моя!».
Участие в праздниках, посвященных памятным датам в жизни России 2. «День пожилых людей. Выставка рисунков «Всё это Родина моя или портреты милых бабушек». 3. «Международный День матери». Выставка рисунков в сельском Доме Культуры и районный конкурс детского рисунка «Мы любовью маминой согреты».
4. «А, ну-ка, мальчики» (День защитника Отечества). Выпуск стенгазеты.
5. День победы «Нам дороги эти позабыть нельзя» выставка рисунков в школе и республиканский конкурс рисунков «Поклонимся великим тем годам». 6. День России выставка рисунков в школе «Россия – Родина моя».
7. Проекты учащихся, посвященные культуре своего села, района и Республике.
8. Конкурс рисунков «Герб нашей школы»
Контроль над исполнением Результаты контроля проявляются в публичных выступлениях, выставках, конкурсах различного уровня, защита проектов учащимися, публикация разработанных уроков в электронном издании «Искусство»
Глава 1
Методическое обоснование проекта
Начало XXI века - время высоких технологий и инноваций во всех сферах современного российского общества. Но, к сожалению, в нашей духовной жизни наблюдаются кризисные явления: падение нравственности, национальная рознь, отсутствие взаимопонимания, происходит обесценивание вечных ценностей, на которых держится мир. Эти процессы обусловлены самыми разными социальными причинами, нарушением связей, которые соединяли поколения, поэтому очень важно заложить в детях нравственные устои и патриотические настроения, которые всегда определяли менталитет русского человека.
В общеобразовательных школах пласт патриотического воспитания разработан достаточно полно и объемно (практически во всех предметах), о чем свидетельствуют программы и методические работы учителей на затронутую проблему, Но я решила искать особые методические приёмы которые бы позволили учащимся с лёгкостью справляться с заданиями на уроках изобразительного искусства и закрепить полученные знания в практических работах. В связи с этим возникают определенные противоречия:
между потребностями государства и уровнем патриотической воспитанности учащихся;
между национальными традициями русского народа и современными социальными условиями;
между достижениями педагогики в области патриотического воспитания и недостатками их практического воплощения;
между психологическими особенностями современных детей и их потребностью в увлекательных формах деятельности и традиционной формой привлечения их к участию в мероприятиях патриотической направленности.
Проанализировав основные противоречия, я пришла к выводу, что существующая система патриотического воспитания на уроках изобразительного искусства нуждается в совершенствовании и применении инновационных форм и методов ее организации.
Актуальность проекта «Государственные символы России и Республики Мордовия» заключается в том, что очевидна необходимость новых подходов к патриотическому воспитанию в образовании детей. Проблема формирования разносторонней и полноценной личности, обладающей патриотическими чувствами, посредством искусства приобретает особое значение. Решение этой проблемы требует новой идеологии и подходов в образовательной и воспитательной деятельности. С раннего школьного возраста нужно воспитывать детей гражданами своей малой и большой Родины. Поэтому необходимо, кроме элементарных сведений о стране и республике, в которой они проживают, дать ознакомительные сведения о гербе и флаге. У любого народа они символизирует святость и гордость. Их назначение – объединение народов, проживающих на одной территории, на основе общей истории и традиций, отраженных в гербе, флаге и гимне. Очень важно воспитывать у детей ответственность, гражданскую позицию, любви к своей Родине, к своей Республике
Новизна проекта заключается в инновационном подходе к решению проблемы воспитания патриотических чувств средствами искусства. Сам же инновационный подход в реализации проекта состоит в понимании патриотического воспитания как основы для реализации личностно-ориентированного обучения, в выявлении возможностей искусства в патриотическом воспитании. Воспитательное воздействие воплощается через активную творческую деятельность учащихся и основано на традициях русской культуры.
