Командная игра по роману М.Шолохова Тихий Дон, 11 класс
Разработка командной игры по роману М.А.Шолохова «Тихий Дон» с элементами театрализации
Цели: Развитие логического мышления (анализ и синтез), навыков сравнительной характеристики образов героев и анализа эпизодов романа;
подведение итогов работы над романом-эпопеей;
совершенствование работы в группе
На сцене девушки с вилами убирают траву, плетут венки, поют песню :Не сохами-то славная землюшка наша распахана...
Распахана наша землюшка лошадиными копытами,
А засеяна славная землюшка казацкими головами,
Украшен-то наш тихий Дон молодыми вдовами,
Цветет наш батюшка тихий Дон сиротами,
Наполнена волна в тихом Дону отцовскими,
материнскими слезами.
Ой ты, наш батюшка тихий Дон!
Ой, что же ты, тихий Дон, мутнехонек течешь?
Ах, как мне, тихому Дону, не мутну течи!
Со дна меня, тиха Дона, студены ключи бьют,
Посередь меня, тиха Дона, бела рыбица мутит.
На сцену выходит юноша, исполняющий роль М.А.Шолохова: Хорошо поют, показать бы казачество как целый мир при всех его особенностях, живущий общечеловеческими радостями и печалями.
Этап первый игры: «Создавая «Тихий Дон»
В ходе работы над романом выявляются наиболее активные, вдумчивые читатели, из которых впоследствии формируется команда.
В первом этапе игры ребята должны ответить на вопросы ведущего, на обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд (за каждый полный ответ команда получает 2 балла).
Принимаясь за работу, М.А.Шолохов понимал, что пишет не просто роман. В каком жанре он работает, в чем его отличие от романа?
Какая книга стала настольной для Шолохова во время работы над «Тихим Доном»? Обоснуйте свою точку зрения.
Каковы доводы Солженицына, опровергающие авторство Шолохова?
Во время работы над «Донскими рассказами» Шолохов задумал написать повесть о председателе Донского совнаркома и его соратнике. Позднее писатель показал эти образы в романе «Тихий Дон», проследив их судьбу до сцены казни. Кто эти герои?
Если казачество – «целый мир», то каковы устои, традиции этого народа, которые писатель перенес на страницы романа?
Театральная пауза.
(Юноша, исполняющий роль Шолохова, и юноша, исполняющий роль М.Горького, встречаются)М.Горький: Михаил Александрович, по Вашей просьбе мне удалось договориться о встрече с Иосифом Виссарионовичем. Он очень заинтересован в продолжении Вашего романа.
М.Шолохов: Да, я слышал о неудовольствии, поскольку образ Мелехова … Мне уже рекомендовали «перевоспитать, перековать» Григория в большевика.
(Входит юноша, исполняющий роль Сталина) Сталин: А вот некоторым кажется, что третий том «Тихого Дона» доставит много удовольствия белогвардейской эмиграции… Что вы на это скажете?
(Горький нервно сжимает и разжимает руки, жжет над пепельницей спички).
М.Шолохов: Мне кажется, Григорий показан правдиво, а против правды я не пойду. Война показана беспощадно правдиво.
Сталин (внимательно глядя на Шолохова): А знаете, вы беспощадно разоблачаете Троцкого, изображение хода событий в третьей книге «Тихого Дона» работает на нас!
Второй этап игры: «Судьба Григория и Аксиньи»
Учащиеся в течение 10 минут должны составить сюжетный план одна команда по судьбе Аксиньи, вторая по судьбе Григория (макс.5 баллов)
Театральная пауза.
Шолохов (читает письмо): От Сталина товарищу Кону:«Знаменитый писатель нашего времени Шолохов допустил в своём «Тихом Доне» ряд грубейших ошибок и прямо неверных сведений…»(отбрасывает письмо, в гневе) Ряд ошибок? Мне ли не знать то, о чем я пишу?
(берет бумагу, перо, пишет): Очень прошу Вас, дорогой товарищ Сталин, разъяснить мне, в чём существо допущенных мною ошибок. Ваши указания я учёл бы при переработке романа для последующих изданий.
Этап третий: «Письма»
Учащиеся получают письма, которые писали герои романа, ребята должны объяснить, кто, кому и по какому поводу написал письмо (За каждый полный ответ – 2 балла).
«Был сегодня у нее, угощала чаем с халвой. В сущности – любопытная девка. Острый язык, в меру умна, вот только арцибашевщиной от нее попахивает, ощутимо даже на расстоянии. Пришел от нее поздно. Набивал папиросы и думал о вещах, не имеющих абсолютно никакого отношения к ней, в частности, о деньгах. Костюм мой изношен до дикости, а капитала нет. В общем – хреновина» (записная книжка, записи сделаны для приятеля Тимофея об отношениях с Елизаветой Моховой, найдена книга Г.Мелеховым у убитого казака).
«Сын Ваш пал смертью храбрых, пусть это послужит Вам утешением в невознаградимой потере. Оставшееся имущество будет передано родному брату его. Конь остался при полке» (Командир четвертой сотни подъесаул Полковников сообщает Пантелею Прокофьевичу о смерти Григория, но Григорий жив и спас жизнь офицеру).
