разработка интерактивного урока по физике 7 класс по теме Агрегатные состояния вещества

Дети делятся на группы для изучения нового материала. Им выдаётся план их действий с вопросами и местом для помещения ответов (см в разработке урока). Затем дети должны представить сведения, полученные в ходе экспериментов.
Как вывод урока заполняется общая таблица по данным экспериментов.
В конце урока задаётся вопрос: так сколько агрегатных состояний имеет вещество?
После ответа необходимо достаточно утвердительно сказать, что учащиеся неправы. Состояний множество – в доказательство слайды презентации. После их просмотра многие с достаточно большим интересом пытаются узнать про состояния больше, чем на уроке, а этот интерес можно повернуть в исследовательскую работу.

План – конспект урока в 7 классе по теме «Агрегатные состояния вещества»
Цели урока:
Обучающая: Развитие знаний о механических свойствах твердых тел, жидкостей и газов на основе представлений о молекулярном строении вещества.
Развивающая: Продолжить формирование умений устанавливать причинно-следственные связи между фактами, явлениями и причинами, их вызвавшими, выдвигать гипотезы, их обосновывать и проверять достоверность.
Воспитывающая: Продолжить формирование познавательного интереса к предмету “Физика”
План урока:

Этап урока
Методы и приёмы
время

1
Организационный момент
Сообщение учителя


2
Актуализация опорных знаний
Фронтальный опрос
Беседа


3
Мотивация
Создание проблемной ситуации


4
ИНМ
Работа в группах
Самостоятельная работа
Опорный конспект


5
Закрепление
Систематизация знаний


6
Рефлексия. Домашнее задание
Сообщение учителя


«Ход урока
I. О р г а н и з а ц и о н н ы й м о м е н т
Учитель. Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычный урок: мы – экспериментаторы, т. к. физика - наука экспериментальная. Мы с вами будем приобретать новые знания при самостоятельном выполнении эксперимента. Мы будем сегодня учиться выполнять исследование и его анализировать.
II. А к т у а л и з а ц и я о п о р н ы х з н а н и й
Учитель. Каждый исследователь должен обладать особыми знаниями, чтобы проводить эксперименты. Давайте проверим, обладаем ли мы знаниями о строении вещества, прежде чем проводить исследование.
Вопросы для проверки усвоения материала (фронтальный опрос):
Что дают человеку знания о строении вещества? _________________________________________
Объясните увеличение (уменьшение) объема тела при нагревании (охлаждении) с помощью гипотезы о строении вещества из мельчайших частиц. ____________________________________
___________________________________________________________________________________
Что называют молекулами?____________________________________________________________
Почему вещества кажутся нам сплошными?______________________________________________
Отличаются ли между собой молекулы одного и того же вещества?__________________________
Как называются частицы, из которых состоят молекулы?__________________________________
Какое явление называют диффузией?___________________________________________________
Одинакова ли скорость диффузии в жидкостях, газах и твердых телах._______________________
Как связаны между собой скорость движения молекул тела и его температура?________________
Почему твердые тела и жидкости не распадаются на отдельные молекулы?___________________
Почему нельзя соединить два куска разломанного мела или два куска стекла?_________________
___________________________________________________________________________________
Сделайте вывод о силах взаимодействия между молекулами._______________________________

Учитель. Я вижу, вы готовы сегодня к уроку.
М о т и в а ц и я
Учитель. Переходим к следующему этапу урока. Продемонстрировать лёд, положить его в ёмкость и нагревать, видим воду, нагревать далее, видим пар.
Учитель. Как высчитаете, о чем пойдет сегодня речь на уроке?
Ученик .Сегодня речь пойдет о том, что вода может находиться в трех состояниях.
Н а ч а л о и з у ч е н и я н о в о г о м а т е р и а л а
Учитель. Верно. Давайте откроем тетради и запишем тему урока: “Агрегатные состояния вещества” (Слайд 1).Сегодня мы будем говорить о состояниях вещества - агрегатных состояниях вещества. Существует три состояния вещества - твердое, жидкое и газообразное. (Слайд 2).

Любое вещество может находиться в трех агрегатных состояниях. Но свойства веществ в разных состояниях различны. Сегодня мы должны выяснить, какими свойствами обладают тела, в зависимости от состояния и при каких условиях возможен переход вещества из одного агрегатного состояния в другое. Физика - наука экспериментальная и мы сегодня с вами исследователи-экспериментаторы.
 Любой экспериментатор должен обладать умениями и навыками по выполнению эксперимента. Но мы с вами только начинаем учиться планировать и выполнять эксперимент, я думаю, эти умения у вас сформируются в дальнейшем. А сегодня я вам помогу - формулирую цель каждого эксперимента, предлагаю ряд вопросов, но чтобы на них ответить вы должны провести исследования.  (Задания для исследований, напечатанные на отдельных листах, раздаются учащимся. Работа выполняется самостоятельно. В тетрадях делают записи.)
Учитель .По окончании работы ученики дают ответы к вопросам, чтобы правильно ответить на вопросы необходимо провести эксперимент. Делают выводы - добились ли они цели своего эксперимента. Затем мы составим таблицу, которая и объединит все ваши выводы. Таблица называется “Агрегатные состояния вещества”.
И с с л е д о в а т е л ь с к а я р а б о т а
1: Исследуют свойства твердого тела.  2: Исследуют свойства жидкостей.  3 : Исследуют свойства газов.
Учитель. Рабочий материал на столах. Исследуем три состояния вещества на примере воды.

