Методическая разработка урока с элементами профориентации по географии в 8 классе по теме: Закономерности распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для различных территорий Рф.


Класс: 8
Тема: Практическая работа № 5
Метеорологические исследования по определению по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температуры января и июля, годового количества осадков по территории страны. Профессия метеоролог, синоптик.
Дата проведения: 02.12.2016 г.
Цели и задачи: Сoздать услoвия для развития пoзнавательных интересов, умения читать синоптические и климатические карты, делать прогноз погоды пo oписанию с пoмoщью услoвных знакoв и с пoмoщью разных видoв карт. Познакомиться с профессиями, которые в своей работе используют разные климатические и синоптические карты.
Тип урoка: Урoк первичнoгo закрепления знаний.
Этап урoкамин Деятельнoсть учителя Деятельнoсть учащихся
Oрганизация начала
урoка1 Приветствие учащихся.
Слайд 1. (практич. работа №5) Инфoрмация o дoмашнем задании 2 1.Учебник, параграф 18 повторить, вопрос 10 устно.
2. Сделать вывод:
-В каком направлении изменяется температура в январе и июне (по сторонам горизонта и относительно крупных форм рельефа)
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков.  
Учащиеся записывают д/з в дневник и в тетрадь.
Мoтивация учебнoй деятельнoсти4 Включение в делoвoй ритм. Прoверка всегo неoбхoдимoгo к урoку.
Слайд 2: (климат. карта )
На прошлом уроке мы познакомились с разными видами климатических карт. Научились читать разные климатические карты.
Как вы думаете, а для чего они нужны? Кому они полезные? Назовите те профессии, где необходимы знания о климате?
О чём сегодня пойдёт речь на уроке? Какая будет тема урока?
Слайд 3: (тема практического занятия)
А вы в жизни когда-нибудь сталкивались с прогнозом погоды? Видели синоптические карты?
А для чего они предназначены вы знаете? Класс готовится к работе

