Формирование КМ науроках англ яз посредством технологии дебаты 7 кл
Обобщение опыта работы учителя английского языка Овсянниковой Н.Н.
ТЕМА:
ФОРМИРОВАНИЕ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ПОСРЕДСТВОМ ПРИМЕНЕНИЯ ТЕХНОЛОГИИ «ДЕБАТЫ» НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА НА СРЕДНЕМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Содержание
Введение
3
Глава 1. Теоретический анализ проблемы
9
1.1.Критическое мышление как социальный феномен
9
1.2.Технология «Дебаты» как средство формирования критического мышления
Глава 2. Исследование проблемы формирования критического мышления учащихся в процессе обучения английскому языку
17
2.1 Характеристика исследуемых групп
17
2.2 Виды дебатов, используемые для формирования критического мышления
19
2.3 Организация и проведение дебатов на уроках английского языка на среднем этапе обучения
24
Заключение
30
Список литературы
32
Приложения
34
Введение
Современный этап развития российского общества характеризуется значительными изменениями социально-экономической политики, которые повлекли за собой преобразования во всех сферах общественной жизни: культуре, науке, образовании. Интеграция российской экономики в мировую заявила о себе, прежде всего, повышенным спросом на специалистов в разных областях со знанием иностранных языков.
Отличительные для начала XXI века изменения в характере образования, обусловленные его направленностью, целями, содержанием все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Федеральные государственные образовательные стандарты общего образования, программа обучения иностранным языкам в общеобразовательной школе подчеркивают необходимость ориентации образования не только на усвоение обучающимися определенных знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.
В этой связи актуализация проблемы формирования критического мышления школьников выступает на значимое место.
Наше стремительное время требует от человека умения самостоятельно ориентироваться в потоке информации; умения осуществлять перенос знаний из разных областей человеческой деятельности и науки в конкретную ситуацию; умения работать с различными видами текстов, способности осуществлять сотрудничество в деятельности.
Сегодня становится очевидным, что для того, чтобы быть социально адаптированными и успешными, молодые люди должны уметь критически осмысливать обстоятельства и принимать продуманные решения на основе анализа соответствующей информации. Человеком, способным мыслить критически, сложно манипулировать; сопоставляя информацию, полученную из различных источников, он формирует картину мира на основании собственной системы взглядов.
Критическое мышление обеспечивает способность применения полученных знаний в нестандартных ситуациях, оно является обязательным условием исследовательской деятельности. Критическое мышление необходимо каждому человеку для обработки информации, получаемой из СМИ и сети Интернет, осуществления гражданских прав, критического восприятия рекламы, формирования адекватной самооценки.
Сравнивая информацию из разных источников, человек с развитым критическим мышлением легко находит ошибки и несоответствия, а сделанные им выводы основывает на фактах. Вместе с тем он открыт для новых идей, сопоставив противоположные точки зрения, он выстраивает вспомогательные системы рассуждений и на этом основании вырабатывает свою позицию. Благодаря критическому мышлению традиционный процесс познания обретает индивидуальность и становится осмысленным, непрерывным и продуктивным.
Для формирования способности мыслить критически необходимо создание определенной учебной среды, в частности на уроках иностранного языка.
Таким образом, актуальность данного исследования определяется противоречием между существующей потребностью в выпускнике с развитым критическим мышлением и отсутствием комплексной методики развития критического мышления на уроках иностранного языка.
Объект исследования: образовательный процесс на уроках английского языка в среднем звене.
Предмет исследования: процесс формирования критического мышления школьников.
База исследования: 7 классы МБОУ «Лицей г. Абдулино».
Цель: исследовать эффективность применения технологии «Дебаты» как средства формирования критического мышления школьников.
Задачи исследования:
провести теоретический анализ проблемы формирования критического мышления;
обосновать эффективность использования технологии «Дебаты» как средства формирования критического мышления;
разработать уроки-дебаты;
создать методические рекомендации по использованию технологии «Дебаты».
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что использование технологии «Дебаты» на уроках английского языка будет способствовать не только достижению более высокого уровня владения языком, но и позволит развивать критическое мышление школьников.
Методы исследования:
1) метод теоретического анализа;
2) методика измерения уровней КМ;
3) мониторинг учебной деятельности учащихся;
4) обобщение.
Глава 1. Теоретический анализ проблемы.
Критическое мышление как социальный феномен.
Критическое мышление – это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю. [ 7; 127 ].
Термин «критическое мышление» может относиться практически ко всей умственной деятельности. Учение, ориентированное на выработку навыков критического мышления предусматривает не просто активный поиск учащимися информации для усвоения, а нечто большее: соотнесение того, что они усвоили, собственным опытом, а также сравнение усвоенного с другими исследованиями в данной области знания.
Сегодня в различных научных источниках можно найти разные определения КМ. Джуди А. Браус и Дэвид Вуд определяют критическое мышление как разумное рефлексивное мышление, сфокусированное на решении того, во что верить и что делать. Критики пытаются понять и осознать свое собственное «Я», быть объективными, логичными, пытаются понять другие точки зрения
Критическое мышление, по их мнению, это поиск здравого смысла- как рассудить объективно и поступить логично с учетом как своей точки зрения, так и других мнений, умение отказаться от собственных предубеждений.
Дайана Халперн дает свое определение КМ- использование таких когнитивных навыков и стратегий, которые увеличивают вероятность получения желаемого результата. Критическое мышление есть направленное мышление [7; 118 ].
При всем разнообразии этих и других определений КМ, можно увидеть в них близкий смысл. Критическое мышление означает мышление оценочное, рефлексивное.
