Внеклассное мероприятие Прощание с Азбукой (1 класс)


Внеклассное мероприятие «Прощание с Азбукой!»
Составил учитель МОБУ «Академической СОШ» Вышневолоцкого района Тверской области
Сычева Т. В.
(СЛАЙД 1)
Учитель.
Дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня у нас необычный урок. Урок, на котором мы прощаемся с первой вашей книгой – Азбукой. Я вас приглашаю совершить кругосветное путешествие по ней.
(СЛАЙД 2)
Учитель
– Какой вид транспорта перед вами?
Дети.
Водный.
Учитель
На чем будем путешествовать?
Дети
На корабле.
Учитель
А на каком корабле – мирном или военном?
Дети
На мирном.
Учитель
Что с собой возьмем?
Дети
Еду, воду, фотоаппарат...
Учитель
Ребята, чтобы попасть на этот корабль, нужно отгадать верно загадки.
Я всех знаю, всех учу,
Но сама всегда молчу.
Чтоб со мною подружиться,
Надо грамоте учиться.
Дети
Книга.
Учитель
Черные, кривые,
От рождения немые.
А как только станут в ряд,
Сразу вдруг заговорят.
Дети
Буквы.
Учитель
То я в клетку,
То в линейку,
Написать по мне сумей-ка!
Можешь и нарисовать.
Что такое я?
Дети
Тетрадь.
Учитель
Ребята, а зачем нам нужны все эти предметы?
Дети
Чтобы учиться в школе. Это школьные принадлежности.
Учитель:
Вспомните, чем мы занимались на уроках Азбуки?
Дети:
Изучали звуки и учились писать буквы.
Учитель
Теперь вспомните, какие бывают звуки?
Дети
Гласные, согласные, мягкие, твердые, глухие, звонкие.
СЛАЙД 3.
Учитель
На доске написаны слова. Подберите нужное слово к схеме. (Учитель показывает звуковую схему слова "моряк".)
На доске: схема слова
Матрос Моряк Радист
Боцман Капитан Штурман
Дети
Это слово моряк.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА «КАПИТАН»
Учитель
Вот мы и на корабле, но прежде чем отправиться в путешествие нам нужно отгадать слово. Готовы?
– Пошел ты в школу первый раз,
Принес ее ты в первый класс.
Дети
Азбука.
СЛАЙД 4
Капитан
Молодцы! Верно. Теперь отправляемся в путь.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ПИРАТОВ,
Стук в дверь: вбегает Пират.
Учитель
Ой, а это кто хочет помешать нашему путешествию?
Дети
Пират.
Пират
Зачем вы тут собрались? Как вас много!
Дети
Сегодня мы прощаемся с первой нашей книгой – Азбукой!
Учитель
Давайте расскажем пирату, чему Азбука нас научила.
Ученик 1.
Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали,
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Ученик 2.
Я с этой книжкой в первый раз
Пришел в свой первый, светлый класс,
Я эту книгу полюбил,
Я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
"Умею я теперь читать!"
Ученик 3.
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку просить:
"Прочти, пожалуйста! Прочти!"
Не надо умолять сестрицу:
"Ну прочитай еще страницу!"
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
Пират
Да, важная и нужная книга – Азбука. Ребята, возьмите меня с собой путешествовать!
Дети
Конечно, мы очень рады, что тебе понравилась Азбука.
Пират
Спасибо! Давайте, ребята, пойдем в каюты.
На доске: (СЛАЙД5)
КАЮТА
Учитель
Ребята, а что такое каюта на корабле?
Дети
Это помещение на судне для пассажиров или членов экипажа.
Учитель
Ребята, как определить сколько в слове слогов? Сколько слогов в этом слове?
Дети
Три.
Учитель
Какой слог ударный?
Дети
Второй.
Учитель
Определите, сколько букв и звуков в этом слове?
На доске : схема слова
Дети
Пять букв, шесть звуков.
Учитель
Почему звуков больше, чем букв?
Дети
Буква ю обозначает два звука [й] и [у].
Учитель
Какие еще буквы и когда обозначают два звука?
Дети
Буквы е, ё, я – в начале слова, после гласных и твердого и мягкого знаков.
Учитель
Среди этих букв есть целое слово. Найдите его.
Дети
Я
(СЛАЙД 7)
Учитель
Все буквы в алфавите стоят на своих местах. Посмотрите на алфавит. Какая буква на первом листе?
Дети
Буква а.
Учитель
А какая на последнем?
Дети
Буква я.
Учитель
Почему буква я последняя в алфавите?
Дети
Мы не знаем.
СЛАЙД 8
Учитель
Послушайте, дети, как интересно отвечает поэт С.Я. Маршак на этот вопрос.
