Описание деятельности Военно-патриотического клуба Отвага
Одной из главных задач воспитания подрастающего поколения в нашей школе является формирование человека - патриота, отличающегося высокой нравственностью, любовью к науке, трудолюбием, служением России.
Мы считаем, что в настоящее время патриотическое воспитание становится самостоятельным и важным звеном российского образования. Задачи патриотического образования выдвигаются самой жизнью и признаются актуальными и государством, и обществом.
Образовательный процесс в нашей школе готовит учащегося к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен многое сделать для своей страны. При этом гражданский долг выступает как постоянная внутренняя потребность личности в высоконравственном отношении к социально значимым требованиям российского общества и государства, а патриотизм – это олицетворение любви к Отечеству, сопричастности к его истории и культуре, достижениям и проблемам.
Именно с целью воспитания подрастающего поколения в нашей школе с 2001 года, по инициативе педагогического коллектива и родительской общественности, началась работа по кадетскому движению. Все учащиеся специализированных (кадетских) и прокадетских классов являются членами клуба «Отвага».
Клуб «Отвага» функционирует на базе нашей школы уже пятнадцать лет. Целью клуба является воспитание достойных граждан России.
Основные задачи для достижения цели:
воспитание в духе преданности Отечеству;
формирование гражданско-патриотических взглядов и активной жизненной позиции, деятельности на благо общества;
интеллектуальное, культурное и нравственное развитие воспитанников, совершенствование их морально-психологического состояния и адаптации к жизни в обществе, развитие чувства коллективизма;
положительное отношение к здоровому образу жизни, физическое развития;
воспитание чувства верности конституционному и воинскому долгу, дисциплинированность, добросовестное отношение к учебе, своим обязанностям;
подготовка к служению Отечеству на гражданском и военном поприще (Приложение 1).
Высшим органом управления школьным военно-патриотическим клубом является общее собрание. Из участников клуба избирается Совет клуба (Приложение 2). В Совет клуба обязательно входят участники Совета кадетской чести (Приложение 3, Приложение 4).
В клубе «Отвага» создана система патриотического воспитания, используется целый комплекс соответствующих форм работы. В учебном плане школы есть предметы, которые способствуют формированию истинного гражданина своего Отечества, социально активной личности, воспитанию патриотизма, гуманизма, духовно-нравственных и культурно-исторических ценностей. Это занятия по таким дисциплинам как строевая подготовка, рукопашный бой, стрелковая подготовка, общая физическая подготовка, военно-прикладная подготовка, хоровое пение, ритмика и танец.
Военно-патриотический клуб «Отвага» участвует в «Программе мероприятий по развитию воспитательной компоненты в общеобразовательных организациях Ямало-Ненецкого автономного округа». Мероприятия программы, в которых наша школа ежегодно принимает участие:
1.Участие в акции «Знамя Победы». (180 участников)
2.Военно-спортивная игра «Суворовская суббота» (287 участников)
3.Классные часы, посвященные Дню Великой Победы (670 участников)
4.Фестиваль гражданско-патриотической песни «Песни сердца» (630 участников)
5.Участие в Линейке Памяти г. Москва(4-11.05.2015 г., 20 участников)
6.Участие в составе делегации ЯНАО в торжественных мероприятиях, посвященных празднованию 70 годовщины Победы в Великой Отечественной войне в г. Санкт-Петербург(7 - 11.05.2015 г., 2 участника)
7.Участие в акции «Неизвестные судьбы большой войны» (18 участников)
8.Участие в акции «Часовой у знамени Победы» (450 участников)
9.Участие в митинге, посвященном 70-летию Победы (80 участников)
10.Участие в акции «Вахта Памяти» (40 участников)
11.Участие в праздничном шествии: (136 участников)
•Колонна кадет
•Колонна «Бессмертный полк»
•Колонна волонтеров
•Колонна знаменосцев
• Колонна с гвоздиками
12. Участие в акции «Вальс Победы» (40 участников).
Участие в окружном конкурсе сочинений «Моя семья в Великой Отечественной войне» среди обучающихся общеобразовательных организаций. Участие в окружной заочной научно-практической конференции учащихся, студентов и педагогов «Будущее Ямала».
