Разработка урока Судьба населения села Красновидово в судьбе населения России



Обобщающий урок в 9 классе по теме «Население России»

Тема урока: «Судьба населения села Красновидово в судьбе населения России»
Задачи урока:
1. Познакомить учащихся с историческим прошлым нашего села, с событиями, происходившими в стране и нашедшими отражение в судьбах жителей;
2.Познакомить учащихся с современной демографической ситуацией села в сравнении с
Россией;
3.Воспитывать чувство любви к своей малой родине-части великой России;
4. Привлечь учащихся к поисковой и практической деятельности;

Подготовительная работа:
1. В СМСУ взять данные о населении нашего села: численность, национальный состав, возрастные показатели, рождаемость, смертность и оформить графически.
2.В музее М. Горького взять материал по истории Красновидова:
-Легенды об образовании Красновидова;
-Село в начале XX века;
-Коллективизация, первые колхозы.
-Война в жизни нашего села;
-Красновидово в послевоенные годы;
3.Написать небольшие сочинения на темы:
-Мой дедушка-ветеран Великой Отечественной войны;
- Моя бабушка- труженица тыла;
-Мой знаменитый сосед;
-Знатные люди нашего села; ( темы могут быть сформулированы по-другому, но главная тема - о жителях нашего села)
4.Написать стихи о селе.
5.Принести фотографии села, местных жителей и оформить стенды.
Оформление урока: стенды, рассказывающие о людях нашего села,
демографические материалы о численности населения, национальном составе, количестве, дворов, высказывания выдающихся людей о родине, о Красновидове, песня о
Красновидове ( Гимн села);
Вступительное слово учителя.
Сегодняшний урок мы посвящаем подведению итогов изучения темы «Население России». Наша задача - на примере жизни нашего села показать, что Красновидово - часть великой России, что все события, происходившие в разное время в стране, как в капле воды, отразились на судьбах наших односельчан и нашего села.
Понятия «Родина» и «человек» неразрывны. Лев Николаевич Толстой писал:
« Родина-это движение народа по своей земле из глубины веков к желанному будущему, в которое он верит и создает своими руками для себя и своих поколений. Это - вечно рождающийся поток людей, несущих свой язык, свою духовную и материальную
культуру и непоколебимую веру в законность и нерушимость своего места на Земле».
Мы завершили изучение темы «Население России». Это - последний урок по теме,
посвященный нашему селу, людям нашего села, уже далекой истории и нашей
современности. Я приглашаю вас к разговору о причастности жителей с. Красновидово к судьбе населения России. Было ли одно событие в стране, которое бы не отразилось на
судьбах наших земляков - красновидовцев?





