Классификации природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности 10 класс
Дата декабря 2016 г. Урок № класс
Тема: Классификации природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности Цель: Дать понятие ресурсообеспеченность», сформировать представления о классификации природных ресурсов.
Задачи:
1.
2. Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать и делать выводы.
3. Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: тетрадь, книга, Презентация Power Point, атлас, контурные карты.
Тип урока: коммбинированный
Методы урока: Фронтальная беседа, лекция, объяснительная наглядность
План урока:
1.организационный этап
2.этап проверки домашнего задания
3.этап подготовки учащихся к активному и сознательному восприятию нового материала
4.этап изучения новых знаний и способов деятельности
5.этап информации о домашнем задании
6. этап рефлексии
7. этап подведения итогов занятия.
Ход урока:
Орг.момент. (готовность класса). Озвучивание темы, цели урока.
Проверка домашнего задания.
Опрос:
дать понятие географической среды.
В каких состояниях бывает природная среда?
Каково антропогенное воздействие на окружающую среду?
Актуализация полученных знаний: Как было сказано раннее ГС- среда, удовлетворяющая потребности развития и деятельности общества, важнейший источник РЕСУРСОВ.
Изучение нового материала
Ресурсы - совокупность объектов, пригодных для использования человечеством.
История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемых в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.
США, КИТАЙ, ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ- государства, имеющие приктически все известные природные ресурсы.
Проблемный вопрос:
-почему КАЗАХСТАН имея богатейшие запасы полезных ископаемых не входит в этот список?
2. Классификация ресурсов.
I. Природная классификация:
Минеральные
Климатические
Водные
Почвенные (земельные)
Биологические
Ресурсы Мирового океана
Рекреационные
II. Хозяйственная классификация:
• Ресурсы материального производства:
A) промышленные
Б) сельскохозяйственные
B) строительные
• Ресурсы непроизводственной сферы: А)прямого потребления Б) косвенного потребления В)эстетического потребления
• Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов: А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)
Б) неисчерпаемые
3. Понятие о ресурсообеепеченности.
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В
результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность. Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов деляг на их добычу, во втором - запасы ресурсов - на численность населения.
4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
Хозяйственная оценка - анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов.
Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых -объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.
Закрепление.
Практическое задание:
1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.
PecvрсыЗапасы
Добыча
Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бурые угли), млн. тонн
1 038 462
4 568
Сырая нефть, млн. тонн
148 893
2 949
Газ, млрд. куб. м
134 947
2 076
Железная руда (оценка по содержанию металла), млн. тонн
63 400
527
2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
НОМЕНКЛАТУРА: записи в тетрадях
А)Нефть - США, Саудовская Аравия, Россия. Б) газ - Россия, США, Канада, Нидерланды.
B) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны- экспортеры -Австралия, США, ЮАР.
Г) алюминий - Франция, Индия, Суринам, США. Д) железо - рудное сырье - США, Китай, Россия. Е) свинец и цинк - США, Канада, Австралия. Ж) медь - Замбия, Заир, Чили, США.
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.
Почему только в XX веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?
Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?
Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.
2. Практическая часть.
А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающих максимальными запасами указанных вами ресурсов.
Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу (флипчарт).
Топливно-энеогетические ресурсы
Рудные ресурсы
Горнохимические ресурсы
Природные строительные материалы
Поделочные
и драгоценные камни
Примеры-
Государство
Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи
В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.
3. Итоговая часть.
Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?
Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?
Комплексное освоение сырья - безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.
Домашнее задание:
Этап рефлексии:
На уроке я узнал …Мне было трудно …Мне понравилось …
Итоги урока-оценки.