В военно-патриотическом клубе «Отвага» занимаются 287 учащихся, в возрасте от 7 до 17 лет. В сравнении с 2013 годом число детей, занимающихся в клубе «Отвага», выросло на 32% (рис.1).
Рис.1
Третий год мы наблюдаем рост количества учащихся, желающих учиться в специализированных (кадетских) и прокадетских классах. А это указывает на то, что с каждым годом в клубе «Отвага» воспитывается все больше и больше ответственных граждан, активно участвующих в жизни государства и способных многое сделать для своей страны.
Деятельностью по допризывной подготовке молодежи в клубе «Отвага» занимаются Локтев Игорь Анатольевич (стрелковая подготовка, общая физическая подготовка, военно-прикладная подготовка), Сердечнюк Игорь Владимирович (строевая подготовка) и Крячок Виталий Сергеевич (рукопашный бой).
Локтев Игорь Анатольевич - учился в Донецком высшем военно-политическом училище инженерных войск и войск связи, специальность по диплому военно-политическая (1986 г., ПВ № 546878), имеет высшую квалификационную категорию, в 1996 году был награжден «Орденом мужества». Курсы повышения квалификации проходил в 2013 году в г. Салехард по теме «ФГОС основного общего образования: содержание, актуальные вопросы внедрения и реализации».
Крячок Виталий Сергеевич – учился в Славянском государственном педагогическом университете, специальность по диплому физическая культура (2010 г., НК №39756251), имеет вторую квалификационную категорию. Курсы повышения квалификации проходил в 2014 год г. Салехард РИРО по теме «Интерактивные технологии в образовании» и в 2015 году в г. Лабытнанги по теме «Системно-деятельностный подход в условиях внедрения ФГОС. Разработка и внедрение основной образовательной программы ССО в образовательной организации».
Военно-спортивный клуб «Отвага» имеет достойную материально-техническую базу:
№ п/п Перечень инвентаря/оборудования Количество
1 Строевой плац (2500 м2) 1 шт.
2 Большой спортивный зал (267,5 м2) 1 шт.
3 Малый спортивный зал (111 м2) 1 шт.
4 Танцевальный зал (77 м2) 1 шт.
5 Тренажерный зал (49,3 м2) 1 шт.
6 Учебный кабинет 1 шт.
7 Лазерный электронный тир 1 шт.
8 Макет автомата АКМ-74 11 шт.
9 Макет гранаты Ф-1 1 шт.
10 Макет гранаты РГД-5 1 шт.
11 Макет противотанковой гранаты 1 шт.
12 Макет пневматической винтовки МР-512 6 шт.
13 Пневматическая винтовка МР-532 2 шт.
14 Пневматическая винтовка HATSAN 1 шт.
15 Противогаз 40 шт.
16 Прибор химической разведки ВПХР 1 шт.
17 Общевойсковой защитный комплект 6 шт.
18 Интерактивная доска 1 шт.
19 Проектор 1 шт.
20 Ноутбук 1 шт.
21 Методическое пособие (диск) «Виды и рода войск вооруженных сил РФ» 1 шт.
22 Методическое пособие (диск) «Материальная часть автомата Калашникова» 1 шт.
23 Методическое пособие (диск) «Материальная часть пистолета Макарова» 1 шт.
24 Методическое пособие (диск) «Общевоинские уставы вооруженных сил РФ» 1 шт.
25 Методическое пособие (диск) «Правила техники безопасности при обращении с оружием при проведении учебных стрельб» 1 шт.
26 Татами 1 шт.
27 Шлем-маска 4 шт.
28 Перчатки боксерские 4 пары
29 Груша большая 1 шт.
30 Штанга 2 шт.
31 Гантели 4 шт.
32 Спортивный станок 1 шт.
33 Шведская стенка 12 шт.
34 Перекладины для шведской стенки 12 шт.
35 Тренажер эллипсоид 1 шт.
36 Велотренажер 2 шт.
37 Гимнастическая лавочка 2 шт.
38 Гранаты для метания 2 шт.
39 Мяч баскетбольный 12 шт.
40 Мяч волейбольный 10 шт.
41 Мяч футбольный 9 шт.
42 Скакалка 14 шт.
43 Гимнастический мат 20 шт.
44 Гимнастический козел 1 шт.
