Урок «Природные ресурсы и их виды. Классификация природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности»
Республика Казахстан, Павлодарская область, Качирский район, с. Песчаное.
ГУ «Песчанская средняя общеобразовательная школа №1» .
Учитель географии.
Уваисова Гульсара Жумабаевна.
Описание материала:
Урок по теме «Природные ресурсы и их виды. Классификация природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности» был запланирован для учащихся 10-го класса как урок изучения нового материала, рассчитанный на 1 урок. Для наиболее успешного достижения поставленных целей урок был организован следующим образом. На начальном этапе для повышения мотивации учащимся предложена работа на интерактивной доске (флипчарт) по проверке домашнего задания. Соблюдался логический переход от ранее изученной темы к новой. В этом большую помощь оказывает флипчарт с элементом «шторка» понятия «Ресурсы» и проблемный вопрос о природных богатствах родной страны. Главный акцент урока – понятие «ресурсообеспеченность» (которое дети ввели самостоятельно), с использованием флипчарта. Материалы данного урока можно использовать в качестве дополнительной информации на уроках географии в 9- ом классе при изучении темы «Природно- ресурсный потенциал Республики Казахстан».
Открытый урок в 10 классе
Тема: «Природные ресурсы и их виды. Классификация природных ресурсов. Понятие о ресурсообеспеченности»
Цели :
Дать понятие ресурсообеспеченность», сформировать представления о классификации природных ресурсов.
Продолжить формирование умений работать с текстом учебника, анализировать и делать выводы.
Воспитывать чувство бережного отношения к природе.
Оборудование: атлас, учебник, интерактивная доска с флипчартом.
Тип урока : Изучение нового материала.
Формы организации работы: в парах, фронтальная.
Ход урока :
Проверка д/з.
Опрос:
дать понятие географической среды.
В каких состояниях бывает природная среда?
Каково антропогенное воздействие на окружающую среду?
На интерактивной доске набор понятий, распределить по смыслу:
Природная среда,
географическая среда,
естественная,
созданная человеком.
Как было сказано раннее ГС- среда, удовлетворяющая потребности развития и деятельности общества, важнейший источник РЕСУРСОВ.
2. Изучение нового материала
Ресурсы - совокупность объектов, пригодных для использования человечеством.
История человечества свидетельствует о постоянном возрастании потребностей человека, обо все возрастающем изъятии у природы ее ресурсов, потребляемых в разных частях мира в неодинаковых количествах. Разнообразие ресурсов, их принадлежность к тому или иному кругу явлений природы или отраслей материального производства позволяет судить об их сложной классификации.
США, КИТАЙ, ИНДИЯ, БРАЗИЛИЯ, АВСТРАЛИЯ, РОССИЯ- государства, имеющие приктически все известные природные ресурсы.
Проблемный вопрос:
-почему КАЗАХСТАН имея богатейшие запасы полезных ископаемых не входит в этот список?
2. Классификация ресурсов.
I. Природная классификация:
Минеральные
Климатические
Водные
Почвенные (земельные)
Биологические
Ресурсы Мирового океана
Рекреационные
II. Хозяйственная классификация:
Ресурсы материального производства:
A) промышленные
Б) сельскохозяйственные
B) строительные
Ресурсы непроизводственной сферы: А)прямого потребления Б) косвенного потребления В)эстетического потребления
Классификация по признаку исчерпаемости ресурсов: А) исчерпаемые (возобновимые и невозобновимые)
Б) неисчерпаемые
3. Понятие о ресурсообеепеченности.
Географическая оболочка обладает огромными и разнообразными природными ресурсами. Однако запасы их видов далеко не одинаковы, да и распределены они неравномерно. В
результате отдельные страны, регионы, материки имеют различную ресурсообеспеченность. Государства, имеющие практически все известные природные ресурсы: Россия, США, Китай, Индия, Бразилия, Австралия.
