Урок по биологии на тему Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство


Тема урока: Сельское хозяйство: растениеводство и животноводство
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цели и задачи урока:
Расширить представление о первичном секторе экономики.
Сформировать знания об отличии сельского хозяйства от других отраслей хозяйства.
Познакомить учащихся с отраслевым составом сельского хозяйства и географией размещения растениеводства.
Продолжить формировать умение анализировать экономические карты, таблицы и делать на основе произведенного анализа обобщения и выводы
Требования к подготовке учащихся.
Учащиеся должны уметь:
называть основные отрасли сельского хозяйства;
показывать на карте размещение основных сельскохозяйственных земель и объяснять географию их размещения.
Новые понятия и представления:
- сельскохозяйственные угодья;
- земледелие;
- технические культуры;
- зерновое хозяйство;
- животноводство;
- биотехнология в животноводстве;
Учащиеся должны уметь:
- называть основные отрасли сельского хозяйства;
- называть виды сельскохозяйственных угодий;
- различать понятия зерновых и технических
культур, приводить примеры;
- называть отрасли растениеводства и животноводства;
Средства обучения: карта-схема “Территориального планирования Республики Хакасия”, зоогеографическая карт , дидактический материал, мультимедийная презентация.
Методы и формы обучения: словесный (беседа), наглядный (компьютерный), частично-поисковый (самостоятельная работа учащихся с атласом и учебником).
Результаты урока. Опорный конспект, схемы и таблицы в тетради.
Ход урока
Организационный момент
Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. Проверка настроя учащихся (выбор смайлика обозначающего настроение обучающегося на уроке)
Подготовка учащихся к активному сознательному уровню знаний.
Учитель: 
Одним из главных и древнейших видов деятельности человека является сельское хозяйство. Трудно себе представить нашу жизнь без выращивания животных, птиц, растений, благодаря чему мы и существуем. Данная отрасль занимает самое передовое место в производстве продуктов питания для населения. Большие усилия и труд прикладываются работниками сельскохозяйственной отрасли для того, чтобы на полках наших магазинов всегда были товары первой необходимости: хлебобулочные изделия, крупы, мука, мясные и молочные продукты. Сегодня на уроке мы поговорим о характеристиках сельского хозяйства.
Ученик:
Растут, бессчетно множась, города, Но не прожить без сельского труда Ни дня ни заводчанам, ни шахтерам, Ни депутатам, ни большим актерам. Всем людям на Земле нужна еда. Где взять ее без сельского труда? И трудится народ в деревнях, селах На необъятных полевых просторах. А за старательный к себе подход Земля им с благодарностью дает Всё лучше урожай из года в год - И сыт будет, доволен весь народ. 
Учитель: Итак, тема урока: “Сельское хозяйство. Растениеводство” (записывают в тетрадь тему урока),  (слайд 1)
Вопросы, которые будут рассмотрены в процессе изучения материала это: (слайд 2)
главные особенности сельского хозяйства;
отраслевой состав сельского хозяйства;
география растениеводства.
Дадим объяснение новым понятиям:  (слайд 3)
сельскохозяйственные угодья;
земледелие;
животноводство;
зерновое хозяйство;
технические культуры
Экономика любой страны представляет собой единый комплекс взаимосвязанных отраслей, отличающих общественное воспроизводство в пределах национальных границ. (слайд 4-5)
Этап усвоения новых знаний
Учитель: Сельское хозяйство - древнейшая отрасль хозяйства, которую относят к первичному сектору экономики. (слайд 6)
Вопрос: Объясните, почему сельское хозяйство относят к первичному сектору экономики? (слайд 7)
Ответ: Сельское хозяйство использует “производительные силы природы”: (слайд 8)
почвенное плодородие,
солнечный свет и тепло,
осадки,
естественную растительность (пастбища и сенокосы)
Учитель: Земля – главное богатство России. Россия располагает огромной земельной площадью – 1708 млн.га Только 13 % составляют сельскохозяйственные угодья, то есть земли, используемые в сельском хозяйстве (слайд 9)
Вопрос: Чем объяснить, что при такой значительной площади всей территории России доля сельскохозяйственных угодий столь невелика?
Ответ: Россия имеет “северное” географическое положение, поэтому большую часть территории не может использовать из-за холодного климата, неблагоприятных условий, вечной мерзлоты, заболоченности почв и т.д.
Учитель: В состав сельскохозяйственных угодий ( 222 млн.га) входят: (слайд 10)
Пашни – 60% (132 млн.га)
Пастбища – 30 % ( 65 млн.га)
Сенокосы – 10 % ( 23 млн.га)
Задание: Проанализируйте по карте и сопоставьте площадь сельскохозяйственных угодий России с площадями сельскохозяйственных угодий в других странах. Назовите выявленные различия и причины этих различий, (слайд 11-12)
Учитель: Сельское хозяйство - это отрасль хозяйства, дающая людям продукты питания, а промышленности – сырьё.
Вопрос: Приведите примеры отраслей вторичного сектора, в которых используется продукция сельского хозяйства.
Ответ: Пищевая промышленность, химическая, текстильная, кожевенно-обувная и др.
Учитель: Сельское хозяйство состоит из двух взаимосвязанных отраслей – земледелия и животноводства ,  (слайд 13-14)
Отрасли растениеводства (земледелие):
зерновые культуры
зернобобовые культуры
технические культуры
масличные культуры
картофелеводство
овощеводство
бахчеводство
садоводство
виноградарство
Вопрос: Приведите примеры, доказывающие взаимосвязь земледелия и животноводства.
Учитель: Важнейшей особенностью сельского хозяйства является его зависимость от природных условий, т.е. каждый вид культурных растений обладает своим ареалом распространения, определяемым продолжительностью вегетационного периода, требовательностью к теплу и свету, плодородию и увлажнению почв. Кроме этого для сельского хозяйства нашей страны характерно сезонное производство.
Задание. Работа по группам: 1 группа работает с картой Республики Хакасия и определяет какие виды животных распространены в каждом районе Хакасии (слайд15-16 )Район Виды животных
2 группа: определяет категория земель распространенную в том или ином районе Хакасии
Район Категория земель
Учитель: Проверка выполнения задания в таблице.
Вопрос: Чем технические культуры отличаются от зерновых? (слайд 17-19)
Проверка правильности ответа (слайд20-21)
(слайд 22)
учитель: Укажите на схеме факторы, влияющие на развитие сельского хозяйства, и особенности, отличающие эту отрасль от других отраслей хозяйства (промышленности, транспорта и т.д.)

