Конспект урока развития речи по русскому языку на тему Крылатые слова 4 класс
Тема «Крылатые слова».
Цель. Познакомить с фразеологизмами, учить понимать их значение, правильно употреблять в речи. Развивать речь, ее грамотность, выразительность. Воспитывать интерес к изучению русского языка.
Ход урока
Организационная часть.
Речевая разминка.
Ни пуха, ни пера
Рано утромНу, ни пуха
Мама - квочкаНи пера!
В класс отправила Через час,
Сыночка.Едва живой,
Говорила:Петушок
- Не дерись,Идет домой.
Не дразнись,Ковыляет еле-еле
Не петушись.Он со школьного двора;
Поспеши,А на нем и в самом деле
Уже пора.Нет ни пуха, ни пера.
В.Орлов
- Прочитайте заглавие. Когда люди желают друг другу «ни пуха ни пера»? Как вы думаете, о чем стихотворение?
- Прочтите стихотворение.
- Что пожелала мать-квочка, провожая сына словами «ни пуха ни пера»?
-Почему стихотворение заканчивается словами «Нет ни пуха, ни пера»?
- Где эти слова употреблены в переносном значении?
- Выразительное чтение стихотворения.
3. Знакомство с крылатыми выражениями.
- Желая сыну «ни пуха ни пера», мама-квочка употребила это выражение в переносном значении, пожелала удачи петушку. Если же понимать это выражение буквально, получится смешная (грустная) история, которую описал поэт. «Ни пуха ни пера» - это устойчивое выражение. В нем нельзя заменить слова, поменять их местами, иначе изменится смысл. Это выражение, употребленное в переносном значении, можно заменить близким по значению словом.
Таких устойчивых выражений немало в русском языке. Их называют крылатыми словами (фразеологизмами).
Сегодня на уроке мы поговорим о фразеологизмах – крылатых выражениях.
- Ребята, а какие крылатые слова известны вам?
- Попробуйте договорить до конца мои загадки.
Загадки – складки
Дружнее этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
(Водой не разольешь)
Фальшивят, путают слова,
Поют…(Кто в лес, кто по дрова)
Ребята слушать их не станут:
От этой песни уши…( вянут).
Товарищ твой просит украдкой
Ответы списать из тетрадки.
Не надо! Ведь этим ты другу
Окажешь…(Медвежью услугу)
Окончи выражение. (Тот, кто договаривает фразеологизм, объясняет его значение).
От нечего…(делать)
Спустя…(рукава)
Зарубить…(на носу)
Прикусить…(язык)
Ни жив…(ни мертв)
С горем…(пополам)
Как снег…(на голову)
Ни к селу…(ни к городу)
Утереть…(нос)
С минуты…(на минуту)
В час…(по чайной ложке)
Бить…(баклуши)
Почему мы так говорим. Заслушивание сообщений, подготовленных детьми.
Бить баклуши – заниматься пустяками, бездельничать. Баклушами в старину называли чурки для выделки ложек, деревянной посуды. Раскалывать полено на чурки (бить баклуши) считалось очень простой работой. Отсюда и значение выражения.
Писать с красной строки. В старину текст писался сплошь, не разделялся на слова и предложения. Начало повествования летописец открывал большой красной, замысловато разрисованной, красивой буквой, которая выписывалась с небольшим отступом от левого края страницы. Такие буквы иногда и теперь можно увидеть в книгах. Слово «красный» означало раньше слово «красивый». Красная (красивая) буква и дала жизнь выражению «писать с красной строки».
Остаться с носом –потерпеть неудачу, обмануться в своих расчетах, оказаться одураченным. Нос в этом выражении не имеет ничего общего с частью лица. По древнему обычаю, жених приносил родителям невесты Нос, т.е. приношение, подарок, выкуп. Если жениху отказывали, он «оставался с носом».
Зарубить на носу – хорошенько и надолго запомнить. Носом в старину называли памятную дощечку, которую носили с собой неграмотные люди, делая на ней зарубки для памяти. Взял человек что-то у богатого в долг. Для памяти сделал на дощечке зарубки, расколол ее пополам. Взял бедняк свою половинку и носит с собой, отсюда и «нос».
Как об этом говорят? Ответить крылатым выражением. (В помощь дается рисунок).