Проблема, которая находится в основе проекта, заключается в необходимости совершенствования патриотического воспитания посредством использования возможностей, заложенных в искусстве. Данная проблема обусловила новое осмысление сущности патриотического воспитания, его места и роли в жизни. Ее решение требует новой идеологии в образовательной и воспитательной деятельности. Необходимо подчеркнуть, что понимание символических значений, нравственных смыслов, а тем более истории возникновения, становления и развития государственных символов представляет определенную сложность для взрослого человека, не говоря уже о ребёнке. Поэтому очень важна организация систематической методической работы в этом направлении. Принципиально важно для ознакомления школьников с гербом, флагом, гимном России и Мордовии является сочетание познавательной деятельности, игровой и продуктивной. Формирование у школьников представлений о гербе, флаге и гимне России и нашей республики сложно, но можно решать творчески и интересно. Основной идеей проекта является формирование у детей чувства любви к своему Отечеству на основе разнообразных форм практической деятельности на уроках и во внеурочное время
Гипотеза: я предполагаю, что процесс воспитания патриотизма детей средствами искусства будет эффективным в том случае, если его основной составляющей является нравственное содержание, основанное на духовном наследии отечественной и мировой культуры; он строится с учетом принципов расширения связей с социумом; опирается на развитие эмоциональной сферы ребенка; предусматривает раскрытие творческих способностей личности; представляет собой последовательный процесс совместной деятельности взрослых и детей, обеспечивающий целостное воздействие на ребенка.
Проект разработан на единой концептуальной основе, расширяя горизонты воспитания, образования и развития учащихся. Проект органично встраивается в кружковую работу, предусматривает развитие навыков творческой деятельности учащихся с учетом возрастных особенностей детей и совместной деятельности детей и взрослых. Работа с родителями - одно из важных условий реализации проекта, так как родители закладывают основы мировоззрения ребенка, его морали и эстетических вкусов. Позиция семьи во многом определяет успешность воспитательной политики школы. Этот процесс будет эффективным, если школа и семья будут представлять собой единую воспитательную систему. В проекте предусматривается повышение педагогической культуры родителей, их участие в конкурсах, как с детьми, так и среди родителей.
Целью проекта является создание условий для воспитания патриотических чувств учащихся путем обновления форм, методов и приемов педагогического воздействия, развитие личностной культуры ребенка как основы его любви к Отечеству через эмоциональное воздействие произведений искусства и творческую деятельность. Цель, которую преследует учитель, преподающий уроки художественно-эстетического цикла, при формировании у школьников проективных умений, - вызвать в каждом ученике веру в искусство как средство выражения сообразно индивидуальным наклонностям и потребностям.
1.4. Педагогические задачи:
1. Изучить государственные документы и методическую литературу по данному вопросу.
2. Использовать современные педагогические технологии обучения и воспитания, позволяющие развивать гражданские качества личности школьников.
3. Показать пути создания развивающей среды, обеспечивающей новую качественную ступень в патриотическом воспитании с помощью художественно-творческой деятельности учащихся.
4.Разработать цикл мероприятий, наполненных патриотическим содержанием по организации совместной творческой деятельности и досуга родителей и учащихся.
5. Разработать и проверить на практике модель патриотического воспитания в урочной и внеклассной воспитательной работе.
6. Представить результаты опыта по воспитанию патриотизма средствами искусства на конференциях и конкурсах различного уровня.
Образовательные задачи:
1. Пробудить у детей чувство сопричастности к Отечеству, к своему народу, интерес к его прошлому и настоящему.
2. Формировать познавательные интересы учащихся на основе любви к родному селу, району, республике, стране.
3. Выявлять интересы детей в творческой деятельности и реализовать их через систему внеклассной воспитательной работы.
4. Повысить педагогическую культуру родителей на основе совместной деятельности.
Воспитательные задачи:
1. Способствовать формированию мировоззрения учащихся через обогащение возможностей патриотического воспитания.
2. Привить ребенку ощущение себя как гражданина своей страны и ее патриота через различные формы творческой деятельности.
3. Формировать чувство уважения к национальным традициям, истории своего народа.
4. Способствовать эмоциональному развитию детей на основе положительных примеров национальной культуры и искусства.
5. Обеспечить взаимодействие между педагогами и родителями в воспитании патриотизма и гражданственности детей.
1.5. Ожидаемый результат:
повышение уровня знаний об истории родного края и Отечества;
воспитание уважительного отношения к государственным символам России и законам государства, к культурным памятникам родного края;
знание государственных праздников, имеющих значение в развитии русской государственности;
реализация творческого потенциала каждого обучающегося в различных видах деятельности;
возрастание заинтересованности родителей в успехах своих детей.
