Рабочая программа военно-патриотического клуба в школе


Муниципальное общеобразовательное учреждение города Джанкоя Республики Крым «Школа-гимназия «№6»
«Рассмотрено»
на заседании МО педагогов
дополнительного образования Протокол № 1 от 29. 08.2016 г.
Руководитель МО
__________ /И.В.Филипенко / «Согласовано»
зам. директора по ВР
МОУ «Школа-гимназия №6»
30.08 2016 г.
_____________ /Е.В. Марченко/ «Принято»
на заседании педсовета
МОУ «Школа-гимназия №6»
Протокол №12 от 31.08.2016 г.
«Утверждаю»
Приказ № 359 от 01.09.2016 г.
Директор МОУ «Школа-гимназия №6»
________________ /А.Е. Бочкала/ Рабочая программа по внеурочной деятельности
на 2016-2017 учебный год
Военно-патриотический клуб «Голубые береты»
Класс: 8 -9
Количество часов: в неделю: 4 ; всего за год -136
Авторская программа педагога дополнительного образования Кривошеева Владимира Васильевича
Программа и планирование составлено на основе требований государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551"О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"
Программу и планирование составил
Кривошеев Владимир Васильевич

Приложение к программе: 1. Положение о военно-патриотическом клубе «Голубые береты»
2. Устав военно-патриотического клуба «Голубые береты»
________________________________________________________________________________
*Разработаны на основании Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551"О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"
Пояснительная записка
В современном мире ясно прослеживается изменение ценностных ориентаций, отношение к службе в Вооруженных Силах. Психологически подростки не подготовлены к экстремальным ситуациям, у них изменилась шкала ценностей, а ведь известно, что человек без жизненных идеалов бесполезен для общества. Чтобы улучшить подготовку подростков к военной службе, прежде всего надо перестроить сознание призывника, вызвать интерес, стремление и положительное отношение к ней. Без патриотического воспитания молодежи у страны нет благополучного будущего.
Для улучшения подготовки подростков к военной службе, поднятия престижа Российской Армии составлена программа военно-патриотического клуба «Голубые береты».
Актуальность данной программы заключается в том, что она направлена на дальнейшее формирование патриотического сознания подростков и является одной из основ их духовно-нравственного развития.
Работа по данной программе проводится в соответствии с требованиями государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 г.г.», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2015 г. № 1493 О государственной программе "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 - 2020 годы", федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», Федерального закона «О Днях воинской славы (победных днях) России», Общевоинских уставов Вооруженных Сил Российской Федерации, Постановления Правительства РФ от 24 июля 2000 г. N 551"О военно-патриотических молодежных и детских объединениях"
Программа военно-патриотического клуба «Голубые береты», прежде всего, перестраивает сознание подростка, формируя у него необходимые установки на предстоящую службу. Лучшие курсанты ВПК «Голубые береты», годные по состоянию здоровья, и занимающиеся по программе клуба в течении 3-х лет по согласованию с военным комиссариатом будут представлены для прохождения срочной военной службы в Воздушно-десантных войсках.
Военно-патриотическое воспитание программы направлено на формирование у учащихся – курсантов клуба духовно-нравственных принципов и гражданской ответственности, любви и преданности своему Отечеству, готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству.
Физкультурно-оздоровительная работа программы направлена на развитие и совершенствование у курсантов физических качеств – выносливости, силы, быстроты и ловкости. Обучающиеся овладевают навыками преодоления различных препятствий, стрельбы из пневматического оружия.
Основная цель программы – совершенствование гражданского и патриотического воспитания школьников и повышение престижа службы в Российских Вооруженных Силах

Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Воспитание готовности к достойному и самоотверженному служению обществу и государству, к выполнению обязанностей по защите Отечества;
Укрепление здоровья, военно-патриотическое воспитание молодёжи, комплексная подготовка юношей к службе в Вооруженных силах России;
Развитие физических, духовных и нравственных качеств личности, формирование здорового образа жизни;
Профессиональная ориентация подростков;
Закрепление навыков, полученных в процессе обучения в школе.
Для достижения поставленных задач в ходе занятий дается теоретический материал (рассказ, объяснение, показ).
Для обучения, закрепления и проверки усвоения пройденного материала проводятся практические занятия и прием тестов физической подготовленности.
