Конспект урока по географии на тему Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб(5 класс)
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «УКРАИНСКАЯ ШКОЛА» СИМФЕРОПОЛЬСКОГО РАЙОНА РЕСПУБЛИКИ КРЫМ
Технологическая карта урока географии с дидактической структурой урока
По теме: Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб. Практическая работа №4 «Решение задач с различных масштабов»
1. Ф.И.О. учителя: Стрелкова Г.Н.
2. Класс: 5 Дата: 17.11.15 № урока: 12
3. Тема урока: Изображение земной поверхности на плоскости. Масштаб. Практическая работа №4 «Решение задач с различных масштабов»
4. Планируемые результаты:
Предметные: учащиеся должны уметь использовать знания основных видов изображения Земли; пользоваться разными видами масштаба.
Метапредметные: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, вести диалог.
Личностные: формировать ответственное отношение к учебе.
5. Образовательные ресурсы: планы местности, компас, тетради для практических работ.
6. Тип урока: формирование нового знания.
№
п\пДидактическая структура урока Деятельность учителя
Деятельность учеников Планируемые результаты
Предметные Метапредметные
Познавательные Коммуникативные и личностные Регулятивные
1. Организационный момент Включение в деловой ритм Подготовка необходимого уроку Формирование поведения в социуме
2. Актуализация опорных знаний Какие виды изображения Земной поверхности вы знаете?
Как делятся карты по охвату территории?
Предполагаемые ответы:
1. Глобус, карта, план, аэрофото космический снимок
2. Виды карт. Формирование знания знаний о карте для решения практических задач Подведение под понятие 3. Мотивация
Проблема Чтение сказки: «История про карту в масштабе 1:1»
Какую проблему поставил король перед картографами (приложение 1) Слушают сказку и пытаются решить поставленную проблему Логические действия при реш. проблемы Самоопределение
4. Изучение новой темы
1. Почему картографы не могли выполнить приказ короля.
2. Что нужно сделать, что бы поместить все королевство на карту?
3. Работа с учебником с.33
1. Площадь большая, а карта маленькая.
2. Уменьшить карту или увеличить лист бумаги.
3. Вывод.
4. Ищут определение «масштаб», читают в слух. Умение формулировать определение масштаба Анализировать, сравнивать, делать вывод Развивать умение общаться, делать вывод
Виды масштаба:
Работа с атласом, планом местности:
1. Определить, как подписывается масштаб, найти отличия.
2. Виды масштаба (записать на доске):
Именованный
Численный
Линейный 5. Работают с атласом, ищут информацию о масштабе.
6. Слушают.
7. Записывают в тетрадь. 1.Отстаивают свою точку зрения.
2.Аргументируют ответы 6. Физкультминутка Раз – подняться, подтянуться,
Два – нагнуться, разогнуться,
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка,На четыре руки шире,Пять руками помахать,Шесть на место тихо сесть. Выполняют вслед за учителем Здоровье сберегающие технологии
7. Закрепление Практическая работа №4: «Решение задач с использованием различных масштабов»
Оказывает консультативную помощь, проверяет правильность выполнения заданий.
Задания для самостоятельной работы:
1.Перевести численный масштаб в именованный:
1:1000
1:1000000
1:25000000
2.Задача.
Длина дорого 2400 км., какой длины будет линия на карте масштаба- 1:100000000; 1:200000000 Выполняют практическую работу в парах и самостоятельно с взаимно проверкой в тетрадях с печатной основой для практических работ.
Записывают решение в тетрадь. Выполняют первые задания. Умение выполнять действие в соответствии заданиями, самостоятельно приобретать знания в ходе практических действий Сверять свои действии я с образцами, исправлять ошибки самостоятельно Умение работать в парах Формировать ответственной отношение к учебе.Оценка качества усвоение материала по теме.
8. Домашнее задание § 9, прочитать, выучить понятие масштаб, выполнить задание в тетради, индивидуально ответить на вопросы 1-5, с.35 Записывают задания в дневник.
9. Рефлексия Урок закончен. Охарактеризуйте свою деятельность на уроке словами
- Ты молодец!
- Я доволен твоей работой на уроке
- Ты мог бы работать лучше.
Выбери фразу для своего товарища в паре.
Выбирают фразу из контекста и объясняют почему. Самоконтроль
Приложение 1
История про карту в масштабе 1:1
Жил был капризный Король. Однажды он объехал все свое королевство и увидел, как велика и прекрасна его страна. Он увидел извилистые реки, огромные озера, высокие горы, чудесные города.
Он возгордился своими владениями и захотел, что бы весь мир узнал о них. И вот капризный король приказал картографам создать карту его королевства. Картографы трудились целый год и, на конец, преподнесли Королю замечательную карту, на которой были все горные гряды, крупные города, большие озера и реки.
Однако капризный Король остался недоволен. Он хотел видеть на карте не только очертания горных цепей, но и изображение каждой вершины. Не только крупные города, но и мелкие и селения. Он хотел видеть маленькие речки и речушки впадающие в них.
Принялись картографы за работу, но теперь их труд был в два раза больше предыдущей карты. Но теперь Король пожелал, чтобы были ручейки, крестьянские домики, меленькие озерца в лесах.
Капризные Король умер, так и не дождавшись конца работы. Наследники одни за другим вступали на трон и умирали в свою очередь, а карта все составлялась и составлялась. Каждый Король нанимал новых картографов, для составления карты королевства, но всякий раз оставался недоволен их трудом, находя карту не достаточно подробной.
Наконец, картографы нарисовали Невероятную карту. Карта изображала все королевство в мельчайших подробностях и была точно такого же размера как само королевство. Теперь уже никто не мог найти различия между картой и королевством.
Где же собирались хранить свою карту капризные короли? Ларца для нее не хватит нужно огромное помещение. В нем карта будет лежать огромными стопками во много слоев. Только нужна ли такая карта, ведь в натуральную величину, она может с успехом заменена быть самой местностью.