Джуди А Браус и Дэвид Вуд выделил те характеристики, которые Б Рассел определил как «ряд навыков мышления»:
Фокусирующие навыки:
определение проблем, содержащихся в явном или в скрытом виде в новой информации;
выявление целей, определение направления и целей изучения новой информации;
Навыки сбора информации:
Наблюдение, получение информации при помощи одной или более сенсорных систем;
формулирование вопросов, поиск новой информации через вопросы;
Навыки запоминания:
кодирование, хранение информации в долговременной памяти;
вызов, восстановление информации из долговременной памяти;
Навыки организации:
сравнение, выявление черт сходства и различий разных объектов;
классификация, группировка и обозначение объектов, на основе выявления их признаков;
представление- презентация новой информации;
Навыки анализирования:
идентификация атрибутов и компонентов, определение характеристик, или частей основных идей, или понятий, содержащихся в новой информации;
идентификация отношений и понятий определение причинно-следственных связей;
идентификация главных идей 4;
идентификация ошибок;
Навыки генерирования:
выводы, суммирования наиболее важной информации;
предсказывание, предвосхищение событий или следствий, на основе имеющейся информации;
разработка, объяснение дополнительных деталeй, примеров.
Навыки интегрирования:
эффективное комбинирование информации для формулировки новых идей;
реконструкция, переформулирование информации и идей или изменение логики для формулирования новых идей;
Навыки оценивания:
формулирование критериев оценки, информации и идей;
проверка правильности утверждений.
Критическое мышление – это сложный мыслительный процесс, начинающийся с восприятия информации и заканчивающийся принятием продуманного независимого решения. Мы представляем этот процесс как последовательность взаимосвязанных операций:
получение информации
постановка проблемы
сравнение информации из различных источников
выстраивание системы рассуждений
принятие решения.
Итак, мы можем сделать вывод, что критически мыслить могут все, но не все хотят это делать. Критическому мышлению нужно учить, и очень важно, чтобы ученики могли использовать навыки КМ в конкретной предметной деятельности. Вот почему считаем необходимым формирование навыков КМ на уроках английского языка.
Сущность критического мышления и стадии его развития на уроках английского языка.
Сущность критического мышления отражена в пяти признаках, сформулированных Дэвидом Клустером (США).
Во-первых, критическое мышление есть мышление самостоятельное.
Во-вторых, информация является отправным, а не конечным пунктом критического мышления. Знание создает мотивировку, без которой человек не может мыслить критически.
В-третьих, критическое мышление начинается с постановки вопросов и уяснения проблем, которые нужно решить.
В-четвертых, критическое мышление стремится к убедительной аргументации.
В-пятых, критическое мышление есть мышление социальное. Всякая мысль проверяется и оттачивается, когда ею делятся с другими.
Приведём характеристику склонности к критическому мышлению:
поиск ясной постановки вопроса, формулировки утверждения;
поиск обоснований;
стремление к разносторонней осведомлённости;
использование надёжных источников и ссылка на них;
целостное рассмотрение ситуации;
стремление придерживаться основной темы;
удержание в поле зрения исходной (основной) задачи;
поиск альтернатив;
открытость;
выбор точки зрения, позиции (равно как и её изменение при наличии достаточных оснований);
стремление к максимально возможной для данного предмета точности;
последовательное, поочерёдное рассмотрение частей сложного целого;
проявление восприимчивости и понимания по отношению к чужим чувствам, уровню познаний и глубины суждений;
склонность к применению навыков критического мышления в жизни.
Таким образом, современное понимание критического мышления выводит его за рамки набора умений и навыков в личностную сферу.
В технологии развития критического мышления выделяют три стадии:
I. Стадию вызова.
II. Стадию осмысления новой информации.
III. Стадию рефлексии.
Рассмотрим все три стадии подробно.
I. Стадия вызова
Учитель создает проблемную ситуацию, вызывая у своих учеников воспоминания о данной теме, обращаясь к их собственному опыту. Эта стадия состоит из двух элементов - мозгового штурма и создания кластера. Мозговой штурм - это своеобразная умственная разминка, совместный поиск группового решения.
Кластер - это графический систематизатор, который показывает несколько различных типов связей между объектами или явлениями.
Проще говоря, это что-то вроде таблички, в которой записываются основные понятия, о которых идет речь; с помощью стрелок и расположения слов в табличке показывается, как связаны между собой рассматриваемые понятия.
II. Стадия осмысления (или смысловая стадия)
Этот этап предполагает знакомство с новой информацией. Здесь используется такой прием работы с текстом, который носит название инсерта.
Инсерт - от английского слова insert - «вставка, вклейка», «вставлять, помещать, вносить». Даже на клавиатуре компьютера есть клавиша «Insert» - «дополнить, вставить». Инсерт - это прием такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чем хочется узнать более подробнo [ 23; 27].
III. Стадия рефлексии
Данная стадия включает: размышление, анализ, творческую интерпретацию.
Таким образом, технология развития критического мышления реализуется через следующие приемы и методы работы:
- постановка прямых и скрытых вопросов к тексту (учителем или учащимися);
- поиск в тексте ответов на поставленные вопросы;
- маркировка с использованием значков, которые ставятся на полях;
- расположение ключевых слов, ключевых предложений в логической последовательности;
- графическая систематизация материала текста: кластеры, таблицы, схемы;
- ведение записей («бортовых журналов» и др.) [16; 31].
Итак, исследовательская ориентация концентрирует в себе инновационный подход к учебному процессу, в котором целью обучения является развитие у учащихся возможностей осваивать новый опыт. Основой такого освоения служит целенаправленное формирование творческого и критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, ролевого и имитационного моделирования, поиска и определения собственных личностных смыслов и ценностных отношений
Технология «Дебаты» как средство формирования критического мышления.
Как известно, сегодня изучение иностранного языка в образовательном учебном заведении представляет собой этап практического овладения языком. При этом в качестве одной из основных задач выступает формирование у обучающихся коммуникативных умений, необходимых в дальнейшем для эффективного взаимодействия в профессионально значимых ситуациях делового общения. Будет справедливым отметить, что к наиболее значимым для дальнейшего обучения и профессионального роста коммуникативным умениям современных студентов можно отнести мастерство публичных выступлений, поскольку на протяжении всей дальнейшей учебы и карьеры их будут оценивать именно по эффективности устного общения с окружающими.