Внимание к высказыванию на доске:
Не так названье важно для страны,
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и чем живет народ,
Узнать любой страны особый нрав
Мы сможем, лишь людей ее узнав...
Я пока не назову автора этих строк, мы вернемся к ним в конце урока и, может быть,
сделаем еще один важный вывод. А сейчас давайте наметим план, по которому мы расскажем о Красновидове:
1. О чем говорят легенды
2. Бурлаки.
З. Красновидово в начале XX века.
4. Коллективизация. История колхозов. Колхоз им. М. Горького.
5. Великая Отечественная война.
6. Ветераны войны и труда
7. Знатные люди нашего села.
8.Красновидово сегодня Анализ демографической ситуации.
Учитель:
Начнем с истории. До нас дошли красивые легенды о том, как возникло наше село.
Какой из них верить - решайте сами. ( Заслушиваем легенду о посещении наших мест
Екатериной 11 и легенду о красном атамане).
В книге «Поволжские города и селения» 1870 года о Красновидове говорилось так: «Здесь было 375 дворов, около двух тысяч жителей, занимающихся хлебопашеством,
рыболовством и садоводством. Здесь насчитывалось 350 садов». А я бы добавила, что
много жителей нашего села зарабатывали свой нелегкий хлеб бурлачеством.
(Заслушиваем сообщение о бурлаках. Внимание к картине И. Репина «Бурлаки на Волге»"и к стихотворению «Бечева»
Эта улица крайняя к Волге,
А с неё вся- то Волга видна,
И, прижавшись тесно друг к другу,
Здесь когда - то стояли дома.
А сейчас их осталось мало,
Хватит пальцев одной руки,
И отсюда всегда было видно,
Как тянули баржу бурлаки.
А в далёкие, тяжкие годы,
Когда Волга была не такой,
Не ходили по ней теплоходы,
Бурлаки шли унылой толпой.
И картина была такая,
Словно с репинского холста,
Помнит стоны бурлацкие Волга,
Помнит всех бурлаков бечева.
Бечевою подбутые лапти
На ногах были у бурлака,
И тянул он баржу вверх по Волге,
В метре рядом плескалась река.
Дружно - вместе тянули расшиву,
Упираясь лаптями в песок,
Лямка больно врезалась в плечи,
Отдохнуть бы, хотя б с часок
Только окрик хозяина строгий
Обрывал даже в мыслях покой,
Так и шли, друг на друга не глядя,
Узкой тропочкой- бечевой.
И не скоро придут они в Нижний,
Кто придёт, ну, а кто-то и нет,
И расчёт им хозяин выдаст,
Вычтя штрафы и скромный обед.
Отдыхая от груза такого,
Бурлаки пропивали гроши,
Промотавшись, обратно в деревню
Возвращались назад босяки.
Тяжела ты, бурлацкая доля,
Твой сезон лишь по чистой воде,
Лёд как только пройдёт - зашагают
Вверх по Волге, по бечеве.
Труд бурлацкий село наше знало,
Бечевы нам вовек не забыть, В бурлаки подавались селяне,
Чтоб хоть как-то семью прокормить.
Сотня лет пролетела над Волгой,
И другие вокруг времена,
Нет сейчас бурлаков, но осталась
От бурлачества нам бечева.




Учитель: в 1888 г. в селе произошло событие, которое для тех времён событием не было. В апреле в село пришёл никому не известный юноша- Алексей Пешков. Поселился он у Михаила Ромася, имевшего торговую лавку. Кто бы мог подумать, что этот юноша напишет одну из страниц истории нашего села. О жизни в нашем селе, о нравах, царивших в те времена, он напишет в своей трилогии «Мои университеты».
(Слушаем сообщение о посещении нашего села Максимом Горьким)

Учитель: Непростые времена переживали жители села в конце XIX начале XX века.
Слушаем сообщение о событиях начала XX века. Коллективизация 1929-1932гг. Используются материалы о коллективизации в селе из музея М. Горького в с. Красновидово.

Учитель:
Старожилы рассказывают: «Прошла весть о том, что по радио будут передавать какое- то важное сообщение. Народ подтягивался к единственному радиоприемнику, который был на ХПП (Заготзерно). И вот в назначенное время прозвучали слова о начале Великой Отечественной войны, о том, что без объявления войны фашисты напали на нашу страну.
Все были поражены услышанным. У многих на глазах были слезы. Тут же состоялся
митинг, на котором выступали руководители. А назавтра уже была объявлена всеобщая
мобилизация. Это было страшное, тяжелое, голодное время. Мужчины ушли на фронт.
Кто - по призыву, кто- добровольцем. А дела остались женщинам, старикам, детям. Им надо было заменить ушедших на фронт. Там, на фронтах Великой Отечественной войны,
красновидовцы вершили боевой подвиг, а в тылу вершился подвиг трудовой.

Заслушиваем сообщения о ветеранах Великой Отечественной войны и о ветеранах труда Сообщение о нашем земляке, полном кавалере орденов Славы Ларягине Николае Григорьевиче.

