Презентация к уроку Поэма Медный всадник
Поэма «медный всадник» (1833г.)В четырёхстах шестидесяти пяти строках «Медного Всадника» заключены проблемы важнейшие, всеобщие, которые долго ещё будут волновать человечество!Д.А. Гранин
Поэт, любимый небесами,Уж пел бессмертными стихамиНесчастье невских берегов.
Поэма написана А.С.Пушкиным в 1833 году и представляет собой одно из самых глубоких, смелых и совершенных в художественном отношении произведений поэта. Автор с небывалой силой и смелостью показывает противоречия общественной жизни во всей их наготе, не стараясь их искусственно примирять там, где они непримиримы в самой действительности. В «Медном всаднике» в обобщенной образной форме противопоставлены две силы: государство, олицетворенное в образе Петра I (а затем в символическом образе ожившего памятника, «Медного всадника»), и простой человек с его личными, частными интересами и переживаниями.
Петербургское наводнение 1824 года — самое значительное и разрушительное наводнение за всю историю Санкт-Петербурга. Произошло 7 (19) ноября 1824 года.Вода в реке Неве и её многочисленных каналах (рукавах) поднялась на 4,14—4,21 метра выше ординара. По оценкам, во время наводнения были разрушены 462 дома, повреждены 3681, погибли 3600 голов скота, утонули от 200 до 600 человек, многие пропали без вести, так как трупы были унесены водой в Финский залив.На стенах домов города имеются памятные таблички, отмечающие уровень воды при наводнении 1824 года. Одна из них находится на пересечении Кадетской линии и Большого проспекта Васильевского острова.
Цель написания предисловия?Петербургская повесть.ПредисловиеПроисшествие, описанное в сей повести, основано на истине. Подробности наводнения заимствованы из тогдашних журналов. Любопытные могут справиться с известием, составленным В. Н. Берхом.
Иллюстрации А.Н. Бенуа
Оценка и мнение…Своеобразное толкование смысла поэмы находим мы в эссе Даниила Гранина «Два лика». Он рассматривает основные образы поэмы “в раздвоении”, как бы расщепляя их и обнаруживая в них “верх” и “низ”. В поэме, как утверждает писатель:“Два Петра: Пётр живой и Пётр — Медный Всадник, кумир на бронзовом коне.Два Евгения: заурядный бедный чиновник, покорный судьбе, мечтающий о своём нехитром счастье, и Евгений — безумный, взбунтовавшийся, поднявший руку на царя. Даже не на царя — на власть.Два Петербурга: Петербург прекрасных дворцов, набережных, белых ночей и внутреннего, рядом с ним, бездушья чиновничьей столицы, жестокий город, в котором будет жить Раскольников.Две Невы…Расщепление проходило сквозь всю поэму, через весь её образный строй”2
Власть и « маленький человек…»
Вопросы и задания к Вступлению к поэме «Медный Всадник»Каково основное настроение Вступления? Можно ли сказать, что оно одно? Подтвердите свои мысли текстом.На какие композиционные части можно разделить Вступление? В чём видит Пушкин заслугу Петра в строительстве Петербурга (стихи 1–43)? Как в первой части Вступления противопоставлены прошлое и настоящее?Какова авторская позиция в авторском гимне городу Петра (стихи 44–84)? Какой смысл выявляется в многократном повторении слова “люблю”? Что и почему любит поэт?Найдите во Вступлении старославянизмы и слова высокого стиля. Какую роль они выполняют в тексте?Как в третьей части Вступления (“Красуйся, град Петров…”) закладывается основной конфликт поэмы? Почему в пожелании городу стоять непоколебимо автор упоминает “финские волны”? Какую характеристику стихии он даёт? Почему в последних строках Вступления происходит контрастный слом настроения?
Вступление построено на контрастедумы Петра о новом городе — Петра твореньеприют убогого чухонца — юный град… вознёсся пышно, горделивоу низких берегов — по оживлённым берегамодин финский рыболов — корабли со всех концов землибедный чёлн — богатые пристанистарая Москва — младшая столицапрозрачный сумрак (летние белые ночи) — мороз зимы жестокойпишу, читаю без лампады — час пирушки холостойживость потешных Марсовых полей — победу над врагом Россия… торжествуетград Петров — финские волны, стихияон стоял, глядел, думал (жизнь) — вечный сон Петра (смерть)красуйся, град Петров — печален будет мой рассказ
Но эти государственные соображения Петра оказываются причиной гибели ни в чем не повинного Евгения, простого, обыкновенного человека. Он не герой, но умеет и хочет трудиться («...молод и здоров, трудиться день и ночь готов»). Он смел во время наводнения: «дерзко» плывет в лодке по «едва смирившейся» Неве, чтобы узнать о судьбе своей невесты. Несмотря на бедность, Евгению дороже всего независимость и честь. Он мечтает о простом человеческом счастье: жениться на любимой девушке и скромно жить своим трудом. Наводнение, показанное в поэме как бунт покоренной, завоеванной стихии против Петра, губит его жизнь: любимая погибает, а Евгений сходит с ума. Трагическая судьба Евгения и глубокое сочувствие ему поэта выражены в «Медном всаднике» с громадной силой и поэтичностью.
Итог урока. Во Вступлении к поэме «Медный Всадник» Пушкин ставит важные философские вопросы. В чём двойственность петровских преобразований в России? Как претворились в жизнь его думы о величии России и новом городе? Какова обратная сторона этих преобразований? Почему стихия противоречит разумной воле Петра? Какова роль и место человека в историческом процессе?Столкновение между человеком и стихией поэт переносит в социально-философский план, уже во Вступлении намечая главные точки основного конфликта поэмы: между личностью и властью. Его обсуждение проведём на следующих уроках.