Для успешного апробирования и практической реализации всех направлений проекта необходим один учебный год. Главное – «запустить» проект, а в дальнейшем он будет обогащаться, и дополняться новыми формами и мероприятиями патриотического содержания, которые с момента появления идеи объединить их единым воспитательным пространством патриотического содержания, приобретут целенаправленный, плановый и систематический характер.
Я считаю, что патриотическое воспитание немыслимо без опоры на культурные традиции, которые обладают уникальными ресурсами развития личности в процессе творческой деятельности. В основу реализации проекта положены следующие инновационные приемы и технологии:
личностно-ориентированная направленность;
интеграция различных видов искусства: музыки, живописи, элементов театрализации, игры.
деятельностный подход как средство воспитания патриотизма в результате практической деятельности;
комплексный подход как метод, позволяющий раскрыть образ Родины во всей многогранности через разные виды искусства.
Ведущим интегрирующим принципом проекта является погружение в художественный мир образов, воздействие которых направлено на развитие эмоционального отношения к идеям патриотизма и, как следствие – на воспитание искусством. В проекте разработана модель патриотического воспитания средствами искусства как целостного явления. Предлагаемая модель духовно-нравственного воспитания учащихся строится на приобщении детей к культурному наследию своего народа. Данную модель я представляю в виде постепенного восхождения к вершине — цели проекта, охватывающей разные формы урочной и внеурочной деятельности и раскрывающей патриотическую идею. Главный результат будет заключаться в усвоении учащимися вечных нравственных ценностей: милосердии, сострадании, в стремлении к добру и неприятию зла.
На первой ступени происходит погружение в тему. Перед детьми поставлен ряд проблемных вопросов: «Кто такой патриот?», «С чего начинается Родина?», «Что такое малая Родина?», «Что вы знаете о своих корнях?», причем ответы на вопросы они ищут самостоятельно, активно включаясь в поиск.
На второй ступени создаются условия для формирования комплексного понимания идей патриотического понимания в искусстве. При выполнении творческих заданий (рисунков красками, графических рисунков, аппликаций, вышивки, батик) учащиеся в эмоциональной форме, воспринимают национальные особенности, культурные традиции и патриотические идеи, близкие сердцу русского человека.
На третьей ступени проводятся внеклассные мероприятия, которые предполагают участие в проектной деятельности, Учебный творческий проект – это самостоятельно разработанный и изготовленный продукт (материальный или интеллектуальный) от идеи до её воплощения, обладающий субъективной или объективной новизной выполненный под контролем и при консультации учителя.В процессе работы над созданием учебного проекта учащиеся переживают конкретные ситуации преодоления трудностей, приобщаются к проникновению в глубину явлений, процессов, конструируют новые объекты.
Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество – это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы.
На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают рисунок или иное изделие (декоративно-прикладного характера), начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия – от идеи до окончательного изготовления проекта
Глава 2 Реализация проекта
2.1.
Организация педагогической работы
№ Мероприятие Название Срок
1. Методическая разработка по вопросам патриотического воспитания «Патриотическое воспитание художественно-графическими средствами» Сентябрь
2. Выступление на заседании РМО с докладом и презентацией проекта Педагогический проект Патриотическое воспитание через «Государственные символы России и Республики Мордовия» в образовательной области «искусство» Октябрь
3. Работа над презентацией
«Государственные символы России» Сентябрь
4.
Работа над презентацией «Государственные символы Республики Мордовия» Октябрь
Работа с учащимися
1.
Научно-познавательная игра 1-2 класс «Флаг и знамя России» Сентябрь
2.
Выставка рисунков «Я - патриот России» Октябрь
3. Урок – соревнование 3-4 класс «Флаг Республики Мордовия» Октябрь
4.
Выставка рисунков к школьному мероприятию «День пожилых людей» «С чего начинается Родина или портрет любимой бабушки» Ноябрь
5. Выставка рисунков, в сельском ДК к празднику «День матери» «Портрет моей мамы» Ноябрь
6.
Муниципальный конкурс рисунков «Мы любовью маминой согреты» Ноябрь
7.
Урок – практикум 6 класс «Герб Республики Мордовия» Декабрь
8. Внеурочная деятельность 1-4 классы «Герб Лямбирского района» Декабрь
9.
