Статья на тему РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Зуева Любовь Ивановна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Архангельск
РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ОКАЗАНИЮ ПОМОЩИ МЛАДШЕМУ ШКОЛЬНИКУ С АГРЕССИВНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Проблема агрессии является одной из наиболее острых проблем современного общества. Дети ежедневно наблюдают сцены насилия с экранов телевизоров и мониторов компьютеров, а зачастую, к сожалению, и в собственной семье. Поэтому неудивительно, что родители нередко жалуются педагогам на повышенную раздражительность и агрессивность своих детей, а педагоги, в свою очередь, обращаются к психологам и социальному педагогу за помощью в выборе средств педагогического воздействия на данную категорию детей. Поэтому в данной статье остановимся на характеристике некоторых подходов в оказании помощи младшим школьникам с агрессивным поведением.
Агрессия чаще всего представляется как деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам поведения людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (переживания, состояние напряженности, страха т.д.) (4).
В психологической литературе выделяют три основных вида агрессии:
Физическая агрессия, использование физической силы против другого человека. У младшего школьника она может выражаться в как драках с одноклассниками, так и в намеренной порче чужих вещей.
Словесная (вербальна) агрессия, выражение негативных чувств через ссоры, крики, визг, угрозы, ругань и т.п. За такой агрессией у младшего школьника часто кроется неудовлетворенная потребность почувствовать себя сильным или отыграться за нанесенные обиды.
Косвенная агрессия. Это вид агрессии, косвенно направленный на другого человека через злобные сплетни, шутки или ни на кого конкретно не направленный, проявляющиеся в крике, ругани, топанье ногами, взрывах ярости, битье кулаками и т.п. (4).
У младшего школьника признаками агрессии являются:
частая потеря контроля над собой;
отказ выполнять просьбы взрослых;
специально раздражает окружающих;
в своих поступках и в поведении винит других;
часто испытывает чувство гнева, злости;
завистлив, мстителен, раздражителен, может поднять руку на одноклассников.
Поэтому отечественные специалисты выделили следующие психологические особенности, которые провоцируют агрессивное поведение ребенка:
низкий уровень развития коммуникативных навыков и интеллекта;
пониженная самооценка;
игнорирование личности ребенка взрослыми, гипоопека родителей;
сниженный уровень саморегуляции;
недоразвитость игровой деятельности;
внутренняя неудовлетворенность ребенком своего положения в группе сверстников (3).
Главной является очень простая мысль: человек у которого все хорошо, не ведет себя агрессивно. Агрессивным детям свойственна высокая тревожность, ощущение отверженности себя, неадекватная самооценка.
Так что первое, что требуется от взрослого, пытающегося помочь агрессивному ребенку, это искренняя симпатия, принятие его как личности, интерес к его внутреннему миру, понимание чувств и мотивов поведения. Педагог должен выбрать правильный стиль поведения по отношению к ребенку, который проявляет агрессию. Неправильными действиями учителя, которые усиливают напряжение и агрессивное поведение некоторых детей являются:
- повышение голоса, употребление угрожающего тона, крик, негодование;
- демонстрация власти («Я здесь учитель»);
- агрессивные позы, жесты, высмеивание, передразнивание;
- использование физической силы;
- настаивание на своей правоте;
- команды, давление;
- подкуп, награды.
Не должно быть авторитарного стиля в общении с ребенком. Если ребенок часто конфликтует, устраивает драки, на уроках выкрикивает, громко говорит, стремится к лидерству, педагогу необходимо учить терпеливо следовать правилам поведения, в случае проступка убедительно разъяснять справедливость наказания; стараться таким детям создавать на уроке ситуацию успеха, укреплять веру ребенка в свои силы; вызывать эмпатию – сочувствие в переживаниях другого человека, желание оказать помощь; воспитывать чувство ответственности, давая поручения.
Когда школьник не уверен в себе, не организован, использует ненормативную лексику, играет роль классного шута, в этом случае нельзя требовать от ребенка выполнения правил, нужно объяснять ребенку о недопустимости громкого смеха, употребления в речи ненормативной лексики; обсуждать причины и последствия такого поведения; на уроках предоставлять возможность самоопределения (выбора задач), но подчеркивая «это ты сам выбрал».
Если ребенок стремится привлекать к себе внимание, склонен к лживости, воровству, кривлянию, проявляет словесную агрессию, то здесь педагогу нужно довести до сознания ребенка, что вы его видите и понимаете, но есть и другие дети; не реагировать открыто на его негативное поведение; на уроках чтения обсуждать причины и следствия поведения литературных героев, хвалить и поддерживать высказываниями: «Я уверена, ты это сможешь написать», «Я вижу, как хорошо ты работаешь». Нельзя подавлять агрессивные вспышки у детей. Тогда школьник может затаить свои агрессивные стремления на время, хотя это не убережет от проявления агрессии в другой ситуации (1).
При работе с детьми, проявляющими агрессию должен быть тесный контакт педагога с родителями, с семьей. Ведь именно возникновение агрессии зависит от того какая семья, какая в ней атмосфера, не слишком ли чрезмерный контроль над ребенком, как налажен эмоциональный контакт, применяют ли родители физические наказания.
Только взаимопонимание и взаимодействие учителя и родителей, с привлечением специалистов, поможет ребенку научиться справляться с агрессией.
Список литературы
Петрусь Н.Я. Агрессивный ребенок: особенности педагогического взаимодействия// Начальная школа. 2007. №1. с.32-36.
Романов А.А. Игротерапия: как преодолеть агрессивность у детей // www.september.ru (дата обращения 14.10.2014).
Смирнова Е.О. Хузеева Г.Р. Психологические особенности и варианты детской агрессии // Вопросы психологии. 2002. №1.
Чайкина Т.И. Детская агрессия. Помощь агрессивному ребенку// Начальная школа. Все для учителя. 2014. №7. с.36.