45 Гимнастический конь 1 шт.
46 Лыжи 20 пар
47 Лыжные палки 20 пар
48 Велосипед 2 шт.
49 Теннисный стол 1 шт.
50 Теннисная ракетка 10 шт.
51 Теннисный мяч 24 шт.
Материально-техническая база для организации работы по допризывной подготовки молодежи и массовой физкультурно-спортивной работы укомплектована на 90%.
Формирование календарного плана мероприятий по военно-патриотическому воспитанию осуществляется с целью воспитания и развития свободной, талантливой, физически здоровой личности, обогащенной знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению, ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством (Приложение 5).
Ежегодно, на базе клуба «Отвага» проходит множество военно-патриотических мероприятий для детей и взрослого населения. Каждый год появляются новые мероприятия, которые становятся традиционными. В этом году кадеты приняли участие в девятнадцати мероприятиях:
Уроки Мужества «Горячее сердце»;
Городские соревнования по пулевой стрельбе;
Праздничный концерт-мастер-класс «Клуб настоящих мужчин»;
Встречи с участниками чеченских событий;
«Веселые старты», посвященные Дню защитника Отечества;
Школьный митинг, посвященный 26 годовщине вывода советских войск из Афганистана;
Просмотр художественного фильма «Отец солдата»;
Встреча учащихся с выпускниками школы, прошедшими срочную службу в вооруженных силах РФ;
Встреча учащихся с курсантами военных ВУЗов, выпускниками школы.
Особое внимание уделяется профориентационной работе по пропаганде военных профессий. Ежегодно мы проводим встречи учащихся с выпускниками школы, прошедшими срочную службу в вооруженных силах РФ, с курсантами военных ВУЗов, выпускниками школы, с сотрудниками Лабытнангского межрайонного следственного отдела управления Следственного комитета РФ по ЯНАО, работниками военкомата. Такие встречи помогают ребятам больше узнать о военных ВУЗах, о том, что необходимо для поступления, сложно ли учиться в таком ВУЗе и так далее. Во время беседы, ребята с удовольствием слушают и задают вопросы;
Кадетский праздник «Честь имею!» (Приложение 6).
Школьные соревнования по лыжным гонкам, посвященные Дню защитника Отечества;
Городская спартакиада по военно-прикладным видам спорта «Во славу Отечества!»;
Соревнования по мини-футболу среди учащихся специализированных (кадетских) классов, воинов – афганцев, участников локальных конфликтов.
В рамках месячника прошел традиционный турнир по мини-футболу. В нем приняли участие учащиеся специализированных (кадетских) классов, воины – афганцы, участники локальных конфликтов. Кадетская команда заняла третье место и получила приз «За волю к победе»;
Школьные соревнования по настольному теннису, посвященные Дню защитника Отечества;
Конкурс сочинений «Зачем нужна армия?» (5-7 классы);
«Суворовская суббота»;
Военно-спортивная игра «По кадетской тропе» (Приложение 7);
Школьный конкурс рисунков «Несокрушимая и легендарная!»;
Фестиваль «Песни сердца».
Ребята из клуба «Отвага» регулярно принимают участие в городских, окружных и всероссийских соревнованиях по военно-прикладным видам спорта. Только за последние три года ребята принесли школе более 30 призовых мест в соревнованиях по пулевой стрельбе, спартакиаде по военно-прикладным видам спорта «Командарм», военизированной эстафете, посвященной Дню Защитника Отечества (Приложение 8).
В клубе «Отвага» создана система поощрения для кадет, стимулирующая личностный рост. Ежегодно проходят конкурсы «Лучший кадет класса», «Лучший кадет школы». Итоги конкурсов подводятся на традиционном кадетском празднике «Честь имею!». Лучшие кадеты награждаются путевками в спортивно-оздоровительный лагерь «Патриот Ямала» г. Курган.
На базе клуба в период с 28 марта по 01 апреля 2016 года были подготовлены и проведены пятидневные учебные сборы с учащимися 10-х классов муниципальных общеобразовательных организаций.
Основные задачи проведения Учебных сборов это выполнение практической части программы учебного курса «Основы безопасности жизнедеятельности», повышение эффективности подготовки юношей к службе в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации и защите Родины.