Программа состоит из 8 разделов: основы знаний в ВПК «Голубые береты», физическая подготовка - основы армейского рукопашного боя, парашютно - десантная подготовка, огневая подготовка, строевая подготовка, исторические и боевые традиции Отечества, радиационная химическая и биологическая защита (РХБЗ), военно-медицинская подготовка.
Срок реализации программы 1 год, в состав группы входят юноши и девушки в возрасте 13 - 17 лет, количество обучающихся в группе 15 человек, набор группу – свободный, форма занятий – групповые и индивидуальные, продолжительность занятий – по 50 минут.
При реализации данной программы основываюсь на базовых знаниях обучающихся, полученных на уроках ОБЖ и физической культуры. Реализация данной программы позволяет подготовить подростков к военной службе в соответствии с требованиями Федеральных законов «Об образовании» и «О воинской обязанности и военной службе».
III. Календарно – тематический план.

п\п Название разделов и тем Количество часов Дата Общее Теория Практика По плану Факт
Раздел 1. Основы знаний ВПК «Голубые береты». 1 Занятие1. Тема1. Знакомство с программой и планом мероприятий военно-патриотического клуба «Голубые береты». Техника безопасности на занятиях по физической, воздушно-десантной, стрелковой, строевой подготовке. 1 - 02.09 Раздел 2. Физическая подготовка – основы армейского рукопашного боя 30 Занятие
2 – 3. Тема1. Определение уровня физических качеств: сила, скоростная сила, выносливость, ловкость, силовая выносливость посредством сдачи тестов физической подготовленности. - 2 05.09.
07.09. Занятие
4 – 6. Тема2. Изучение техники движений со снарядами и на тренажерах, оценка величины отягощения. Основы армейского рукопашного боя. 1 2 09.09
12.09 Занятие
7-12 Тема3. Армейский рукопашный бой. Техника передвижений, базовые стойки. Техника борьбы стоя. Самостраховка при падении. - 6 14.09;16.09
20.09;22.09
24.09;26.09 Занятие
13-18 Тема4. Армейский рукопашный бой. Техника ударов на ближней дистанции. Удары руками. Техника защиты от ударов туловищем. - 6 30.09;03.10
05.10;07.10
10.10;12.10 Занятие
19-24 Тема5. Армейский рукопашный бой. Техника борьбы лежа. Акробатические упражнения из приседа. - 6 14.10;17.10
19.10;21.10
24.10;26.10 Занятие
25-31 Тема6. Армейский рукопашный бой. Самозащита - освобождение от захватов. Техника передвижений. Техника ударов на ближней дистанции. Удары ногами. - 7 07.11;09.11
11.11;14.11
16.11;18.11;
28.11 Раздел 3. Парашютно – десантная подготовка 15 Занятие
32 Тема 1. История создания и развития воздушно-десантных войск. История возникновения частей специального назначения ВДВ и их задачи на современном этапе. 1 21.11 Занятие
33 Тема 1. Общие положения воздушно-десантной подготовки.
