Формирование мотивационно-волевой сферы в дошкольном возрасте


Мотивационно – волевая сфера в старшем дошкольном возрасте.
В период старшего дошкольного и младшего школьного возраста в развитии ребенка, как показывают исследования в области детской психологии, доминирует формирование мотивационно-потребностной (волевой) сферы. Чтобы обеспечить ориентацию дошкольного образования на личностный рост ребенка, его интеллектуальное и физическое развитие необходимо ориентироваться на сформированность у него мотивационных и волевых качеств. Мотивационная сфера дошкольника, если рассматривать ее через теорию деятельности, будет являться первоэлементом формирующейся личности ребенка. Мотивация включает самые важные для личности устойчивые, действующие мотивы, напрямую связанные с целью, которая будет побуждаться через произвольную сферу дошкольника. Направленность личности неразрывно связана с мотивами деятельности и воли в целом. Характерной чертой взаимосвязи мотивационной и волевой сфер является то, что от особенности волевой сферы в значительной степени зависит устойчивость мотивационной. Волевая сфера является «проводником» в достижении человеком (ребенком) поставленных целей, с учетом влияющих из окружающей среды трудностей. Мотивационно - волевая сфера, а точнее ее сущностные характеристики, обуславливаются определенными мотивированными действиями, которые являются осознанными, целенаправленными, подконтрольными. Важной характерной особенностью мотивационно – волевой сферы ребенка являются мотивы поведения, которые к старшему дошкольному возрасту образуют определенную систему взаимоотношений, соподчинений, т.е. возникает некая устойчивая иерархия мотивов, являющаяся важнейшим новообразованием в психическом развитии дошкольника. Рассмотрим пример из наблюдений личной практики: Данил 6 лет. Ребенок с мамой пришел в игровую комнату. Из множества игрушек мальчика привлек красивый красный фитбольный шар, который находился в доступном месте для ребенка. Данил неоднократно просил маму достать шар, т.к он ему очень нравится и ребенок хочет на нем попрыгать. Мама отвечает, что он и сам может достать шар, на что ребенок дает отрицательный ответ, говоря, что ему сложно. На этом примере мы видим, что побудительный мотив у ребенка высок, но мальчик не хочет приложить волевое усилие, чтобы достать самому шар, т.е побудительные связи не подкреплены волевым усилием. Мотивационно-волевая сфера личности старшего дошкольника может пониматься как интеграция, включающая в себя потребности, интересы, цели, мотивы, которые реализуются только благодаря волевым компонентам. воля не будет являться изолированным свойством психики ребенка, и рассматривается во взаимосвязи с другими сторонами сознания, в том числе с мотивами.
Леонтьев А.Н. Психологические основы дошкольной игры. Избранные психологические произведения: в 2 Т. - Т.1.- М.- 1983.
Маклаков А. Г. Общая психология: Учебник для вузов. – СПб.: Питер, 2005. – 640 с.
Обухова Л.Ф. Детская психология. Теория, факты, проблемы / Л.Ф. Обухова // М.: Тривала – 1995.
Психолог: Анна Геннадьевна Корсакова