Календарно-тематическое планирование по краеведению воронежской области
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Девицкая основная общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО»
Протокол педсовета №_____
от_______________ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________
В.В. Шевцова
____________20______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
предметной области
общественно-научные предметы
по предмету
КРАЕВЕДЕНИЕ
для 8 -9 классов
Составила учитель I КК
Н.В.Волкова
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по краеведению (Историческому краеведению) в 8-9 классах разработана на основе авторской программы А.Н. Ершовой и Вороновой «Историческое краеведение» Воронеж, ВОИПКиПРО, 2012г. В соответствии с приказом Департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области от 27 июля 2012 г. № 760 в региональном базисном учебном плане часы регионального компонента рекомендуется использовать на введение учебного предмета «Краеведение», в 8—9 классах - «Историческое краеведение»
Рабочая программа в соответствии с учебным планом МКОУ Девицкая ООШ на 2016-2017 учебный год рассчитана на 35 часов для 8 класса и 34 часа для 9 класса 1 час в неделю (исходя из 35 учебных недель в году для 8 класса и 34 учебных недель в году для 9 класса),
Реализация учебной программы обеспечивается учебниками, утвержденные приказом по школе от 31.08.2015 г № 27/13 в списке учебников, используемых 2015-2016 учебном году:
Изучение регионального предмета краеведение (Историческое краеведение) предусматривает с общим предметом истории России и всеобщей истории в качестве основы формирования представлений об окружающем мире как единого целого.
Содержание предмета краеведение (Историческое краеведение) нацеливает на использование предметных, межпредметных, метапредметных связей как основы интеграции знаний школьников с их практической деятельностью. Предмет краеведение (Историческое краеведение) позволяет углубить знания по истории, конкретизируя общеисторические события, процессы на краеведческом материале, приблизиться к прошлому через историю родного края, помогает стимулировать познавательный интерес школьников и воспитывать наследием предков. Актуальность изучения истории края определяется государственным и региональным заказом на реализацию патриотических традиций граждан России, родного края.
Целями и задачами изучения краеведения в основной школе являются:
Главная цель: развитие, образование и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своего края в контексте истории страны и мира, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности.
Задачи:
- формирование знаний об основных событиях, явлениях, процессах, персоналиях в истории края с древности до наших дней;
- развитие у учащихся патриотических чувств, гордости и уважения к истории и достижениям земляков;
- воспитание ценностных подходов к усвоению культурного наследия родного края, традиций жителей своего региона;
- развитие познавательных и интеллектуальных способностей учащихся на основе анализа информации из различных источников, организации исследовательской и проектной деятельности;
- формирование умений применять знания по истории края для осмысления сущности современных явлений, эффективного взаимодействия и участия в решении проблем окружающего социума.
Место учебного предмета в учебном плане
Содержание программы предмета краеведения (Историческое краеведение) построено на основе проблемно-хронологического принципа. Программа включает изучение истории Воронежского края с древности до наших дней и нацелена на использование цивилизационно-гуманитарного и многофакторного подходов. Логика построения курса позволяет осуществить постепенное и целенаправленное введение учащихся в его изучение, где действует принцип накопления и интеграции знаний с учетом решения воспитательных, обучающих и развивающих задач.
Изучение предмета краеведения (Историческое краеведение) в 8 классе 35 часов и в 9 классе 34 часа в объеме 69 часов (по 1 часу в неделю) предусмотрено в региональном компоненте базисного учебного плана для образовательных учреждений Воронежской области.
Преподавание предмета краеведение (историческое краеведение) ведется синхронно - параллельно с историей России.
Практико-ориентированная составляющая содержания программы будет реализована через тематические экскурсии по Воронежскому краю, посещения архивов и музеев. Программа ориентирована на деятельностный подход в обучении. Акцент делается на поисково-исследовательских, проектных методах во взаимосвязи со словесными и вещественными методами изучения исторического краеведения
Планируемые результаты освоения учебного предмета «Краеведение»
Личностным результатом обучения историческому краеведению в 6-7 классах, является формирование всесторонне образованной, развитой личности, обладающей системой мировоззренческих взглядов, ценностных ориентиров, идейно-нравственных, культурных и этических норм поведения.