Обязанности должностных лиц по воздушно-десантной подготовке. Правила выполнения учебно-тренировочных прыжков и условия десантирования личного состава. 1 28.11 Занятие
34-35 Тема 2. Назначение, технические данные и устройство парашюта Д-6 серии 4. 2 05.12;07.12 Занятие
36-37 Тема 3. Назначение, технические данные и устройство парашютного прибора. Правила подгонки, монтажа прибора на парашют. 1 1 07.12 Занятие
38-43 Тема 4. Порядок укладки парашюта Д-6 серии 4. Этапы укладки запасного парашюта ЗП-3. Подгонка подвесной системы. 2 4 09.01;11.01
25.01;01.02
06.02;08.02 Занятие
44 Тема 5. Контрольно-проверочное занятие по знанию материальной части людских десантных парашютов и парашютных приборов. 1 1 22.02 45 Тема 6. Действия парашютиста на земле и в воздухе. Правила применения основного парашюта и действия десантника при отделении от самолета. 1 01.03 Раздел 4. Огневая подготовка. 28 Занятие
46-47 Тема1. Материальная часть автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата. 2 - 17.10
19.10
Занятие
48-53 Тема2. Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74. Снаряжение магазина патронами. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. 2 4 14.11;16.11
21.11;23.11
16.01;18.01 Занятие
54-57 Тема3. Знакомство с правилами прицеливания и стрельбы из АК-74 и пневматической винтовки 2 2 13.02;15.02
20.02.;22.02 Занятие
58-65 Тема 4 Разборка и сборка автомата АК-74 Практическое занятие 8 13.03;15.03
20.03;22.03
03.04;05.04
17.04.19.04 Занятие
66-73 Тема 5 Практическая стрельба из пневматической винтовки 8 14.11;16.11
12.12;14.12
19.12;21.12
09.01;11.01 Раздел 5. Строевая подготовка. 30 Занятие
74-78 Тема1. Строевая стойка. Повороты на месте. 1 4 07.09;21.09
28.09;03.10
05.10 Занятие
79-83 Тема 2. Строевой шаг. 1 4 26.10;09.11
30.11;07.12
12.12 Занятие
84-88 Тема 3. Повороты направо-налево на месте и в движении. 1 4 21.12;11.01
25.01;01.02
06.02 Занятие
89-93 Тема 4. Повороты кругом в движении. 1 4 22.02;01.03
22.03;05.04
10.04 Занятие
94-98 Тема 5. Строевые приемы в движении в составе отделения. 1 4 12.04;19.04
24.04;26.04
10.05 Занятие
99-103 Тема 6. Строевые приемы с оружием 1 4 03.05;15.0517.05;19.05
22.05 Раздел 6. Исторические и боевые традиции Отечества. 14 Занятие
104-105 Тема1. Государственная и военная символика. 2 05.09
10.10 Занятие
106-107 Тема 2. Дни воинской славы России. 2 07.11
05.12 Занятие
108-109 Тема 3 Памятные даты 2 09.01
06.02 Занятие
110-111 Тема 4. Основные битвы Великой Отечественной войны, города – герои. 2 06.03
13.03 Занятие
112-113 Тема4. Символы воинской чести, доблести и славы. 2 20.03
03.04 Занятие
114-115 Тема5. Воздушно-десантные войска. История создания и развития. ВДВ в послевоенные годы. Участие ВДВ в событиях Венгрии и Чехословакии, в боевых действиях в Афганистане. Воины-десантники - Герои Советского Союза. Горячие точки, Чечня 1994-1996гг, Дагестан 1999г, Чечня 1999-2000гг. Рота, шагнувшая в бессмертие. Воины-десантники - Герои Российской Федерации. Миротворческие операции ВДВ. Командующие ВДВ. История и боевой путь соединений и частей ВДВ. ВДВ в XXI веке. 2 10.04
24.04 Занятие
116-117 Тема 6. Знаменитые десантники СССР, России. Слава и гордость ВДВ. Десантник № 1 генерал армии В.Ф. Маргелов. Дедушка ВДВ генерал-лейтенант И.И. Лисов. 2 15.05
17.05 Раздел 6. Радиационная химическая и биологическая защита (РХБЗ) 10 Занятие
118 Тема1. Радиационная химическая и биологическая защита в Вооруженных силах РФ. 1 - 07.09 Занятие
119 Тема 2. Средства защиты: противогаз, общевойсковой защитный комплект (ОЗК) 1 - 05.10 Занятие
120-127 Выполнение нормативов РХБЗ 1, 3, 4, 4-а 8 09.11;07.12
11.01;08.02
22.02;15.03
05.04;17.05 Раздел 7. Медицинская подготовка 8 Занятие
128-136 Тема1. Первая медицинская помощь при различных видах травм. Оказание медицинской помощи. Виды кровотечения и способы его остановки. Наложение кровоостанавливающего жгута. Наложение повязок. Виды переломов. Наложение шины при переломах. Внутримышечная инъекция. Непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. 4 4 26.09;31.10
28.11;30.01 Итого: 136 43 93 IV. Содержание разделов программы.
Вводное занятие: Основы знаний клуба «Голубые береты» - обучающиеся знакомятся с коллективом, с планом работы и клубными мероприятиями на 2016 – 2017 учебный год, с правилами техники безопасности на занятиях по физической, парашютно - десантной, стрелковой, строевой подготовке, радиационной, химической и биологической защите (РХБЗ)
В разделе «Физическая подготовка- основы армейского рукопашного боя» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых поводится занятия, направленные на развитие физических качеств: сила, быстрота, ловкость, скоростная и силовая выносливость, даются основы базовой тактико – технической подготовки по армейскому рукопашному бою.
