ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ Школа воспитания
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ МАТЕМАТИКИ И ФИЗИКИ №4
ГОРОДА ГЕОРГИЕВСКА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ
СОГЛАСОВАНО
Зам. директора по ВР
________________ С.М. Кукса«____» ________________ 20___ г. УТВЕРЖДЕНО
Директор МБОУ СОШ №4
________________ Е.А. Плотницкая
«____» ________________ 20___ г. ПРОГРАММА
ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
«Школа воспитания»
Автор:
классный руководитель
11М класса
Тараканова М.В.
2014
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ ВОСПИТАНИЯ
«Школа воспитания»
на 2013-2015 годы
Основание для разработки программы Конвенция ООН о правах ребенка;
Закон СК “Об образовании”;
Постановление Правительства Ставропольского края «О мероприятиях по патриотическому воспитанию детей и молодежи в Ставропольском крае на 2011-2015 годы»;
Устав школы.
Заказчик Программы Родители и учащиеся 10М класса МБОУ СОШ № 4
Разработчик Программы Классный руководитель 10М класса МБОУ СОШ № 4
Цели Программы Создание условий для формирования духовно-развитой, творческой, нравственно и физически здоровой личности, способной на сознательный выбор жизненной позиции, самостоятельную выработку идей на современном уровне, умеющей ориентироваться в социокультурных условиях.
Задачи Программы Развивать школьную гуманистическую систему воспитания, где главным критерием является развитие личности ребенка.
Формировать у детей гуманистическое отношение к окружающему миру, приобщать их к общечеловеческим ценностям через освоение, усвоение, присвоение этих ценностей.
Создавать условия для воспитания у учащихся гражданского самосознания, ответственности за судьбу Родины, потребности в здоровом образе жизни, активной жизненной позиции.
Развивать и упрочнять связь семьи и школы как основу социальной адаптации.
Воспитывать у учащихся осознанное понимание экологической культуры человека
Создать условий для формирования здорового образа жизни и культуры здоровья учащихся.
Развивать потребности учащихся в познании культурно-исторических ценностей, стимулировать их творческую активность.
Координировать деятельность и взаимодействие всех звеньев системы: базового и дополнительного образования, школы и семьи, школы и социума
Структура Программы Паспорт программы «Школа воспитания»
Пояснительная записка
Актуальность программы «Школа воспитания»
Принципы, формы и методы реализации программы
Основные направления реализации программы
Ожидаемые результаты
Срок реализации Программы 2013-2015 годы
Исполнитель Программы Классный руководитель 10М класса МБОУ СОШ № 4
Ожидаемые конечные результаты реализации Программы Реализация намеченных мероприятий по Программе существенно повысит уровень воспитанности учащихся, приведет к отсутствию негативных явлений и правонарушений, будет способствовать духовно-нравственному развитию, выявлению потенциальных способностей учащегося, его творческой индивидуальности, развития личности, роста инициативы, самостоятельности и чувства ответственности.
Система контроля за исполнением Программы Контроль реализации программы осуществляет родительский комитет и администрация МБОУ СОШ № 4
Пояснительная записка.
Разработка и принятие программы воспитательной работы обусловлено также реализацией программы развития школы, в которой определены приоритеты всех направлений преобразования школьной жизни.
Тревожными тенденциями, которые обусловили актуальность разработки программы воспитательной работы, стали следующие факторы:
Агрессивное воздействие внешней среды (низкопробных СМИ, беспардонной рекламы, экономического, политического, диалогического цинизма) вследствие которого, молодежь воспринимает и следует наихудшим образцам поведения и образа жизни.
Информационное безразличие молодёжи: нежелание читать газеты, слушать новостные передачи.
Эмоциональная неразвитость подрастающего поколения, отсутствие душевной толерантности.
Обострение конфликта между родителями и детьми, в том числе и вследствие слабой психолого-педагогической подготовки родителей.
Смена кумиров, когда подросткам предлагаются в качестве образцов не вечные истины и доблести, а криминальная, подлая и силовая героика.
