Урок с технологической картой по русскому языку в 5-6 классах по теме Устаревшие слова.


Урок русского языка в 5 классе на тему «Устаревшие слова».
Тип урока. Урок открытия новых знаний.
Цели: Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.
Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Этапы урока Ход урока Формирование УУД и технология оценивания, духовно-нравственное воспитание
1. Мотивация (самоопределение к учебной деятельности) Вступительное слово учителя. Личностные:Положительно относятся к учению, познавательной деятельности.
Познавательные:осознают учебно-познавательную задачу.
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;
-актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;
- зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия.
Работа с эпиграфом:
«Так же, как из года в год меняют леса свои листья – старые опадают и появляются новые, – так и слова устаревают и гибнут. Но родятся и крепнут, как дети, на смену им другие».
Гораций
Личностные:имеют мотивацию учебной деятельности.
Коммуникативные:слушают, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.
3. Выявление места и причины затруднения
4. Построение проекта выхода из затруднения Создание проблемной ситуации.
Работу можно проводить с использованием предметов старины (школьный музей).
-Мы продолжаем свое путешествие по миру лексики. Я заглянула в наш школьный музей и обнаружила много интересных вещей, с которыми хочу вас познакомить (серп, прялка, ухват, лапти).
Вопросы:
Какие предметы вам знакомы?
Какие предметы видите впервые?
Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? (об устаревших словах).
Как вы понимаете слово «устаревшие»? (старые, древние).
Определите тему урока. Запись на доске
– сформулируйте вопросы по теме урока. (Что такое устаревшие слова? Почему слова устаревают? Где встречаются устаревшие слова? и др.) Записать на доске.Регулятивные УУД
1. Высказывать предположения на основе наблюдений.
2. Формулировать вопрос (проблему) урока.
Регулятивные УУД
1. Искать пути решения проблемы.
2. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
5.Творческая практическая деятельность по реализации проекта Изучение нового материала. Стадия осмысления содержания: систематизация.
Знакомство с теоретическими сведениями.
Работа с учебником. (стр.74-75)
Чтение статьи, дать определение устаревшим словам.
Рисуем схему на доске
Устаревшие слова
Историзмы Архаизмы
Боярин, гусляр Уста (губы), чело (лоб)
(Работа в парах. Ответы на вопросы) Что объединяет историзмы и архаизмы? (исчезли из активной лексики)
Чем отличаются друг от друга?
(архаизмы имеют синонимы).
Познавательные УУД
1. Анализировать, сравнивать, делать выводы.
2. Владеть разными видами чтения (ознакомительным, изучающим).
3. Преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу).
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
7 самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
8 включение нового в систему знаний 1.Путешествие по самому себе. (запоминаем устаревшие названия частей человеческого тела) Работа с рисунком.
А теперь поиграем. Выясним, кто самый внимательный.
Встаньте прямо, слушайте внимательно и повторяйте за мной движения и слова, с которыми познакомились.
Вытяните выю, расправьте рамена, поднимите десницу и шуйцу, укажите перстами чело, очи, уста, вежды, ланиты, ударьте дланью о долонь, погрозите перстом соседу.
-.Работа с текстом (задание на интерактивной доске) Прочитать текст, найти в нем устаревшие слова, подобрать к ним из слов для справок синонимы, прочитать "обновленный" вариант текста
-.Работа с текстом в группах (3 группы работают над одним текстом, "переводят "его на современный русский язык, все варианты зачитываются , предлагается эталонный вариант.В случае необходимости учитель помогает объяснять значения слов)
- (3 группы создают собственные тексты, опираясь на предложенный иллюстративный материал)
Группа А( Работа с рисунком: слова военной тематики)
Группа Б (Работа с иллюстрациями: слова, называющие предметы одежды)
Группа В (Работа с иллюстрациями: слова, обозначающие звания, сословия, должности, профессии)
-Как быть, если возникают затруднения при определении лексического значения устаревшего слова? (Обращаемся к словарям)
-.Определите, используя словарные статьи толкового словаря рост Герасима, героя рассказа И.С.Тургенева "Муму".("Мужчина двух аршинов двенадцати вершков роста, сложенный богатырем")
-.Найдите лишнее слово (задание на интерактивной доске выполняется по очереди представителями каждой группы учащихся)
Познавательные УУД
1. Анализировать, исследовать, делать выводы.
2. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД
1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
коммуникативныеУУД1. Свободно излагать свои мысли в устной форме, владеть разными видами монолога и диалога.
2. Оказывать необходимую взаимопомощь и осуществлять взаимный контроль.
Познавательные: приобретают умения использовать полученные знания в практической деятельности.
Регулятивные: оценивают свою работу.
Коммуникативные: формулируют собственные мысли.
9. Рефлексия – Вспомните, какие вопросы вы задали в начале урока.
– Получили ли вы на них ответ?
– Какие трудности встретились?
-К каким источникам информации мы можем обратиться при работе с устаревшими словами?
– Дайте самооценку своей работы (по желанию, т.к. изучался новый материал).
Регулятивные УУД
1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.
2. Опираясь на критерии самооценки, определять степень успешности работы.