Урок по географии в 9 классе по теме Земледелие

Тема: Земледелие.
Класс 9.

Цели:
- сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия);
- определить специфику зональной специализации сельского хозяйства;
- совершенствовать умение анализировать тематические карты;
- научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».

Задачи:
Предметные:
- рассмотреть основу АПК конкретно сельское хозяйство, которое состоит из земледелия (растениеводства ) и животноводства, сформировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия); определить специфику зональной специализации сельского хозяйства; совершенствовать умение анализировать тематические карты; научить анализировать статистические данные, карту «Сельское хозяйство».
Рассмотреть проблемы развития земледелия и высказать свои варианты решения этих проблем.
Личностные – формирование интереса, развитие позитивных способностей, склонностей к изучаемой теме, развитие личностно-смыслового отношения к проекту, осознавать ответственность за свое будущее, рефлексивное осмысление поисковой деятельности для появления личностной позиции.
Метапредметные - Обучение планированию (ученик должен уметь четко определить задачу и цель, работать в соответствии с предложенным планом, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы, сравнивать полученные результаты с ожидаемыми результатами);
Оборудование: Экономическая карта России, карта растениеводства России , карточки с заданиями 3-го уровня.

Форма работы: групповая (класс разбит на 6 групп: 2 группы слабого уровня, 2 группы среднего уровня и 2 группы сильного уровня).

Ход урока.

Организационный момент.
Слайд №1
Тема урока.
Слайд №2
- Что мы узнаем на уроке? (Отрасли сельскохозяйственного производства, их особенности.)
- Что научимся делать на уроке? (Определять основные районы выращивания зерновых и технических культур.)

Проверка домашнего задания.
Слайды №3-№5 (частично)
Письменная проверочная работа.
Фронтальный опрос.
- Что такое агропромышленный комплекс?
- Каков состав АПК?
- Что называется сельскохрзяйственными угодьями?
- Какова структура сельскохозяйственных угодий?
3. Индивидуальная работа слабые учащиеся работают с карточками, средние выполняют тест и более сильные работа по атласу.
Новый материал.

Слайд №5
Структура сельского хозяйства.
Работа с учебником на стр.160.

Слайд №6
Показатели сельскохозяйственного развития в странах мира. Сравнение России с некоторыми зарубежными странами.

Слайд №7
Величина и структура посевных площадей сельскохозяйственных культур.
- Почему снижается количество посевных площадей? Какие проблемы для них характерны? Как можно решить эти проблемы?
- Как отражается сокращение посевных площадей на производстве сельскохозяйственных культур?
- как отразится сокращение производства зерновых и кормовых культур на животноводстве?
* Проблема
Работники сельского хозяйства часто жалуются, что техническая оснащенность этой отрасли в России гораздо ниже, чем в других развитых странах. Например, в 1990г. на 1000 га пашни в России имелось 11 тракторов, а в США – 35. На 1000 га посевов зерновых культур в России имелось 7 зерноуборочных комбайнов, а в США – 17. При этом в конце 1980-х гг. Россия ежегодно производила около 250 тыс. тракторов, а США – 90- 10. зерноуборочных комбайнов, а США - 0 тыс. Заводы России (прежде всего «Ростсельмаш») выпускали ежегодно более 110 тыс зерноуборочных комбайнов, а США – от 7 до 15 тыс. При этом площади пашни и посевов зерновых культур в России и США примерно равны. Как же можно было, выпуская тракторов в 2-3 раза больше , получить в итоге обеспеченность ими в 3 раза меньше? И, производя в 10 раз больше зерноуборочных комбайнов, иметь обеспеченность ими в 2,5 раза меньше?во
- Как вы думаете, чем можно это объяснить?
- какой из путей повышения технической оснащенности сельского хозяйства России вы выберете: увеличение производства тракторов и комбайнов строительство мастерских по их ремонту; изменение отношения к технике путем преобразования колхозов и совхозов в небольшие производственные подразделения, где техника является собственностью работников; другое (объяснить. Что именно)?

Слайд №8
Факторы развития земледелия
Земледелие – древнейший вид деятельности. От чего же оно зависит? Факторы, влияющие на земледелие:
наличие земель, пригодных для пашни, и их плодородие;
климатические условия;
биологические особенности сельскохозяйственных культур.
Большое значение имеют природные условия:
продолжительность вегетационного периода;
сумма осадков и коэффициент увлажнения;
обеспеченность территории водными ресурсами.

Эти агроклиматические ресурсы влияют на сезонность производства.

Слайд №9
Растениеводство

Большую часть продукции дает полеводство. Как видно на схеме «Структура растениеводства», ведущая роль в структуре полеводства принадлежит зерновым, они занимают около 50% пахотных земель страны. Общий объем производства составляет около 100 млн. тонн в год. По производству пшеницы – 5 место после Китая, Индии, США и Франции. В целом по производству зерновых наша страна находится на 4 месте в мире.