Общество насильно навязывает молодежи агрессивные формы досуга, создает условия и не противодействует алкоголизации, наркомании, курению молодежи.
Вследствие всех выше перечисленных факторов, мы наблюдаем отсутствие учебного мотива у подрастающего поколения. Подростки не находят истинного примера для подражания, им не на кого ровняться.
В этих условиях педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, мужество, терпение, а главное - желание и веру организовать образовательный процесс так, чтобы создать в школе благоприятные условия для формирования и развития Личности высококультурной, интеллектуальной, социально активной, гуманной. Педагогам необходимо привить подросткам истинные представления об общечеловеческих ценностях и показать негативную сторону, навязываемых СМИ и окружающим обществом норм жизни и поведения.
Воспитание в каждом ребенке человечности, доброты, гражданственности, творческого отношения к труду, бережного отношения ко всему живому, Возрождение и охрана духовных традиций своего народа - вот ведущие ценности, которыми должна насыщаться воспитательная система школы. Сегодня в педагогике живут идеи самоценности детства, сотрудничества, диалога, педагогической поддержки, самоопределения и самоактуализации личности, динамичности, эмпатии и толерантности. Следовательно, встает задача создания ребенку условий для свободного выбора форм, способов самореализации на основе освоения общечеловеческих ценностей. Необходимо, чтобы воспитательная среда была как можно более разнообразной, вариативной. Именно эту задачу решают мини программы, из которых состоит программа «Школа воспитания». Данная программа является документом, определяющим основные направления воспитательной деятельности школы.
Данная программа рассчитана на учащихся 10-11 классов. Она не противоречит воспитательной программе школы, перекликается с основными направлениями, целями и задачами школьной программы.
Актуальность программы «Школа воспитания»
Стратегически приоритетным в сфере образования сегодня является воспитание Личности, для которой непреходящими ценностями оставались бы: Родина, природа, жизнь, здоровье, человек, мир, нравственность, духовность, патриотизм, гражданственность. А возможно это лишь при приведении всего воспитательного процесса в определенную систему, которая позволила бы реализовать согласованность целей, задач, стимулов, средств воздействия на учащихся и методов организации деятельности школьников.
Исходным пунктом любой работы является диагностика, которая предполагает всестороннее изучение личности:
В классе 13 учащихся. Интересы детей разные:
8% посещают художественную школу,
16% посещают студию «Силуэт»,
24% занимаются в спортивных секциях (футбол, баскетбол, туризм),
31% посещают кружок «Голоса России»,
77% занимаются в научном кружке «Олимпионик».
Уровень воспитанности учащихся:
Долг и ответственность Бережливость Дисциплинированность Ответственное отношение к учебе Отношение к общественному труду Коллективизм, чувство товарищества Доброта и отзывчивость Честность и справедливость Простота и скромность Культурный уровень Уровень воспитанности учащегося
0.8 0.9 0.9 0.9 0.8 0.9 0.9 0.8 0.9 0.9 0.87
Уровень воспитанности – высокий
Изучение семьи ребенка
№п/п Статус семьи Кол-во учащихся
1 Кол-во многодетных семей 1
2 Неполные семьи 1
3 Малообеспеченные семьи По справкам УТСЗН -
4 По АКТу жилищно - материального обследования -
5 Одиночки Матери -
6 Отцы -
7 Опекаемые -
8 Дети инвалиды -
9 Переселенцы, беженцы -
10 Дети, родители которых инвалиды -
11 Дети, родители которых пенсионеры -
12 Безработные родители (ЦЗ) -
13 Дети семей ликвидаторов ЧАЭС -
14 Дети из семей военнослужащих 1
15 Дети, проживающие в общежитии -
16 Дети, проживающие на квартире -
92% детей воспитываются в полных семьях, 69% от общего количества родителей имеют высшее образование, 31% - среднее профессиональное, средний возраст родителей 35 - 40 лет.
Среди родителей работники торговли – 17,5%, военнослужащие – 3.5%, ИП – 31.5%, домохозяйки – 24%, в Сбербанках – 7%, в Электросетях – 3.5 %, в Горгазе – 3.5%.
