Доклад на педагогическом совете на тему: «Как помочь младшему школьнику включиться в учебный процесс после лета и преодолеть школьную депрессию».


Доклад на педагогическом совете на тему: «Как помочь младшему школьнику включиться в учебный процесс после лета и преодолеть школьную депрессию».
педагог-психолог:
Задонская Е.А.
Как один день промчались три самых беззаботных месяца в году, подарив яркие приключения, фантастические открытия и незабываемые знакомства. И совсем cкоро календарь перелистнёт последнюю страничку лета, чтобы начать отсчет нового учебного года. Многие дети с нетерпением ждут начало нового учебного года, чтобы встретиться с одноклассниками после длительной разлуки и обменяться летними впечатлениями; надеть новую школьную форму и т.д.
Однако приподнятое настроение и эйфория длятся недолго, на смену им приходит быстрая утомляемость и школьная депрессия. Психологи называют сентябрь самым кризисным месяцем для школьников. Несмотря на то, что все лето дети отдыхали и набирались сил, недомогание, усталость и угнетенное состояние – нередкие спутники начала учебного года. При этом родители и педагоги порою даже не догадываются о такой особенности психики ребенка, и недоумевают, что после 3-х месяцев каникул, он сетует на быструю утомляемость, и расценивают подобные жалобы, как лень и нежелание учиться.
Адаптация к нагрузкам после длительного отдыха – закономерный процесс. Школьники любого возраста обязательно проходят период адаптации к школе. Причем этот период длится достаточно долго и у каждого ребенка он проходит по-своему. Так первоклассникам необходимо от 1,5 до 3-х месяцев, чтобы полноценно включиться в школьную жизнь, пятикласснику достаточно одного месяца, а старшеклассники преодолевают этот этап за 2 – 3 недели.
Большая ошибка педагогов и родителей заключается в том, что они считают, что этого периода нет. По их мнению, ребенок должен проучиться два-три дня и привыкнуть. На деле все гораздо сложнее. С началом учебы коренным образом меняется образ жизни ребенка. Три летних месяца он отдыхал, спал сколько хотел и гулял когда хотел, а теперь ему необходимо учиться, подчиняться жестким требованиям педагога и выполнять домашние задания. При этом его время должно быть расписано по минутам, а сделать это безумно сложно. Если даже взрослому человеку требуется неделя, чтобы включиться в работу после отпуска, что говорить про ребенка... В результате могут возникать различные трудности психологического характера, но и зачастую нарушениями общего соматического состояния ребенка, младшие школьники могут испытывать и проблемы со здоровьем. Поэтому после летних каникул ребенку нужно помочь втянуться в учебный процесс. Если придерживаясь определенных рекомендаций, можно пройти стадию привыкания легко и безболезненно, как для самого ученика, так и для педагогов, и родителей.
Во многом то, насколько легко и безболезненно пройдет период адаптации младшего школьника в новом учебном году, зависит от педагога. Для этого учителю необходимо создать условия постепенного погружения ученика в активный познавательный процесс.
1. Начните с повторения изученного материала
В зависимости от возраста учащихся, на это придется потратить от 4 до 10 уроков. Подобный подход позволит актуализировать имеющие знания и плавно подвести учащегося к активной учебной деятельности.
2. Используйте нетрадиционные подходы в обучении
Для того чтобы школьники активно включились в учебную деятельность, используйте на уроке нетрадиционные методы обучения:
Используйте метод проектов, который способствует активизации познавательной деятельности и реализации творческого потенциала. Школьники пришли после отдыха с огромным багажом впечатлений и эмоций, которыми им не терпится поделиться с одноклассниками. Метод проектов позволит создать на уроке условия, при которых будет достигнута и учебная цель и появится возможность обменяться летними впечатлениями.
Используйте игровые технологии. Дети любят играть в любом возрасте. Для педагога этот метод станет не только возможностью закрепить учебный материал и выявить имеющиеся пробелы в знаниях, но и привить стойкий познавательный интерес к своему предмету.
3. Используйте методы эмоционально - физической разгрузки
Учитель должен помнить, что на протяжении трех месяцев, дети активно двигались и посадить их сейчас на 40 минут за парту, значит негативно воздействовать на психическое, эмоциональное и физическое состояние. Поэтому в течение урока необходимо проводить «минутки эмоционально-физической разгрузки». В младшей школе оптимально, когда в классе есть специально отведенные для этого зоны. Если таких игровых пространств не предусмотрено, можно приобрести 3 - 4 парты-конторки, за которыми ученики по очереди, стоя будут выполнять задание, это поможет снять у ребенка физическое напряжение и даст возможность ему отдохнуть от непривычно долгого сидения на одном месте.
Подобные релаксационные вкрапления способствуют не только улучшению дисциплины в классе, но и активизируют внимание школьников на уроке.
Главная цель, к которой должны стремиться и родители, и педагоги на данном этапе – не зародить в душе ребенка негативное отношение к школе. Представив учебный процесс как путешествие в мир фантастического и непознанного, вы получите в лице школьника активного исследователя и неутомимого труженика.