Конспект урока по окружающему миру на тему Последний российский император Николай 2 (3 класс)
Конспект урока по окружающему миру в 3 классе на тему: «Последний российский император Николай II»
Тип урока: комбинированный
Тема: «Последний российский император Николай II»
Цель: познакомить детей с эпохой правления императора Николая II.
Задачи:
Обучающие: познакомить учащихся с последним императором России, рассказать об особенностях правления и его жизни.
Развивающие: развивать полноценное представление о Российской империи и ее правителях.
Воспитывающие: воспитывать интерес ребенка к истории своего государства, а так же чувство патриотизма и гордости.
Оборудование: учебник, презентация, видеоролик, схема (наглядность).
Ход урока
Организация начала урока
- Сегодняшний наш урок полон открытий и интересных фактов, поэтому приготовьтесь внимательно слушать.
Актуализация знаний
- Начнем наш урок с занимательного задания. Каждый из вас сейчас получит карточки, в которые вы должны вписать недостающие слова.
(работа по карточкам (2 варианта) на тему: «Российская империя»)- Теперь давайте вместе проверим, что у нас получилось.
(проверка по вариантам)
Сообщение темы урока. Изучение нового материала
- Мы продолжаем знакомиться с вами с историей Российской империи и ее правителями.
- Напомните мне, что означает слово «империя»?
(власть)
- Итак, как вы знаете, первым императором России был Пётр I, в своё правление он совершил множество благих дел. После него правили многие государи, и каждый из них внёс свой вклад в развитие Российского государства. Но только Екатерину II, как и Петра I, называли Великой, благодаря тому, что она сделала для России.
- А сегодня мы с вами поговорим о последнем российском императоре Николае II. Николай II был мягким, незлобивым человеком, он не обладал силой и волей, чтобы управлять такой огромной страной в беспокойное время. Он сам не раз говорил такие слова: «Я не могу управлять империей».
- Давайте посмотрим видеоролик о Николае II, а после вы ответите мне на вопросы.
(просмотр видеоролика о Николае II)
- Во сколько лет правление империей перешло Николаю II?
(12 лет)
- Каким человеком был Николай II?
(он был добрым и мягким человеком)
- Как он относился к самому правлению?
(считал, что правление империей для него тяжелая ноша)
- Как сложилась семейная жизнь Николая II?
(он был счастлив в браке, его семейные отношения стали образцовыми)
- Как долго император ждал наследника?
(перед тем, как появился на свет долгожданный наследник,у него было 4 дочери)
- Как назвали наследника Николая II?
(Алексей)
- Что за болезнь была у мальчика?
(гемофилия)
-В какой период правил Николай II?
(начало XX века)
Физминутка:
Закрепление нового материала
- Откройте учебник на странице 34. Прочитайте данный параграф.
(читают вслух по очереди)
- Теперь, когда вы знаете гораздо больше, закрепим наши знания.
-Перед вами кроссворд. Ваша задача: разгадать его. Давайте попробуем вместе. (разгадывают кроссворд совместно с учителем)
1. Как звали последнего российского императора?
2. Как звали жену Николая II, когда она уже приняла веру?
3. Как называлось государство, которым правил Николай II?
4. Что для Николая II всегда стояло на первом месте?
5. Чем закончилось правление Николая II?
6. Как с латинского переводится слово «империя»?
- Посмотрите на экран: кто из этих людей император Николай II?
- Откройте в учебнике страницу 36, прочитайте задание и давайте его разберем.
(упражнение по учебнику)
Итоги урока. Рефлексия. Домашнее задание
- Итак, что же такое империя?
(власть)
- Кто был первым императором Российской империи?
(Пётр I)
- Кто был последним императором Российской империи?
(Николай II)
- А теперь, покажите мне, как прошел этот урок: если он для вас оказался познавательным и интересным, то тихо похлопайте в ладоши, а если у вас возникали трудности, и вам сложно было работать, потопайте ножками.
- Теперь я вижу, насколько эффективно мы потрудились.
- Домашнее задание: знать параграф «Последний российский император Николай II» и на отдельных карточках задать вопросы по данной теме.