(слайд 23-24)

Вспомните из курса географии 8 класса, чем отличается экстенсивный путь развития сельского хозяйства от интенсивного (слайд 25)
Интенсивный путь развития с/х, предполагает дополнительные вложения капитала на одной и той же земельной площади, применение новых машин, затраты на мелиорацию и другие способы улучшения земель. В сельское хозяйство все энергичнее внедряется технический прогресс. Достижения биологии, биохимии, генетики и других наук позволяют поднять экономическое, или искусственное, плодородие земли. 
Экстенсивный путь развития предполагает рост масштабов конструирования за счет увеличения количества и численности конструкторских организаций. Этот путь недостаточно эффективен и имеет определенные границы, обусловленные относительной ограниченностью трудовых и материальных ресурсов.
Выступление ученика. Доклад на тему «Биотехнология в животноводстве» (слайд 26-35)
Какие экологические проблемы связаны с развитием сельского хозяйства, и каким образом их можно избежать? (слайд 36)
Этап закрепления новых знаний (слайд 37-38)
Тест
Выберите вариант правильного ответа
1.Основой растениеводства служит:
А) зерновое хозяйство
Б) технические культуры
В) овощеводство и садоводство
2.Важнейшей культурой зернового хозяйства является:
А) рис
Б) пшеница
В) овес
3. Примером сельскохозяйственных угодий служит:
А)Пашни
Б) Сады
В) Поля
4. Назовите пример технической культуры:
А)лен
Б)ячмень
В) рожь
5. Какая наука обогащает растениеводство и животноводство новыми видами и сортами:
А) генетика
Б) селекция
В) ботаника
6. В каких природных зонах наиболее интенсивное сельское хозяйство?
А) лес и лесостепи
Б) лесостепи и степи
В) степи и полупустыни
Вывод урока , (проверка тест (слайд 39-40)
Сельскохозяйственное производство зависит от природных условий, поэтому в нашей стране оно имеет четко выраженный сезонный характер
Основой растениеводства России служит зерновое хозяйство, а его важнейшей культурой является пшеница.
Для растениеводства страны характерна зональная специализация, то есть выращивание в каждой природно-хозяйственной зоне определённого набора сельскохозяйственных культур.
(слайд 41)
Рефлексия  (слайд 42)
Мы рассмотрели все вопросы, которые поставили перед изучением темы.
какой вопрос урока вам показался интересным?
что вызвало затруднение?
какие моменты урока вы бы исключили?
что бы вы хотели узнать более подробно?
Растут, бессчетно множась, города, Но не прожить без сельского труда Ни дня ни заводчанам, ни шахтерам, Ни депутатам, ни большим актерам. Всем людям на Земле нужна еда. Где взять ее без сельского труда? И трудится народ в деревнях, селах На необъятных полевых просторах. А за старательный к себе подход Земля им с благодарностью дает Всё лучше урожай из года в год - И сыт будет, доволен весь народ.