Научно – познавательная викторина для 8-9 классов «Государственный гимн – символ страны» Январь
10. Урок – практикум 6-7 класс «Государственный герб, предыстория двуглавого орла» Январь
11. Выпуск поздравительной стенгазеты «Слава защитникам Отечества!» Февраль
12. Проектная деятельность учащихся «Герб нашей школы» Февраль
13. Тематический классный час «Гимн Республики Мордовия, история его создания» Март
14.
Республиканский конкурс рисунков «Поклонимся великим тем годам…» Апрель
15. Урок - путешествие в 5 классе «Государственные символы России и Республики Мордовия» Апрель
16. Выставка рисунков «Нам дороги эти позабыть нельзя» Май
Работа с родителями
1. Беседы с родителями о проекте «Выбор художественного материала для детского творчества» Сентябрь
2.
Конкурс рисунков родителей и
детей «Герб нашей школы» Январь
Февраль
3. Беседы с родителями «Художественно-эстетическое воспитание в семье» В течение года
4. Консультации для родителей Воспитание гражданина России В течение года
2.2. Контроль над реализацией проекта
Критериями оценки результатов проектной деятельности учеников являются: 1) владение способами познавательной деятельности; 2) умение использовать различные источники информации, методы исследования; 3) коммуникативные и адаптивные качества: умение работать в сотрудничестве, принимать чужое мнение, противостоять трудностям; 4) самоорганизация: умение ставить цель, составлять и реализовывать план, проводить рефлексию, сопоставлять цель и действие.На уроках изобразительного искусства учащиеся выполняют, в основном, творческие проекты, т.е. создают то или иное изделие, начиная с выбора темы, сбора материала, изучения техники исполнения изделия - от идеи до окончательного изготовления проекта.Проектная деятельность охватывает различные виды декоративно- прикладного искусства. Это: лепка, бумажная пластика, папье-маше, вышивка, декоративная роспись, аппликация, мягкая игрушка, полуобъемные и объемные сувениры, батик - роспись по ткани, изготовление разных декоративных панно и т.д. Приобретение навыков труда, овладение разнообразными ремесленными процессами формируют у учащихся подлинное уважение и любовь к трудовой деятельности. Ребята ощущают потребность приобретения необходимого опыта, чтобы испытывать удовлетворение и чувство радости при виде результатов собственного труда. Ведь разнообразные произведения декоративно-прикладного искусства, разные поделки выражают ту самую тоску рук по рукоделию и радость души от неё, которая издревле жила в народе и выражалась в разных ремеслах. Стимулом для дальнейшего творчества для них как раз и является конечный результат (удачная, радующая его глаз и душу его собственная рукотворная вещь). Учитель инициирует рождение и развитие проекта, вместе с учеником «проживает» его, помогает ученику осуществить самостоятельное исследование.В конце 7 класса завершается курс изобразительного искусства, и все учащиеся в 8 классе могут выполнить один из проектов, связанный с патриотическим воспитанием через искусство. В начале 1 четверти на выбор учащимся даётся несколько тем. Затем вместе с детьми проводится анализ предстоящей деятельности: обсуждается, какие должны быть разделы, как нужно оформить свою работу и т.п. В 1 и 2 четверти учащиеся ищут материал и оформляют проекты, консультируются с учителем по возникающим вопросам. С наступлением 3 четверти начинается защита проектов в форме презентаций, зачастую с использованием мультимедийных технологий. По результатам работы каждый из детей получает несколько оценок: за само содержание проекта, его оформление и за качество защиты.Создание любого проекта немыслимо без творчества, ведь творчество - это всегда принятие оригинального, нового, неповторимого решения, это всегда инициатива, которая сейчас очень важна, чтобы приносить пользу людям, привлекать к активной деятельности, к созидательности. Именно проектная деятельность на уроках изобразительного искусства содействует развитию у детей творчества, способности выйти за пределы обыденного, найти истинное решение той или иной проблемы. Учителю необходимо помнить, что творческое начало заложено в каждом ребенке, важно только найти способы его раскрытия. Поэтому следует уделять одинаковое внимание всем детям, независимо от успешности выполняемой ими работы. Чрезмерные требования к качеству проектов учащимися, особенно младших классов, и резкая критика их работ могут погасить интерес, увлеченность новым делом. Учитель должен оказывать дозированную помощь каждому ученику, замечать каждый его успех или неудачу, поощрять и направлять работу, стимулировать интерес к творческой проектной деятельности, а вера в успех детей принесёт реальные плоды. Одним из принципов развития творческих