Конспект урока по окружающему миру Петр I Великий — император России (3 класс)
Дата: 26.01.16
Предмет: Окружающий мир
Класс: 3
Учитель: Веревкина С. В.
Руководитель практики: Медведева Н. В.
Тема: "Петр I Великий император России»
Тип урока: ОНЗ
Цель: формирование целостного отношения к изучению темы посредством выделения существенной информации, преобразования и обобщение информации в ходе коллективной работы через понимание того, почему Петра первого называют Великим императором.
Задачи:
Образовательные: формировать умение видеть проблему и наметить пути ее решения, применять базовые знания для решения конкретной проблемы. Обучать учащихся формулировать тему и цель урока, подводить итог.
Развивающие: развивать умения находить нужную информацию из источников (рисунков, учебного текста, словаря и др.); умения обобщать информацию, умения задавать и отвечать на вопросы.
Воспитательные: воспитывать чувство гордости и патриотизм за историческое прошлое нашей страны.
ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОКА: оценивать значимость личности Петра I для России.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ УУД:
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату; адекватно воспринимать оценку учителя; различать способ и результат действия; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.
Познавательные: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; строить речевое высказывание в устной и письменной форме; основам смыслового чтения познавательного текста, выделять существенную информацию; строить рассуждение в форме связи простых суждений об объекте; осуществлять подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделение существенных признаков и их синтеза.
Коммуникативные: допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и взаимодействии; учитывать разные мнения и стремиться к координации позиций в сотрудничестве; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и видит, а что нет; задавать вопросы; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач, владеть диалогической формой речи.
ЛИЧНОСТНЫЕ УУД: ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой частной задачи; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; основы гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.
Средства обучения: Учебник Окружающий мир. 3 класс. Виноградова Н. Ф., компьютер, презентация.
Ход урока:
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ
УЧЕБНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Мотивация к учебной деятельности.
-Здравствуйте, ребята. Меня зовут Анастасия Владимировна. Сегодня я проведу у вас урок окружающего мира.
- Посмотрите на доску и прочитаете пословицу. Как вы понимаете ее смысл? (слайд 1)
Красна птица пером, а человек умом.
- Какой вывод вы для себя сделаете?
Приветствуют учителя.
Знания, образование человека одно из достоинств, которые высоко ценятся.
Сегодня мы должны получить новые знания.
2. Актуализация знаний.
- Ребята, какая сегодня дата?
- Вы знаете, какие события в истории России произошли в этот день?
- 26 января 1525 года вышел первый печатный вариант карты Руси. С 14 века собственники земли на Руси должны были иметь чертежи своих владений. Эти карты составлялись на березовой коре. (слайд 2)- Какие пословицы и поговорки вы знаете о январе?
Январь - всему году запевала.
Январь - запевка года, зиме - вершина.
Январь - лютовей, трескун, снеговик.
Январь - перелом зимы, темная зорька года.
Январь - ломонос: береги свой нос.
Проверка д/з
- Какой раздел мы изучаем?
- Расставьте в хронологическом порядке названия русского государства (слайд 3):
Московское царство XVI-XVII в.
Древнерусское государство X-XI в.
Московская Русь XIV-XV в.
- По какой причине Московскую Русь стали называть Московское царство?
- Расскажите, как Москва стала столицей?
- Что вы знаете об Иване грозном?
26 января.
Ответы детей.
Рассказывают пословицы и поговорки.
Мы изучаем раздел «Наша Родина от Руси до России».
С самого начала было Древнерусское государство X-XI в., позже Московская Русь XIV-XV в., а еще позже Московское царство XIV-XV в.
В середине XVI века Ивана Грозного венчали на царство и провозгласили царем.
Правители Московского княжества были решительными и ловкими. Они делали все, чтобы расширить владения Москвы. В XIV-XV веках московские князья создали могучее государство. Это происходило непросто. Оно сопровождалось жестокими войнами, сложными политическими событиями. Образование Московского государства – важнейшая эпоха в русской истории. К Москве присоединились такие города, как Коломна, Можайск, Переславль-Залесский, а затем сильное и богатое Тверское княжество. Город стоял на перепутье торговых дорог. Отсюда ехали торговать в Киев и Новгород, Владимир и Смоленск. Население росло быстро, город расширялся и богател.
