Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой или самооценкой уровня обучаемости
Организация образовательной деятельности по образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования может быть основана на дифференциации содержания с учетом образовательных потребностей и интересов обучающихся, обеспечивающих углубленное изучение отдельных учебных предметов, предметных областей соответствующей образовательной программы (профильное обучение) («Закон об образовании в РФ» (п. 4, статья 66)).
Одна из важнейших задач начального образования в соответствии с ФГОС — создание условий для того, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, желал и умел учиться. В любом классе развитие и степень подготовленности, отношение к учению и интересы учеников различны. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности. Это неизбежно приводит к тому, что "сильные" ученики искусственно сдерживаются в своем развитии, теряют интерес к учению, а "слабые" обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную силу, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить по принципу индивидуального подхода.
Одним из средств индивидуального подхода к детям является дифференцированное обучение, т.е. учет типичных индивидуальных различий учащихся.
Дифференциация обучения, широко распространившаяся в современных школах, не является совершенно новым явлением. В дореволюционной России школа была дифференцированной. Существовало шесть типов средних учебных заведений: мужские и женские гимназии, реальные и коммерческие училища, кадетские корпуса и епархиальные училища. Дифференциация реализовывалась в основном по сословному признаку. После революции идеи дифференцированного обучения были заложены в основу построения новой школы, в которой отмечалась возможность деления учащихся, начиная с 14 лет, на группы, преподавание в которых было чуть более углубленным, но основные предметы цикла оставались общими для всех. Реализация идеи дифференцированного обучения в теории и практике началась с 30-х годов, причём школьная практика зачастую опережала теорию. Попытка дифференцировать учащихся по способностям сочеталась с курсом на трудовую подготовку. Наиболее характерным видом дифференциации советской школы 20–30-х годов явилась профессионализация школы II ступени и введение профуклонов. В 30–50-е годы был определён курс на единообразие школы, жесткую регламентацию учебно- воспитательного процесса. Эксперименты в области дифференцированного обучения прекратились. Вновь активно идеи дифференциации стали разрабатываться в 50-е годы. Инициаторы этого эксперимента считали, что дифференциация должна способствовать улучшению подготовки молодёжи к практической деятельности. В начале 70-х годов начался период "застоя", когда дифференциация обучения оказалась ненужной. В 80-е годы в практике в основном развивалась внутриклассная дифференциация, представленная различными заданиями для учеников: различного уровня сложности, устраняющими пробелы в знаниях, обогащающими содержание учебного материала и др. Конец 80-х-90-е годы ХХ века характеризовались резким подъёмом интереса педагогов к дифференцированному обучению. Это связано с постановкой в центр образовательного процесса личности каждого ученика, а следовательно, усилением внимания к развитию его склонностей и способностей. В настоящее время период бурного увлечения идеями дифференцированного обучения прошёл, развитие дифференциации обучения в нашей стране входит в спокойное русло.
Цель нашего мастер-класса – показать некоторые принципы использования технологии уровневой дифференциации.
Слово «дифференциация» происходит от латинского слова differentia - различие, разделение.
Так как дифференциация- разделение, встает вопрос – что и как разделить?
Попробуйте разделить учащихся на группы (листок из классного журнала). Какие группы получились?(Возможный вариант: троечники, хорошисты, отличники или деление невозможно)
Традиционное в практике преподавания деление учащихся на категории "слабых, средних и сильных" зачастую выдается учителями как дифференцированный подход. В последние годы сочетание такого "подхода" с принятыми стандартами знаний на оценки "удовлетворительно, хорошо и отлично" по общеобразовательным предметам способствует в отдельных нередких случаях насильственной дифференциации обучения. Это приводит лишь к усложнению проблемы обучения слабоуспевающих учеников, так как не дает им возможности реализовать потенциал в учебном процессе и часто приводит к поискам самоутверждения через негативное поведение на уроках.
В дидактике и предметных методиках предлагается более 20 критериев деления учащихся на группы.
Вот некоторые из них (установите соответствие):
В настоящее время в российском образовании применяется дифференциация:
— по возрастному составу (школьные классы, возрастные параллели, разно-: возрастные группы);
— по полу (мужские, женские, смешанные классы, команды, школы);
— по области интересов (гуманитарные, физико-математические, биолого-химические и другиегруппы, направления, отделения, школы);
— по уровню умственного развития (способные, одарённые, дети с ЗПР и др.);— по уровню достижений (отличники, успевающие, неуспевающие и т.д.);
— по личностно-психологическим типам (типу мышления, темпераменту и др.); .— по уровню здоровья (физкультурные группы, группы ослабленного зрения,; слуха, больничные классы).
Психологическими основами дифференциации и индивидуализации обучения являются:
уровень обученности и обучаемости
уровень общих умственных способностей
скорость усвоения
индивидуальный стиль умственной деятельности
психофизические особенности учащихся
У вас (в раздатке) приведен один из алгоритмов проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой или самооценкой уровня обучаемости.
Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой или самооценкой уровня обучаемости
Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7–8 минут.
Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся, в ходе которой они отвечают на пять вопросов:
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизведите факт, событие, назовите новый термин, формулу и т.д.).3. Выполните задание по образцу.4. Выполните задания в измененной ситуации.5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.