Между тем следует отметить, что изложение собственных мыслей и идей публично, особенно на иностранном языке, - достаточно сложный процесс, как с лингвистической, так и с психологической точки зрения. Довольно часто во время публичного выступления люди не могут структурировать речь, чётко сформулировать идеи, спонтанно подобрать необходимые языковые средства, они испытывают скованность, чувство неуверенности и сильно волнуются, что сказывается на их физическом состоянии. Технология «Дебаты» или уроки-дебаты способны решить эти проблемы.
Прежде всего, дебаты формируют у обучающихся все четыре основных языковых коммуникативных умения – аудирование, чтение, говорение и письмо, именно эти умения в соответствии с нормативными документами должен развивать у учеников преподаватель иностранного языка. Перед проведением непосредственно дебатов нужна серьёзная предварительная подготовка обучающихся. На этапе подготовки к играм спикеры (игроки) анализируют литературу, готовя опорные конспекты, аннотации, тезисы, заметки, подборки цитат, кратко записывают структуру речи, что развивает чтение и письмо как коммуникативные умения. Непосредственно во время игры в дебаты совершенствуются умения аудирования и говорения, а раунды перекрёстных вопросов позволяют включить в этот процесс не только шестерых игроков, но и всю группу.
В ходе обучения английскому языку можно использовать дебаты как форму урока и элементы технологии «Дебаты». Кажется допустимым применять на уроках так называемые «модифицированные» дебаты, в которые внесены некоторые изменения правил, что позволяет вовлечь в работу всю группу. В модифицированных дебатах возможно изменение регламента, увеличение числа игроков в командах, допускаются вопросы из аудитории, организуются «группы поддержки», обсуждение проблемы продолжается после игры и т.д.
Формат дебатов предусматривает:
участие двух команд, состоящих из трех человек (Speakers). Одна команда (Proposers) утверждает тезис (тему дебатов), другая (Opposers) – опровергает его;
участники заранее знакомятся с ролями и регламентом (на уроке дебаты идут по сокращенному регламенту);
команды имеют право на 5-минутный тайм-аут для консультации друг с другом перед своим выступлением (тайм-аут можно использовать либо частями, либо полностью сразу);
роли и регламент определены заранее.
Порядок проведения дебатов:
1) первый спикер утверждающей команды. (Р1) 4 мин.
представляет утверждающую команду;
формулирует тему дебатов;
объясняет ключевые понятия;
заявляет позицию своей команды;
представляет все аргументы команды;
заканчивает четкой формулировкой общей линии.
2) третий спикер отрицающей команды (ОЗ) задает вопросы первому спикеру утверждающей команды (Р1) (1 раунд вопросов). 1,5 мин. ОЗ задает перекрестные вопросы с целью принизить значение аргументов Р1; Р1 отвечает.
3) третий спикер отрицающей команды (О1) 4 мин.
– представляет команду;
– отрицает тему, формулирует тезис отрицания;
– принимает определение, предложенное утверждающей командой;
– опровергает аргументы и выдвигает контраргументы;
– заканчивает четкой формулировкой общей линии команды.
4) третий спикер утверждающей команды (Р3) задает вопросы первому спикеру отрицающей команды (О1) (2 раунд вопросов). 1,5 мин. Р3 задает перекрестные вопросы О1 с целью принизить значение аргументов О1; О1 отвечает.
5) второй спикер утверждающей команды (Р2). 3 мин.
– опровергает аргументы, выдвинутые О1;
– приводит новые доказательства в защиту аргументов команды (новых аргументов не приводит).
6) первый спикер отрицающей команды (О1) задает вопросы второму спикеру утверждающей команды (Р2) (3 раунд вопросов) 1,5 мин. О1 задает перекрестные вопросы Р2 с целью принизить значение аргументов и доказательств Р2; Р2 отвечает на вопросы.
7) второй спикер отрицающей команды (О2) 3 мин.
– опровергает аргументы, представленные утверждающей командой;
– восстанавливает аргументы своей команды;
– представляет новые доказательства (новые аргументы не приводятся).
8) первый спикер утверждающей команды (Р1) задает вопросы второму спикеру отрицающей команды (О2) (4 раунд вопросов). 1,5 мин Р1 задает перекрестные вопросы О2 с целью принизить значение аргументов и доказательств; О2 отвечает.
9) третий спикер утверждающей команды (Р3) 3 мин. – акцентирует основные моменты дебатов, следуя своим аргументам;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему аргументы утверждения более убедительны;
– не приводит новых аргументов;
– делает эффектное заключение.
10) третий спикер отрицающей команды (О3). 3 мин.
– акцентирует узловые моменты, следуя структуре отрицающего кейса;
– проводит сравнительный анализ позиций сторон по ключевым вопросам;
– объясняет, почему приводимые его командой аргументы более убедительны;
– делает эффектное заключение.
за соблюдением регламента игры следит таймкипер (Time-Keeper), который показывает спикерам, сколько времени осталось до конца выступления или тайм-аута ( у него карточки: 2 min, 1 min, 30 sec);
дебаты судит судейская коллегия (Jury), состоящая из 3–5 человек (это преподаватели и обучающиеся других классов/групп). По ходу дебатов они заполняют особые протоколы. По окончании игры судьи, не совещаясь между собой, принимают решение, какой команде отдать предпочтение по результатам дебатов, т.е. они определяют чьи аргументы и способ доказательства были наиболее убедительными;
команда, набравшая большее количество голосов судей, побеждает;
остальные обучающиеся класса/группы в период подготовки к игре помогают составлять кейс своей команде (все материалы к игре), а во время игры – они болеют за свою команду.
Значимым видится и тот факт, что дебаты приучают учащихся к адекватному использованию языковых клише в публичных выступлениях. К числу наиболее часто употребляемых можно отнести следующие: we suppose; we must confess; we suggest; we believe; the thing is; the fact is; we wonder; the point is; in our opinion; there is something in what you are saying but, we appreciate, thank you for your attention, thank you for the questions и ряд других. Дебаты также формируют у обучающихся представление о структуре речи. Примером сюжетной речи в дебатах может служить план речи первого спикера: приветствие слушателей – представление команды и самого себя – вступление (обоснование актуальности темы – определение понятий - темы – выдвижение критерия – аргументация – заключение – благодарность за внимание. Понимание обучающимися структурных и сюжетных схем речи дебатов позволит им в дальнейшем чётко составить план большинства публичных выступлений.