Важнейшие личностные результаты обучения историческому краеведению Воронежской области:
– ценностные ориентации, отражающие индивидуально-личностные позиции учащихся: осознание себя как члена общества на региональном уровне (гражданин России, житель Воронежской области). Представление о Воронежской области как неотделимой части России, её месте и роли в нашей стране. Понимание неотделимости географического пространства Воронежской области от России. Осознание значимости и общности проблем человечества, готовность к их решению.
– гармонично развитые социальные чувства и качества: эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, осознание необходимости ее сохранения и рационального использования. Патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране. Уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов.
Средством развития личностных результатов служит учебный материал и, прежде всего, задания учебника и рабочей тетради, нацеленные на:
– умение формулировать своё отношение к актуальным проблемам современности;
– умение использовать исторические и краеведческие знания для созидательной деятельности.
Метапредметными результатами изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» является формирование универсальных учебных действий (УУД).
Регулятивные УУД:
– способность к самостоятельному приобретению новых знаний, умений и навыков;
– умение управлять своей познавательной деятельностью, организовывать её, определять её цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты: самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта. Выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно средства достижения цели. Составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта). Работая по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно. В диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
– умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.
Средством формирования регулятивных УУД служат: технология проблемного диалога при изучении нового материала и технология оценивания образовательных достижений.
Познавательные УУД:
– формирование и развитие посредством исторического и краеведческого знания познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;
– умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты, понятия, явления. Выявлять причины и следствия простых явлений. Осуществлять сравнение и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций. Строить логически грамотные утверждения, включающие установление причинно-следственных связей. Составлять тезисы, различные виды планов. Уметь определять возможные источники информации, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность. Представлять информацию в виде конспектов, таблиц, схем, графиков. Переводить информацию из одного вида в другой.
Средством формирования познавательных УУД служат учебный материал и задания учебника:
– осознание роли истории и краеведения в познании общественных процессов, происходящих в мире;
– освоение системы краеведческих знаний о истории Воронежской области, на основе которых формируется историческое мышление учащихся;
– использование умений, полученных в ходе изучения исторического краеведения, для анализа, оценки, прогнозирования современных социальных проблем;
– использование карт для получения краеведческой информации.
Коммуникативные УУД:
– отстаивание своей точки зрения, представление аргументов, подтверждающих их фактов.
– понимание позиции другого в дискуссии.
Средством формирования коммуникативных УУД служат технология проблемного диалога (побуждающий и подводящий диалог) и организация работы в малых группах, а также использование на уроках элементов технологии продуктивного чтения.
Предметные результаты изучения курса «Историческое краеведение Воронежской области» в 8-9-х классах
Знать (понимать):
основные этапы и главные события истории края с древнейших времён до наших дней;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития нашего края;
изученные виды исторических источников.
Уметь:
соотносить даты событий истории края с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории края;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
показать на карте области границы края, города, места значительных исторических событий;
рассказать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая значение необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников; использовать приобретенные знания при написании творческих работ;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; группировать исторические явления и события по заданному признаку; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов, выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений; определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории края, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывать собственные суждения об историческом наследии населения нашего края;
объяснять исторически сложившихся нормы социального поведения.
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 8 КЛАСС (35 ч.)
Тема 1. История Воронежского края в истории России.
История края как часть истории нашей Родины. Что изучает краеведение. Источники знаний о прошлом края. Музеи, архивы, заповедники - хранилища исторической памяти.
Развитие воронежского краеведения. Ученые-краеведы Воронежской области. Исследования по истории края.
Тема 2. Воронежский край в древности.
Появление человека в Воронежском крае. Археологические исследования на территории края. Костёнки - уникальный памятник, «жемчужина палеолита».
Особенности степной и лесостепной зон Воронежской области. Кочевые и земледельческие народы в эпоху металлов. Хозяйственная деятельность, зарождение искусства. Памятники древности на территории края (Мосоловское поселение в Аннинском районе, Мастищенский лабиринт и Мастюгинские курганы в Острогожском районе, Частые курганы на окраине Воронежа, Чертовицкие могильники в Рамонском районе, Маяцкое городище в Лискинском районе и др. - по выбору учителя).
Тема 3. Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века.