Подготовка к учебным сборам осуществлялась в соответствии с планом мероприятий, который утверждён приказом Управления образования города Лабытнанги от 18.11.2015 г. № 787 «О подготовке к проведению пятидневных учебных сборов с учащимися 10-х классов муниципальных общеобразовательных организаций в 2015-2016 учебном году».
В ходе сборов юноши получили теоретические и практические навыки по следующим направлениям:
основы обеспечения безопасности военной службы;
общевоинские уставы;
строевая подготовка;
физическая подготовка;
огневая подготовка.
Целями учебных сборов были:
выполнение практической части курса ОБЖ;
подготовка юношей к службе в Вооруженных силах РФ, выполнение ими конституционного долга по защите Отечества;
закрепление теоретических знаний, полученных на занятиях по курсу ОБЖ;
приобретение практических навыков, необходимых юношами для быстрой адаптации с поступлением на военную службу;
воспитание у юношей гордости за Российские Вооруженные силы, готовности к службе в их рядах и защите своей Родине.
В ходе выполнения учебной программы юноши получат практические навыки и теоретические знания по основам военной службы, быту, повседневной и учебной деятельности личного состава, организации караульной службы суточного наряда, выполнению упражнений стрельбы из ПМ в лазерном тире (Приложение 9).
Темпы роста безнадзорности и преступности в подростковой среде таковы, что требуют немедленного принятия серьезных мер со стороны всех слоев общества. Основными факторами, влияющими на ухудшение ситуации в данном вопросе, являются понижение жизненного уровня населения, рост безработицы, пьянства, увеличение числа неполных семей, ослабление внимания к проблемам воспитания и образования.
В клубе «Отвага» работа по профилактике правонарушений ведётся согласно Федеральным Законам Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации», «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации», «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», согласно Конвенции ООН о правах ребёнка, на основе локально - правовых актов школы: «Положение о Совете профилактики правонарушений», плана совместной работы с инспектором ПДН.
Создание военно-спортивного клуба является одной из форм социально — реабилитационной и профилактической работы.
Деятельность по профилактике правонарушений среди учащихся проводится во взаимодействии с правоохранительными органами. В течение года систематически проводятся лекции по правовому воспитанию. В системе профилактики безнадзорности и правонарушений значительную роль играет формирование здорового образа жизни. В клубе проводятся социальные акции, Дни здоровья, конкурсы рисунков и плакатов, рекламных роликов и газет, беседы, видеолектории, реализуются профилактические программы. Проходят лекции, беседы, «круглые столы», тренинги, психологические игры с участием психолога.
Кадеты клуба «Отвага» участвуют в реализации городской программы «Твоя ответственность», посещают другие образовательные организации с целью пропаганды ЗОЖ, проводят деловые игры по правовой пропаганде.
В профилактической работе особое внимание уделяется привлечению подростков и молодежи к занятиям физкультурой и спортом, творчеством, поддержке деятельности детских и молодежных общественных объединений, организации отдыха и занятости кадет в каникулярный период, оказание социально-психологической помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации.
Таким образом, социально-психологическая деятельность по профилактике правонарушений подростков позволяет обеспечивать систематическую и эффективную профилактику правонарушений в молодежной среде и является четко выраженной тенденцией устойчивого развития этой деятельности в новых социально-экономических условиях.
В нашем городе кадетское воспитание пользуется заслуженным авторитетом. Ежегодно социальный заказ на образовательные услуги в кадетском формате увеличивается. В 2001 году в клубе «Отвага» числилось всего 18 кадет на одной параллели, в 2015 году уже 287 на 10 параллелях.
Образовательные и воспитательные задачи специализированных (кадетских) и прокадетских классов представляют собой систему занятий, направленную на гармоничное развитие личности, всестороннюю подготовку к службе Отечеству на гражданском и военном поприще (Приложение 10).
Ежегодно наша школа принимает участие в акции «День пожилого человека». В каждом классе формируются подарки. Представители классов развозят подарки пожилым людям, выражая тем самым свое уважение к их возрасту. Ребята с удовольствием общаются с пожилыми людьми и по необходимости помогают им по дому.
Программа патриотического воспитания школы разработана в соответствии с Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы».