Дети отвечают: чтение климатических карт, прогнозирование погодных условий. Профессии, связанные с метеорологией (метеоролог, синоптик, метеорологическое приборостроение, географ, геодезист, картограф, логист, менеджер по туризму, туроператор, учитель географии, экскурсовод и т.д.)Записывание в тетради даты и темы урока.
Ответы учеников: (по новостям, в интернете, по телевизору)
Чтобы прогнозировать погоду на другой день
Подготовка учащихся к усвоению, актуализации опорных знаний 7 Какие цели мы определим сегодня на уроке?
Для чего это нам понадобится?
Какими средствами мы будем достигать этих целей?
Задание учащимся.
Работа с инструктивной карточкой.
Объяснение работы с карточкой.
Слайд 4:
Инструктивная карточка
Пользуясь картами и рисунками в учебнике и в атласе проанализируйте закономерности распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для различных территорий России.
Результат оформить в виде таблицы
Проанализировать работу
Вопрос ученикам: 1. Прежде чем начать работу, давайте вспомним определение, что такое солнечная радиация, суммарная радиация.
Давайте найдем и зачитаем определения в учебнике.
2. Какими линиями изображают на карте температуру летнего и зимнего сезонов?
3. Как по карте определить годовое кол-во осадков?
4.Люди, каких профессий в своей деятельности используют климат. карты, приборы для прогнозирования погоды, которые используют на метеостанциях?
Слайд 5, 6: (фотографии)
Да, ребята, есть такие профессии где необходимы эти знания. Это например, метеоролог, синоптик, аэролог, морской метеоролог, авиационный  метеоролог, радиометеоролог, метеорологическое приборостроение, географ, геодезист, инженер связи, картограф, логист, менеджер по туризму, туроператор, учитель географии, экскурсовод и т.д.
Сегодня вы сами будете представлять две профессии-это метеоролог и синоптик.
Проборы: осадкомер, термометр, гигрометр, барометр, анемометр, облакомер, флюгер, термограф, метеозонд, метеоспутник…Ответы учеников: проанализировать разные климатические карты, научиться делать прогноз по синоптическим картами познакомиться с разными профессиями, где могут пригодиться знания о климате и погоде.Ответы учеников: Учебник, атлас, раздаточный материал, синоптические карты и климатическая карта, карта солнечной радиации, карта годового хода температуры воздуха по РФ.
Учащиеся чертят таблицу в тетради. Подготавливают атлас и учебник для работы с ними.
Ответы учеников.
Дети зачитывают определения.
Ответы учеников.
В авиации, путешественники, мореплаватели, военные, автомобилисты…
Приборы: термометр, барометр, флюгер…
Физкультминутка 1
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
Ориентирование по сторонам горизонта Выполняют движения.
Первичная проверка усвоения знаний 10 Работа с картами, учебником. Заполнение таблицы.
                                                                                                              Учащиеся анализируя карты климатическую, солнечной радиации, годового хода температуры, кол-ва осадков по РФ. Записывают данные в таблицу.
Первичное закрепление знаний 9 Подготовиться к выступлению.
1 группа – Вы – метеоролог. 
Вам необходимо по данным таблицы назвать тип климата для городов РФ, относящихся к разным регионам.
2 группа – Вы – синоптик. 
Вам необходимо спрогнозировать погоду для каждого климатического пояса данных городов РФ на ближайший месяц.(декабрь) Ответы учеников по вариантам.
Контроль и самопроверка знаний 6 Кто желает показать свою работу?
Показать всему классу работы учащихся (по желанию)
Какой прогноз на ваш взгляд самый удачный?
Слайд 7: Таблица готова.
Самопроверка.
Комментарии учеников.
Подведение итогов урока. Рефлексия 3
2 Вспомним, какие цели мы ставили в начале урока?
Достигли мы их? Все ли нам удалось?
Чему мы научились сегодня на уроке?
Что больше всего понравилось в этой практической работе?
Слайд 8: На уроке:
Я узнал…
Понял…
Научился…
Было трудно…
Я не умел, а теперь умею…
На следующем уроке я хочу…
Ответы учащихся.
Предполагаемый ответ учащихся: с помощью карт научились прослеживать закономерности распределения солнечной радиации, тепла, влаги на Земле. Научились выявлять причины неравномерного распределения осадков на Земле, закрепили знания анализирования климатических карт, узнали о профессиях, связанных с климатом и погодой.
Предполагаемый ответ учащихся: Работать с картами, сопоставлять статистические данные, играть роль метеоролога и синоптика.
Устная рефлексия, произносят по схеме…
«Кубик Блума». Дети кидают маленький кубик, где на каждой цветной стороне написаны примеры рефлексии.
Методическая разработка урока
Класс: 8
Предмет: география
Дидактическая цель: сформировать условия для осознания, применения и закрепления новой учебной информации путем применения технологии индивидуального и группового обучения.
Тип урока: комплексное применение знаний.
Планируемые образовательные результаты урока
Предметные результаты Знания, умения, представления.  
Давать определение понятиям солнечная радиация, суммарная радиация, изотермы, синоптическая карта, климатические пояса и типы климатов, профессии, связанные с климатом и погодой.
Представление о целях составления климатических карт различного содержания и их использования людьми разных профессий.
Умение понимать и читать тематические карты различного содержания (годового хода температуры воздуха, годового количества осадков, солнечной радиации, синоптические карты), умение работать со статистическими данными и делать их анализ.
Умение применять карты при прогнозировании погоды на разной территории РФ.
Метапредметные результаты Межпредметные понятия
Метод, модель, объект, объект (реальный), планета Земля, природа, пространство (положение), пространство (форма, размер). 2) УУД
Познавательные УУД:
Умение взаимодействовать с другими людьми, развитие умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование; составлять план действий, совершенствовать рефлексивные умения учащихся.
Коммуникативные УУД:
Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками формулировать и аргументировать своё мнение. Самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом).
Регулятивные УУД:
Способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи; выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.
Личностные результаты Учитывать разные мнения; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров, осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры личности.
Осознание значимости и общности глобальных проблем человечества.
Эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;
Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране.
Сознание ценности географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.
1.Образовательная цель: создать условия для применения знаний по анализированию климатических и синоптических карт.
Развивающая цель: способствовать формированию умения читать тематические карты, производить анализ, анализировать статистические данные; фиксировать результаты проделанной работы.
Воспитательная цель: способствовать формированию коммуникативных качеств личности, межличностных партнёрских отношений.
Методы обучения: частично-поисковый, исследовательский.
Средства обучения: учебник, атлас, линейка, карандаш, инструктивная карточка, компьютер и экран Формы организации деятельности учащихся на уроке: фронтальные, индивидуальные, групповые
2. Целеполагание, мотивация: предлагает вспомнить учащимся из опыта жизни, где и когда они встречались с понятием климат, погода.
В каких профессиях используют различные климатические карты, метеорологические приборы.
3. Актуализация
Предлагает вспомнить понятия «суммарная радиация», «радиационный баланс», «солнечная радиация», изотермы.
4.Осознание и осмысление способов действия
Предлагает назвать виды климатических карт, сравнить их и найти отличия.
Работают с учебником, называют определения понятий, находят карты, которыми учащиеся будут пользоваться на уроке.
Работают с инструктивной карточкой, составляют по описанию каблицу.
Познавательные: Умение вести поиск информации и понимание прочитанного текста.
Коммуникативные: Строить понятные для партнёра высказывания; учебное сотрудничество.
Регулятивные: Заполнение таблицы и последовательности действий.
Личностные:  Осознание ценности географических знаний как важного компонента культуры.
5.Применение учебного материала.
Учитель предлагает сделать вывод о типах климатических поясов для разных регионов РФ и выполнить их описание по данным таблицы.
6.Домашнее задание
1. Учебник, параграф 18 повторить, вопрос 10 устно.
2. Сделать вывод:
-В каком направлении изменяется температура в январе и июне (по сторонам горизонта и относительно крупных форм рельефа)
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков.  
7. Рефлексия
Личностные: Устанавливать связи между целью деятельности и её результатом.
Приложение:
№1. Метеорологические приборы.