данных ребенка является объяснение и практический показ приемов работы. Без этого нельзя ожидать от детей хороших результатов. Однако, наряду с обучением учащихся различным техническим приемам, нужно знакомить их и с известными произведениями искусства, а если их нет, то демонстрировать образцы, созданные самим учителем, если даже они выполнены не на таком высоком художественно-профессиональном уровне, как у известных мастеров. Таким образом, учащиеся получают возможность сравнивать свои работы с произведениями тех, для кого искусство является призванием, а это в свою очередь, учит их относиться к искусству особо, не как к обычному обязательному предмету школьной программы. Изучая виды искусства в ходе проектной деятельности, учащиеся соединяют знания технических приемов с художественной фантазией, присущей их детскому воображению. Их художественная продукция - проектные работы - довольно часто находят свое реальное практическое применение в оформлении помещений классов и школьных рекреаций, таким образом, приобретая живой общественный смысл, становясь трудом на благо других. Например, работая над созданием «Герба школы», где привлечены школьники и их родители, планируемый результат найдёт практическое применение и будет использоваться в качестве Герба Первомайской школы.
2.3. Анализ проведенных мероприятий: реализация проекта позволяет утверждать, что моя гипотеза подтверждается: патриотическое воспитание в школе является эффективным при опоре на нравственное содержание и духовное наследие отечественной культуры; при последовательном процессе совместной деятельности взрослых и детей, который обеспечивает целостное воздействие на духовный мир ребенка.
Развивающая среда, созданная в проекте, помогает осуществить его основные направления. Беседы по искусству дали представление о славной истории России, а участие в конкурсах и выставках является стимулом для совершенствования исполнительского уровня. Совместное творчество создаёт ситуацию успеха, заставляет детей поверить в себя и свои возможности, раскрывают их творческий потенциал. Применение проектных технологий способствует развитию мышления, формирует необходимые коммуникативные навыки на основе совместной деятельности и взаимной помощи.
2.4. Итоги и выводы:
1. Содержание мероприятий по патриотическому воспитанию должно быть связано с увлекательными формами, направленными на развитие социальной активности, гражданской ответственности, воспитанием чувства гордости за свою страну, знакомством с историей, культурой и ценностями страны и родного края.
2. Для привлечения обучающихся к участию в тематических мероприятиях более подходят массовые формы проведения праздников, конкурсов, выставок.
3. На основе предложенного содержания проект может быть обогащен тематикой, связанной с культурным достоянием каждого региона.
4. В ходе реализации проекта я пришла к выводу, что подобные занятия, игры объединяют детей общими переживаниями, эмоциями, способствуют формированию коллективных взаимоотношений.
2.5. Достигнутые результаты:
повышение роста познавательной активности путем участия в проектной деятельности;
высокий уровень исполнения произведений патриотической направленности;
повышение уровня социализации, интерес к совместной творческой деятельности;
обеспечение досуговой занятости детей и подростков;
повышение эффективности патриотического воспитания обучающихся через апробацию новых форм и методов работы;
усиление активности родителей в делах школы и как результат укрепление роли семьи в учебно-воспитательном процессе.
Именно с таких первых шагов и начинается воспитание любви к Родине. Патриотизм должен стать основополагающей ценностью для юных граждан России. Необходимо и нам, педагогам, помнить, что если мы не будем целенаправленно заниматься патриотическим воспитанием детей с раннего возраста, у нас не вырастет молодое поколение, способное прославить свою Родину, которые могли бы с гордостью сказать: «Мы — будущее России!».
Литература
1. Безрукова В.С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург, 1996.2. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.3. Васильев В. Проектно-исследовательская технология: развитие мотивации. – Народное образование. – М., 2000, № 9, с.177-180.4. Гузеев В.В. «Метод проектов» как частный случай интегральной технологии обучения. Директор школы. М., 1995, № 6, с.34-47.5. Селевко Г.К.Современные образовательные технологии: Учебное пособие.-М.: Народное образование,1998.-256с.6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практич. Пос. для работников общеобразовательных учреждений. М.: АРКТИ, 2003.7. Методические рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.educom.ru/ru/documents/archive/advices.php.