Данная Программа определяет содержание и формы работы по дальнейшему развитию патриотического воспитания образовательного учреждения. Программа представляет собой комплекс организационных, методических, воспитательных мероприятий, направленных на решение основных задач в деле патриотического воспитания МАОУ СОШ №8.
Программа имеет учрежденческий статус, и ее реализация требует объединения усилий всех педагогических работников. Координацию деятельности по реализации Программы осуществляют директор школы и педагогический коллектив, которые определяют содержание конкретных мероприятий, организуют их выполнение, обсуждают меры по повышению эффективности работы.
Основными исполнителями мероприятий Программы являются педагоги, обучающиеся и их родители. Контролирует ход деятельности по реализации Программы директор школы.
Направления программы:
А) гражданское воспитание;
Б) героико-патриотическое воспитание;
В) военно-патриотическое воспитание.
В работе по патриотическому воспитанию реализуются следующие принципы воспитания:
Принцип целеустремленности и общественной направленности;
Принцип деятельностного подхода;
Воспитание в коллективе и через коллектив;
Опосредованность педагогического воздействия;
Принцип учета индивидуальных и личностных особенностей обучающихся;
Сотрудничество педагогов и детей;
Принцип соответствия воспитательного процесса возрастным особенностям обучающегося;
Принцип непрерывности и цикличности. Преемственности;
Принцип здорового образа жизни;
Принцип толерантности.
Цель программы:
сделать процесс патриотического воспитания в МАОУ СОШ №8 целостным и непрерывным, обеспечивая через продуманную систему мероприятий преемственность, последовательность и эффективность.
Основные задачи Программы и этапы ее реализации:
формировать патриотическое мировоззрение через овладение системой знаний, приобщение обучающихся к системе концептуальных ценностей;
формировать и развивать патриотическую направленность личности обучающихся в разных ситуациях, в разных видах деятельности и во всем спектре отношений;
формировать и развивать гражданское и национальное самосознание учащихся;
способствовать становлению и развитию активной жизненной позиции учащихся, умения применять полученные знания о природе и обществе на практике;
воспитывать положительное отношение к труду как высшей ценности в жизни;
создавать условия для реализации склонностей и способностей различных групп учащихся с учетом их интересов, потребностей и разных сферах деятельности и общении;
воспитывать уважение к закону, нормам коллективной жизни, развивать социальную и гражданскую ответственность;
формировать и развивать способность и готовность к защите Отечества, реализуемые в военно-спортивной, допризывной деятельности;
создавать условия для реализации принципов здорового образа жизни.
Этапы реализации Программы:
1. Основной этап (этап широкого развертывания) – 2016-2018гг.
2. Завершающий этап – 2019-2020гг.
В нашей школе существует множество мероприятий, направленных на организацию работы по военно-патриотическому воспитанию, в том числе в целях предупреждения профилактики правонарушений, наркомании и алкоголизма среди детей и подростков.
Знаковым мероприятием внеурочной деятельности по патриотическому воспитанию является праздник «Посвящение в кадеты». В 2015-16 учебном году в кадеты было посвящено 36 учащихся 5,7,8 специализированных (кадетских) классов. Как правило, на Посвящении в кадеты присутствуют ветераны Великой Отечественной войны и воины-интернационалисты. Это придает мероприятию особую значимость, торжественность и ответственность.
В феврале 2016 года в рамках месячника гражданско-патриотической работы в школе прошли уроки Мужества, в них было задействовано 216 учащихся. 17-18 февраля было проведено новое мероприятие для учащихся 1-4 прокадетских классов. Ребята соревновались на двух этапах: строевая подготовка и военно-спортивная эстафета. В соревнованиях приняло участие 125 прокадет.
С 9 по 13 февраля в школе прошли соревнования по лыжным гонкам, посвященные Дню защитника Отечества, в них приняло участие 328 учеников.
Одной из интереснейших форм работы является военно-спортивная игра «Суворовская суббота». Учащиеся демонстрируют силу, ловкость, выносливость, смекалку. Применяют полученные на занятиях навыки по военно-прикладным видам спорта на практике. Формируют навыки ЗОЖ. Цели и задачи:
Пропаганда здорового образа жизни, включение семьи в воспитательный процесс;
Непрерывное воспитание, ориентированное на детей и подростков, предполагающее активное включение в эту работу семьи;
Создание условий для воспитания коллективизма, взаимовыручки.