Глава 2. Исследование проблемы формирования критического мышления учащихся в процессе обучения английскому языку.
2.1 Характеристика исследуемых групп.
Критическое мышление человека не является статичной субстанцией. С развитием человека, оно претерпевает значительные изменения. Поскольку подростковый период характеризуется большими изменениями в становлении человека как личности, именно эти учащиеся привлекали нас в качестве исследуемых групп. Поэтому в данном исследовании, целью которого было изучить эффективность применения технологии «Дебаты», как средства формирующего КМ приняли учащиеся 7-8 классов МБОУ «Лицей г. Абдулино».
Подростковый возраст отличается повышенной интеллектуальной активностью, которая стимулируется не только естественной возрастной любознательностью подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи. Такие задачи их не привлекают, и они отказываются их выполнять из-за соображений престижности.
Сфера познавательных, в том числе учебных, интересов подростков выходит за пределы школы и приобретает форму познавательной самодеятельности – стремления к поиску и приобретению знаний, к формированию полезных умений и навыков. Подростки находят занятия и книги, соответствующие их интересам, способные дать интеллектуальное удовлетворение. Стремление к самообразованию – характерная особенность и подросткового, и раннего юношеского возраста [6; 23 ].
Мышление подростка характеризуется стремлением к широким обобщениям. Вместе с теоретическим отношением к миру, предметам и явлениям у подростка возникает особое познавательное отношение к самому себе, выступающее в виде желания и умения анализировать и оценивать собственные поступки, а также способность вставать на точку зрения другого человека, видеть и воспринимать мир с иных позиций, чем свои собственные.
Самостоятельность мышления проявляется в независимости выбора способа поведения. Подростки принимают лишь то, что лично им кажется разумным, целесообразным и полезным.
В 7 классе исследуемая группа состояла из 16 человек. 9-девочек, 7-мальчиков. Из них 8 человек- 1999г.р., 8 человек- 1998г.р.
Отличительной особенностью этого класса был дифференцированный уровень подготовленности учащихся. 4 человека, занимаясь английским языком по индивидуальной программе с педагогами-репетиторами, имели продвинутый уровень, 8 человек- занимались удовлетворительно, 3 человека-имели низкий уровень .
Как следствие, отмечалось отсутствие желания публично выступать на уроках английского языка.
Вторая исследуемая группа - учащиеся 8 класса в количестве 13 человек. Из них 7 девочек и 6 мальчиков. 3 человека 1998г.р., 10 человек-1997 г.р.
Большинство ребят отличал низкий уровень активности на уроке. Мальчики и девочки малоконтактны между собой.
Данные классы интересовали нас в качестве исследуемых групп, так как средний возраст по своему психологическому содержанию является переломным в интеллектуальном развитии ребенка. Его мышление все больше становится похожим на мышление взрослого. Умственные операции ребенка приобретают большую развитость - он уже в состоянии сам формировать различные понятия, в том числе и абстрактные.
2.2. Виды дебатов, используемые для формирования критического мышления.
В своем исследовании мы рассмотрим эффективность использования технологии «Дебаты» как средства, способствующего формированию критического мышления школьников.
На уроках английского языка мы использовали дебаты как форму урока и элементы технологии дебаты. Нами были апробированы следующие виды дебатов:
Cвободные дебаты (дискуссии)
Свободные дебаты позволяют участникам продемонстрировать свои знания, поделиться своим опытом, идеями (все участники имеют равное право голоса).
Панельные дебаты (Panel Debate) дискуссия в стиля телевизионного ток-шоу: несколько человек обсуждают проблему в присутствии аудитории.
Такая форма проведения дискуссии совмещает в себя преимущества лекции и дискуссии в группе. Группа из трёх-пяти человек ведёт дискуссию на заранее выбранную тему в присутствии остальных участников. Зрители вступают в обсуждение позже: они или высказывают своё мнение, или задают вопросы участникам беседы.
Симпозиум. Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает в себе преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая своё выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.
Два или три специалиста (или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 минут. Затем двадцать минут отводится на вопросы и общее обсуждение.
«Экспресс-дебаты». Это дебаты, в которых фаза ориентации и подготовки сведены к минимуму. Подготовка осуществляется непосредственно на уроке по материалу учебника или рассказу учителя. Этот тип дебатов может рассматриваться как элемент «обратной связи», закрепления учебного материала либо как форма активизации познавательной деятельности.
«Модифицированные дебаты». Используются отдельные элементы технологии дебатов, изменяются некоторые правила дебатов. Например:
сокращается регламент выступлений;
увеличивается число игроков в командах;
допускаются вопросы из аудитории;
организуются «группы поддержки», к помощи которых команды могут обращаться во время тайм-аутов;
осуществляется ролевая игра, то есть учащиеся исполняют какую-либо роль;
создаётся «группа экспертов», которая может либо осуществлять функции судейства, либо подводить итог игры, демонстрируя столкновения позиций, или вырабатывать компромиссное решение, что часто бывает необходимо для реализации учебных целей;
изменяется (появляется) роль ведущего игры учителя. На разных этапах игры она определяется в зависимости от подготовленности учеников.
Круглый стол. Одной из наиболее актуальных и распространённых в практике форм дебатов являются круглые столы (участники рассаживаются за столом по кругу, лицом друг к другу).
Круглый стол это беседа, в которой «на равных» участвуют до 10-20 участников, и в ходе её происходит обмен мнениями между всеми участниками. В дискуссии могут участвовать представители различных групп педагогического коллектива: ученики и учителя начального, среднего и старшего звеньев, родители.
«Аквариум» выделяется среди всех моделей дебатов тем, что содержание его тесно определено противоречиями, разногласиями, а подчас и конфликтами в коллективе учащихся и педагогов по некоторому вопросу. Механизм проведения «техники аквариума» таков:
Проблема дискуссии формулируется по просьбе учителей научным руководителем или администрацией.