Иван IV Грозный – первый русский царь. Его венчали на царство и провозгласили «царем и великим князем всея Руси». Это было в 1547 году, т. е. в середине XVI века. У него было тяжелое детство, поэтому он стал подозрительным и жестоким. И прозвал народ Ивана IV Грозным.
3. Проблемное объяснение и фиксирование нового знания.
- Мы продолжим изучать раздел «Наша Родина от Руси до России», а сегодня начнем изучать новую тему.
- Посмотрите видеофрагмент.
- Кем работает этот человек?
- А почему его назвали государем?
- Какого государя в истории России называли плотником?
- Сформулируйте тему урока.
- Да, ребята, вы правы. Тема нашего урока звучит так: "Петр I Великий император России» (слайд 4)
- На слайде вы видите фразы, которые относятся к Петру I. Прочитайте их.
То академик, то герой,
То мореплаватель, то плотник.
Он Всеобъемлющей душой
На троне был работник. (слайд 5)
- Так сказал о Петре I А. С. Пушкин.
«Я царь, а у меня мозоли на руках»(слайд 6)
-Так сам Петр говорил о себе.
- Один иностранец так отозвался о нем:
« Он сам вполне солдат и знает, что требуется от барабанщика, равно как и от генерала. Кроме того, он инженер, пушкарь, делатель потешных огней, кораблестроитель, токарь, оружейный мастер, кузнец» (слайд 7)
- А это слова историка Н. М. Карамзина.
«Явился Петр Он сквозь бурю и волны устремился к своей цели: достиг – и все переменилось!»(слайд 8)
- Можно ли по этим словам сделать вывод о том, каким он был человеком?
- Скажите, а только ли эти заслуги позволяют называть его Великим?
- Какая возникла проблема?
- На основе этой проблемы подумайте, что нам нужно сегодня сделать на уроке, чтобы мы могли ответить на все интересующие нас вопросы.
- Прочитайте задачи урока (слайд 9):
1) Изучить материалы о жизни и времени правления Петра I.
2) Узнать, что изменилось в жизни России в годы правления Петра I.
3) Выяснить, почему Петра I называют Великим.
Учитель организует беседу по презентации.
- Первым императором России был Петр I. Он был провозглашен царем, когда ему исполнилось всего 10 лет. (слайд 10)
- В XVII-XVIII в. Петр I провел преобразования в стране. Прочитайте, какие были эти преобразования? (слайд 11)
- Что вы знаете о военной реформе?
- Какие изменения произошли в быту?
- Ребята, а вы знаете, что такое быт?
- Прочитайте определение на слайде. (слайд 12)
- Какие достижения получены в культуре и науке?
- Какие изменения произошли в деятельности государственных учреждений?
- Петр I решил, что у России должны быть сильные флот и армия. Он решил начать изучать опыт других стран.
- Прочитайте, где учился строить корабли Петр I? (слайд 13)
- Он издал указы о строительстве кораблей в Архангельске, Воронеже, Таганроге. Великому царю удалось создать сильный морской флот и одержать победы на Балтийском и Азовском морях.
- Чтобы укрепиться у Балтийского моря, в устье Невы, Петр I решил построить здесь город-крепость. Царь сам обошел берега Невы, осмотрел окрестности и выбрал для города небольшой островок под названием Заячий. Здесь и была заложена крепость, которая позже была названа Петропавловской. (слайд 14)
- Прочитайте текст на слайде.
- Какое же новшество предложил Петр I?
- Царь особенно заботился о посадке садов и парков в новой столице. По его плану был посажен Летний сад – самый известный и красивый сад Санкт-Петербурга.
- В течение двух столетий (до 1918 года) Санкт-Петербург оставался столицей России. Название его немецкое – «город святого Петра».
Смотрят видеофрагмент.
Строителем, мастером, плотником и т. д.
Ответы детей.
Царь-плотник Петр I.
Формулируют тему урока: Петр I.
Можно. Трудолюбивый, смелый, умный, целеустремленный и т. д.
Нет. Этих фактов недостаточно.
У нас мало сведений, мы не знаем, что он сделал для России как царь.
Прочитать учебник, слушать учителя и т. д.