В разделе «Парашютно-десантная подготовка» обучающиеся знакомятся с общими положениями воздушно-десантной подготовки, назначением, техническими данными и устройством парашюта Д-6 серии 4, Назначением и устройством парашютного прибора, порядком укладки парашюта Д-6 серии 4, действиями парашютиста на земле и в воздухе, правилами применения основного парашюта и действиями десантника при отделении от самолета.
В разделе «Огневая подготовка» с обучающимися проводятся занятия, в процессе которых обучающиеся знакомятся с материальной частью автомата Калашникова, Назначением, боевыми свойствами, общим устройством и принципом работы автомата. Выполняют неполную разборку и сборку АКМ-74. Знакомятся с правилами прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. Выполняют стрельбу по мишеням.
В разделе «Строевая подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике строевые приёмы на месте и в движении, без оружия и с оружием (автоматом АКМ-74) согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации.
В разделе «Исторические и боевые традиции Отечества и Вооруженных сил РФ» обучающиеся знакомятся с Государственной и военной символикой, Днями воинской славы России, Символами воинской чести, основными битвами Великой Отечественной войны, городами – героями, Вооруженными Силами Российской Федерации, Воздушно-десантными войсками, их историей создания и развития.
В разделе «Основы безопасности жизнедеятельности - радиационная химическая и биологическая защита» обучающиеся знакомятся с правилами безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях; с ЧС аварийного характера в жилище и на транспорте, криминального характера. Опасными природными факторами и защитой от их влияния. Способами подачи сигналов бедствия, способами разведения огня и приготовления пищи, ориентированием и поиском маршрута движения на местности, преодолением рельефных и водных препятствий. Обучающиеся изучают современные средства поражения, мероприятия ГО по защите населения: средствами индивидуальной защиты органов дыхания и кожи, приборы радиационной и химической разведки. На практике отрабатывают навыки одевания и пребывания в противогазе и общевойсковом защитном комплекте (ОЗК).
В разделе «Медицинская подготовка» обучающиеся знакомятся и изучают на практике правила оказания первой медицинской помощи в природных условиях (ссадины, порезы, укусы животных; вывихи переломы, обморожения; первая помощь утопающему). Первая помощь при ранениях и травмах (виды ран, помощь, повязка на голову и грудь), первая помощь при переломах конечностей. Первая помощь при несчастном случае: остановка кровотечений, повязки на живот, и промежность, верхние и нижние конечности.
Требования к знаниям и умениям, критерии их оценки. Результативность.
Контроль за ЗУН обучающихся осуществляется на практических занятиях в следующих формах: собеседование, тренировка выполнения контрольных упражнений.

По окончании курса данной программы, обучающиеся должны знать:
Технику безопасности на занятиях по физической, огневой, строевой подготовке;
Материальную часть автомата Калашникова;
Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Калашникова;
Специфику физической подготовки, квалификационные требования тактико-технической подготовки по армейскому
рукопашному бою 1-го уровня;
Последовательность неполной разборка и сборки АКМ-74;
Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами;
Правила прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки;
Государственную и военную символику;
Дни воинской славы России;
Структуру Вооруженных Сил Российской Федерации;
Историю, символы и геральдику Республики Крым и г. Джанкоя;
Символы воинской чести;
Правила оказания первой медицинской помощи при различных видах травм;
Правила безопасного поведения у водоемов, при пожаре, в природных экстремальных ситуациях;
Опасные природные факторы и защиту от их влияния;
Современные средства поражения;
Мероприятия ГО по защите населения;
Средства индивидуальной защиты органов дыхания и кожи;
Приборы радиационной и химической разведки и правила пользования ими.