- Об очень большой тесноте в помещении. (Яблоко)
(Яблоку негде упасть).
- О полной тишине (Муха)
(Слышно, как муха летит)
- О человеке, на которого постоянно сваливают черную вину, ответственность за чужой проступок. (Козел)
(Козел отпущения)
- Об удачливом, счастливом человеке. (Рубашка)
(Родился в рубахе)
- О человеке, который все преувеличивает. (Муха, слон)
(Делать из мухи слона)
Некоторые фразеологические обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Какие, по-вашему, названия животных могут быть употреблены в этих оборотах?
Голоден, как …(волк)
Хитер, как…(лиса)
Труслив, как…(заяц)
Нем, как…(рыба)
Некоторые обороты, ставшие крылатыми, были взяты из русских сказок. Многие из них вам знакомы. Из каких сказок появились, например, такие выражения:
-Встань передо мной, как лист перед травой. (Сивка – Бурка).
-Кому корешки, а кому вершки. (Мужик и медведь).
-Битый небитого везет. (Лиса и волк).
- По щучьему велению. (По щучьему велению).
Закончи следующие крылатые слова, взятые из сказок:
- поди туда – не знаю куда,…(принеси то, не знаю что);
- скоро сказка сказывается,…(да не скоро дело делается);
- это все присказка,…(сказка будет впереди).
Угадать, что это. Назвать крылатые выражения с этим словом. Составить предложения с некоторыми из крылатых выражений.
- Его вешают, приходя в уныние; его задирают, задаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела. (Нос).
(Повесить нос, задрать нос, совать нос не в свое дело, зарубить на носу, остаться с носом).
- Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если чего-то не понимают; не белье, а их развешивают чрезмерно доверчивые люди и любопытные. (Уши)
(Уши вянут, хлопать ушами, развесить уши, ушки на макушке, режет уши, ухом не ведет).
Он в голове у легкомысленного, несерьезного человека; его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез; на него бросают слова и деньги, кто их не ценит. (Ветер)
(В голове ветер, ищи ветра в поле, бросать деньги, слова на ветер; ветер свистит в карманах, ветреная голова).
Его проглатывают, упорно не желая о чем-нибудь говорить, он хорошо подвешен у человека, который говорит бойко, легко; за него тянут или дергают, настойчиво заставляя высказаться. (Язык)
(Проглотить язык, язык хорошо подвешен, тянуть, дергать за язык, держать язык за зубами, язык сломаешь, развязался язык, язык чешется, язык без костей).
- Ее толкут в ступе или носят решетом те, кто занимается бесполезным делом; ее набирают в рот, когда молчат; из нее иногда выходят сухими нечестные люди. (Вода)
(Толочь воду в ступе, носить воду решетом, набрать в рот воды, выйти сухим из воды, водой не разольешь, спрятать концы в воду, мутить воду).
4.Активизация крылатых выражений в речи детей.
Составь рассказ «Попались на удочку», употребив крылатые слова: пальчики оближешь, развесили уши, собаку съесть, одним духом, морочить голову, плакать в три ручья, ни в сказке сказать, ни пером описать.
Начало: Пригласил нас как-то сын лесника к себе…
Выслушать сочинения нескольких учеников.
Прослушивание авторского сочинения, выделение из прослушанного фразеологических оборотов.Пригласил нас как-то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.
Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатки разобьем, костер разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: «Пойдем да пойдем!» Говорят, он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом съел». Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.
Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего «приятеля» дома не оказалось. Уехал, говорят, к тетке на воскресенье.
- Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, - растерялись мы.
- Вот пустомеля, - возмутился дед, - все время кому – нибудь морочит голову.
У братишки слезы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке.
- Ничего, ребятишки, - успокоил нас дед, - со мной пойдете.
И пошли. И рыбу ловили. И костер развели. А уха была – ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы еще.
- Какие выражения, употребленные в переносном значении, вам встретились в тексте? Как вы их понимаете?
5. Знакомство с фразеологическим словарем.
6. Итог урока.
7. Задание на дом.
- Пользуясь словарем, объяснить значение и происхождение выражения «спустя рукава». Нарисовать к нему картинку. Составить предложение, употребив в нем указанное выражение.