Расселение славян. Появление славян в Придонье. Воронежский край - окраина Древней Руси. Укрепленные поселения славян на берегах рек Дона и Воронежа. Городище Титчиха. Натиск степных кочевников. Первое упоминание в русских летописях слова «Воронеж» (1177 г.). Раздробление русских земель. Монгольское нашествие. Запустение края в Х1У-ХУ вв. «Белые пятна» в истории воронежской земли.
Тема 4. Воронежский край в конце XYІ и XYІІ веке.
Образование Российского государства. История вхождения воронежских земель в состав Российского государства. Освоение «дикого поля» и борьба с крымскими татарами. Организация сторожевой службы в 1586г.
Основание Воронежской крепости. Царский указ об основании города Воронежа.
Версии о дате основания Воронежа. Крепость на правом берегу реки Воронеж. Строители и первые жители Воронежской крепости.
Образование и развитие Воронежского уезда. Состав и занятия населения. Строительство Белгородской черты (1635-1658 гг.), города-крепости «на черте», заселение земель «за чертой». Набеги татар. Развитие ремесла, торговли в городах края. Строительство укреплений, монастырей. Рост городов на территории края. Воронеж - торговый и ремесленный центр.
Политическая обстановка в крае в ХУП - начале XVIII в. Народные восстания XVII в. Воронежские родственные связи Степана Разина. Поход Фрола Разина к Коротояку. Восстание в Острогожске (1670 г.). Образование Воронежской епархии (1682 г.). Связь населения края с донскими казаками. Булавинское восстание (1707-1708 гг.)
Тема 5. Воронеж и Воронежский край в конце XYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период.
Начало государственной деятельности Петра I. Азовский поход 1695 г. Первый приезд в Воронеж (1696 г.). Начало строительства кораблей на Воронежской верфи. Азовский поход 1696 г., его результаты. Роль русской православной церкви в создании Азовского флота. Деятельность Петра Великого в Воронеже. Дальнейшее строительство города: Адмиралтейский двор, Немецкая слобода. Возникновение и развитие местной промышленности. Кумпанское и государственное строительство боевых кораблей в 1696-1700 гг. Корабли, построенные на Воронежской верфи. Русские' и иностранные мастера-кораблестроители. «Работные люди». Первые учебные заведения -школа для подготовки офицеров флота (1703 г.), «цифирная» школа для детей (1714 г.).
Связь основания Санкт-Петербурга (1703 г.) с воронежскими событиями. Воронежские «заботы» Петра перед Полтавской битвой (1709г.). Посещение Петром I Острогожска, Коротояка, Павловска, Таврова, Дивногорского монастыря и других мест.
Хозяйственное развитие Воронежского края в конце XVII - начале XVIII в. Возникновение новых сел и деревень в крае. Суровые указы Петра 1 об уничтожении возникших без царского повеления городов и сел (Бобров, Анна, Тойда, Тишанка, Богучар и др.). Появление Кантемировки.. Село Константиновка. Пожалование земель Петром 1 Князю Кантемиру.
Памятные места петровской эпохи в крае, их современное состояние.
Тема 6. Воронежская губерния во второй – последней четверти XYІІІ века.
Образование Воронежской губернии (1725 г.). Окончательное заселение края. Изменение социальной структуры населения. Феодально-крепостнические отношения в крае. Борьба против крепостного гнета воронежских крестьян во второй половине XVIII в.
Новые явления в хозяйственной жизни губернии. Строительство промышленных предприятий, развитие торговли. Воронеж - центр губернии середины - второй половины XVIII в. Образование села Валентиновка. Повседневная жизнь жителей края ( в том числе жителей Кантемировского края и села Валентиновка).
Общественно-культурная жизнь в Воронежском крае в XVIII в. Архитектура и строительство в Воронеже и крае. Первые учебные заведения. Е. А. Болховитинов и его деятельность.
Тема 7. Воронежская губерния в первой половине XІX века.
Общественно-политическая жизнь губернии. Воронежские полки и воронежцы в Отечественной войне 1812 г. Формирование егерских и пехотных резервов из жителей Воронежской губернии. Воронежцы-герои войны. Воронеж - место заготовки обмундирования, фуража, продовольствия для армейских нужд. Вклад Кантемировцев в победу над Наполеоном. Участие воронежского дворянства в движении декабристов. Разночинские кружки в крае. Газета «Воронежские губернские ведомости» (1838г.)