Участники дискуссии делятся на две группы (а может быть, и на три), которые располагаются в аудитории по кругу.
Члены каждой группы выбирают представителя или председателя, который будет в процессе дискуссии отстаивать её позицию.
Все участники заранее знакомятся с обсуждаемой темой, поэтому имеют возможность уже до начала дискуссии обменяться мнениями. (Можно предложить тему в начале дискуссии, тогда члены «аквариума» должны в течение 15-20 минут обсудить её и выработать общую точку зрения.)
Представители групп собираются в центре кругов и получают возможность высказать мнение группы, отстаивая её позиции. Остальные участники «аквариума», не высказывая своего мнения, могут лишь передавать в ходе обсуждения записки, где выражают свои соображения.
Представители групп могут взять перерыв, чтобы проконсультироваться с остальными её членами.
«Аквариумное» обсуждение заканчивается по истечении отведенного времени или после принятия решения.
Подсчитывающая дискуссия. В ней учащиеся, работая в малых группах, получают очки за участие в дискуссии. Тема дискуссии подсказывается изучаемым материалом или текущими событиями.
Ни один человек не может доминировать в дискуссии, поскольку каждое выступление длится не более 5-15 секунд, и лишь все мнения отдельных членов группы составляют чёткую картину обсуждаемой темы. Подсчитывающая дискуссия, несмотря на то что оценивание в ней проводит учитель, даёт учащимся возможность разговаривать с товарищами, выслушивать то, что думают другие.
Способ проведения дискуссии: 6-8 участников дискуссии садятся в центре класса в небольшом кругу, в это время оставшиеся ученики вместе с учителем садятся вокруг них и слушают. Дискуссия длится от 8 до 20 минут в зависимости от темы и возраста учащихся.
Учитель присуждает поощрительные очки за определение положения в обсуждаемой проблеме (ученик «определился»); предоставление информации, опирающейся на факты или полученной учеником в ходе исследований; сосредоточенность на теме (другими словами: «ученик не отходит от темы»); привлечение другого ученика к дискуссии.
Штрафные очки можно получить за: прерывание дискуссии, помехи в проведении дискуссии, монополизацию дискуссии, выпады против личности, несущественные замечания.
Выставление очков за дискуссию. После того как группа поделена на дискуссионные малые подгруппы, им раздаются карточки определённого образца. Колонки А, Б, В, Г, Д, Е,... имена членов дискуссионной группы. Всякий раз, когда участники группы демонстрируют какое-либо конкретное поведение, остальные ставят возле его имени знак. По окончании отведённого времени ученики-счётчики собирают и обсчитывают результаты.
Учитель не должен прерывать проходящую дискуссию, а после её завершения даёт анализ протекания дискуссии, представленных идей и результатов подсчёта очков.
Карточка учета действий участников дискуссии
Очки
Действия участников
Участники
Андюкаева Н.
Бузаева Л.
Выборнов Д.
Гаврилоава К.
Журавлев С.
Мухин Ж.
Евстафьева Л.
(+2)
Определение положения в дискуссии
+2
+2
+2
+2
(+1)
Формулирования существенного замечания
+1
+1
+1
+1
+1
+1
(+2)
Использование доказательств, подтверждающих высказывания или представление информации, опирающейся на факты.
+2
+2
+2
+2
+2
(+1)
Вовлечение в дискуссию другого лица.
+1
+1
+1
+1
(+1)
Постановка уточняющего вопроса, продвижение дискуссии вперед.
+1
+1
(+2)
Формулирование аналогии
(+2)
Выявление противоречия
(+2)
Выявление замечания
(-2)
Отсутствие заинтересованности дискуссией или помехи
-2
(-2)
Прерывание дискуссии
-2
-2
(-1)
Несущественные замечания
-1
(-3)
Монополизация дискуссии
-3
(-3)
Выпад против другого лица
Всего очков ( уровень)
0
2
5
5
0
1
7
2.3. Организация и проведение дебатов на уроках английского языка на среднем этапе обучения.
После проведения первых «Дебатов» по итогам карточек учета поведения каждого дебатера и по таблице критериев оценки КМ нами были выявлены уровни КМ в исследуемых группах.
Критерии оценки уровней критического мышления.
Критерии
Высокий уровень
Средний уровень
Допустимый
уровень
Низкий уровень
1. Установка на критичность:
Желание и умение проверить имеющиеся данные.
Это качество проявляется во всем, всегда, полно.
Это качество проявляется всегда, но не во всем.
Это качество проявляется, но с прагматической направленностью
Это качество проявляется редко.
2 Умение выделять в информации главное.
Выделяет главное всегда.
Выделяет главное самостоятельно, но не всегда.
Нуждается в контрольных вопросах.
Выделяет главное только с помощью учителя.
3. Умение приводить сравнение, сопоставление, обобщение.
Часто отказывается от готовых алгоритмов, ищет свой способ.
Иногда отказывается от готовых схем алгоритмов.
Пользуется готовыми схемами алгоритмами.
Это умение отсутствует.
4.Широта кругозора, способность к аргументации.
Знает технику аргументации.
Свободно ориентируется в нескольких сферах.
Отсутствует гибкость мышления.
Знания на репродуктивном уровне.
5 Способность высказывать свою точку зрения.
Проявляется часто.
Проявляется редко.
Появляется, если проблема касается именно этого ученика.
Не проявляется никогда.
6 Способность к рефлексивно-оценочной деятельности.
Проявляется во всех сферах.
Проявляется в отдельных сферах.
Проявляется в лично-значимых сферах.
Отсутствует.
Уровень сформированности КМ на начальном этапе эксперимента в 7 классе
Уровень
Кол-во учащихся
%
высокий
1
6%
средний
3
19%
допустимый
4
25%
низкий
5
31%
Уровень сформированности КМ на начальном этапе эксперимента в 8 классе
Уровень
Кол-во учащихся
%
высокий
0
средний
2
15%
допустимый
3
23%
низкий
8
61%
Анализ полученных данных говорит о том, что умение мыслить критически находилось у данных учащихся на недопустимо низком уровне. Отмечался низкий уровень сформированности следующих умений и навыков КМ:
выделять главную мысль;
выявлять противоречия и формулировать проблему;
аргументировать обоснованность своих суждений и делать выводы;
рефлексировать свою деятельность.
