План-конспект заседания дискуссионного клуба по теме Необходимо ли знать реальную историю?
Министерство образования и науки Республики Казахстан
КГУ «Общеобразовательная средняя школа – гимназия имени И. М. Астафьева»
отдела образования Шемонаихинского района
Заседание дискуссионного клуба «Зеленая лампа»
«Необходимо ли знать реальную историю ?» ( По фрагменту романа Чингиза Айтматова « И дольше века длится день»)
Учитель русского языка
и литературы
Голубь Светлана Анатольевна
п. Усть – Таловка
2015-2016 учебный год
Необходимо ли знать реальную историю? ( По фрагменту романа Чингиза Айтматова « И дольше века длится день»).
Цель: ответить на дискуссионный вопрос; развивать умение выступать с аргументирующей речью, развивать творческие способности; воспитывать сознательное отношение к жизни, желание ощущать свою связь с наследием предков, жить созидательно.
1 Орг момент. Сила ума не может исходить из дурно
питаемого мозга.
Г Спенсер, английский философ и социолог
конца 19 века.
2 Вступительное слово учителя.
Чингиз Торекулович Айтматов (1928 – 2008 г) – русский и киргизский писатель 20 века, дипломат, Герой Киргизской Республики, лауреат Ленинской премии (1963г) , лауреат трех Государственных премий(1968, 1977, 1983г), В 2000г в нашей стране он был награжден орденом «Отан». Последнее произведение Чингиз Айтматов написал незадолго до смерти , в 2006 году, это « Когда падают горы». Каждое произведение. Чингиза Айтматова – это открытие, новый взгляд на те стороны жизни, которые остались в тени.
Острые социальные и нравственные проблемы, поднимаемые в романах, позволяют по – новому взглянуть на духовную жизнь наших современников, на образовавшийся в этой сфере вакуум. Изменение должно начинаться с человеческой души, только тогда оно будет реальным – хотел сказать писатель своими романами.
Обратимся к эпизоду из романа « Буранный полустанок» ( « И дольше века длится день»), написанном в 1980г. В нем используется древняя легенда о манкурте.
------ Прочтем эпизод из произведения.( Чтение учеником эпизода из текста. Гл 5, стр 105, « У кладбища…»).
Итак, манкурт – это взятый в плен человек, лишенный памяти и превращенный в бездушное рабское создание. Утрата духовных связей с прошлым, со своей землей, с традициями предков – все это ведет к разрушению личности. Спроецируем древнюю легенду, используемую Чингизом Айтматовым, на современность.
В настоящее время, благодаря доступности информации в сети Интернет, становятся известными факты, которые противоречат общепринятым знаниям, тому, что написано в школьных учебниках. Так, например, по сведениям из учебников, государственность у славян возникла после принятия христианства и имеет норманнское происхождение. Кто по национальности Рюрик, который был приглашен старостой ильменских племен Гостомыслом, племенами чудь и кривичами на правление славянами? Это был швед, датчанин, нормандец? В фильме, который был снят на народные деньги по инициативе Михаила Николаевича Задорнова « Потерянная быль», представлен результат расследования и сказано, что Рюрик, был варяг ( варяги – это славяне, которые занимались добычей соли, они были воинами и купцами, мореходами). Более того, Рюрик был внуком Гостомыслу, он разговаривал на том же языке, соблюдал те же традиции, имел ту же веру. А ведь в учебниках написано то, что нам навязано немецкими учеными Г З Байером, А Л Шлецером и Г Ф Миллером, с которыми до рукопашной спорил Михаил Васильевич Ломоносов.
-----Посмотрим фрагмент из фильма « Потерянная быль». (31.42 – 34.29).
Открытие археологами города Аркаима в 1987г убедительно доказывает, что славяне имели развитую цивилизацию и большие города задолго до прихода Рюрика и позже принятия христианства.
-----Послушаем об этом сообщение и посмотрим видеоматериал « Аркаим, стоящий у солнца», 39.34 – 39.06.
К этим фактам можно отнести и другие: письменность у славян существовала задолго до Кирилла и Мефодия и имела несколько видов ( Руны Рода, глаголица, буквица). Лев Николаевич Гумилев, имя которого носит Евразийский национальный университет, находящийся в Астане и являющийся центром евразийской мысли, утверждал( об этом много материала в сети Интернет, что татаро – монгольского ига не было, была большая гражданская война. Новгород, как центр предшествующей цивилизации стремился подчинить молодое Московское княжество, но победу одержать не удалось, а кочевники были и в том, и в другом войсках противников. Интересны открытия генетика Анатолия Алексеевича Клесова, содержащиеся в его научном труде « ДНК – генеалогия». Очень много интересной информации нам либо не говорят, либо истину искажают, историю «переписывают», фальсифицируют.
----Посмотрим видеосюжет « Истории России – десятки тысяч лет!»
----Хотите узнать больше? Надо ли нам знать реальную историю?
3 Дискуссия.
1 Романенко Наташа. Я считаю, что реальную историю знать необходимо. Тема необходимости всестороннего и глубокого образования поднимается давно. Так в произведении Д И Фонвизина «Недоросль» высмеивается отсутствие стремления к знаниям у крепостников. Вот какую жизненную картину показывает автор.