Социально-экономическое развитие края. Развитие земледелия, крестьянских промыслов. Товарно-денежные отношения в губернии. Строительство новых промышленных предприятий: сахарные заводы в Ольховатке (1834 г.), Рамони (1840 г.) и др.
Учебные заведения: мужская гимназия (1809 г.), кадетский корпус (1845 г.), народные училища. Пребывание известных деятелей на воронежской земле.
Н. И. Костомаров, Н. А. Северцов. Воронежские поэты: А. В. Кольцов, И. С. Никитин.
Печатные издания, посвященные истории Воронежского края. Памятные места, связанные с деятельностью знаменитых воронежцев.
Тема 8. Воронежская губерния во второй половине XІX века.
Отмена крепостного права. Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии. Общественное движение в Воронежской губернии. Вклад воронежцев в культуру России. Застройка Воронежа и других городов губернии по «регулярным планам» (с 70-х гг. XVIII в.). Просвещение и культура. Воронежская губерния в XІX веке. Итоговое повторение
СОДЕРЖАНИЕ ПРЕДМЕТА 9 КЛАСС (34 Ч)
Тема 1. Воронежская губерния в начале XX столетия.
Социально-экономическое развитие губернии. Положение рабочих, крестьян. Социал-демократические организации накануне первой русской революции. Революция 1905-1907 гг. в Воронеже и Воронежской губернии: Февральская стачка, восстание солдат дисциплинарного батальона, декабрьская политическая стачка, крестьянские выступления зимой - весной 1906 г. Зарождение представительной демократии в крае.
Повседневная и общественно-культурная жизнь губернии. Изменение внешнего облика Воронежа: открытие памятников, строительство новых зданий. Новые учебные заведения.
Тема 2. Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны (1917-1920 годы)
События Февраля 1917 г. в Воронеже и губернии. Установление двоевластия. Деятельность различных партий в период двоевластия. Провозглашение советской власти осенью 1917 г. в крае. Претворение в жизнь декретов новой власти. Борьба политических сил в Советах на местах. Гражданская война в губернии. Начало вооруженной борьбы на Дону. Военные действия летом 1918 - зимой 1919 гг., летом - осенью' 1919г.
Окончание гражданской войны в крае в 1922 г. Народное хозяйство Воронежской губернии в условиях гражданской войны (1918-1920 гг.).
Тема 3. Воронежский край в 1920 – 1930-е годы.
Восстановление хозяйства и реконструкция промышленности. Развитие кооперации в деревне. Образование Центрально-Черноземной области (1928 г.) и преобразование в 1934 г. в Воронежскую область. Индустриализация в Воронежской области. Интенсивный рост промышленного производства в крае, трудовой энтузиазм в годы индустриализации. Коллективизация в Черноземье. Развитие кооперации. Образование колхозов. Драматизм проведения коллективизации в Черноземье. Сталинские репрессии в Воронежском крае. Массовые репрессии партийно-государственных работников, интеллигенции, крестьян, рабочих, церковнослужителей.
Культурная жизнь в Воронежской губернии и изменения в культурном строительстве. Переход ко всеобщему среднему образованию. Развитие высшего и среднего образования. Преображение г. Воронежа.
Тема 4. Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы).
Воронежская область в начале войны. Начало мобилизации в армию и формирование Воронежского добровольческого полка. Перестройка промышленных предприятий на военный лад, эвакуация части воронежских заводов. Начало массированных налетов фашистской авиации на город.
Военные действия на территории Воронежской области. Наступление на Воронежском направлении (лето 1942 г.). Образование Воронежского фронта (командующий генерал Н. Ф. Ватутин). 212 дней боев за Воронеж. Героизм защитников города. Острогожско-Россошанская и Воронежско-Касторненская наступательные операции и их значение.
Злодеяния гитлеровцев на воронежской земле. Боевые и трудовые подвиги наших земляков в годы войны. Героизм, запечатленный в мемориалах, памятниках, музеях, названиях улиц.
Тема 5. Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы).