Слайд№10
Технические культуры занимают 6 % посевных площадей, из которых ѕ приходится на подсолнечник. В России ежегодно собирается более 4 млн. тонн семян. По производству подсолнечника страна занимает одно из первых мест в мире.

- Заслушиваются сообщения о льне-долгунце и сахарной свекле.

Слайд 11
Картофель является наиболее распространенной культурой после зерновых. 90% его сосредоточено в Центральной России. Овощные культуры без картофеля занимают всего около 1% посевных площадей. Но их роль в питании человека трудно переоценить. Большая часть выращивается в личных подсобных хозяйствах.
Площади садов и виноградников невелеки, менее 1 % посевных площадей. Однако 1 га садов, и тем более виноградника, способен принести больший доход, по сравнению с 1 га пашни. На севере выращивают груши, яблони, сливы; южнее – персики, абрикосы, черешню. На самом юге – виноград и цитрусовые. В России ежегодно соби.
рается около 2 млн. тонн плодов. Но этого недостаточно, поэтому часть фруктов приходится закупать за границей.
Бахчевые культуры – арбузы, дыни и др. В России арбузы начали возделывать еще XVI в., и до XIX в. они были редким лакомством. В настоящее время эту культуру выращивают везде, где позволяют почвенно-климатические условия, кроме того, арбузы выращивают и в тепличных условиях. Родина дыни – Средняя и Малая Азия. В Европу эта культура переселилась в античные времена, в Россию попала в XVII в. из теплиц Англии более теплолюбивы, чем арбузы.

Слайд №9
- Какова доля некоторых отраслей растениеводства?
* Проанализируйте диаграммы в атласе: «доля зерновых и зернобобовых культур в посевных площадях, «Структура технических культур» (см.стр. 18)

Слайд №12

Практическая работа.
Заполнить таблицу: «Географические различия в специализации сельского хозяйства» (10 мин)
Цель и задачи работы:
Расширить представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.
А. Слабый уровень
Порядок выполнения: используя текст учебника и карту атласа, заполнить таблицу.

Виды культур
География выращивания






1 гр.: Кукуруза. Картофель, пшеница, рис, лен-долгунец.
2. гр.: ячмень, сахарная свекла, рожь, горчица, подсолнечник.

Б. Средний уровень
Порядок выполнения:
Используя дополнительный текст, карту атласа. Заполнить таблицу.

Виды культур
Условия,
Наиболее благоприятные
для выращивания
География выращивания






3 гр.: яровая пшеница, культура чайного куста, гречиха, соя.
4 гр.: озимая пшеница, виноградарство, рис. Горчица.
В. Сильный уровень
Порядок выполнения: используя дополнительный текст, текст учебника, дополнительную таблицу, карту атласа, которую необходимо сопостовлять с административной картой России, заполнить таблицу.

Виды культур
Условия, наиболее благоприятные ддля выращивания
География выращивания
Субъекты РФ, где производят культуру.







5 гр.: кукуруза, яровая пшеница, сахарная свекла, подсолнечник.
6 гр.: озимая пшеница, лен-долгунец, рожь, рис.


Итог урока.
Слайды №13-16
Вопрсы и задания.

Вопросы и задания
Это одно из древнейших культурных растений, его используют в качестве сырья две совершенно разные отрасли промышленности. Южная граница его выращивания захватывает тропический пояс (остров Ява), северная проходит по 66° с.ш. Обособленный ареал его возделывания есть даже на территории Аргентины. На востоке эта культура распространена примерно до 90° в.д. Встречаются такие ее разновидности, как долгунец, межеумок и кудряш. О какой культуре идет речь? Где и в каких условиях ее выращивают в России. (Лен. Выращивается на северо-западе России, где нежаркий и влажный климат).
Центром происхождения этого культурного растения считают Средиземноморье, где еще задолго до нашей эры человек употреблял его в пищу. Встречается множество его видов, но только один, выведенный позже всех, используется в качестве технической культуры. В Европе это растение появилось в середине XVIII в., а в России - в начале XIX в. В нашей стране эта техническая культура широко распространена от западных границ до примерно 56°в.д.; существует и обособленный ареал ее выращивания между 80° в.д. и 85° в.д. О какой культуре идет речь? Где в каких условиях ее выращивают в России? (Сахарная свекла. Требует сухое теплое лето, растет в Центрально-Черноземном и Северо-Кавказском районах.)
В администрацию одного из районов Владимирской области поступило заявление от В.И. Иванова с просьбой выделить участок земли для ведения фермерского хозяйства. В обоснование просьбы Иванов написал, что он собирается выращивать яровую пшеницу, кукурузу на зерно, коноплю, картофель, сахарную свеклу, а также садовую землянику для московских рынков. Выделили бы вы Иванову землю по этому заявлению? Обоснуйте свое решение. (Во Владимирской области нельзя выращивать кукурузу на зерно, сахарную свеклу на сахар и коноплю из-за агроклиматических условий, также нерентабельно выращивать картофель. Садовую землянику выгодно растить лишь в том случае, если живешь рядом с крупным городом, где ее сможешь продать. И, наконец, о животноводстве он не сказал ни слова, хотя в условиях этой области оно более рентабельно, чем земледелие).
В сентябре в одной из новгородских газет под рубрикой «Будни села» была напчатана такая статья обозревателя и.В. Васильева: «Только что закончилась уборка озимых хлебов. Они в этом году удались как никогда, особенно пшеница, ведь еще с весны поля были подготовлены под орошение. В передовом молочно-животноводческом хозяйстве «Звезда» надои молока достигли рекордной отметки. А вот урожай основной технической культуры – сахарной свеклы, как и картофеля, в этом году, к сожалению, небольшой» Объясните почему. (Земли весной гораздо больше нуждаются в осушении, чем в орошении. Пшеницу в новгородской области почти не выращивают, зато выращивают рожь и яровой ячмень. Свекла не может быть технической культурой – не дойдет до спелости, а на корм лучше выращивать травы).