Должны уметь:
Выполнять неполную разборку и сборку АКМ-74;
Правильно прицеливаться и прицельно вести стрельбу по мишени;
Выполнять строевые приемы на месте и в движении по одному и в составе отделения согласно Строевому уставу Вооруженных Сил Российской Федерации;
Выполнять перевязку при различных видах травм, останавливать кровотечение различными способами, накладывать шины при различных переломах;
Одевать противогаз и общевойсковой защитный комплект (ОЗК);
Сдать экзамен на 1- уровень базовой технико-тактической подготовки по армейскому рукопашному бою;
Применять различные способы преодоления естественных препятствий индивидуально и в составе подразделения;
Ориентироваться на местности с помощью карты и компаса.
Этапы педагогического контроля.
Вид контроля Цель ЗУН Форма Сроки
Промежуточный Определить физическую подготовленность обучающихся Знание своего уровня физической подготовки. Тесты физической подготовки Собеседование, контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. Промежуточный Определить знания обучающихся по знанию техники движений со снарядами и на тренажерах и оценку величины отягощения. Знание техники движений со снарядами и на тренажерах и собственной оценки величины отягощения. Собеседование, контрольное упражнение. Фронтальный Определить знания обучающихся по технической подготовке и уровень физической
подготовки. Умение выполнять упражнения со снарядами и на тренажерах. Знание собственной оценки величины отягощения и своего уровня физической подготовки. Собеседование, контрольные упражнения физической подготовки, выполнение контрольных нормативов. Промежуточный Определить знания обучающихся по материальной части автомата Калашникова. Назначение, боевые свойства, общее устройство и принцип работы автомата Собеседование, контрольное упражнение. Промежуточный Определить знания обучающихся по последовательности неполной разборки и сборки АКМ-74. Меры безопасности при обращении с автоматом и патронами. Уметь последовательно выполнять неполную разборку и сборку автомата. Знать меры безопасности при обращении с автоматом и боеприпасами. Собеседование, контрольное упражнение. Фронтальный Определить знания по практическому применению
правил прицеливания и стрельбы из пневматической винтовки. Знать правила прицеливания и стрельбы из АК-74. Уметь выполнять прицельную стрельбу по мишени из пневматической винтовки и автомата. Собеседование, контрольное упражнение Промежуточный Определить знания обучающихся по Государственной и военной символике, Днях воинской славы России, о Символах воинской чести, о Воздушно-десантных войсках ВС РФ истории их создания и героях. Знание Государственной и военной символики; Дней воинской славы России; Основные битвы ВОВ и города – герои ВОВ; символов воинской чести; Истории создания ВДВ. Собеседование,
тесты, викторины. Промежуточный Определить знания обучающихся по безопасности и защите человека в ЧС и в ЧС локального характера в природе. Знать правила безопасного поведения в ЧС криминального характера. Опасные природные факторы, автономия: её виды и причины, туристическое снаряжение. Собеседование,
тесты, викторины. Промежуточный Определить знания обучающихся в ЧС локального характера и безопасность. Знать разновидности ЧС, их причины, правила безопасного поведения; сигнальные средства и способы подачи сигналов бедствия. Уметь пользоваться туристическим снаряжением; ориентироваться на местности по местным признакам; преодолевать различные препятствия с использованием туристического снаряжения. Промежуточный Определить знания обучающихся по разделу РХБЗ Знать современные средства поражения Уметь пользоваться индивидуальными средствами защиты органов дыхания и кожи (противогаз, ОЗК), приборами радиационной и химической разведки. Уметь пользоваться первичными средствами пожаротушения. Собеседование, контрольное упражнение Фронтальный Определить знания по практическому применению приемов оказания медицинской помощи при ранениях. Знать правила и уметь оказывать первую медицинскую помощь при ранениях и травмах: виды ран, помощь, осложнения, повязки на голову, грудь, живот, промежность, верхние и нижние конечности. Знать правила асептики и антисептики. Знать правила остановки кровотечения и уметь останавливать все виды кровотечения. Уметь накладывать шины при различных переломах. Собеседование, контрольное упражнение Методическое обеспечение.
В ходе занятий применяются методы: объяснительный, наглядный, объяснительно-иллюстративный, практический. В ходе практических занятий обучающиеся выполняют практические задания по пройденным темам, сначала под наблюдением преподавателя, а затем самостоятельно. После выполнения задания производится разбор ошибок.