А эта буква оттого
Считается последней,
Что ты себя же самого
Не ставишь в ряд последний.
Не могут ждать у нас в стране
Почета, славы, чести
Те, у которых "я" да "мне"
Стоят на первом месте.
Народ толково и не зря
Расставил буквы букваря.
Вот и вам ни в коем случае нельзя хвастаться.
Пират
Ой, это и все буквы? Как мало букв в нашем алфавите?
Учитель
Да что ты, это не все буквы. Сколько, ребята, у нас букв?
Дети
В нашем русском языке 33 буквы и 42 звука. Есть гласные и согласные, а есть буквы, которые не имеют звуков.
Ну ка буквы, стройтесь в ряд! Вот сейчас все заговорят!
Учитель
Гласные тянутся с песенкой звонкой,
Могут заплакать и закричать,
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.
(Входят «гласные»)
Буква А сладка на вкус,
Словно сахарный арбуз.
Буква Е есть в слове «ель»,
Заметает ель метель.
Буква Ё есть в слове «ёж»
Ты легко её найдёшь.
Буква И
И - игрушки,
И - игра.
Любит игры детвора.
Буква ОО – похожа на колечко,
Словно шёрстка на овечке.
Буква У.
Замычит бурёнка : «Му-у!»
Узнаёте букву У?
Буква Ы есть в слове «бык»,
Травку бык щипать привык!
Буква Э.
Этот дом похож на ваш-
У него один этаж.
Буква Ю.
Скачет Юля, как юла,
Хоть и ростиком мала!
Буква Я.
Ты твердишь всё: «Я да я!
Всех умнее я, друзья!»
Не забудь, что буква Я –
Самая последняя!
Ведущая:
-Ну ка гласные встаньте в пары!
(а-я, о-ё, е-э, у-ю, ы-и)
Учитель
Вот вам буквы. Попробуйте, ребята, составить слово!
Что не получается! А почему?
Не хватает согласных! Давайте пригласим и эти буквы.
(Входят «согласные»)
Учитель
А согласные … согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
Буква Й.
Йогурт из малины
Самый наш любимый!
Буква Л.
Лето, ливень, листопад,
Я любой погоде рад!
Буква М.
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Буква Н.
Н – весёлый Новый год,
Скоро в гости к нам придёт!
Буква Р.
Р – рычит, как будто рысь,
Эй, меня остерегись!
Буква Х.
Веселится буква Х:
Хи-хи-хи да ха-ха-ха!
Буква Ц.
Кап-кап-кап – за каплей капля
Мелкий дождик моросит.
Буква Ц , как будто цапля
На одной ноге стоит.
Буква Ч.
Чашки, чайник, сладкий чай,
Что за буква? Отвечай!
Буква Щ.
Буква Щ есть в слове «щит».
От удара он трещит!
Буква Б.
По полю барашек белый
Тёмной ночью брёл несмело.
Блеял он: «Боюсь я! Бе-е-е!»
Узнаёте букву Б?
Буква В.
Буква В есть в слове « вол»,
Я её легко нашёл!
Буква Г.
Что за грохот? Что за гром?
Букву Г принёс нам гном.
Зацепился он за гвоздь
И упал наш бедный гость!
Буква Д.
Буква Д, как будто дом,
Я в деревне жил в таком.
Буква Ж.
Узнаёшь знакомый звук?
Буква Ж жужжит, как жук.
Буква З.
З звенит, словно звонок,
Нас торопит на урок.
Буква К.
Буква К, как куколка
Славненькая буковка!
Буква П.
П- прекрасные подарки
Принесли в пакете ярком.
Буква С.
С- свистит, словно свисток,
Удирайте со всех ног!
Буква Т.
Взял я толстую тетрадь,
Буду букву Т писать.
Буква Ф.
Я в лесу нашёл фиалку-
Только рвать фиалку жалко!
Буква Ш.
Я шуршу, как будто шина
Есть я в слове и «машина».
И собой я хороша!
Вы узнали букву Ш?
Ведущий:
Согласные, найдите свои пары!
( пары: б-п, в-ф,г-к, д-т, з-с,ж-ш.)
А вы почему не в парах?
Буквы:
-А мы только звонкие!
-Мы только глухие!
(«буквы» уходят, появляются «Ь» «Ъ»)
Ведущая:
-А вы почему такие грустные?
Буквы Ъ и Ь:
-Вы про нас забыли!
Ведущая:
-Мы исправим ошибку. А что вы про себя расскажете?
Твёрдый знак:
Знак я очень твёрдый, оттого и гордый.
Буквы в слове разделяю,
Только жаль, меня теряют!
Мягкий знак:
Я – мягкий знак.
Меня найдёшь
И в слове « льёт»
И в слове «дождь».