8. Гражданственность, патриотизм, культура межнационального общения – российский путь развития.// Воспитание школьников.- 2002. – № 7.
9. Кузнецова Л.В. Развитие содержания понятий «гражданственность» и «гражданское воспитание» в педагогике ХХ века.//Преподавание истории и обществознания в школе.- 2006.- № 9.
10. Патриотическое воспитание. Нормативные правовые документы. 2-е издание, переработанное. - М.: 2006.
11. Сухомлинский В. А. Родительская педагогика. - М.: Просвещение, 1977.
12. Е.В.Пчелов «Государственные символы России. Герб, флаг, гимн» - М. «Русское слово» 2002.
13. «Республика Мордовия». Саранск «Мордовское книжное издательство» 1998.
14. «Близкий сердцу край, земля Лямбирская» 2002.
Интернет-ресурсы
2. http://smolpedagog.ru/box.html
3. http://www.vesti-moscow.ru/
4. http://www.dissercat.com/
5. http://festival.1september.ru/articles/518222/pril1.doc
6. http://matclub.ru/matclub.php?d=4&p=18&t=1&w=9940
Приложение I
№ Вопросы для анкетирования
Учащихся 6-9 классов
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8. Какие чувства вызывает у Вас слово «Родина»?
Кого можно назвать патриотом?
Считаешь ли ты себя патриотом?
Испытываешь ли ты чувство гордости за свою страну?
Что ты знаешь о государственной символике?
Прав ли американский президент, заявляя: «Не спрашивая, что твоя Родина может сделать для тебя, - спроси, что ты можешь сделать для своей Родины» (Джон Кеннеди).
Хотели бы вы уехать из России, чтобы работать и жить за рубежом?
Гордитесь ли тем, что вы родились и живете в России?
Было опрошено 36 учащихся. В ходе анкетирования я выяснила, что не все отчетливо понимают, какой смысл скрывается за словами «патриот», «гражданин», «патриотизм», какие именно качества они должны воспитывать в себе, чтобы стать в будущем опорой для своей страны. Но тем не менее чувство гордости за свою страну испытывают 80% учащихся. При этом основаниями для этого являются: отдельные личности, достижения в спорте, историческое прошлое страны. Определение Родины как места, в котором они родились и живут, дали 57% анкетируемых, для 25% - это семья, для оставшейся части — страна в целом. По 6 вопросу с президентом согласились 62%, остальные высказывали различные точки зрения, где в основном преобладало потребительское отношение, что тоже является показателем недостатков нашего патриотического воспитания. Хотя уехать из России, чтобы жить за рубежом, высказали пожелания лишь 15.
Приложение 2
Урок – путешествие для учащихся 5 класса
Тема: «Государственные символы России и Республики Мордовия»
Цель: воспитание на примере изучения государственной символики и её истории патриотизма и гражданственности.
Задачи:
Образовательные:
1.Изучение истории происхождения герба, гимна, флага.
2.Познакомить учащихся с государственной символикой России и Республики Мордовия.
Развивающие:
1. развить творческий интерес, познавательную активность.
Воспитывающие:
1.Формирование устойчивого интереса к истории России. 2.Воспитать любовь к Родине, к родному краю, ее истории, культуре, чувство гражданина своей страны;
Оборудование: плакаты «Государственные символы России» и «Государственные символы РМ»; звукозаписи: Государственный гимн РФ (музыка А. Александрова, слова С. Михалкова); Государственный гимн РМ (музыка Н. Кошелевой, слова С. Кинякина);
Эпиграфы: "Герб и флаг страны отражают историю народа, мечту Создателя и достоинство своих граждан". М. Монтень.
План:
Беседа о государственной символики России.
Беседа о символике РМ.
Игра.
Тест.
Практическое выполнение задания.
Подведение итогов.