Домашнее задание.
Слайд №17
Читать § 51, составить таблицу «Зональная специализация сельского хозяйства».

Целевой блок:
Предметные результаты - обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).

Метапредметные результаты - обучающиеся смогут вести исследовательскую работу, самостоятельный поиск, анализ, описывать и объяснять, проявлять умение взаимодействовать в группах и коллективе, оформлять результаты своей деятельности, иметь представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур.

Личностные результаты - обучающиеся осознают, что знания полученные на уроке можно применить в перспективе в своей практической деятельности при занятии земледелием не только своей местности, но и других районах на шей страны.
ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ БЛОК

Ход урока
Этапы
Деятельность учителя
Деятельность обучающегося
Формирующиеся УУД

I. Оргмомент.



II. Целеполагание
Объявляет основную цель урока, задачи урока.



Сообщение темы урока.
Объясняет особенности формы работы обучающихся.
Подгатовка к рабочей обстановке.


Обучающиеся сами формулируют цели и задачи урока.





Регулятивные
(постановка учебной задачи, планирование)

III. Изучение нового материала.
Консультирует обучающихся, испытывающих затруднение в выполнении заданий.
Работают в парах и группах
Имеют возможность советоваться друг с другом, приходить к общему мнению, или выбирать и аргументировать свою точку зрения.
Результаты работы каждый ученик оформляет в тетради.
Познавательные
(поиск и выделение необходимой информации)
Логические (анализ с целью выделения признаков, выбор критериев для сравнения)

IV. Этап проверки усвоения обучающимися нового материала.
Опрашивает учеников, класс привлекается к оценке их ответов, по ходу проверки учитель добивается устранения пробелов в понимании обучающимися нового материала.
Озвучивают результаты практической работы с различными информационными источниками.
Коммуникативные (умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами)

V. Этап закрепления и обобщения знаний обучающимися
Предлагает обучающимся задания, комментирует правильность выполнения задания.
Решают задачи на установление причинно-следственных связей
Логические
( установление причинно-следственных связей, построение логической цепи рассуждений)

VI. Итог урока
Оценивает степень реализации целей и задач урока.
Самооценка
уровня выполнения поставленных в начале урока целей и задач.
Регулятивные
(самоанализ выполнения поставленных задач)


ОЦЕНОЧНЫЙ БЛОК
Предметные результаты

Цель урока
Показатель реализации цели урока

обучающиеся на основе исследовательской работы, текстовой информации смогут сделать вывод, продемонстрировать знания о закономерностях размещения отраслей сельского хозяйства (земледелия), о факторах развития земледелия, дать оценку зональной специализации сельского хозяйства (земледелия).
Правильно сформулированные выводы после каждого этапа беседы


Метапредметные результаты

Цель урока
Показатель реализации цели урока

обучающиеся смогут вести исследовательскую работу, самостоятельный поиск, анализ, описывать и объяснять, проявлять умение взаимодействовать в группах и коллективе, оформлять результаты своей деятельности, иметь представления о влиянии природных условий на географию выращивания отдельных видов сельскохозяйственных культур
объяснять роль и значение земледелия для страны, для человека, общества.
обучающийся проявит умение взаимодействовать в группе, коллективе, оформлять результаты собственной деятельности;

обучающиеся смогут точно и грамотно выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами урока.







Правильно выполненная работа в тетрадях, соблюдение регламента выполнения работы



Презентация результатов исследовательской деятельности на этапе проверки усвоения обучающимися нового материала.



Личностные результаты
Цель урока
Показатель реализации цели урока

Обучающиеся осознают, что знания полученные на уроке можно применить в перспективе в своей практической деятельности при занятии земледелием не только своей местности, но и других районах нашей страны.

Заинтересованность в выполнении исследовательской работы, осознание того, земледелие ведущее звено сельского хозяйства и АПК, а именно растениеводство.



15