Материальное обеспечение семей соответствует прожиточному минимуму и выше. Дети хорошо одеты, обуты, все питаются в школьной столовой. Микроклимат во всех семьях нормальный.
Изучив и проанализировав полученные данные, определились: проблема, цель, задачи и основные направления воспитательной работы.
IV. Принципы, формы и методы реализации программы
«Школа воспитания»
Принцип личностно – ориентированного воспитания – создание условий для развития индивидуальности учащегося, его свободной воли в выборе средств и путей самоопределения. Организация педагогической поддержки учащегося в овладении навыками самоанализа, самопознания, самоопределения и самосовершенствования.
Принцип гуманистической направленности – обеспечение доверительных отношений между участниками воспитательного процесса, воспитание чувства уважения к окружающим.
Принцип природосообразности – построение воспитания в соответствии с потребностями ребенка, его возрастом, особенностями психики и физиологии, целостность и последовательность воспитательного процесса для развития личности.
Принцип социального взаимодействия – сотрудничество, сотворчество всех участников воспитательного процесса, расширение сферы общения учащихся, создание условий для конструктивных процессов профессионального самоопределения, формирования навыков социальной адаптации.
Принцип компетентностного подхода – создание условий для проявления и развития личности учащегося в различных видах деятельности. В процессе познавательной, творческой, коммуникативной деятельности учащийся овладевает определенными компетенциями. Компетентностный подход становится приоритетным в процессе модернизации образования. При таком подходе результат образования рассматривается, как способность человека действовать в проблемных ситуациях.
Механизм реализации проекта
Механизм реализации программы основывается на совершенствовании и активизации роботы классного руководителя в процессе образования, воспитания и развития учащихся 10-11 классов.
Методы по реализации программы:
вовлечение в деятельность;
свобода выбора;
стимулирование;
сотрудничество;
доверие;
открытый диалог;
увлечения;
коллективный анализ и оценка;
самооценка деятельности поведения;
личный пример.
Формы работы:
классный час, беседа, обсуждение, консультации, презентации;
конкурсы, викторины, игры, праздники, мероприятия, походы (туристические, культурологические), представления, выступления;
дебаты, дискуссии, круглые столы, конференции;
встречи с интересными людьми, клубы по интересам;
родительские лектории, индивидуальные консультации.
Необходимо сотрудничество со всеми школьными службами: социально-психологической, медицинской, административно-хозяйственной. Также необходимо сотрудничество с организациями и учреждениями, расположенными в социуме школы: учреждениями культуры, дополнительного образования, спортивными организациями и т.д.
Приоритетные направления работы по Программе:
интеллектуально-познавательная деятельность;
спортивно-оздоровительная деятельность;
духовно-нравственная деятельность;
творческо-эстетическая деятельность;
гражданско-патриотическая деятельность;
работа с семьёй.
Управление воспитательной программой
Основными объектами, на которые направлена управленческая деятельность, являются педагогические кадры, ученический коллектив, внешняя среда.
Методическая работа с педагогическим коллективом.
Цель: повышение научно-методического уровня профессиональных знаний, умений, навыков, овладение современными технологиями.
Основные формы и методы: семинары, деловые игры, тренинги, открытые мероприятия.
Работа с органами ученического самоуправления.
Цель: создать условия для развития ученического самоуправления, ученического коллектива, обеспечить социальную защиту ребёнка.
Основные формы: Кабинет министров ДУС «МАРС», совет корреспондентов – выпуск школьной газеты «МАРС», Совет «МАРС» – организация КТД, Актив учащихся – общешкольные праздники.
Внешняя среда
Цель: использование в воспитательном процессе дополнительных возможностей, которых школа создать не может.
Формы: договора о сотрудничестве, сетевые программы, сетевые события, сетевые проекты.
Работа с родителями.
Цель: сотрудничество и единство воспитательных требований, предъявляемых к ребёнку обеими сторонами.
Формы: родительские собрания, консультации, лаборатории семейных талантов и т.д.