За период исследования нами было проведено 8 дебатов в 7 классе и 7 дебатов в 8 классе по следующим темам:
PE should be an everyday school subject.
How to be independent.
My health is my thing.
Computer, for and against.
What is it like being a teenager?
Is microchiping children a good idea?
The power of advertising.
Pocket money.
Boys and girls about their appearance.
Who is a hero?
Using mobile phones at school.
Далее приведен урок-дебаты по теме: «PE should be an everyday school subject».
Ход урока.
PE should be on everyday school subject.
Warm-up Discussion
T: Dear boys and girls! Today we’ll have a debate-lesson.
And now we must choose the chairperson.
The chairperson welcomes the audience and announces the beginning of the debate.
Ch: We are here today to debate the motion PE should be an everyday school subject. How about you? Do you agree with this statement? And now we must accept some rules.
Find good arguments.
Give reasons.
Be polite.
Don’t interrupt when others speak.
Shout when you don’t agree.
Respect other people’s opinions.
Clap when you agree.
Raise your hand when you want to speak.
Listen to other people.
Express your opinion and give reasons.
Keep to the time limit.
Welcome to our debate. Pupils for the motion are sitting on my left, pupils against the motion are sitting on my right. We have 20 minutes for the debate. Please, raise your hand when you want to speak. I decide who speaks first .Please be polite and don’t interrupt.
No one may speak for more than a minute. And at the end we are going to have a vote. Let’s begin. Turns to Group A..
Group A discuss and make list of arguments.
Group B discuss and make a list of arguments against the motion.
The chairperson keeps order and manages the time.
Your time is up.
Next speaker, please.
Order ! Order!
That’s all we have time for.
Take part in the debate.
The procedure of the debate.
Pupil A
Express his\her opining and gives reasons.
Pupil B
Agrees with Pupil A and adds more reasons
Pupils C
Agrees/ disagrees with Pupil A or Pupil B and gives his/her reasons.
The chairperson leads the voting
The chairperson counts the votes.
The chairperson announces the results of vote.
The class thinks that PE should/shouldn’t be on the timetable every day.
The chairperson thanks everyone for their participation and announces the end of the debate.
По окончании проведения серии дебатов нами повторно измерялся уровень сформированности КМ в исследуемых группах.
Уровень сформированности КМ на заключительном этапе эксперимента в 7 классе
Уровень
Кол-во учащихся
%
высокий
4
25%
средний
7
43%
допустимый
2
12%
низкий
3
18%
Уровень сформированности КМ на заключительном этапе эксперимента в 8 классе
Уровень
Кол-во учащихся
%
высокий
0
средний
4
30%
допустимый
5
38%
низкий
4
30%
Итак, по окончании исследования повторная диагностика выявила повышение уровня КМ у 6 учащихся 7 классов и 8 учащихся 8 классов. У данных учащихся повысилась сформированность КМ в части способности выстраивать аргументы, способности к синтезу (формулирование выводов ,доказательств выдвинутых аргументов), способности к оцениванию (формулирование общего вывода, принятия аргументов «за» и «против»).
Следует отметить, что в исследуемых группах повысился и уровень общеучебных навыков.
Качество обучения:
2010-2011 учебный год - 7 класс 38%
8 класс 42%
2011-2012 учебный год - 7 класс 43%
8 класс 47%
Повысилась результативность учащихся во Всероссийской предметной олимпиаде по английскому языку на муниципальном этапе.
2010-2011 год 7 класс - нет призовых мест;
8 класс - нет призовых мест;
2011-2012 год 7 класс – Ломакина Д. I место;
8 класс – Насырова С.. III место;
Повысилась результативность участия в конкурсах и научно-практических конференциях по английскому языку на муниципальном и региональном уровнях.
2010-2011 - 2 призовых места;
2011-2012 - 3 призовых мест;
В 2011-2012 учебном году учащиеся смогли результативно выступить и на Всероссийском уровне
Таким образом, изложенные данные наглядно иллюстрируют не только развитие критического мышления, но и рост успеваемости и повышение результативности участия в предметных конкурсах и научно-практических конференциях.
Заключение.
Изучив в ходе теоретического анализа литературы сущность понятия критического мышления, особенности критического мышления школьников среднего этапа обучения, апробировав на практике элементы технологии «дебаты» в качестве средства формирующего критическое мышление, мы пришли к выводу, что наиболее существенным достоинством работы по формированию критического мышления является то, что она позволяет сделать процесс обучения личностно-ориентированным, ставить и решать новые нетрадиционные образовательные задачи(формирование и развитие исследовательских, информационных, коммуникативных и других умений учащихся, развитие их мышления и креативных способностей, формирование модельных представлений).
Работа по развитию критического мышления в процессе обучения английскому языку позволяет формировать у учащихся социально значимые, нравственно-ценностные мотивы поведения, повышать уровень социализации, развивать креативность и рефлексию, воспитывать инициативность, коммуникативность, динамизм - все, что значимо для формирования потребностно-мотивационной и операционно-технической сфер школьника.
Подводя итог, скажем, что критическое мышление - это подход в обучении, ориентированный на развитие самостоятельной творчески мыслящей личности, на самореализацию «я» ученика, на развитие творческого потенциала ученика, чтобы он смог применить полученные знания в дальнейшей жизни и легко адаптировался в окружающем мире.
В ходе проведенного нами педагогического исследования мы обосновали эффективность использования технологии «Дебаты» как средства, формирующего критическое мышление.
Выводы
1. Систематическое проведение дебатов на уроках английского языка способствует решению главной задачи формирования критического мышления – «конструирования» собственного знания.
2. Эмоциональное проживание определенных ролей в дебатах а значительной степени мобилизует психическую активность учащихся, расширяет объем усваиваемого материала, снимает утомление.