1 этап - на столе тарелка с кубиками льда, линейка измерительная, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств твердого тела” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма твердого тела при неизменной температуре?_______
Сохраняется ли объем твердого тела при неизменной температуре?_______
Возможен ли переход твердого тела в другое агрегатное состояние? (жидкое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?________________________________________________
Как можно объяснить механические свойства твердых тел с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________

2 этап - на столе стакан с водой, мензурка, два сосуда разной формы, термометр.
Задание: “Исследование механических свойств жидкостей” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма жидкого тела при неизменной температуре?_________________________
Сохраняется ли объем жидкого тела при неизменной температуре?_________________________
Возможен ли переход жидкого тела в другое агрегатное состояние? (твердое, газообразное) Каким образом это можно осуществить?________________________________________________
Как можно объяснить механические свойства жидкостей с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________

3 этап - при ребятах наливаю в стакан воду 60о С из термоса, вместе наблюдаем за водяным паром, измеряем температуру воды, затем накрываю стакан блюдцем, чтобы затем пронаблюдать конденсацию. Температуру окружающего воздуха ребята измеряют самостоятельно.
Задание: “Исследование механических свойств газов” Проведите эксперимент и ответьте на вопросы:
Сохраняется ли форма газообразного тела при неизменной температуре?_____________________
Сохраняется ли объем газообразного тела при неизменной температуре?_____________________
Возможен ли переход газообразного  в другое агрегатное состояние? (жидкое) Каким образом это можно осуществить?_____________________________________________________________
Как можно объяснить механические свойства газов с точки зрения молекулярного строения? (расстояние между молекулами, характер движения молекул, взаимодействие между молекулами)
*расстояние между молекулами________________________________________________________
*характер движения молекул __________________________________________________________
*взаимодействие между молекулами____________________________________________________

Учитель. по10 минут отводится на исследовательскую работу, затем обсуждение и составление общей таблицы.
П о д в е д е н и е и т о г о в и с с л е д о в а н и я
Ученик .Цель нашего эксперимента - исследовать свойства твердого тела и объяснить их. Наши выводы. Если тело находится в твердом состоянии, то молекулы в данном теле находятся на близких расстояниях друг относительно друга. Молекулы расположены в определенном порядке. Каждая частица этих тел находится в движении и движется около определенной точки. Характером расположения и движением молекул мы можем объяснить механические свойства твердых тел. Тело в твердом состоянии сохраняет свой объем и форму неизменными. При низких температурах это справедливо для льда. Так зимой ледяные фигуры долго не тают на площадке перед школой.
Учитель. Очень хороший вывод. –(Слайд 3, 4).

Ребята самостоятельно приходят к выводам о характере расположения и движения молекул в жидком (Слайд 5, 6)
И газообразном состояниях (Слайд 7, 8). И именно это определяет механические свойства жидкостей и газов на примере воды.

З а к р е п л е н и е м а т е р и а л а. С и с т е м а т и з а ц и я з н а н и й (Выступление учащихся с выводами)
Слайд 9 – 11

З а п о л н и т е т а б л и ц у п о н а ш и м э к с п е р и м е н т а м (Работа в тетради)

Е с т ь и ч е т в ё р т о е с о с т о я н и е в е щ е с т в а (Слайд 12)
С к о л ь к о а г р е г а т н ы х с о с т о я н и й м о ж е т б ы т ь у в е щ е с т в а? Давайте удивимся (Слайд 13, 14)

Примеры процессов, при которых происходят превращения веществ из одного состояния в другое (Слайд 15,16)

Для закрепления материала можно предложить ребятам решить кроссворд – (Слайд 17).
Домашнее задание
Сочините сказку о путешествии молекулы воды, которой пришлось вместе с другими молекулами участвовать в различных агрегатных превращениях воды в природе. Их авторы получат оценки «5» и будут удостоены звания «Искусного сказителя». –(Слайд 18).

Вопросы к кроссворду
По горизонтали:
1. Что такое, расскажите, Переход из газа в жидкость?
2. Как явление называется, Когда в пар вода превращается?
По вертикали:
1. Прямо с неба, свысока, на нас смотрят...
2. Он известен иногда, как замерзшая вода.
3. Время, когда снеговые горы тают, им не до сна.
4. Скажем, между нами, его много в бане.


15