Урок «Социальная инфраструктура. Научный комплекс. Проблемы и перспективы развития комплекса»
План-конспект урока
Социальная инфраструктура. Научный комплекс. Проблемы и перспективы развития комплекса.
Цели урока:
Образовательные:
выявлять какие отрасли относятся к непроизводственной сфере;
показать состав сферы обслуживания, науки и их географию.
Развивающиеся:
продолжить развитие умения выделять главное при работе с учебником, презентациями;
развивать умения анализировать разные источники географической информации;
развивать умение обобщать полученные результаты;
стимулировать любознательность.
Воспитательные:
формировать личную жизненную позицию.
Ход урока
Учитель: Здравствуйте, ребята! Начинаем урок географии.
Слайд 1. Взгляните на фотографии и ответьте, какой комплекс мы изучаем?
Слайд 1. К какому сектору экономики комплекс относится?
Слайд 2. Что такое инфраструктура?
Слайд 2. На какие сферы подразделяют инфраструктурный комплекс, какие отрасли в них входят?
Учитель: Как называется тема нашего урока? Сформулируйте тему урока. А как ,по-вашему, какие цели нужно поставить, чтобы усвоить материал?
Слайд 3. Тема урока
Записываем в тетрадях тему урока
Слайд 3. Цели урока.
Учитель: (слайд 7.) Непроизводственная сфера состоит из отраслей непосредственно обслуживающих население (сфера обслуживания) и отраслей обеспечивающих существование государства и общества в целом (управление, наука, охрана правопорядка)
Слайд 4 Вопросы классу: Как вы понимаете, что такое обслуживание? Что такое услуга?
Слайд 4. Запись и отработка понятий.
Учитель: (слайд 5) Сфера обслуживания – одна из важнейших сфер современного хозяйства, определяющих качество жизни населения. Она имеет сложный состав и напрямую связана с уровнем экономического развития государства и личными доходами граждан. Откройте учебник стр.121, таблица 24
Задание. Используя, таблицу назовите отрасли третичного сектора экономики и назовите предприятия, учреждения, которые относятся к этим отраслям (слайды 5-9).
Учитель: Какие услуги, связаны с производственной сферой? (слайд 9)
Задание. Используя, таблицу назовите отрасли четвертичного сектора экономики и назовите предприятия, учреждения, которые относятся к этим отраслям (слайды 10).
Итог работы с таблицей (слайд 11)
Учитель: Сейчас мы познакомимся с некоторыми отраслями и выслушаем представителей от отраслей. Слово предоставляется представителю жилищно-коммунального хозяйства (подготовленный ученик), презентация «Жилищное строительство и жилищно-коммунальное хозяйство», учебник стр. 122, таблица 25.
Итог: назовите проблемы этой отрасли.
Слово предоставляется представителю отрасли «Туризм и рекреация» (подготовленный ученик), презентация «Туризм и рекреация».
Итог: назовите проблемы этой отрасли.
Слово предоставляется представителю отрасли «Наука» (подготовленный ученик), презентация «Наука». Учебник стр. 125, рис.71, стр.126, рис.72
Учитель: Ребята, как вы увидели в сфере обслуживания много разных профессий: это врачи, учителя, воспитатели, продавцы и другие расширение сферы услуг предоставляет большие возможности для обеспечения занятости населения, что особенно важно для регионов, испытывающих экономические трудности.
И так подводим итоги по изученному материалу (выслушать высказывания обучающихся), слайд 12.
Учитель: Задание: используя, справочник Приуральского района и справочный материал (на рабочем столе ноутбука), заполните таблицу и сделайте вывод об обеспеченности разными услугами населения с. Аксарка (выполнение практической работы №10) (Слайд 13,14). Обучающиеся работают в парах.
Учитель: сделайте вывод о проделанной работе. Слайд 14.
Домашнее задание. Слайд 15
Рефлексия: И так, подошёл к концу наш урок. Что показалось трудно на уроке? Чем вы можете поделиться со своими друзьями, одноклассниками по теме урока.
Спасибо всем за урок!
За урок все обучающиеся получают оценку (за практическую работу). Некоторые получают еще одну оценку за устные ответы.
15