Учитель:
К 50-летию Победы нашего народа в Великой Отечественной войне была выпущена республиканская «Книга Памяти», в которой упомянуты фамилии погибших в 1941-1945 гг. на полях сражений с фашистской Германией. В этом скорбном списке 3770
человек-уроженцев нашего Камско-Устьинского района, не вернувшихся из боя, умерших
от ран в госпиталях, пропавших без вести на огненных дорогах войны.
На 124 странице 14 тома «Книги Памяти» упомянуты 14 фамилий Ларягиных.
Четверо из них - Яков, Фёдор, Павел и Николай - родные братья, ушедшие на фронт из Красновидова.
О Николае Григорьевиче Ларягине разговор особый, ведь он - единственный воин из
нашего района, являющийся полным кавалером орденов Славы. Звание Героя Советского
Союза присваивалось за один подвиг. А чтобы стать кавалером орденов Славы всех трёх степеней, надо было и подвигов совершить три.
Н.Г. Ларягин их совершил. Служил он командиром отделения разведчиков ВО 2 дивизионе 31 гвардейского артиллерийского полка 12 гвардейской артиллерийской дивизии 61 армии Белорусского фронта. Его отделение обнаружило несколько дзотов и
миномётные расчёты, для подавления которых он умело скорректировал огонь своей
артиллерии. 23 января 1944 года он был награждён орденом Славы 3 степени.
4 ноября того же года он обнаружил пулемётные огневые точки и батарею противника, которые также были подавлены с его помощью, за что 29 декабря 1944 года
он был награждён орденом Славы 2 степени. Этот подвиг был совершён уже в боях по
блокированию курляндской группировки в Латвии.
А в боях уже непосредственно в Германии у г. Розенгартен он разведал 5 пулемётов и
несколько орудий. В бою по уничтожению огневых точек противника был ранен, но
отказался покинуть расположение войск. И только после вторичного - уже очень тяжёлого ранения, был эвакуирован в госпиталь, где и умер от ран 13 марта 1945 года, не дожив два
месяца до Победы. Указ о его посмертном награждении был подписан уже после войны
31 мая 1945 года. Был ему в ту пору 21 год.
Похоронен Николай Григорьевич в Польше, Щецинское воеводство, г. Старград- Щецински, д. Циммерман.
О подвиге Николая Григорьевича Ларягина не было никакой информации ни в
военкомате, ни у историков, ни у музейных работников. Информацию о Н.Г. Ларягине
предоставил преподаватель педагогического колледжа из дагестанского города
Хасавюрт Б.Х.Калидулаев, который со своими учениками ведёт большую краеведческую работу и собирает данные по всем полным кавалерам орденов Славы (их в стране 2582
человека).
В семье Ларягиных было 12 детей: 11 сыновей и одна дочь. Совсем недавно на нашем уроке была сестра Николая Ларягина Мария Григорьевна Шагова.
Она вспоминала, что не четверо братьев погибли за Родину, а пятеро.
Один из братьев не вернулся с Финской войны, потому и нет его фамилии в «Книге Памяти».
Подвиги Н.Г. Ларягина достойны, чтобы память нашего прославленного земляка была увековечена. Именем Николая Ларягина названа новая улица в центре села Красновидово. Установлена мемориальная доска около мемориала погибшим односельчанам. В селе проживают родственники героя.

Учитель:
Закончилась война. Жители села вернулись к мирному труду. Надо было восстанавливать хозяйство, поднимать колхоз. Жители села работали на полях и на фермах, не считались со временем. Год от года преображалось село. Появлялись новые дома, в колхоз поступала новая техника.

Сообщение учащихся о событиях послевоенного времени.
Воспоминания приглашённых о военных и послевоенных годах.
Учитель:
Как видите, история нашего села повторяет все основные события ХХ века. А как живёт село сейчас? Сколько нас, односельчан?
Заслушиваем сообщение о современной демографической ситуации в селе с использованием статистических материалов последней переписи населения. Используется график рождаемости, смертности. Говорим о том, как современная социально- экономическая ситуация отражается на жизни современных жителей Красновидова.

