Нестандартный урок математики в 6 классе: «Симметрия в нашей жизни» УМК Дорофеев

Нестандартный урок математики в 6 классе: «Симметрия в нашей жизни»

Автор: Зимина Галина Евгеньевна,


учебник под редакцией Дорофеева Г.В.



«Окружающий нас мир –
Это мир геометрии».


Тема урока:
Симметрия в нашей жизни

Цель урока:
Раскрыть смысл симметрии в повседневной жизни понять необходимость симметрии, научить видеть ее красоту, проверить знание учащихся во владении законами симметрии.

Ход урока:
Организационный момент. Приветствие гостям.
– Какую тему мы изучаем на уроках математики?
– Симметрию.
– Что такое симметрия?
1-й ученик: Слово «симметрия» происходит от греческого и означает «соразмерность», согласованность размеров. Симметрия играет огромную роль в искусстве и архитектуре, технике и в быту.
– Ребята! Вы познакомились с разными видами симметрии. Перечислите, пожалуйста, те из них, с которыми вы уже знакомы:
– 1) Осевая симметрия (относительно прямой)
2) Центральная симметрия (относительно точки)
3) Зеркальная симметрия (относительно плоскости)
Буратино: – Симметрия, симметрия! Все говорят о симметрии! А для чего она нужна, никто не знает?
– У нас на уроке сегодня присутствует сказочный герой - Буратино. И он задал нам замечательный вопрос. Ребята! Давайте докажем Буратино, что симметрия в нашей жизни просто необходима, ведь тема нашего урока звучит так: «Симметрия в нашей жизни». Запишите тему.
Сначала проверим наши знания законов симметрии, умение строить симметричные фигуры с помощью чертежных инструментов (по вариантам).


К доске вызываются два человека.
– О том где встречается симметрия в нашей жизни расскажет 2-й ученик.
2-й ученик: Симметрия широко встречается в природе, в особенности у кристаллов, у растений и животных, например, симметрия цветка, листа или морской звезды. Поразительные по красоте примеры симметрии дают снежинки.
Буратино: – Ха! Ха! Ха! Снежинки! Они были и все растаяли! (показывает мокрый конверт).
– Письмо! Ты принес нам письмо и ничего не сказал? Что здесь? Какие-то чертежи, но они намокли. Помогите их восстановить, ребята, используя законы симметрии. От руки нарисуйте фигуру целиком.
Девочкам
( см. приложение)

Мальчикам


– Что же здесь нарисовано?
(платье, уточка – рисунок для аппликации, домик, доска).
ВЫВОД: Зная законы симметрии можно смоделировать новый фасон одежды, построить современный дом, украсить наш быт.
Чтобы дома было еще красивее познакомьтесь еще с одним видом симметрии. Послушайте ребят:
3-й ученик: О фигуре, которая совмещается сама с собой при некотором переносе говорят, что она обладает переносной симметрией.
4-й ученик: Интересны неограниченные фигуры; состоящие из правильно повторяющихся конечных фигур. Они называются орнаментами и бордюрами.
3-й ученик: Решетки парков и набережных, узоры обоев, карнизов и тканей – вот примеры бордюров (показать).
А сейчас вы должны раскрыть тайну бордюра (на карточке), продолжить его и украсить свой кувшинчик.

Бордюр – это правильно повторяющиеся конечные фигуры, заключенные между параллельными прямыми.

Д/З № 684 сделать бордюр из цветной бумаги (как ее сложить см. в учебник).

ИТОГ УРОКА: Для чего же нужна симметрия в нашей жизни.
Ответы учащихся.











Об изучении темы «Симметрия»
в 6 классе
(учебник под редакцией Дорофеева Г.В.)

