Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания
Предмет: физика
Класс: 8 класс
Технологическая карта урока № 15
Целевой блок
Тема
Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания.
Цель
Повторить основные положения молекулярно-кинетической теории, продолжить формирование представлений о строении вещества, дать представление о процессах плавления и кристаллизации, познакомить с графиком плавления и отвердевания тел (на примере льда).
Формировать УУД:
- Личностные: проявление ситуативного познавательного интереса к новому учебному материалу; умение анализировать, сравнивать, делать выводы; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; умение преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение.
- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; слушать и понимать речь других; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять; добывать новые знания: определять способы решения проблем под руководством учителя, находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
Планируемые результаты
Предметные: уметь выделять существенные признаки физических процессов; уметь сравнивать физические процессы, умение делать выводы и умозаключения на основе сравнения; знать и соблюдать правила работы в кабинете физики.
Личностные: проявлять ситуативный познавательный интерес к новому учебному материалу; уметь анализировать, сравнивать, делать выводы; уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные: уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; уметь преобразовывать практическую задачу в учебно-познавательную; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок; высказывать свое предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции, сравнивать разные точки зрения, аргументировать свою точку зрения, отстаивать свою позицию; участвовать в коллективном обсуждении проблемы; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: определять способы решения проблем под руководством учителя, отличать новое от уже известного с помощью учителя; давать определения понятиям, наблюдать, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; работать с разными источниками информации: находить информацию в различных источниках, анализировать и оценивать информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую (Познавательные УУД).
Инструментальный блок
Задачи урока
Образовательные: Формировать представления о строении вещества, процессах плавления и кристаллизации, графике плавления и отвердевания тел (на примере льда).
Способствовать развитию познавательных интересов и мотивов, направленных на изучение природы, интеллектуальных умений (анализировать, сравнивать, делать выводы и др.), оперативной памяти, произвольного внимания, мышления.
Воспитывать культуру поведения при групповой, фронтальной, индивидуальной работе, эстетическое отношение к объектам природы.
Тип урока
Урок изучения нового материала; первичное закрепление знаний.
Учебно-методический комплекс
- Физика. 8 класс. А.В. Перышкин
- Физика. Методическое пособие. 8 класс. Е.М. Гутник; Е.В. Рыбакова; Е.В. Шаронина
- Физика. Тесты. 8 класс. Т.А. Ханнанова; Н.К. Ханнанов.
- Физика. Дидактические материалы. 8 класс. А.Е. Марон; А.Е. Марон
- Физика. Сборник вопросов и задач. 7-9 класс. А.Е. Марон; С.В. Позойский; Е.А. Марон (Сб.)
- Электронное приложение к учебнику
- мультимедийный проектор
- компьютер учителя
- интерактивная доска
- презентация «Агрегатные состояния вещества. Плавление и отвердевание кристаллических тел. График плавления и отвердевания»
- тетрадь
Организационно-деятельностный блок
Основные понятия
Агрегатное состояние вещества (жидкость, газ, твердое тело), плавление, кристаллизация (отвердевание), температура плавления/кристализации
Организация пространства
Групповая, фронтальная, индивидуальная работа
Межпредметные связи
Математика
Действия обучающихся
Знакомство с материалом урока при изучении презентации и учебника §§ 12-14
Оформление опорного конспекта в тетради
Стр. 33 упр. 7 (1-2). Решение задач (устно)
Высказывание своего мнения, формулирование выводов.
Диагностика результатов урока (итог урока)
- Какую цель ставили?
- О чём мы сегодня говорили на уроке?
- Какие новые понятия изучены?
- Достигли цели?
- Что было самым трудным на уроке?
- Что наиболее важным?
- Что было новым и наиболее интересным?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Домашнее задание
§§ 12-14, упр. 7 (3-5), Сб. №774.
Основные этапы организации учебной деятельности
Цель этапа
Содержание педагогического взаимодействия
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Познавательная
Коммуникативная
Регулятивная
1. Мотивационно-целевой этап
Вызвать познавательный интерес к проблеме, организовать самостоятельное формулирование проблемы и постановку цели.