Учитель:
- Какие ещё были события в стране, в которых приняли участие наши односельчане?
( Учащиеся говорят о том, что в 1954 году несколько семей отправились на освоение целины, наши односельчане работали в странах Африки, выполняли интернациональный долг в Афганистане)
Учитель:
Вспомним тех, кто прославил своим трудом наше село Красновидово.

Заслушиваем сообщение учащихся о жителях села- орденоносцах.

Учитель:
Несмотря на тяжёлое экономическое положение в стране, наше село живет и трудится, построено здание детского сада, проложены хорошие дороги, завершилась газификация, модернизируется телефонная сеть. Село живо, пока живет школа. Наша школа в 2008 году отметила свой 40-летний юбилей средней школы. За эти годы из школы вышли сотни, выпускников.

Слушаем сообщение об истории школы, о том, сколько выпускников вышло из стен школы, сколько обучается в ВУЗах и ССУЗах, сколько работают.

Учитель:
Из нашей школы вышли люди, ставшие знаменитыми.
Слушаем сообщение о знаменитых людях нашего села.

Учитель:
Кто из учителей нашей школы является её выпускником?

Поэтическая страничка

Зачитываются стихи учащихся о нашем селе и привлекается внимание к песне «Красновидово».

Учитель:
Жители села Красновидова Не было в стране ни одного события, на которое бы они не откликнулись. Историю делают люди. Жители нашего села причастны к
истории России. Они - часть этой истории. Они побывали в горячих точках, в Афганистане, в Чечне, они оказывали братскую помощь африканским странам.
Во всех уголках России есть наши земляки, унесшие в своем сердце частицу своей
малой родины - села Красновидово.
В начале урока я прочитала эпиграф, но не назвала автора. Сейчас я прочту это
стихотворение до конца.
Внимание учащихся привлекается к стенду, посвященному Африке. На стенде стихи
африканских поэтов Марселину душ-Сантуша и Аяльнэха Мулату. Перед чтением
прошу учащихся внимательно прослушать стихи современных африканских поэтов и
сказать, какое отношение эти стихи имеют к нашему уроку.
Такая древняя земля, где мы родились,
Здесь наши предки жили, умирали,
Ласкали, обнимали эту землю,
Трудясь на ней извечно, каждодневно,
Как стебли, переполненные соком,
Змеились жилы на натруженных руках,
И, высекая из камней суровых,
В сердцах таили наши предки
О счастье величавую мечту.
Марселину душ Сантуш





Не так названье важно для страны,
И очертания не так важны,
Как важно то, кто в том краю живет,
Зачем живет и как живет народ.
Узнать любой страны особый нрав ,
Мы сможем, лишь людей её узнав.
«Чья Африка?»-спросите у меня,
И я отвечу вам: «Она моя, до смерти,
До скончания времён- родная мать
Для всех, кто здесь рождён!»
Аяльнэх Мулату, современный эфиопский поэт

Учитель:
Какие выводы мы можем сделать?

Учащиеся высказывают мысль о том, что этими стихами поэтов из далёкой Африки можно сказать и о нашем селе, о наших людях. Где бы ни жил человек - на Волге или в Африке, для каждого человека мила и близка та земля, на которой он родился и вырос, где похоронены его предки. Это малая родина, крохотный кусочек нашей необъятной России и нашей планеты Земля. А значит, каждый из нас - крохотная частичка человечества, всего мира. И каждый из нас причастен ко всему, что делается на нашей Земле.

Учитель: Заканчивается наш урок, на котором мы постарались охватить разные
исторические этапы в жизни Красновидова, познакомились с его историей. Пройдут годы, вы уйдёте в большую и сложную жизнь. Кто-то из вас останется в нашем селе, а кто-то уедет. Но где бы вы ни жили, пусть в ваших сердцах сохраняется память о малой родине, о нашем селе, о своих односельчанах. Пусть эти чувства помогают вам жить.

























МБОУ «Красновидовская основная общеобразовательная школа»
Камско-Устьинского МР Республики Татарстан









Обобщающий урок по теме
«Население»
9 класс







Оленина Н.И.,
учитель географии










2014
Заголовок 115