Если все задания выполнены правильно – можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника.
Если ученик справился с четырьмя заданиями – это говорит о втором, прикладном уровне обучаемости.
Если выполненными оказываются три задания – данный ученик демонстрирует первый, репродуктивный уровень обучаемости.
(Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б. Сенновского, 1997 год)
К сожалению, временные рамки не позволяют показать непосредственно процесс разделения класса на группы. Можно лишь упомянуть, что такое разделение не должно опираться только на один признак (например, успеваемость или теперамент). Кроме того, процесс формирования групп учитель должен осуществлять комплексно. Состав этих групп в течение учебного года может меняться.
Попробуем провести эспресс-методику определения функционального доминирования полушарий: доминирование левого полушария – словесно-логический характер познавательных процессов, склонность к абстрагированию и анализу (левополушарные люди);доминирование правого полушария – конкретно-образное мышление, развитое воображение, склонность к обобщению (правополушарные люди);отсутствие ярко выраженного доминирования одного из полушарий (равнополушарные люди).
Принципы дифференциации являются одним из основных психолого-педагогических и организационно-методических принципов в обучении и реализуют себя в понятиях «дифференцированное обучение» и «дифференцированный подход» в обучении.
(На слайде: В Российской педагогической энциклопедии дается следующее толкование этих понятий. Под «дифференциацией обучения» понимают форму организации учебной деятельности школьников, при которой учитываются их склонности, интересы и проявившиеся способности. «Дифференцированный подход» - целенаправленное педагогическое воздействие на группы учащихся, которые существуют в сообществе детей как его структурные или неформальные объединения или выделяются педагогом по сходным индивидуальным, личностным качествам учащихся. )Надо отметить, что современное понятие дифференциации очень широко и многообразно. Так, в современной теории дифференцированного обучения различают несколько видов дифференциации: внутренняя или уровневая, внешняя или профильная, широкая, поисковая и непрерывная.
В любой системе обучения в той или иной мере присутствует дифференцированный подход и осуществляется более или менее разветвлённая дифференциация. Поэтому сама технология дифференцированного обучения, как применение разнообразных методических средств дифференциации, является включённой, проникающей технологией.
Несмотря, на обилие работ по осуществлению принципа дифференцированного подхода, проблема дифференцированного обучения остается нерешенной. Острота ее обусловлена отсутствием достаточно четких позиций у исследователей. Как показывают наблюдения за работой учителей, удается осуществлять дифференцированный подход в полной мере только учителям-мастерам, обладающим богатым комплексом знаний, умений и педагогических способностей.
О том, как используется технология уровневой дифференциации расскажут мои коллеги из СОШ 75
http://86sch11-nyagan.edusite.ru/DswMedia/texurdif.pdfhttp://www.kiknur-school.ru/index.php/2012-01-19-11-42-24/2012-01-22-05-01-10/233--q-qhttp://nsportal.ru/shkola/algebra/library/2013/12/24/tekhnologiya-urovnevoy-differentsiatsii-v-lichnostnohttp://upr.1september.ru/view_article.php?ID=201000811http://www.pedagogy-and-psychology.ingnpublishing.com/files/2012/ESJ%20PaP/4(6)/esj_pap_2012_4(6)_Kuzmina_VM.pdfhttp://www.openclass.ru/node/300665http://www.myshared.ru/slide/103301/Селевко Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т. 1. М.: НИИ школьных технологий, 2006. 816 с-(Серия «Энциклопедия образовательных технологий».)
Журнал «Управление школой» №8/2010. Рекомендации по использованию диагностических данных об особенностях ИСУД обучающихся в практической работе учителя-предметника (Памятка подготовлена по материалам книг: А.Л. Сиротюк. Обучение с учетом психофизиологии. (М., 2002); А.Л. Крупенин, И.М. Крохина. Эффективный учитель. (Р/Д, 1995).)Алгоритм проведения контрольно-методического среза с последующей оценкой или самооценкой уровня обучаемости
Учитель выбирает небольшой по объему новый учебный материал, изложение и представление которого займет не более 7–8 минут.
Учитель объясняет новый материал, работая по возможности в разных модальностях – чтобы создать равные стартовые условия для визуалов, аудиалов и кинестетиков.
Учитель проводит этап первичного закрепления новой информации в форме беседы.
Учитель организует самостоятельную работу учащихся, в ходе которой они отвечают на пять вопросов:
1. Напишите, что вы узнали нового на уроке.2. Ответьте на вопрос по содержанию нового материала (воспроизведите факт, событие, назовите новый термин, формулу и т.д.).3. Выполните задание по образцу.4. Выполните задания в измененной ситуации.5. Примените полученные знания в новой ситуации, найдите их связь с предыдущим материалом, с реальной жизнью.
Если все задания выполнены правильно – можно говорить о третьем, творческом уровне обучаемости школьника.
Если ученик справился с четырьмя заданиями – это говорит о втором, прикладном уровне обучаемости.
Если выполненными оказываются три задания – данный ученик демонстрирует первый, репродуктивный уровень обучаемости.
(Модифицированная методика П.И. Третьякова и И.Б.Сенновского, 1997 год)