Условиями успешной реализации Программы являются:
Поддержка идеи программы коллективом обучающихся, их родителями, учителями и привлечение к реализации Программы школьного психолога, то есть налаживание внутришкольного взаимодействия всех структур школы;
Организация активной, эмоционально насыщенной деятельности детей и родителей, посредством организации внешкольной деятельности обучающихся и сотрудничество с центрами дополнительного образования (Спортшкола, СЮТ, ДШИ, ДДТ, ДЮСШ, музыкальная, художественная школы и танцевальные студии).
V. Основные направления реализации
Программы «Школа воспитания»
Программа воспитания класса включает в себя целостный учебно-воспитательный процесс путём обеспечения интегрированности его важнейших составляющих – воспитания и обучения, что позволяет повысить воспитательный потенциал обучения и эффективность воспитания.
Для проведения целенаправленной работы по воспитанию учащихся класса предполагается реализация целевых программ: «Мы - здоровое поколение», «Познание и творчество», «Мир, в котором я живу», «Мы дети Великой России, Мы дети Великой Страны», «Мое будущее - в моих руках», «Семь + Я».
Этапы реалиции воспитательной программы класса.
1 этап 2013 – 2014г.
10 класс
Задачи:
1.Формирование стремления к развитию, совершенствованию своих творческих способностей.
2.Создание условий для появления активности в организации жизни класса.
3.Создание условий для применения навыков самопознания, самосовершенствования.
4.Формирование позитивных действий в предупреждении вредных привычек.
2 этап 2014 – 2015 г.
11 класс
Задачи:
1. Формирование умения находить приложение своим творческим умениям и навыкам.
2. Формирование умения находить возможность для проявления своей позитивной гражданской позиции.
3. Формирование стремления более глубокого самопознания, поощрение попыток самосовершенствования.
4. Формирование сознательного выбора здорового образа жизни.
VI. Ожидаемые результаты.
Создание системы гражданско-патриотического и нравственно-правового воспитания обучающихся, способствующей воспитанию человека и гражданина, ответственного за свою судьбу и судьбу своего отечества. Снижение числа подростков, состоящих на учете за правонарушения, склонных к вредным привычкам.
Развитое чувство восприятия прекрасного. Умение найти своё место в творчестве каждого ребенка. Массовое участие в культурном досуге. Повышение количества обучающихся, занимающихся в кружках и спортивных секциях школы и города.
Развитие потребности занятий физической культуры и спортом, интереса к жизни людей и природы, к истории и географии своего города, края, государства.
Полное удовлетворение интересов и потребностей, обучающихся в дополнительном образовании.
Укрепление связи семьи и школы в интересах развития ребенка. Создание системы педагогической подготовки родителей.
Создание единого воспитательного пространства всеми заинтересованными государственными и общественными учреждениями и организациями.
Создание системы повышения профессионального мастерства педагогов. Внедрение в практическую деятельность достижений передовой педагогической науки, инновационной и экспериментальной работы в области воспитания.
Усиление ориентации школьников на духовные ценности, воспитание юного гражданина.
Это человек:
овладевший знаниями в области культуры, истории России, гражданин и патриот своей родины;
воспитанный на основе нравственных традиций русского народа - жизнерадостный, доброжелательный, вежливый, миролюбивый, отзывчивый, гостеприимный, дорожащий своей честью и достоинством;
любящий свою семью, почитающий родителей, руководствующийся в жизни высокими духовными идеалами, гуманный и милосердный;
обогащенный знаниями в области истории народов мира, мировых традиций;
наделенный глубокими и прочными знаниями по различным дисциплинам;
получивший начальные профессиональные навыки по выбранному им направлению;
способный к продолжению образования и самообразованию;
готовый к самостоятельной трудовой деятельности;
эрудированный, активный и целеустремленный, умеющий преодолевать трудности, отстаивать свою точку зрения, свои и общественные интересы, разбирающийся в политике и экономике;
уважающий иные мнения, национальные убеждения и религиозные обычаи людей;
владеющий высокой культурой общения и поведения, культурой быта и эстетическим вкусом;
обладающий развитым интеллектом, деловым этикетом;
трудолюбивый и способный к самореализации в различных видах деятельности.