Читают и осмысливают задачи урока.
Петр I провел преобразования в военной реформе, изменения в быту, получены достижения в культуре и науке, в деятельности государственных учреждений.
Петр I обеспечил солдат оружием и формой.
Была введена европейская одежда, ввели правила поведения, бритье бород. Люди были противниками перемен.
Ответы детей.
Быт – уклад повседневной жизни.
Петр I отправлял молодых людей учиться за границу. Издавали учебники, открывали новые учебные заведения, введен новый алфавит. Благодаря Петру I мы встречаем Новый год 31 декабря. Появилась первая газета «Ведомости»
Многие учреждения были ликвидированы, но при этом образованы новые. Появилась полиция и прокуратура. Образовалась новая столица – Санкт-Петербург.
Он учился строить корабли: сначала в Голландии, а затем в Англии. Вернувшись в Россию, Петр решил: «Морским судам быть!»
Город строили по плану, составленному самим царем. Улицы были прямыми и широкими, а площади просторными и большими. Каменное мощение улиц – тоже новшество, которое предложил Петр I.
Петр предложил каменное мощение улиц.
4. Первичное закрепление во внешней речи.
- Сейчас мы будем выполнять задание по рядам.
- Вам нужно прочитать, а после пересказать то, что запомнили. Я спрошу одного человека от ряда. Все остальные смогут дополнить, если ученик, который отвечал, упустил что-то важное.
1 ряд – стр. 26-27
2 ряд – стр.27-28
3 ряд – стр. 30-31
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3), открыть, посмотреть вдаль (считать до 5).
Не поворачивая голову посмотреть в левый угол класса, в правый, вниз, вверх.
И.п. - стоя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 -поворот головы налево, 4 - и.п.
И.п. - стойка ноги врозь. 1- правое плечо подняли, 2 – опустили, 3-4 – тоже в с левым плечом.
И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 – левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, левую руку на плечо, 5 – правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7-8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13-14 - хлопки руками по бедрам.
Читают, пересказывают, дополняют.
5. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Ребята, сейчас мы проверим, насколько вы усвоили материал. Я вам раздала карточки с тестом. После выполнения мы выполним взаимопроверку.
1. Сколько лет было Петру I, когда он был провозглашён царём?
2. Пётр I понимал, что Россия должна стать сильной, богатой страной. Что для этого, по его мнению, должно быть у России?
3. Под каким именем Пётр I отправился в Европу, чтобы изучать опыт других стран?
4. Чему учился Пётр I в Европе?
5. Кто составил план нового города?
6. Какие дома приказал строить Пётр I по берегам Невы? (из чего?)
7. Как называется самый известный и красивый сад города на Неве?
8. До какого года этот город оставался столицей России?
- Обменяйтесь тестами с вашим соседом по парте.
- На доске вы видите ответы. Смотря на них, вы должны проверить работу соседа по парте.
Выполняют тест и взаимопроверку.
10 лет.
Флот и армия.
Петр Михайлов.
Он учился строить корабли.
Петр I.
Из камня.
Летний сад.
До 1918.
Обмениваются тестами с соседом по парте.
Выполняют взаимопроверку.
6. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
- Почему Петра I называют Великим.
Что изменилось в жизни России в годы правления Петра I?
Рассказывают.
Рассказывают.
7. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Нам удалось достигнуть поставленных задач?
- Кому было легко работать на сегодняшнем уроке, а кому трудно? Почему?
- Самой большой гордостью Петра был его флот. Я предлагаю вам отправиться вслед за великим царем, оценив результат своей деятельности на уроке с помощью разноцветных кораблей по следующим критериям:
Активно участвовал в работе группы на всех этапах работы - зеленый корабль.
Не на всех этапах работы группы был активным - бежевый корабль.
- У нас получился самый настоящий Петровский флот!
- На сегодняшнем уроке мы узнали лишь малую часть информации о Петре I. В старших классах на уроках истории вы узнаете намного больше.
Д/з страница 26-31 прочитать и пересказать.
Да.
Отвечают.
Дети выходят к доске и прикрепляют на рисунок выбранные корабли.
Записывают домашнее задание
Учитель:
Руководитель практики:
Оценка:
Заголовок 115