Урок-игра Заповедные уголки Свердловской области, презентация
Конкурсная работа среди педагогов образовательных учреждений
Свердловской области на лучший урок, посвященный 100-летию заповедной системы России и году экологии
Выполнила Попова Екатерина Геннадьевна,
Учитель географии
МАОУ гимназия №205 «Театр»
Г. Екатеринбург
Тема урока «Особо охраняемые природные территории Свердловской области »
Возрастная группа 5 класс
23 человека
Екатеринбург
План-конспект урока географии по теме
«Особо охраняемые территории Свердловской области »
систематизация и обобщение пройденного материала, урок – игра.
Класс: 5 «В», гимназия №205 «Театр», г. Екатеринбург.
Урок: № 3
Цель: Выявить особенности особо охраняемых территорий Свердловской области, в частности Висимского заповедника, как наиболее крупного природоохранного объекта. Для решения поставленной цели были определены следующие задачи: 1. Охарактеризовать особо охраняемые территории Свердловской области.2. Дать представление об особо охраняемых природных территориях Свердловской области на примере Висимского заповедника.3. Использовать полученные материалы для работы в школьном курсе географии, создать условия для развития практических умений - извлекать, накапливать, анализировать информацию из различных источников, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории.
Задачи:
образовательная:
способствовать формированию представлений о единстве природы, объяснению простейших взаимосвязей процессов и явлений природы, ее частей;
выявить различие между заповедником и заказником как ООПТ;
развитие понимания главных особенностей взаимодействия природы и общества, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования на территории Свердловской области;
развивающая:
познание сущности и динамики основных природных, экологических и других процессов, происходящих в географической среде;
развитие практических географических умений извлекать информацию из различных источников знаний, составлять по ним комплексные описания и характеристики территории;
воспитательная:
продолжить развитие умения самостоятельно работать, обобщать и делать выводы, понимать и видеть прекрасное;
выработка понимания общественной потребности в экологических и природоохранных знаниях, а также формирование отношения к природоохранной деятельности как возможной области будущей практической деятельности.
Тип урока: урок систематизации и обобщения пройденного материала, урок – игра.
Методы организации учебной деятельности обучающихся:
частично-поисковый, проблемный, метод стимулирования.
Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, работа в парах.
Технологии: информационно - коммуникационная, элементы дифференцированного и личностно-ориентированного обучения.
Базовый УМК:
Нездолий Т.П.Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области./Учебное пособие. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.[125].
Оснащение урока: учебник, атлас «Свердловской области» под ред. Корнев И.Н., Капустин В.В., методическое пособие «Твой заповедный остров», «Всероссийский заповедный урок», мультимедийное оборудование, дидактический раздаточный материал.
Этап урока Деятельность педагога Время Деятельность учащихся
1. Организационный 1.Проверка готовности к уроку
2.Создание благоприятного психологического климата. Приветствие.
3. Распределение по 4 группам, выбор и назначение капитана команды 1-2 мин 1. Подготовка к уроку
2.Включение в деловой ритм
3. Рассаживаются за столы по группам. Приветствуют капитана, придумывают название командам
2. Инструктаж проведения игры 4. Объяснение правил игры:
1. Игра состоит из 5 туров;
2. Каждый тур оценивается максимальным количеством баллов 5;
3. Готовность ответа поднятые вверх руки
4. Капитан назначает учащегося отвечать на вопрос;
5. За дисциплину снимается 1 балл;
6. За дополнения прибавляется 1 балл соответствующей команде. 3мин 1. Слушают, дискутируют о названии команды.
2. Задают вопросы относительно отведенного времени на вопрос.
Актуализация ранее полученых знаний
1 тур «Знатоки природных территорий» Оценивается 5 баллов.
Задание: Определите, о каких природоохранных территориях идет речь? Каждой команде предлагается найти ответ на вопрос среди других похожих определений и с помощью разрезных карточек и сопоставить их с определением.
1 команда «Кварц» Особо охраняемые природные территории (ООПТ) отличаются наиболее строгим режимом охраны природы, который подразумевает полный запрет хозяйственной деятельности ради сохранения природных ландшафтов в нетронутом виде. России и на сегодняшний день их более ста.
2 команда «Леопарды» Особо охраняемые природные территории участки территорий и акваторий, где постоянно или временно запрещается использование отдельных видов растений и животных. Наиболее распространены охотничьи территории, где регулируется охота на промысловых животных.
3 команда «Уральцы»
Особо охраняемые природные территории (ООПТ) занимают крупные природные территории с особой экологической, исторической, эстетической ценностью, которые могут использоваться для организованного туризма и отдыха. Их роль в России признана мировым сообществом.