3. Различные виды дебатов применяемые на уроках английского языка позволяют сделать работу по формированию критического мышления более эффективной, интересной и творческой. Она дает устойчивый положительный результат и положительную динамику развития речевых навыков и умений. Поэтому дебаты следует использовать в дальнейшей работе.
4. Разработанные нами методические рекомендации, а также меры по профилактике потенциальных рисков в процессе использования технологии «Дебаты» помогут направить внимание педагогов на способы повышения учебной мотивации.
Итак, в результате исследования цель выявить эффективность использования технологии дебаты на формирование критического мышления достигнута. Мы считаем, что данная технология является мощным средством, способствующим формированию критического мышления.
Полученные нами результаты позволяют наметить пути дальнейшего решения проблемы развития критического мышления школьников.
Список литературы
1. Алексеев Н.А. Понятие личностно ориентированного обучения // Завуч.- 1999.- № 3.- с.. 15.
Ахмедова М., Живая отметка, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 30.
Бим И.Л. Личностно-ориентированный подход – основная стратегия обновления школы // Иностранные языки в школе. -2002.-№2
Васюта И. Использование приемов развития критического мышления на уроках литературы// Литература.- 2005.- № 3.- с. 27.
Векслер СИ. Развитие критического мышления старшеклассников в процессе обучения: Автореф. дисс. канд. пед. наук.- Киев, 1974.
Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). М.: Изд-во "Бонфи". 2002.
Генике Е.А., Трифонова Е.А. Развитие критического мышления (Базовая модель). Кн. 1.- М.: БОНФИ, 2002.
Давыдов В.В. Теория развивающего обучения.- М.: Наука, 1986.
Заир-Бек СИ., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке: Пособие для учителя. М.: Просвещение. 2004.
Керимова Б., Оценивание работы в группе, Сборник “Оценка без отметки”, составитель О.Варшавер- М.: ЦГЛ, 2005, с. 11
Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- с. 7.
Кларин М.В. Инновационные модели в зарубежных педагогических поисках.- М.: Просвещение, 1994.
Клустер Д. Что такое критическое мышление?:[Электронный ресурс]. – Режим доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.- с. 55.
Муштавинская И. В. Технология развития критического мышления: научно-методическое осмысление // Методист. - 2002. - № 2. - с. 31.
Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- № 8.- с. 11.
Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- с. 38.
Полат Е.С. Разноуровневое обучение. // Иностранные языки в школе. - 2000. - № 6. с. 6-11.
Психология детства.- СПб.: «прайм-ЕВРО_ЗНАК», 2003.
Селевко Г.К. Педагогические технологии на основе активации, интенсификации и эффективного управления УВП. М.: НИИ школьных технологий, 2005.с. 288
Соловова Е.Н. Методика отбора и работы с текстами для чтения на старшем этапе обучения школьников.//Иностранные языки в школе. – 2007.- №2.- с.2 - 10.
Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- с. 27.
Сухова Л. В. Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка// Иностранные языки в школе.- 2006.- № 1.- с.32.
Сухова Л.В.Некоторые приемы формирования критического мышления на уроках французского языка.// Иностранные языки в школе.-2006.-№1.-с.ЗО.
Харламова М.В. Использование "идейных сеток"на уроках английского языка // Иностранные языки в школе.- 2005.- №5.
Приложение 1.
Тема урока: “English – the Language of the World”
Цели урока:
Учебные:
познакомить обучающихся с особой формой дискуссии – дебатами;
расширить знания обучающихся о языках;
Развивающие:
развивать навыки диалогической речи;
развивать способности к сравнению, умозаключению, обобщению, анализу, логичности;
развивать умения выражать своё отношение к обсуждаемому вопросу, выяснить и обсудить мнение и отношение собеседника к обсуждаемому вопросу.
Воспитывающие:
способствовать развитию толерантности и уважительного отношения к различным взглядам;
воспитывать умение партнерского общения и умения работать в группе.
Ход урока
1. Warm-up Discussion
T: Dear boys and girls! Our lesson today is devoted as usually to the English language but we’ll not only speak English, we’ll speak about English. The subject is English – the Language of the World. Some people say it’s so, but another people disagree with this statement. Today we’ll have a debate-lesson. I welcome you here this morning to discuss this interesting theme. How about you? Do you agree with this statement?
2. Main part. Debate Procedure.
Time-Keeper: So let me open the debate. The motion is English – the Language of the World. It is proposed by the first team. So, the floor is given to P1. Time: 4 minutes.
1. Proposer 1
Good afternoon, Honorable Jury, Time-Keeper. Good morning, dear colleagues.
Let me introduce myself and my team. I am P1, the first speaker. The second speaker in our team is P2. And the third speaker is P3.
English is really a language that came from nowhere to conquer the world. It’s the language of the planet, the first truly global language. 750 million people all over the world use English. This shows that English is the Language of the World. Our team presents the points for the motion of the debate.
We’d like to begin with the world map. Some parts of it are painted in the same colors. These countries are the UK, the USA, Canada, Australia and New Zealand. They once were British colonies and the English brought their language and culture there. Now English is the mother tongue or a first language and the official language in these countries. But we see that English is also spoken in many other countries as well. Once they also were British colonies and nowadays they are members of the British Commonwealth .These are such countries as India, Afghanistan, Pakistan, some countries in Africa and South America.
Our first argument for the motion is that we can call English a mother tongue or a first language and an official language.
Our second argument is that English is an international language too. It is used as a mean to solve different world problems and is the official language of many international organizations such as The United Nations. It is the language of sports: the official language of the Olympics. English is also used at music festivals or some other international meetings.
Our third point is that English is a widespread language. To use English as an international language people have to learn it in many countries, in Russia, China, Japan and a lot of others. They learn it at schools, colleges, universities or language courses. They also learn it for their future career, for traveling and for other reasons.
Time-Keeper: Your time is over. Thank you. Now the floor is given to the second team. Would you like to take time-out to discuss questions to the speaker?
Opposer 3: Yes, I’d like to take time-out for 2 minutes.
Time-Keeper: Time is over. I welcome O3. Your questions, please. Time: 1,5 min.