Ресурсообеспеченность - это соотношение между величиной природных ресурсов и размерами их использования. Она выражается либо количеством лет, на которые должно хватить данного ресурса, либо его запасами из расчета на душу населения. В первом случае при определении ресурсообеспеченности запасы ресурсов деляг на их добычу, во втором - запасы ресурсов - на численность населения.
4. Хозяйственная (экономическая) оценка ресурсов.
Хозяйственная оценка - анализ качественного и количественного состояния тех или иных ресурсов в разных регионах мира и на планете в целом, их предварительная разведка, выявление и инвентаризация.
Для хозяйственного освоения наиболее выгодны территориальные сочетания полезных ископаемых, которые облегчают комплексную переработку сырья и формирование крупных территориально - производственных комплексов.
Экономическая эффективность освоения полезных ископаемых -объем необходимых капиталовложений, себестоимости добычи, платежеспособного спроса, сроков окупаемости, которые зависят от масштабов использования тех или иных ресурсов и уровня экономического развития страны.
Закрепление.
Практическое задание:
1. На основе данных таблицы определите, на сколько лет хватит мировому сообществу угля, нефти, газа и железной руды.
Pecvрсы
Запасы
Добыча
Уголь (включая антрациты, лигниты, битуминозные и бурые угли), млн. тонн
1 038 462
4 568
Сырая нефть, млн. тонн
148 893
2 949
Газ, млрд. куб. м
134 947
2 076
Железная руда (оценка по содержанию металла), млн. тонн
63 400
527
2. Обоснуйте актуальность хозяйственной оценки природных ресурсов.
НОМЕНКЛАТУРА: записи в тетрадях
А)Нефть - США, Саудовская Аравия, Россия. Б) газ - Россия, США, Канада, Нидерланды.
B) уголь: Китай, США, Россия, Индия. Лучшие условия добычи и страны- экспортеры -Австралия, США, ЮАР.
Г) алюминий - Франция, Индия, Суринам, США. Д) железо - рудное сырье - США, Китай, Россия. Е) свинец и цинк - США, Канада, Австралия. Ж) медь - Замбия, Заир, Чили, США.
В наши дни известно около 250 видов полезных ископаемых и почти 200 видов поделочных и драгоценных камней. Однако вовлечение их в хозяйственный оборот происходило постепенно на протяжении всей человеческой цивилизации.
Почему только в XX веке людям понадобилось такое количество минеральных ресурсов?
Каким закономерностям подчиняется размещение полезных ископаемых в земной коре?
Выделите основные направления поиска минеральных ресурсов в настоящее время.
2. Практическая часть.
А) На основе текста учебника и карт атласа составьте классификацию минеральных ресурсов. Приведите примеры стран, обладающих максимальными запасами указанных вами ресурсов.
Примечание: учащимся можно предложить заполнить таблицу (флипчарт).
Топливно-энеогетические ресурсы
Рудные ресурсы
Горнохимические ресурсы
Природные строительные материалы
Поделочные
и драгоценные камни
Примеры-
Государство
Примеры-
Государство
Примеры-
Государство
Примеры-
Государство
Примеры-
Государство
Б) На контурной карте отметьте месторождения основных видов минеральных ресурсов с указанием их объема добычи
В) Перечислите страны, испытывающие дефицит в основных видах минерального сырья.
3. Итоговая часть.
Насколько остро в наши дни стоит проблема обеспечения минеральными ресурсами в мировом и региональном масштабе?
Предложите пути рационального использования минеральных ресурсов. В чем состоит суть комплексного освоения сырья?
Комплексное освоение сырья - безотходное использование ресурсов в быту и промышленности. Ученые предполагают, что в ближайшем будущем наступит эра оборотного (повторного) использования ресурсов, то есть, когда в экономике главным сырьем станут отходы, а естественные ресурсы будут являться резервными источниками снабжения.
4. Домашнее задание: с. 28-31.
13PAGE14115