4 команда «Аисты»
Особо охраняемые природные территории — наиболее многочисленная и многообразная группа ООПТ. Это природные объекты, имеющие научное, историческое или культурно-просветительское значение: геологические (пещеры), гидрологические (озёра), флористические (дендрарии). 3-4 мин 1 команда «Кварц»
Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах
(Заповедники)
2 команда «Леопарды» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах.
(Заказники)
3 команда «Уральцы» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах
(Национальные парки)
4 команда «Аисты» Отвечают на вопросы, сопоставляют, обсуждают варианты ответа, высказывают предположения, выкладывают разрезные карточки «Заповедный статус» на столах
(Памятники природы)
2 тур
«Живые символы» Оценивается 5 баллов Демонстрация видеосюжета «Живые символы» (из цикла «Заповедные острова»)
Каждой команде заранее подготовлен дидактический материал с изображением животных («символов заповедников») и название заповедника.
Задание: Найди пару
1 команда «Кварц» (Баргузинский, Кроноцкий, Остров Врангеля)
2 команда «Леопарды» (Воронежский, Катунский, Сихотэ-Алинский)
3 команда «Уральцы» (Курильский, Костомукшский, Земля Леопарда )
4 команда «Аисты» (Шульган-Таш, Брянский лес, Дарвинский) Каждая команда выкладывает соответствие изображения животных «живых символов» и названия наиболее известных заповедников
(по 3)
3 тур
Изучение нового материала
«Картограф» Оценивается 5 баллов
Работа с атласом, картой природоохранных территорий [27 ]Свердловской области.
Задание:
1 команда Найдите на карте и показать территорию Свердловской области
2 команда Найдите на карте Свердловской области ООПТ, назвать их.
3 команда Найти на карте заповедники, назвать и показать их.
4 команда Найти на карте заказники, назвать и показать их. 5 мин Капитан назначает, кто из команды будет отвечать у доски.
Работают с картой по одному человеку от команды у доски.
Другие команды дополняют, исправляют.
4 тур домашнее задание
Представление и демонстрация слайдов презентации «Твой заповедный остров – Висимский заповедник» Оценивается 5 баллов
Каждой команде заранее выданы темы, по которым они должны найти материал и подготовить слайды презентации.
Презентацию должна быть составлена по следующему плану:
1). Географическое положение
2).Время и цель создания
3).Что охраняется
4).Особенности природы (рельеф, климат, растительность, животный мир)
5).Правила поведения
Оценивание происходит за точность материала, представление. 10 мин Представляют по 5 заранее приготовленных слайдов презентации, по одному человеку от команды демонстрируют свои слайды
Оценивают презентации
В тетради отмечают наиболее значимые и интересные факты
Динамическая пауза Музыкальное сопровождение 2 мин Выполняют разминку самостоятельно или под руководством учителя
5 тур «Капитанов»
Оценивается 5 баллов
Задание одинаковое каждой команде: Вы сотрудник или директор Висимского заповедника, какие правила, изменения вы бы добавили к существующим уже?
1 команда
2 команда
3 команда
4 команда 5 мин Составляют правила поведения в заповеднике, добавляют новые, аргументируют (5 правил наиболее важных).
Выступления капитанов, обсуждение.
Подведение итогов игры Подводит итоги игры.
Подсчет баллов.
Объявляет победителей 3 мин Аплодисменты
Подведение итогов урока, оценивание Организация рефлексии.
На доске капитаны отмечают яркие фрагменты урока
Комментирование отметок.
Константин Паустовский: «Познания и странствия неотделимы друг от друга». Спасибо! Урок окончен.
3 мин Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности по критериям, выявляют степень соответствия результатов деятельности поставленной цели
На доске капитаны записывают самые яркие и значимые фрагменты урока
Информация о домашнем задании Проведение инструктажа по выполнению д/з о заповеднике «Денежкин Камень» с учетом индивидуального развития обучающегося. 2 мин Осуществляют соответствующие записи в дневнике
Использованные литература и материалы:
Архипова Н.П. Заповедные места Свердловской области. – Свердловск: Сред.-Урал. кн. изд-во, 1984. – 160 с.
Беляева Н.В., Терентьева Е.Ю., Клепиков О.Н. Календарь природы Висимского заповедника [103].Материалы Всероссийской научно-практической конференции «География и современные проблемы естественнонаучного познания». Екатеринбург, 3-4 декабря 2009.
Нездолий Т.П.Природа Среднего Урала. Путешествуем по Свердловской области./Учебное пособие. – Екатеринбург: ООО «Форум-книга», 2007.[125].
https://заповедныйурок.рфhttp://visimskiy.ru