Обеспечить эмоциональное переживание и осознание учащимся неполноты имеющихся знаний.
Сообщает тему, цель и план урока. (Презентация. Слайд 2, 3)
Предлагает вспомнить агрегатные состояния веществ, привести примеры и сферы применения
Вспоминают агрегатные состояния веществ, приводят примеры.
Испытывают затруднения в ответе на вопрос о сферах применения.
Знакомятся со 2-м и 3-м абзацами стр.30 учебника.
Слушают учителя.
Строят собственные высказывания.
Принимают и сохраняют учебную цель.
Оформляют конспект
2. Ориентировочный этап
Выявить имеющихся знаний по теме.
Организовать совместное с учителем планирование получения информации.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение. Просит дать характеристику агрегатных состояний веществ по вопросам.
(Презентация. Слайд 4)
Дают характеристику агрегатных состояний по вопросам (по группам).
Испытывают затруднения при ответе на вопросы.
Слушают учителя и одноклассников. Работают в группах.
Высказывают правильные и ошибочные мнения.
Принимают предложенный способ получения информации.
Оформляют конспект
3. Этап усвоения новых знаний и способов действий
Обеспечить восприятие, осмысление и первичное запоминание изучаемого материала
Достает из термоса лед и помещает в сосуд с ледяной водой.
Обсуждает с учениками возникшие затруднения по каждому из агрегатных состояний (Презентация. Слайды 5-7).
Предлагает рассмотреть фазовые переходы веществ. (Презентация. Слайд 9).
Отвечают на вопросы учителя. Дают характеристику агрегатных состояний, работают со схемой. Делают выводы: В разных агрегатных состояниях расположение молекул различно. Различны и их кинетические и потенциальные энергии.
Слушают учителя и одноклассников. Высказывают правильные и ошибочные мнения.
Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.
4. Первичная проверка понимания изученного
Установить правильность и осознанность изученного материала, выявить пробелы, провести коррекцию пробелов в осмыслении материала
Организует учебное исследование для выделения понятий и значения рассматриваемых процессов (примеры) в природе и технике.
Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее обсуждение.
Выделяют определения опираясь на структурно-логическую схему (Презентация. Слайд 9).
По группам соотносят примеры процессов с названиями. (Презентация. Слайд 11).
Участвуют в обсуждении содержания материала
Осуществляют самоконтроль. Оформляют конспект. (Презентация. Слайды 8, 10).
5. Этап закрепления новых знаний и способов действий
Обеспечить в ходе закрепления повышение уровня осмысления изученного материала, глубины понимания
Проводит эксперимент по плавлению льда.
Предлагает рассмотреть и охарактеризовать график плавления льда и отвердевания воды (Презентация. Слайд 12), сделать выводы, рассмотреть таблицу температур плавления и отвердевания некоторых веществ (учебник, стр. 32, таблица 3), решить упражнения (Презентация. Слайды 14, 15).
Наблюдают за изменением температуры льда, воды во время эксперимента, рассматривают и характеризуют график. Делают вывод о температуре плавления/отвердевания.
Выполняют упражнения, отвечают на вопросы.
Участвуют в обсуждении содержания материала. Строят рассуждения, понятные для собеседника
Осуществляют самоконтроль. Оформляют конспект. (Презентация. Слайд 13).
6. Информация о домашнем задании
Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания
Поясняет домашнее задание (Презентация. Слайд 15).
Рассматривают степень изученности предлагаемого задания.
Слушают учителя
Записывают домашнее задание
7. Подведение итогов занятия. Рефлексия
Оценить степень реализации поставленных на занятии целей. Оценить работу учеников во время урока.
Дать качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. Инициировать рефлексию учащихся по поводу своего психоэмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками
Предлагает ученикам дать оценку достижению поставленных целей, уровню полезности изученного материала и собственной работе.
Отвечают на вопросы учителя, анализируют, контролируют и оценивают результат.
Слушают учителя и одноклассников. Рефлексия своих действий
Осуществляют самоконтроль и самооценку.
Копия верна
директор _____________ /__________/ «___» _____________ 2015 г.
подпись расшифровка
15