Данное мероприятие ценится в нашей школе и детьми, и взрослыми. Подготовка к нему начинается задолго до проведения. Дети с родителями, чаще с папами, начинают подготовку. Отжимаются, подтягиваются. Готовятся устанавливать личные рекорды по метанию мяча, гранаты, челночному бегу. «Суворовская суббота» начинается общим построением во дворе школы, командиры взводов докладывают о готовности к соревнованиям. Получают пакетные задания, и команда отбывает для их выполнения. Учащиеся при поддержке родителей проходят полосу препятствий: подбивают «танки», преодолевают препятствия по-пластунски, переносят раненых, прыгают по кочкам через болото, укрываются от воздушных налетов, занимаются дешифровкой, стреляют, занимаются разминированием, преодолевают участки пересеченной местности, зараженной отравляющими веществами, есть отдельный этап, который называется «работа в команде», на котором проявляется сплоченность коллектива.
Родители сопровождают команду участников, дают советы, активно «болеют». С недавних пор и команды родителей на общих основаниях тоже участвуют в соревнованиях. Организуют, проводят и осуществляют судейство соревнований старшие кадеты.
Итоги «Суворовской субботы» подводятся на празднике «Честь имею!»
Благодаря таким мероприятиям, как «Суворовская суббота» можно сократить уровень правонарушений, алкоголизма и наркомании среди школьников, потому что у них просто напросто не останется времени и сил на это (Приложение 11).
Еще одной из форм военно-патриотического воспитания в нашей школе является фестиваль гражданско-патриотической песни «Песни сердца». На протяжении нескольких недель ребята готовятся к фестивалю. Самой сложной задачей для них становится выбор песни. Ведь ее нужно не просто выбрать и спеть, ее нужно осмыслить, пропустить через себя, а уже потом исполнить. Фестиваль «Песни сердца» всегда проходит очень трогательно и душевно и о многом заставляет задуматься (Приложение 12).
Проблема сохранения и развития здоровья учащихся с введением ФГОС НОО приобрела статус приоритетного направления. Одним из показателей эффективности образовательного процесса в современной школе является уровень сформированности компонентов здоровья.
Для нашей школы решение проблемы здоровьесбережения всех участников образовательного процесса (ученики, родители, педагоги, работники школы) найдено через организацию системы физкультурной и оздоровительной работы, способствующей воспитанию физически и нравственно здоровой личности.
Ежегодно спортивный сезон в школе открывается в сентябре традиционным спортивным праздником «Восьмая школа за здоровый образ жизни!». Кульминация праздника – преодоление дистанции учениками, родителями, педагогами и работниками школы. Каждому, преодолевшему дистанцию на финише вручается чупа-чупс (Приложение 13).
В рамках школьной спартакиады проходят соревнования по волейболу (9-11 классы), баскетболу (7-8 классы), мини-футболу (5-11 классы), настольному теннису (5-11 классы), спортивной гимнастике (3-4 класс) .Ежегодно кадеты клуба «Отвага» (5-11 классы) совершают пятнадцатикилометровый лыжный переход, посвященный памятным датам российской военной истории. Наши кадеты участвуют в традиционном турнире по мини-футболу, кадеты соревнуются с воинами-интернационалистами и ветеранами боевых действий. Происходит интеграция патриотического, духовно-нравственного и физического воспитания.
Еженедельно по школьному телевидению демонстрируются информационные спортивные выпуски, рассказывающие об участии наших ребят в школьных, городских, окружных спортивных мероприятиях, проходят теле- и радиопередачи, пропагандирующие здоровый образ жизни.
Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения, педагогами на уроке проводятся физкультминутки с элементами самомассажа и другими средствами, помогающими восстановить оперативную работоспособность (Приложение 14).
Организованы разные формы внеурочной физкультурно-спортивной и оздоровительной деятельности (подвижные игры, экскурсии в спортивные сооружения города, встречи с тренерами-преподавателями спортивных секций города, просмотр мультфильмов о ЗОЖ, спортивных соревнований, презентаций о различных видах спорта).