Ход урока - путешествия:
Назовите слова, которые являются для вас самыми родными и дорогими на свете. ( Мама, друг, школа). – Да, правильно! И еще есть одно дорогое слово, о нем вы узнаете, если правильно разгадаете кроссворд. Итак, вопросы:
– Течет-течет – не вытечет, бежит-бежит – не выбежит. (Река) – Про какое дерево говорят: "Мерзнет, дрожит на ветру"? (Осина) – Живет в лесу работник – лесной носатый плотник. (Дятел) – Вежливое слово. (Спасибо) – Место, где лежат карандаши, ручки, ластики. (Пенал) – Белые сапожки, зеленые сережки. (Береза)
– Правильно, Молодцы! Это слово – Родина. Родина – это дом, в котором мы живем, и русская береза, и крик кукушонка, и полянка в лесу. Это место, где мы родились и выросли.
Стихотворения мордовского писателя Никула Эркая «Живу тобою»:
… Родимый край! Тобою я живу!
Я – в каждом колосе, в былинке каждой.
Где б ни был я – с неутолимой жаждой.
Родимый край, тобою я живу!
Мне без тебя на свете жизни нет.
Ты – вдохновенье, ты – мое дыханье.
Ты – всех моих рассветов полыханье.
Мне без тебя на свете жизни нет.
- Ребята, а как называется наша Родина? ( Россия). – Правильно. Наше государство называется Россия, Российская Федерация. А чем отличается одно государство от другого? ( Они отличаются языком, на котором разговаривают народы, своими символами, историей, традициями, географическим положением). – Сегодня мы с вами познакомимся с символами нашего государства – Российской Федерации. К символам государства относятся герб, гимн, флаг. - Республика Мордовия тоже имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика. Для того чтобы все узнать, мы отправляемся с вами в путешествие. И так, путешествие начинается. Все готовы? Поехали.
Станция "Историческая"
В новое тысячелетие Россия вошла с обновлённой государственной символикой. Наши новые, но в то же время преемственные по отношению к прежним, символы отражают важные вехи в многовековом историческом пути России. Музыка гимна написана в советские годы. Флаг – императорский. Двуглавый орёл появился ещё в Московском царстве. Символы государства означают его независимость, подчёркивают особенности и значимые традиции, сложившиеся в ходе исторического развития. Наша страна по-разному называлась на протяжении истории. В создание государственных символов вносились изменения. (смотрим слайды: герб+ наш герб) – Это очень старинный герб. Он появился 500 лет назад – в 1497 году. Впервые его ввел царь Иван Васильевич – великий князь всея Руси, как его называли. В дальнейшем в герб вносились изменения. (смотрим слайды: герб+ наш герб)
Государственный герб – это официальная эмблема государства. У нас очень красивый герб. На нем изображен двуглавый золотой орел. Орел – символ солнца, небесной силы, огня и бессмертия.
Станция « Литературная»
Помощники:
- А ты знаешь, что слова-герб, гимн и флаг заимствованные?
-Флаг в переводе с греческого языка означает "сжигать, озарять, гореть".
-Гимн в переводе с греческого слова — торжественная песнь в честь божества — хвалебная песнь, музыкальное произведение торжественного характера.
- Герб в переводе с немецкого языка означает – наследство.
-Ребята для, того чтобы узнать название следующей станции, вам нужно разгадать ребусы (отгадывают)
- Что же зашифровано в первом ребусе? (1 ряд-Мордовия) - слайд
(2 ряд-республика)
-Правильно. Следующая станция называется:
«Республика Мордовия»
Республика Мордовия имеет свою государственную символику, как и любая страна, любая республика. Мы с вами уже говорили о символах России, поэтому вы должны знать: что мы называем государственными символами? ( гимн, флаг, герб)
- Правильно: флаг, герб и гимн, выражают государственность Республики Мордовия, многонациональность, самобытность и традиции народов РМ.
И мы делаем остановку на станции «Наш флаг»
Андрей Степанович Алешин (слайд-фото) является автором флага РМ, член Союза художников России, живет в г. Саранске.
Флаг – (слайд) прямоугольное полотнище, состоит из трех горизонтальных полос: мареновая (темно-красная, красят корнем подмаренника), белая и темно-синяя. Похожие цвета использованы на флаге России. Это сходство неслучайно, ведь мордовский народ и русский народ уже 1000 лет вместе.
Мареновый цвет на флаге означает животворящее начало, темно-синий – напоенная влагой плодородная земля, белый – чистота и мудрость. На широкой белой полосе располагается восьмиконечная розетка – символ солнца, тепла и доброты.
- Где в жизни мы можем увидеть флаг?