Народное хозяйство области в восстановительный период (1945-1950 гг.). Восстановление промышленности. Возрождение промышленности. Возрождение деревни. Восстановление городов Воронежской области. Возрождение культурных ценностей.
Тема 6. Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы)
Воронежская область в период «оттепели». Воронеж в 70-80-е гг.
Тема 7. Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы)
Рост промышленного производства, строительство новых предприятий (Воронежский шинный завод, завод тяжелых механических прессов, завод радиодеталей, Острогожский консервный завод, Нововоронежская атомная электростанция и др.), реконструкция ранее построенных.
Развитие сельского хозяйства области. Концентрация и специализация сельскохозяйственного производства. Социальные проблемы деревни. Массовое жилищное и социально-бытовое строительство в Воронеже и области.
Достижения наших земляков в области культуры. Развитие образования на территории области. Воронежские ученые с мировым именем. Воронежские писатели.
Тема 8. Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы)Крупные предприятия края. Экономика края на современном этапе развития: ее особенности. Перспективы развития области. Система управления областью и органы местного самоуправления: их функции, взаимодействие, эффективность.
Развитие образования и культуры в Воронежской области. Современная архитектура и строительство. Новые памятники в Воронеже и области. Современная театральная жизнь.
Проблемы и трудности современного этапа развития края и пути их решения. Современное состояние экономики. Крупные промышленные предприятия области. Особенности развития сельскохозяйственного производства.
Тема 9. Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы)
Изменение в региональных органах исполнения. 1991 г. большинство населения едва сводит концы с концами. Реформа Гайдара. Упразднение государственной монополии. Приватизация. Возрождение традиционных для России религий. Отставка Б.Н. Ельцина.
Тема 10. Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы)
Политические партии. Внутриполитический курс нового Президента России В.В. Путина. Изменение экономической сфере страны отразились в Воронежской области. Реализация проектов (здравоохранение, образование, жилищно-коммунального и сельского хозяйства), увеличение зарплаты.
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Девицкая основная общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО»
Протокол педсовета №_____
от_______________ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________
В.В. Шевцова
____________20______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
КРАЕВЕДЕНИЕ
8 класс
Составила учитель I КК
Н.В.Волкова
2016-2017 учебный год
Календарно - тематическое планирование по краеведению
8 класс (35 часов)
№ п\пТема урока Количество часов Дом. задание Дата проведения
1. Вводный урок. Краеведение как вспомогательная историческая дисциплина 1 История Воронежского края в истории России. 1 ч.
2 История Воронежского края в истории страны 1 Воронежский край в древности. 4 ч.
3 Эпоха позднего палеолита. Первые поселения человека.
Памятники эпохи мезолита, неолита, энеолита. 1 4 Эпоха бронзы. Железный век. 1 5 Появление восточнославянских племён. Маяцкий комплекс Хазарского каганата. 1 6 На пути кочевников. 1 Воронежский край в XІІ – первой половине XYІ века. 3 ч.
7 На юго – восточной окраине русских земель. 1 8 На русско – ордынском пограничье. 1 9 На окраине Русского государства. 1 Воронежский край в конце XYІ и XYІІ веке. 5 ч.
10 Основание Воронежа и его развитие в XYІІ веке. 1 11 Социальные особенности развития Воронежского края в XYІІ веке. 1 12 Воронежские «ухожьи» и борьба с набегами татар. 1 13 Возникновение и развитие городов. 1 14 Обобщающий урок по теме Воронежский край конце XYІ и XYІІ веке. 1 Воронеж и Воронежский край в конце XYІІ – первой четверти XYІІІ века. Петровский период. 2 ч.
15 Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 вв. Петровский период. 1 16 Воронеж и Воронежский край в конце 17- первой четверти 18 вв. Петровский период. 1 Воронежская губерния во второй – последней четверти XYІІІ века. 8 ч.
17 Формирование административно- территориальной структуры. 1 18 Экономическое развитие. 1 19 Социальная структура. 1 20 Судостроение в послепетровский период. 1 21 Органы власти и управления. 1 22 Воронеж – центр губернии. 1 23 Социальные конфликты. 1 24 Культурная и научная жизнь. 1 Воронежская губерния в первой половине XІX века. 4 ч.