---- Инсценирование эпизода из комедии Д И Фонвизина « Недоросль», Действие 3, явление 7, урок арифметики и часослова. Госпожа простакова, ее сын Митрофан, учитель арифметики Цифиркин, учитель часослова Кутейкин).Чтобы не выглядеть как Митрофан, мы должны не только стремиться к настоящей образованности, но и стремиться знать реальную историю, свои настоящие корни.
2 Вдовина Вика. А я считаю, что стремиться все познать – это не только утопия, но и лишние трудности, на которые человек сам себя обрекает. В произведении Александра Ивановича Гончарова «Обломов», в главе « Сон Обломова», представлена прекрасная жизнь. В Обломовке никогда и никто не умел осмыслить жизни, главная забота обитателей Обломовки – это праздность и покой, забота о еде, полное отсутствие каких бы то ни было усилий на изменение жизни. Ничто не нарушало однообразия их жизни, зато в Обломовке люди жили очень долго, никто не болел, и природа, казалось, оберегала человека. Не было никаких резких перемен в климате. Лучше спокойно жить, а не бороться за знание истины.
3 Величко Илона. Но в этом произведении представлена трагедия нравственного рабства. Илья Ильич Обломов, не умеющий трудиться, беднеет и умирает. Проблема бездуховности поднимается Александром Ивановичем Гончаровым также в романе « Обыкновенная история». Племянник сначала воодушевлен, готов жить деятельно, созидать, но, видя, что успех дядюшки держится на стремлении к выгоде, корыстных интересах, сникает и становится как все, обывателем. Это Гончаров осуждает. Надо стремиться к созидательной жизни, а для этого знание реальной истории необходимо.
4 Булычев Семен. В романе А С Пушкина « Евгений Онегин» Ленский - романтик, который «верит мира совершенству», тому, что «друзья готовы за честь его приять оковы». Но такие романтические устремления не всегда оправданы. Смертью Ленского на дуэли с Онегиным Пушкин говорит, что жизнь нужно воспринимать реальнее. Я считаю, что не надо знать реальную историю, воодушевляясь какими – то романтическими устремлениями, надо быть реалистом и жить насущными проблемами, не тратить силы на то, что уже ушло.
5 Серов Дима. Я не согласен. Прислушаемся к строкам из произведения Шекспира « Гамлет». ( Чтение наизусть монолога Гамлета). Что такое человек, если он занят только сном и пищей, животное, не больше… Если ограничиться только бытом, стремиться к покою, значит обрести себя на животный уровень существования. Чтобы быть человеком, надо сознательно относиться к жизни, изучать реальность, делать выводы, развиваться интеллектуально и духовно.
6 Голтвина Яна. Фадей Воланский, составил алфавит, по которому можно читать этрусский язык, но это научное открытие показало, что история Руси фальсифицирована. Он был арестован и приговорегн к сожжению на костре из его же книг. Спас его Николай 1. Реальную историю знать опасно, лучше не рисковать.
7 Чупановская Настя. Я не согласна с тобой . А вот протопоп Аввакум до конца своей жизни отстаивал ценность старой веры. Негодуя против нововведений Никона и все большего подчинения Руси Византии, он подверг страданиям всю свою семью. За непреклонность был сожжен на костре. Его мужество и стойкость поражают. Его жизнь – пример верности идее. О его жизни узнаем из произведения « Житие протопопа Аввакума, им самим написанное». Реальные события, может, и рискованно знать, но необходимо.
8Храмых Егор. Трагически сложилась судьба великого русского писателя – сентименталиста Александра Николаевича Радищева. Он был дворянином, получил лучшее образование по тому времени, был возмущен бесправием народа, написал об этом книгу « Путешествие из Петербурга в Москву». Но за выступление против власти его арестовали и сослали на каторгу в Сибирь. Зачем подвергать себя таким испытаниям? Верность идее и ему не помогла, и жизнь мало изменилась. Не обязательно знать реальную историю.
9 Подкорытова Катя. Я с тобой согласна. Также трагически сложилась судьба Николая Гавриловича Чернышевского. Чернышевский опережал по развитию свое время. В романе «Что делать?», который он написал в тюрьме, где находился из – за обвинения в призыве к революции, он создал теорию «разумного эгоизма», которая актуальна и для нашего времени. Стремление Чернышевского к улучшению жизни не сделало его счастливым. Не надо знать реальную историю.
10 Даниленко Данил. Я считаю, что реальную историю знать необходимо. Последние события на Украине , переписывание истории, искажение реальных фактов уродуют души людей. Появляются националисты, агрессивно настроенные из – за фальсификации и подстрекательства. Реальную историю, как бы это ни было трудно, надо знать.
4 Заключительное слово учителя.
Вернемся к эпизоду романа Чингиза Айтматова « И дольше века длится день». Человека, который не знает своих корней, своей истории можно назвать манкуртом. Манкурт не знал ведь, кто он, откуда родом, племенем, не ведал своего имени, не помнил детства, отца, матери. Манкурт в произведении Ч Айтматова убивает свою мать, приехавшую его спасти, стрелой из лука.
----Посмотрим фрагмент из фильма « Манкурт», 51.17 – 53.50.
Чтобы нам не превратиться в манкуртов, изучать реальную историю, конечно же, необходимо.
5 По традиции завершаем заседание песней.( Б Окуджава « Давайте говорить друг другу комплименты).
6 Подведение итогов. Награждение наиболее активных участников заседания.