В курсе математики 6 класса по учебнику под редакцией Г.В. Дорофеева изучению темы «Симметрия» отводится 9 часов.
Основными целями являются: возможность дать представление о симметрии в окружающем мире; познакомить с основными видами симметрии на плоскости и в пространстве; приобрести опыт построения симметричных фигур; расширить представление об известных фигурах, познакомив со свойствами, связанными с симметрией.
В главе рассматриваются осевая, центральная и зеркальная симметрии.
Изучение осевой и центральной симметрии строится по одной и той же схеме:
В ходе физического действия вводится понятие точек, симметричных относительно прямой (центра).
Для осевой симметрии – это перегибание по оси симметрии, для центральной – поворот на 180 градусов , для зеркальной – опыт с зеркалом.
Анализируются особенности расположения симметричных точек относительно оси (центра) и на основе этого формулируется способ построения симметричных точек.
Рассматриваются фигуры, симметричные относительно прямой (точки), и фиксируется факт их равенства. (Для этого удобно перенести рисунок на кальку и выполнить перегибание или поворот на 180 градусов).
К опытной проверке целесообразно прибегать и для того, чтобы подтвердить или опровергнуть вывод, к которому пришел ученик в результате мыслительных действий.
Например, чтобы убедиться, что треугольники в задаче № 640 несимметричны, можно перенести рисунок на кальку и с помощью перегибания по заданной прямой подтвердить или опровергнуть свои выводы.
Вводится понятие оси (центра) симметрии фигуры.
Устанавливается наличие у известных фигур осей (центра) симметрии.
а) Одно из основных умений, которым должны овладеть учащиеся, - это построение фигуры (точки, отрезка, треугольника и др.), симметричной данной.
Для этого разработана памятка, которой может пользоваться ученик и за партой и у доски. А так же широко используются таблицы-схемы.
б) Но, наряду с обучением построению симметричных фигур по точкам с помощью инструментов следует стремиться к тому, чтобы учащиеся могли представить симметричный образ целиком, нарисовать его от руки (см. примеры РТ, с. 68 № 390).
в) Полезно, чтобы учащиеся поэкспериментировали с различными ценрально-симметричными фигурами.
Например, можно начертить в тетради прямоугольник, провести его диагонали и убедиться, что точки их пересечения – центр симметрии прямоугольника.
Для этого надо перевести рисунок на кальку, закрепить его в точке пересечения диагоналей и повернуть прямоугольник на кальке вокруг этой точки на 180 градусов. Оба прямоугольника опять совместятся. Далее следует обсудить, какие вершины при этом повороте совместились, какие углы, стороны и т. д.
Среди фигур, с которыми экспериментируют учащиеся, должен быть и равносторонний треугольник. Путем перегибаний они могут убедиться, что у него три оси симметрии. Если перегибания будут выполнены аккуратно, то учащиеся получат точку пересечения осей симметрии. Здесь же можно убедиться, что эта точка не является его центром симметрии.

Подобно тому как на плоскости мы говорили об осевой симметрии - симметрии относительно прямой, в пространстве говорят о зеркальной симметрии - симметрии относительно плоскости. С этой симметрией учащиеся встречаются глядя на себя в зеркало.
Этот вид симметрии наиболее часто встречается в жизни. Например, в архитектуре, в природе, растениях (гербарий), животных (экспонаты насекомых и других животных – скорпионов, раков, змей, тритонов, жуков, бабочек, морская звезда и т. д.). Рассматриваются сечения на моделях различных геометрических тел.

Итогом изучения этой темы учебника является заключительный урок-отчет на тему «Симметрия в нашей жизни».
На уроке анализируется умение использовать в быту знание законов симметрии. К уроку оформляется выставка чертежей, рисунков, картин учащихся, вышивки, посуда, росписи, орнаменты, строительные материалы, гербарий и экспонаты животных.
На уроке вводится понятие переносной симметрии.
– О фигуре, которая совмещается сама с собой при некотором переносе говорят, что она обладает переносной симметрией.
– Интересны неограниченные фигуры, состоящие из правильно повторяющихся конечных фигур. Такие фигуры, заключенные между параллельными прямыми называются бордюрами. Если же неограниченные фигуры распространяются на всю плоскость, то они называются орнаментами.
Урок заканчивается созданием каждым учащимся своего орнамента или бордюра.



















13PAGE 15


13PAGE 14215




IMG_0002 - копия15