25 В годы Отечественной войны 1812 года. 1 26 Социально – экономическое развитие Воронежской губернии. 1 27 Общественная жизнь. 1 28 Развитие просвещения и культуры в Воронежской губернии в первой половине 19 века. 1 Воронежская губерния во второй половине XІX века. 6 ч.
29 Отмена крепостного права. 1 30 Развитие капиталистических отношений в Воронежской губернии. 1 31 Проведение реформ 1860 – 1870-х годов в Воронежской губернии. 1 32 Общественное движение в Воронежской губернии. 1 33 Просвещение и культура. 1 34 Обобщающий урок по теме Воронежская губерния в XІX веке. 1 35 Итоговое повторение
1 Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Девицкая основная общеобразовательная школа
«ПРИНЯТО»
Протокол педсовета №_____
от_______________ 20___ г.
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор ________
В.В. Шевцова
____________20______г
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ
КРАЕВЕДЕНИЕ
9 класс
Составила учитель I КК
Н.В.Волкова
2016-2017 учебный год
Календарно - тематическое планирование по краеведению
9 класс (34 часа)
№ п\пТема урока Количество часов Дом. задание Дата проведения
Воронежская губерния в начале XX столетия. 7 ч.
1 Социально-экономическое положение Воронежской губернии на рубеже 19-20 вв. 1 2 Общественное движение в Воронежской губернии в начале 20 века. 1 3 Власть и общество в Воронежской губернии во время революции 1905-1907 годы. 1 4 Воронежская губерния в 1907-1914 годы. 1 5 Воронежская губерния в период Первой мировой войны (1914-1917 годы) 1 6 Развитие культуры Воронежской губернии в начале 20 века. 1 7 Обобщающий урок по теме Воронежская губерния в начале XX столетия. 1 Воронежская губерния в годы Великой российской революции и Гражданской войны
(1917 – 1920 годы). 2 ч.
8 В годы Великой российской революции 1917 года. 1 9 Воронежская губерния в годы Гражданской войны. 1 Воронежский край в 1920 – 1930-е годы. 5 ч.
10 Индустриальное развитие края. 1 11 Воронежская деревня в 1920-1930-е годы. 1 12 Развитие образования и культуры. 1 13 Государственные репрессии в Воронежском крае в 1920-1930-е годы. 1 14 Обобщающий урок по теме Воронежский край в 1920 – 1930-е годы. 1 Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). 11ч.
15 Перестройка на военный лад (22 июня 1941-го – 27 июня 1942 года) 1 16 Боевые действия на территории Воронежской области (28 июня 1942-го – 2 февраля 1943 года) 1 17 Героическая оборона на Воронежском направлении и в черте города Воронежа (28 июня – 11 июля 1942 года) 1 18 Контрнаступление советских войск на Верхнем и Среднем Дону и в районе Воронежа (12 июля – 4 октября 1942 года) 1 19 Зимнее наступление 1942-1943 годов и полное освобождение Воронежа и Воронежской области. 1 20 Героизм и подвиги защитников и освободителей воронежской земли. 1
21 Оккупационный режим и преступления захватчиков. 1 22 Народное сопротивление захватчикам в тылу врага. 1 23 Начало восстановления разрушенного хозяйства и помощь фронту в 1943- 1945 годах. 1 24 Ратный и трудовой подвиг жителей Воронежской области в годы Великой Отечественной войны. 1 25 Обобщающий урок по теме Воронежская область в годы Великой Отечественной войны (1941-1945 годы). 1 Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы). 1 ч.
26 Воронежская область в послевоенный период (1946-1953 годы) 1 Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы) 1 ч.
27 Воронежская область в годы «оттепели» (1953-1964 годы) 1 Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы) 1 ч.
28 Воронежская область в период стабильности и кризиса советской системы (1964-1985 годы) 1 Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы) 1 ч.
29 Воронежская область в годы перестройки и гласности (1985-1991 годы) 1 Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы) 1 ч.
30 Воронежская область в условиях новой России (1991-1999 годы) 1 Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы) 3 ч.
31 Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы) 1 32 Обобщающий урок по теме Воронежская область в начале 21 века (2000-2014 годы) 1 33-34 Итоговое повторение по курсу историческое краеведение Воронежской области. 2