«Пропиши, как мне жить, и навовсе или нет потерянная моя жизнь? Ты ушел из дому и не сказал мне ни одного словца. Я тебя ничем не оскорбила, и я ждала, что ты мне развяжешь руки и скажешь, что ты ушел навовсе, а ты отбился от хутора и молчишь, как мертвый.
Думала, сгоряча ты ушел, и ждала, что возвернешься, но я разлучать вас не хочу. Пущай лучше я одна в землю затоптанная, чем двое». (Наталья пишет в Ягодное Григорию, где он живет с Аксиньей, после того как ушел из дому после ссоры с отцом).
«Посылаем к вам хорошего товарища Анну Погудко. Мы уступили ее горячим настояниям и, посылая ее, надеемся, что вы сделаете из нее боевого пулеметчика. Я знаю эту девушку. Горячо рекомендуя ее вам, прошу об одном: она ценный работник, но горяча, немного экзальтированна (еще не перебродила молодость), удерживайте ее от безрассудных поступков, берегите»(Абромсон пишет письмо Бунчуку, который собирает пулеметный отряд).
«Здравствуйте, дорогие родители, сообщаю вам, что наш Гришка чудок не отдал Богу душу, а сейчас, слава богу, находится живой и здоровый, чего и Вам мы желаем от господа Бога, здравия и благополучия» (От Петра родителям, когда становится известно, что Гришка жив и спас офицера).
Этап четвертый: «Под Глубокой бой помнишь?»
Ребята смотрят эпизод фильма «Казнь подтелковцев», после чего они должны сопоставить этот эпизод с казнью Чернецова и офицеров, сделать общий вывод (максимально – 5 баллов).
Театральная пауза.
Фрагмент из «Тихого Дона»
(Наталья у Аксиньи в Ягодном)
Наталья: Я к тебе, Аксинья... Аксинья: Ты чего пришла? Наталья: Мне бы напиться... Ты отбила у меня мужа... Отдай мне Григория!.. Ты... мне жизню сломила... Видишь, я какая... Аксинья: Мужа тебе? Мужа тебе? У кого ты просишь? Зачем ты пришла?.. Поздно ты надумала выпрашивать!.. Поздно!.. И ты пришла просить, чтоб я его бросила? Ах ты гадюка подколодная!.. Ты первая отняла у меня Гришку! Ты, а не я... Ты знала, что он жил со мной, зачем замуж шла? Я вернула свое, он мой. У меня дите от него, а ты... Мой Гришка - и никому не отдам!.. Мой! Мой! Слышишь ты? Мой!.. Ступай, сука бессовестная, ты ему не жена. Ты у дитя отца хочешь взять? Ого! чего ж ты раньше не шла? Ну, чего не шла? Наталья: Ты своего мужа бросила... Не шуми так... Кроме Гришки, нету у меня мужа. Никого нету во всем свете!.. Аксинья:Ты-то нужна ему? Глянь, шею-то у тебя покривило! И ты думаешь, он позавидует на тебя? Здоровую бросил, а на калеку позавидует? Не видать тебе Гришки! Вот мой сказ! Ступай!
Этап пятый: «Одиночный выстрел»
Каждому учащемуся предлагается ответить на индивидуальный вопрос, в копилку команды каждый может принести один балл, право ответа не переходит к другому члену команды.
Как называется хутор, в котором живет семья Мелеховых? (Татарский)
Как звали дочку Аксиньи и Григория? (Танюшка)
Какое прозвище было у Мелеховых? (Турки)
На кого Сергей Платонович Мохов спустил собак? (На Митьку Коршунова)
Кто первым из татарцев вызвался расстреливать подтелковцев? (Митька Коршунов)
Кто убил деда Гришаку? (Михаил Кошевой)
Кто в Ягодном рассказал Григорию об измене Аксиньи? (Дед Сашка)
Кого Петро смог опознать по рыжей бороде? (Мирона Григорьевича Коршунова)
Кого убивает Дарья Мелехова? (Ивана Алексеевича Котлярова)
Его отряд Григорий назвал бандой (Яков Фомин).
Он выходил Григория после болезни, война отняла у него руку (Прохор Зыков)
Именно он объяснил казакам, что хохлам и казакам делить нечего, что они происходят от одного корня, а в Татарский он прибыл под видом слесаря ( Штокман)
Как звали сына Натальи и Григория? (Мишатка)
Именно там Григорий выпустил заключенных из тюрьмы (в Вёшках).
Этот генерал, узнав, что Добровольческая армия отступает, передал власть в руки городской думе, подал в отставку и застрелился (Каледин).
Кинопауза.
Ребята смотрят сохранившийся видеосюжет вручения Нобелевской премии М.А.Шолохову.
Этап шестой: «Презумпция невиновности»
Ребята в течение 5 минут должны подготовить слово в защиту Шолохова от клеветников. Необходимо озвучить 5 аргументов о том, что М.А. Шолохов создал «Тихий Дон» (максимально 5 баллов).
Итоги игры, награждение лучшего игрока грамотой и книгой М.А.Шолохова «Поднятая целина».
Список использованной литературы и Интернет-ресурсов:
М.А.Шолохов «Тихий Дон». – М.: Эксмо, 2010.-768с.
Н.В.Егорова. Поурочные разработки по русской литературе 20 века. 11 класс. – М.: ВАКО, 2011. – 384с.
zavtra.ru/content/view/2001-03-2071/
https://www.youtube.com/watch?v=W_kJP1ByobM