Пират
Молодцы, буквы! Ребята, что-то есть уже хочется. Не пора ли нам обедать? Капитан зовет всех.
Учитель
Ребята, к кому за едой будем обращаться на корабле?
Дети
К коку.
Учитель
Вот и меню на сегодня. Давайте почитаем.
На доске: (СЛАЙД 8)
Уха
Макароны по- флотскиХлеб
Чай
– Что такое уха и макароны по-флотски?
Дети отвечают на вопросы.
– Ребята, какую пословицу нужно помнить, когда берешь хлеб?
(СЛАЙД 9)
Дети
Невелик кусок пирога, да стоит он много труда.
– Хлеб к обеду в меру бери –
Хлеб драгоценность – его береги.
– Хлеб – всему голова.
Пират
Ох, и наелись! Что скажем коку за обед?
Дети
Спасибо.
Капитан
А теперь, ребята, все на палубу. Отдохнем, исполним школьные частушки.
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ЧАСТУШКИ
Ученик 1:Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Ученик 2:
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит!
Ученик 3:Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки!
Ученик 4:Буквы гласные мы любим,
И все больше с каждым днем.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поем!
Ученик 5:Тыщу слов в минуту нынче,
Как машинка, я строчу.
Я любую вашу книжку
Одним махом "проглочу"!
Ученик 6:Мы простимся с Азбукой,
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Дружно хором скажем!
Капитан
Ну а теперь – все по местам!
На доске: (СЛАЙД 10)
Ярко светит солнце. Наш корабль бежит по волнам. У штурвала наш капитан Денис. Вот туча. Сильный ветер. Идет шторм. СОС!
Учитель
Прочитайте текст. Перед вами картинки. Расставьте их по порядку, чтобы они соответствовали этому тексту.
Дети выполняют задание.
– Что такое СОС!
Дети
Сигнал, обозначающий, что в море с кораблем случилась беда.
Капитан
Молодцы! Спасибо, что помогли кораблю! Ребята, наш радист принял радиограмму. Прочитайте ее.
На доске: (СЛАЙД 11)
Внимание! Сказочная викторина!
Доскажи словечко.
Учитель:
В мире много сказок: грустных и смешных. И прожить на свете - нам нельзя без них. Все дети на свете любят сказки. Сначала им рассказывают их взрослые. Потом дети учат буквы и начинают читать сами. Так было всегда. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим. Викторина называется «Исправь ошибки»
«Сказочная викторина»
1. Снежная принцесса. (Снежная королева.)
2. Желтая кепочка. (Красная шапочка.)
3. Илья-царевич и Серый волк. (Иван-царевич и Серый волк.)
4. Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон.)
5. Спящая бабушка. (Спящая красавица.)
6. Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик.)
7. Гадкий цыпленок. (Гадкий утенок.)
8. Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке.)
9. Конь-горбун. (Конек-Горбунок.)
10. Луковый мальчик. (Чипполино.)
11. Приключения Зазнайки и его друзей. (Приключения Незнайки и его друзей.)
Учитель: Давайте поиграем в игру «Доскажи словечко»
Игра «Доскажи словечко»
Если встретился знакомый,
Хоть на улице, хоть дома-
Не стесняйся, не лукавствуй,
А скажи погромче … (здравствуй)
Вылез крот на белый свет
И сказал ежу … (привет)
Если просишь что-нибудь,
То сначала не забудь
Разомкнуть свои уста
И сказать … (пожалуйста)
Если невежей прослыть не хотите,
Очень прошу вас - будьте мудры,
Вежливым словом просьбу начните:
Будьте любезны, будьте … (добры)
Порвал воробей
Паутинные нити.
Чирикнул смущённо: - Меня … (извините)
Если встретилась компания,
Не поспешно, не заранее,
А в минуту расставания
Всем скажите … (до свидания)
Если словом или делом
Вам помог кто-либо,
Не стесняйтесь громко, смело
Говорить … (спасибо).
Учитель:
– Вот и подошел конец путешествию. Но мы только прощаемся с первой вашей книгой, а впереди вас ждет множество путешествий по другим замечательным учебникам.
Учитель:Азбуку прочли до корки
Всем по чтению «пятерки».
Одолели вы науку медленного чтения
И теперь вам выдают удостоверения.
В том, что «Азбуку» прочли,
Полный курс наук прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
ЗВУЧИТ МУЗЫКА ВРУЧЕНИЕ УДОСТОВЕРЕНИЙ,
Ученик: Потрудились мы немало,
Много слов мы прочитали,
Позади нелегкий труд,
Впереди нас книги ждут.
Ученик:Сегодня праздник необычный:
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученик:До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придет.
Все ученики хором:Спасибо, тебе, Азбука!
Здравствуй, Литературное чтение.
Дети исполняют песню «»Тридцать три родных сестрицы».