Приложение 1.
к программе воспитания «Школа воспитания»
Тематическое планирование к направлениям.
«Мы дети Великой России, Мы дети Великой Страны»
10 класс
1 "Идут по войне девчата". Классный час
2 "На войне детей не бывает". Историко-литературная композиция
3 "Я ребенок – я гражданин". Классный час
4 "Ставропольеведение». Классный час с презентацией
5 "Я имею право на…” дискуссия
6 "Великая Отечественная война» классный час с презентацией
7 «Афганистан – наша память и боль». Классный час с презентацией
8 «Конституция – закон жизни». Классный час с презентацией
11 класс
1 «О любви и войне». Литературно -музыкальная композиция
2 «Через века, через года помните…» урок мужества, посвященный освобождению России от немецко-фашистских захватчиков
3 «Знай и люби свой край». Классный час с презентацией
4 «Последний поход» (в память о погибших в локальных войнах). Классный час
5 «Именем святой Екатерины». Игра «Колесо истории»
6 «Мы – русские, мы – россияне». Классный час
7 «День воина-интернационалиста». Классный вечер
8 "Человек и закон". Деловая игра
«Мир, в котором я живу»
10 класс
1 "Внешний облик – внутренний мир”. Диспут
2 "Нравственные качества, определяющие отношение человека к другим людям. Сострадание”. "Уроки нравственности”
3 "Человек и его судьба”. "Уроки нравственности”
4 «Вверх по лестнице жизни. Мои нравственные ценности». "Уроки нравственности”
5 «Есть ли у юных идеалы?!» дискуссия
6 «Умеем ли мы общаться?» деловая игра
7 "Весеннее настроение". Праздничный тур конкурса "А ну-ка, девочки"
8 «Поощрение и наказание в семье» беседа
11 класс
1 "Совесть как всеобщий естественный закон и мерило жизненных ценностей”. "Уроки нравственности”
2 "Десять Заповедей – основа нравственности человечества”. "Уроки нравственности”
3 "В чём смысл жизни?” дискуссия
4 "Как стать счастливым?” дискуссия
5 «И в шутку и всерьез». Вечер, посвящённый 8 марта.
6 «Будем милосердны к старости!» "Уроки нравственности”
7 «Карманные деньги» дискуссия
8 «Этика делового общения» классный час
«Мы - здоровое поколение»
10 класс
1 «Мутагены. Их влияние на природу и человека». Классный час с презентацией
2 «Влияние кофе, чая, шоколада, газированной воды на организм человека». Классный час с презентацией
3 «Не пей, Митя». Театрализованное представление.
4 Проблема наркомании.
5 Стресс в нашей жизни. Тренинги
6 «СПИД – болезнь 21 века». Беседа
7 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед.
8 «Коктейль здоровья». Классный час
11 класс
1 День борьбы со СПИДом. Классный час с приглашением медработника
2 «Наследственные болезни». Классный час с презентацией
3 Соблюдение правил техники безопасности, правил дорожного движения. Цикл бесед.
4 «Дорожная безопасность». Классный час
5 «Быть здоровым – жить в радости». Классный час
6 «Как Иван-царевич Змея Горыныча победил». Сказка на новый лад
7 «Наше здоровье» (приёмы автономного существования человека). Классный час
«Мое будущее - в моих руках»
10 класс
«Самые востребованные профессии города Георгиевска»
«Мотивы выбора профессии: я хочу – я могу - надо»
«Мое образование – Моя профессия – Моя карьера»
«Понятие карьеры и должности»
11 класс
«Работодатели и работники на рынке труда»
«Центр занятости и его роль».
«Интересы, склонности и способности в профессиональном выборе»
«Профессии города Георгиевска»
«Стрессоустойчивость»
«Учебное заведение, в котором я хочу учиться в будущем»
«Как достичь успеха в профессии?»