2. Opposer 3
The speaker stated in his speech that English is the mother tongue or a first language, the official, an international and a widespread language. But would the speaker answer some questions?
Can you name figures that show the number of world population speaking English?
Do you know how many people speak Chinese? What can you say about the fact that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth?
Proposer 1: Thank you for your questions. I try to answer them (Proposer 1 answers).
Time-Keeper: Time is over. Thank you. The motion is opposed by the second team. The floor is given to O1. Time: 4 minutes.
3. Opposer 1
Good morning, Honourable Jury, Time-Keeper and dear colleagues!
I’d like to introduce myself and our team. I’m O1, the first speaker. This is O2, the second speaker and O3 is our third speaker.
We agree with the statements given by the speaker P1. But we can’t agree with the motion of the debate.
Firstly, as my honourable friend P1 has said “We can call English a mother tongue or a first language and an official language”. But how about the other languages of the world? We also can call them the native tongues for some people, the first languages or the official languages for some other people. There are only twenty-two countries in the world where English is the official language but there are so many countries where people do not use English. We know that Chinese is the native tongue of more people than any other language on earth. It is spoken by most of the approximately 1.2 billion peoples of China.
The second argument doesn’t seem to be convincing either. The speaker has said that ”English is used as a mean to solve different world problems and it is the official language of many international festivals and meetings”. But how about that fact that the language of diplomatic documents is French (passports, driving licensees) and the language of music (opera) is Italian?
The third argument is not quite true. We know that English is one of the most widespread languages on earth, but second after Chinese. People of many countries such as Russia, China, Japan and a lot of others learn German, French, Spain, Italian and also Chinese together with English at schools, colleges, universities or language courses. These languages are as popular as English and we can also call them the international languages.
Time-Keeper: Time is over. Thank you. The floor is given to the proposers. Would you like to take time out? If yes, you can use 2 minutes to consult each other.
Your time out is over. Welcome with questions, please. Time: 1,5 minute.
4. Proposer 3
The speaker tried to change our minds saying
But I’d like to hear the answers to the following questions. (Proposer 3 asks questions)
Opposer 1 answers them.
Далее дебаты продолжались в соответствии с форматом. Нужно отметить, что обучающиеся хорошо знают правила, роли и умеют выдерживать заданный регламент. Дебатам предшествовала большая самостоятельная работа учащихся по сбору, обработке и анализу информации, полученной из различных источников. Учащиеся делали выписки, продумывали возможные линии столкновения.
3. Conclusion. Homework
После проведения дебатов были подведены итоги урока.
В заключение следует отметить, что дебаты – это актуальный и эффективный подход к организации процесса изучения иностранного языка на старшей ступени обучения в целом и к подготовке обучающихся к сдаче устной части ЕГЭ по английскому языку в частности.. Данная педагогическая технология и её элементы способны мотивировать обучающихся к изучению английского языка и применению его в коммуникативных ситуациях, что является сегодня одной из основных целей обучения иностранному языку.
Приложение 2
Методические рекомендации по использованию технологии «Дебаты» на уроках английского языка.
По результатам данного исследования рекомендуем учителям английского языка
При выборе темы учитывать требования, согласно которым «хорошая» тема должна:
- провоцировать интерес, затрагивая значимые для дебатеров проблемы;
- иметь четкую формулировку;
- стимулировать исследовательскую работу;
- давать одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов;
- иметь положительную формулировку для утверждающей стороны.
2. Привлекать учащихся для выбора и формулирования тем «дебатов». Это будет способствовать критическому мышлению школьников.
3. Выбирать темп дебатов с учетом возрастных и интеллектуальных особенностей учащихся.
4. Учитывать мотивы, интересы, психологические особенности и индивидуальные отношения учащихся при распределении ролей, чтобы предложить им те роли, которые в наибольшей степени будут соответствовать особенностям их личности.
5. Демонстрировать алгоритм введения дебатов.
6. Для преодоления трудностей предлагать учащихся в качестве зрительной опоры наиболее употребляемые выражения для ведения дебатов.
7. Не вмешиваться в процесс дебатов, нарушая коррекцией ошибок их ход. Предусмотреть какие-либо звуковые сигналы, которые бы акцентировали влияние учащихся на их ошибках.
8. Позитивно относиться ко всем участникам дебатов, проявлять толерантность и искренность.
9. Следить за соблюдением правил ведения дебатов.
10. Готовить оценочные карточки учета действий участников дебатов.
11. По окончанию дебатов организовывать обсуждение (рефлексию) с точки зрения достигнутых результатов, полученного опыта, оценки своих действий и т.д.
Приложение 3
Риски
Предупреждение рисков
1. Предлагаемая тема дебатов не дает одинаковые возможности командам в представлении качественных аргументов.
1. Тщательно обдумывайте темы. Представлять ожидаемый ход дебатов.
2. Тема дебатов не соответствует интересам, психологическим особенностям и индивидуальным отношениям дебатеров.
2. Учитывать интересы, психологические особенности и индивидуальные отношения дебатеров.
3. Коммуникативное пространство дебатов захвачено отдельными участниками, которые не дают возможности участвовать в обсуждении остальным.
3. Внимательно наблюдать за аудиторией, чтобы выявить невербальные сигналы «обиженных» и пассивных детей.
4. Пассивное поведение отдельных ребят.
4. Анализировать вместе с группой карточки учета действий каждого участника дебатов.
5. Участник дебатов демонстрирует агрессивное поведение.
5. Воспользоваться паузой или перерывом.
6. Излишнее внимание к правилам и инструкциям.
6. Позволять иногда отойти от инструкций, если только это не помешает ходу дебатов.
Приложение 3
Достижения учащихся в олимпиадах и конкурсах по английскому языку в 2011-2012 гг (муниципальный уровень)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 4
Достижения учащихся в конкурсах и научно-исследовательских конференциях в 2011-2012 гг. (региональный уровень)
13 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
Приложение 5
Достижения учащихся во Всероссийских конкурсах по английскому языку в 2011-2013 SHAPE \* MERGEFORMAT 1415
13PAGE 15
13PAGE \* MERGEFORMAT143415
15