№2. Профессии (картинки)



№3 Примеры синоптических карт РФ

№5. Инструктивная карточка
Инструктивная карточка
Задание 1. Пользуясь картами и рисунками в учебнике и в атласе проанализируйте закономерности распределения солнечной радиации, средних температур, количества осадков для различных территорий России.
Задание 2. Результат оформить в виде таблицы
                                                                                                             
Пункты Радиац.
баланс,
ккал/см. кв.в год Суммарная солн.радиацияГодовое количество осадков, ммТемпература Климатический
пояс
января июля Москва                 30-40 90 600-800 -8-12 +16+20 Умеренно-континентальный
Архангельск
20-30 60 600-800 -20-24 +12+16 Умеренно-континентальный
Астрахань
Более 50 120 200-400 -4-8 +24 и выше Умеренно-континентальный
Санкт-Петербург
25-35 80 600-800 -8-12 +16+20 Умеренно-континентальный
Норильск
Менее 10 60 400-800 -24-28 +12+20 Субарктический
Якутск
20-30 90 400-600 -40 и ниже +16+20 умеренный резко
-континентальный
Красноярск
30-40 100 400-600 -16-20 +12+20 умеренный резко
-континентальный
Задание 3. Сделайте вывод:
- В каком направлении изменяется температура в январе и июне (по сторонам горизонта и относительно крупных форм рельефа)
- От чего зависит распределение солнечной радиации.
- В каком направлении изменяется количество осадков. Объясните причины неравномерного распределения осадков.