Поддерживают интерес к занятиям физкультурой и спортом традиционные матчевые встречи между учителями, учащимися и родителями.
Работа по укреплению и сохранению здоровья учащихся невозможна без привлечения родителей, так как тесное взаимодействие между школой и родителями является фундаментальным условием в личностно-ориентированном образовании. Наши родители являются участниками классных часов, направленных на формирование базовых национальных ценностей, в том числе ценности и здоровья. Родители-медработники привлекаются к проведению тематических бесед по пропаганде здорового образа жизни, профилактике инфекционных заболеваний, гриппа и ОРВИ. В школе проводится просвещение родителей учащихся по темам здоровьесбережения («О культуре здорового питания», «На пути к гармонии - учимся жить без конфликтов», «Здоровье и безопасность детей – ответственность родителей» и др.).
Компонентами школьной здоровьесберегающей среды являются факторы, содействующей укреплению здоровья учащихся: оптимальная учебная нагрузка, рациональный двигательный режим, сбалансированное питание, психологическая и социальная поддержка, технологии обучения, направленные на сохранение здоровья.
Большую роль по пропаганде здорового образа жизни играет научно-исследовательская деятельность учащихся. Многие исследования направлены на профилактику развития вредных привычек, различных форм асоциального поведения, оказывающих отрицательное воздействие на здоровье человека.
Мотивируют учащихся к занятиям физкультурой и спортом традиционные школьные конкурсы «Лучший спортивный класс», «Лучший спортсмен школы», «Лучшая спортсменка школы».
Завершает спортивный сезон Спортивный праздник. В нем участвуют все, от мала до велика. Начинается праздник «Побегушками». Учащиеся демонстрируют умения в беге, прыжках, подтягивании и отжимании, отвечают на вопросы спортивной викторины, показывают баскетбольные и футбольные навыки, устанавливают рекорды в разных видах спорта. На торжественной линейке спортивного праздника награждаются все команды по разным видам спорта, называются лучшие спортсмены школы, подводятся итоги школьных спортивных конкурсов. Школьным командам по разным видам спорта вручаются праздничные пироги. Лучший спортсмен года награждается дипломом и ему, по давней традиции, директор школы вручает наручные часы.
В летний период в школе организована работа оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.
Здоровый ученик с удовольствием включается во все виды деятельности, он жизнерадостен, оптимистичен, открыт в общении со сверстниками и педагогами.
Наша школа взаимодействует с управлением по физической культуре и спорту. Задачами такого взаимодействия являются:
развитие массовой физической культуры и спорта, пропаганда здорового образа жизни;
развитие системы комплексных физкультурно-массовых мероприятий;
Взаимодействие так же ведется с отделом по делам молодежи. Благодаря этому взаимодействию мы можем поддерживать талантливую молодежь, содействовать в организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков.
Работа школьного клуба «Отвага» регулярно освещается в средствах массовой информации школы и города. В «Вестнике Заполярья», в газете «Я-МАЛ» (Приложение 15) публикуются статьи о кадетах восьмой школы, их патриотической жизни и мероприятиях, проходящих в городе. На официальном сайте Лабытнанги ТВ (lbt-tv.ru) и на официальном сайте школы (lbt-school8@yandex.ru) в разделе «новости» можно увидеть самые свежие новости из жизни школы. В школьной газете «Восьмёрочка NEWS» освещаются все мероприятия клуба «Отвага» (Приложение 16).
В качестве предложений по улучшению качества допризывной работы проводимой в муниципальных образованиях необходимо:
·уделить особое внимание созданию и расширению сети кадетских классов во всех школах города;
·добиваться улучшения качественного состава преподавателей образовательных учреждений осуществляющих подготовку граждан по основам военной службы, за счет подбора их из числа офицеров запаса;
·добиваться создания необходимой материально-технической базы в оснащении образовательного процесса, оборудовании помещений в соответствии с утвержденной программой;
·организовывать работу по военно-патриотическому воспитанию граждан, развернуть работу по созданию кружков и секций военно-патриотической направленности в большем объеме, чем существует на сегодняшний день;
·планировать и проводить учебные сборы с учащимися образовательных учреждений;
·повышать качество медицинского обследования и лечебно-оздоровительных мероприятий с юношами и призывниками.