Для реализации данной программы требуется учебные макеты автомата Калашникова, пневматические винтовки, туристическое снаряжение (обвязки, страховочные верёвки, репшнур, карабины, палатки разных конструкций, компасы, топографические карты, медицинские носилки, лыжное снаряжение, спортзал, плакаты по ориентированию и технике преодоления препятствий), спортивный инвентарь: мячи набивные, баскетбольные, волейбольные, гири, гантели, штанга, силовые тренажеры, противогазы, костюм химической защиты, приборы ДП – 5В и ВПХР (войсковой прибор химической разведки). Дидактические материалы.
1. Материально – техническое обеспечение:
Автомат Калашникова учебный - 2 шт.
Парашют учебный Д-6 серии 4 - 4 шт.
Парашют запасной З-5 - 4 шт.
Парашютные приборы АД- ЗУ Д - 165 - 4 шт.
Противогазы общевойсковые - 10 шт.
ОЗК - 10 шт.
2. Плакаты:
Назначение и устройство автомата АК – 74
Средства защиты РХБЗ и их применение
Первая медицинская помощь;
Укладка рюкзака
Спортивная карта;
Ориентирование в походе
Топографические условные знаки.
2. Условные знаки топографических карт и карт для спортивного ориентирования.
3. Образцы туристического снаряжения (личного и группового)
Литература для педагога
1.Брюнин А.И. Методическое пособие по военной топографии. 2009г.
2.Брюнин А.И. Методическое пособие по воздушно-десантной подготовке. 2009 г..
3.Гордиенко А.Н. Войны второй половины XX века (Энциклопедия военного искусства). - М Литература, 1998. – 544 с.
4.Гордиенко А.Н. Командиры второй мировой войны (Энциклопедия военного искусства). - М Литература, 1998. – 544 с
5.Дворкин Л.С., Новаковский С.В. Возрастные особенности развития силовых возможностей школьников 7-17 лет.// Физическая культура, 2003 - № 3 - с.29
6.Лисов И.И. Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. М.: Воениздат, 1980.- 152с.
7.Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1977.
8.Наставление по физической подготовке в ВС и ВМФ (НФП – 2001).- М.: Воениздат, 2001.
9.Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне (Энциклопедия военного искусства). - М Литература, 1998. – 480 с.
10.Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226 Петров В.В.
10. Глазистов А.В. Армейский рукопашный бой: Квалификационные требования технико-тактической подготовки. Набережные Челны - 2015
11.Снайперы (Энциклопедия военного искусства). - М Литература, 1997. – 624 с.
12.Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
13.Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
14.Полевая выучка.- М.: Воениздат, МО СССР,1982 Соколов Н.
15.Военная символика (Энциклопедия военного искусства). М. 1997. – 544 с.
16.Условные знаки топографических карт (справочник). – М.:
17.Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
18.Учебник сержанта ВДВ. – М.: МО РФ, ВДВ, 2007. – 592с.
19. 85 лет ВДВ- М.: ВДВ- 2015.
20. Шубина Т.Г. Маршалы и адмиралы (Энциклопедия военного искусства). Мн Литература, 1997. – 608 с.
Литература для детей.
Ю.К. Сорокин «Атлетическая подготовка допризывника», М. «Советский спорт» 1990г.
Основы медицинских знаний учащихся: Учебник для средних учебных заведений / Под ред. М.Н. Гоголева. М. Просвещение 1991.
Куприн А.М. «Занимательная картография» Книга для учащихся 6-8 классов средней школы. М. 1989г.
Военная топография. (Учебник для курсантов учебных подразделений).
М. Военно-топографическое управление генерального штаба, 1966.
Лисов И.И., Корольченко А.Ф. Десантники атакуют с неба. – М Воениздат,1989. – 152.
Наставление по воздушно-десантной подготовке. Учебное пособие. – М. Воениздат, 1977
Ненахов Ю.Ю. Воздушно-десантные войска во второй мировой войне
.(Энциклопедия военного искусства). – М. Литература, 1998. – 480с.
Основы рукопашного боя. – М.: Воениздат,1992.- 226с.
Полезные советы воину. Учебное пособие.– М.: Воениздат, 1994.- 552с.
Подготовка войскового разведчика. Учебное пособие. – М.: Воениздат, 1994.
Подготовка разведчика. – Мн. Харвест, М.: АСТ, 2001. – 400с. – (Настольная книга будущего командира).