Занятие экологического кружка Паутина пауков
Занятие экологического кружка
Тема: «Знакомство с деревом»
Цель: познакомить детей с представителями
Царства растений – деревьями: строение, функции частей дерева;
воспитывать бережное отношение к родной природе.
Ход занятия
Мотивация учебной деятельности.
Приём «Поздоровайся локтями» (Дети встают в круг, касаясь локтями, улыбаются друг другу, называют имена как можно большего количества одноклассников)
Актуализация знаний. Игровой приём «Сказочный гость»
Из-за ширмы появляется фигурка Лесовичка.
Лесовичок- Ребята, вы знаете, что я живу в лесу, а там много удивительного и интересного. Иногда это удивительное рядом с нами. Я сейчас загадаю загадку, а вы, отгадав её, узнаете, о чём пойдёт речь на сегодняшнем занятии.
Загадка
Весной растёт, летом цветёт,
Осенью осыпается, зимой отсыпается. Дерево.
- Молодцы, ребята! Правильно, сегодня вы узнаете много интересного о деревьях.
Учитель читает стихотворение Э. Мошковской «Дедушка дерево»
Приём «Парад картинок» - представлены картинки с изображением деревьев (одна картинка – кустарник), найти лишнее и это пояснить.
Учитель читает загадки о деревьях, дети соотносят их с картинками.
Рассказ Лесовичка «Волшебное дерево»
- Ребята, я вам прочитаю рассказ, а вы внимательно слушайте, затем ответите мне на вопросы.
(рассказ Лесовичка в приложении)
Вопросы.
- Для чего нужны деревья?
- Почему нельзя срывать листочки с деревьев?
Физминутка
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише,
Деревцо всё выше, выше.
3. Работа над темой
Игровой момент «Распредели деревья на группы» - работа в парах
(у детей картинки с изображением хвойных и лиственных деревьев, они должны распределить картинки в две группы)
Учитель
- По какому принципу вы распределяли изображённые на картинках деревья? (деревья бывают хвойные и лиственные)
По схеме выясняют внешнее строение дерева: крона, ствол, корень.
Учитель читает стихотворение Муара О Коннор «Если бы я быдл деревом»
Внутреннее строение дерева – по таблице на доске. Учитель рассказывает о значении каждой части для жизни дерева.
Беседа об охране леса.
Учитель Ребята! Возле нашей школы растут разные деревья. Какие они большие и красивые: и клены с резными листочками, березы в нарядных сарафанчиках, стройные пахучие ели. Они были бы еще красивее, если бы вы, ребята, не ломали ветки, не лазили по деревьям.
Ребёнок Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
Ребёнок Мы посадим берёзы и клены,
Будет город нарядный, зелёный.
Тополя мы посадим рядами,
Станут площади наши садами.
4.Итог урока
Игровой момент «Волшебная коробочка»
Учитель
- Ребята, я буду доставать разные предметы, а вы угадайте по предмету, о каком дереве, произрастающем в нашем крае, говорит этот предмет.
(кусочек бархатной ткани – бархат, кусочек железа – железная берёза, орех – маньчжурский орех, баночка с мёдом – липа, шишка - кедр). Показ этих деревьев на слайдах.
Ребята, эти деревья очень ценные, их надо беречь.
Рефлексия
Игровой момент «Дерево Распознавания людей» На доске изображение дерева. Дать детям возможность найти на «Дереве» своё место и разместить листочек со своим именем. Полюбовавшись «ожившим» деревом, поговорить о том, что любое дерево является живым существом
Оборудование: картинки с изображением деревьев, таблица «Внутреннее строение дерево», на каждого ребёнка карточка «Внешнее строение дерева», «волшебная коробочка», фигурка Лесовика, мультимедийный проектор и слайды «Деревья Приморского края»
Дополнительный материал к занятию «Знакомство с деревом»
Загадки о деревьях
Летят с него пушинки, как белые снежинки
Тополь
Он был жёлудем и вот –
Царь лесной, гигант растёт.
Дуб
Зелена, а не лук, бела, а не снег, кудрява, а без волос.
Берёза
В шишках вся, а нравится, зелёная красавица.
Ель
Кто, скажи, она такая:
Вся дрожит, а не пугают.
Осина.
Дедушка дерево.
У дедушки дерева добрые руки.
Большие зелёные добрые руки…
Какая-то птица на плечи садится,
Какая-то птица в руках суетится.
Жучище промчался – и сел.
Качался и всё восхищался.
Стрекозы примчались
И тоже качались.
И все свиристели в пуховой постели
Смеялись, качались.
Дедушка дерево пчёл подхватил
И на ладони свои усадил.
У дедушки дерева добрые руки.
Большие зелёные добрые руки.
Наверно, их сто, или сто двадцать пять,
Чтоб всех покачать, чтоб всех покачать.
Э. МошковскаяЕсли б я был деревом.
Если б я был деревом.
Если б я был деревом,
Мои ноги росли бы и росли
Всё глубже и глубже в землю.
Эти длинные-длинные ноги были бы так хороши!
Они держали бы меня на месте, когда дует ветер.
Они росли бы всё глубже и глубже
И искали бы мне воду, чтобы пить.
Но самое лучшее – мне не нужны были бы ботинки,
Потому что мои новые ноги назывались бы корни.
Муара О″ Коннор«Волшебное дерево» - рассказ ЛесовичкаПойдёмте, ребята, со мной по одной моей любимой тропинке к одному очень мудрому дереву.
Вот мы м пришли. Вот оно – волшебное дерево. Если кто – нибудь встанет под него и загадает желание, то оно сразу исполнится.
Рассказ дерева.
Деревья – это большие организмы и живут они очень долго. И кого только ни приютило дерево. Много живых существ живёт внутри и вокруг него. Дерево вдыхает живой воздух, который нужен людям и животным. Люди называют его кислородом.
Как же питаются деревья? Они сами производят себе питание. Им помогают готовить себе пищу Земля – матушка, солнце и воздух. Глубоко в почве у растений находятся корни, которые не только цепко держатся за землю, но и всасывают воду и минеральные соли из почвы. Вода по стволу поднимается по веточкам к листочкам. В листочках под тёплыми лучами солнца, под действием света и углекислого газа, который выдыхают люди и животные, образуется сахар, который и служит пищей для растений.
Так что не стоит срывать с меня листочки, потому что вы отнимаете у меня целую фабрику по изготовлению пищи.