Творческая работа «Соберите пазлы»
- На вас огромная ответственность – вам необходимо правильно воссоздать элементы флага РМ. Мы сейчас с вами вместе соберем модель нашего Государственного флага и флага Р.М. Все необходимое находится у нас на столе.
(У детей - белая, синяя и красная полосы и солярный знак)
Ребята делают модель флага.
- Поднимите модели флага. Да, Российский флаг – это трехцветное полотнище с белой, голубой и красной полосами, а флаг Р.М.- это темно-красный, белый и темно- синий. Хорошо справились с заданием. Молодцы. Можете пройти на свои места. А мы отправляется на следующую станцию.
Следующая станция – "Герб". На гербе, автор которого Николай Дмитриевич Чикринев, педагог МГПИ, мы видим французскую форму щита. Щит часто используется в гербах, т.к. каждому народу приходилось отстаивать свою землю, свободу, независимость. На щите цветов флага еще один щиток с изображением древнего герба г. Саранска: в серебряном поле лисица и три стрелы, расположенных вертикально сверху вниз. На гербе мы видим гривну, женское украшение золотого цвета, как символ древнего происхождения, красоты и богатства мордовского края. 7 орнаментов – 7 городов РМ. Золотые колосья пшеницы – символ процветания и национального единства, т.к. на территории Мордовии дружно живут люди разных национальностей. Завершается герб солярным знаком.
- Где вы сталкивались с изображением герба?
- Из фрагментов составьте герб. Будьте предельно внимательны.
(У детей пазлы с фрагментами герба)
– Молодцы ребята, хорошо справились с заданием. И мы отправляемся на станцию "Гимн".
Гимн Республики Мордовия - это музыкальный символ государства. Он может звучать во время торжественных мероприятий государственного значения, на спортивных праздниках в честь победителя и в других важных случаях. Автор музыки Нина Васильевна Кошелева, (слайд-фото) которая родилась и выросла в Мордовии, проживает в г. Саранске. Она является Членом Союза композиторов России, заслуженный деятель искусств Мордовии. Стихи гимна написал Сергей Васильевич Кинякин,( слайд-фото) житель г. Саранска, Член Союза писателей России, заслуженный поэт Мордовии. Гимн звучит на трех языках – эрзянском, мокшанском и русском, подчеркивая тем самым единство русского и мордовского народа. Давайте послушаем отрывок из нашего гимна. Кто знает слова, может подпевать. Запомните, что гимн нужно слушать стоя. Поэтому, прошу всех встать.
Звучит Гимн.
- А теперь настало время узнать, кто был самым внимательным и хорошо усвоил символы Республики Мордовии. Станция «Любознательная»
Тест «Знаешь ли ты свой край?»
1) Что относится к государственным символам Республики Мордовия?
а) рассказ
б) песня
в) гимн
2)Кто автор флага Республики Мордовия?
а) Милованов Б.Г.
б) Алешкин А.С.
в) Мухин А.А.
3) Какие цвета имеет флаг Республики Мордовия?
а) красный, синий, зеленый
б) темно-красный, белый, темно-синий
в) белый, красный, желтый
4) Что означает белый цвет на флаге Республики Мордовия?
а) животворящее начало
б) напоенная влагой плодородная земля
в) чистота и мудрость
5) Кто автор герба Республики Мордовия?
а) Курдюков А.Д.
б) Чикринев Н.Д.
в) Макаров В.Ф.
6) На каких языках звучит гимн Республики Мордовия?
а) мокшанский, эрзянский, русский
б) русский, татарский
в) эрзянский, татарский, мокшанский7) Назовите автора музыки гимна Республики Мордовия?
а) Кошелева Н.В.
б) Душский М.И.
в) Вдовин Г.Г.
8) Кто сочинил слова гимна Республики Мордовия?
а) Иванов А.В.
б) Кинякин С.В.
в) Никонов И.П.
Станция «Художественная мастерская»
Постановка художественной задачи:
Я предлагаю вам выполнить проект своего собственного герба или герба своей семьи. При выполнении самостоятельной работы постарайтесь использовать новые знания о гербах.
Станция «Конечная»
Вот и закончилось наше путешествие, я надеюсь, что оно для вас было интересным и увлекательным (подведение итогов).