Презентация. Поэма Медный всадник- самое совершенное произведение А. С. Пушкина
Поэма «Медный всадник» - самое совершенное поэтическое произведение А. С. Пушкина Пыстина Лидия Митрофановнаучитель литературышкола – гимназия № 9г. Павлодар
Поэма «Медный всадник» 1833 год«Мы понимаем смущённую душой, что не произвол, а разумная воля олицетворены в этом Медном всаднике… мы хотя и не без содрогания сердца, но сознаёмся, что этот бронзовый гигант не мог уберечь участи индивидуальной, обеспечивая участь народа и государства, что за него историческая необходимость и что его взгляд на нас есть уже его оправдание» В. Г. Белинский
Главные темы поэмы Россия Петр Первый
Композиция поэмы1. Вступление –разговор о памятнике как о живом существе, которое способно дума и мыслить: На берегу пустынных волн Стоял он, дум великих полн… Памятник - символ Петра I, построившего Петербург, чтобы в Европу прорубить окно
2. Первая часть поэмы - осенний Петербург- молодой человек Евгений спешит домой с мыслями о своей возлюбленной- ночью начинается страшнейшее наводнение, по улицам плывет все, что можно- Евгению удается спастись, он взбирается на мраморного льва и сидит недвижимый- его мысли занимает судьба возлюбленной, которая живет почти у самого залива.
3. Вторая часть поэмы рассказ о том , что было после наводнения- Евгений спешит к дому любимой и… …Узнать не может. Вид ужасный! Все перед ним завалено; Что сброшено, что снесено… - ему открывается ужасная картина: Вот место, где их дом стоит; Вот ива. Были здесь ворота, Снесло их, видно. Где же дом? - он теряет рассудок и начинает дико хохотать - он уходит с квартиры, живет на пристани, питается тем, что ему подадут- в один из дождливых дней он движется к Медному Всаднику
3. Вторая часть поэмы (продолжение)- Евгению кажется , что Медный Всадник, сорвавшись с места, мчится за ним - Евгений бежит, но его всюду преследует топот копыт- с тех пор Евгений, проходя через площадь, над которой возвышается Медный Всадник, снимал свою шляпу, опускал глаза и поскорее шел стороной - не придя в себя после наводнения и долго не прожив, Евгений умирает вскоре
Нашли безумца моего, И тут же хладный труп его Похоронили ради бога.
Кульминация - бунт героя против Медного всадника, который изменил всю Россию, смотря далеко вперед, но не видя, что творится вблизи Развязка – смерть Евгения Противостояние жизни и смерти, человека и государства, природы и цивилизации – все это изобразил в своем произведении Пушкин
Две основные темы поэмы тема Петра, тема «простого» «строителя («маленького») чудотворного» человека, «ничтожного героя», волновавшая поэта с конца 1820-х гг.
Образ Петра I – символический образ Медного всадника На берегу пустынных волн Стоял он дум великих полн И вдаль глядел.
Петр I в начале поэмы представлен как царь-реформатор, которым гордится Россия Медный Всадник предстает как устрашающий образ: «Ужасен он в окрестной мгле! Какая дума на челе! Какая сила в нем сокрыта! А в сем коне какой огонь! Куда ты скачешь, гордый конь, И где опустишь ты копыта?».
Евгений в своем безумии внезапно прозревает и обрушивает гнев на «горделивого истукана», тот же начинает преследовать его: «И во всю ночь безумец бедный, Куда стопы ни обращал, За ним повсюду Всадник Медный С тяжелым топотом скакал».
- живой Петр поглощен мыслью о судьбах России - его окаменевший образ утратил этот патриотизм - бесчувственный памятник, сорвавшись с места, преследует Евгения - бездушная государственность обезличивает всех, простые люди выглядят несчастными и обездоленными
И Медный всадник предстает как главный виновник стихии, обрушившейся на город, поэтому, сошедший с ума Евгений, грозит кумиру на бронзовом коне: «Ужо тебе…»
Тема простого человека - образ Евгения - чиновник - он хочет спокойно жить своей обычной жизнью - но счастье не свершается - он и его невеста они становятся жертвами петербургского наводнения 1824 года - невеста погибает - после гибели невесты Евгений сходит с ума
Его безумие вызвано осознанием собственного бессилия перед стихией Он начинает гневаться на императора, допустившего в городе своего имени такие беды и тем самым гневит Петра
Медный всадник (конная статуя Петра Первого на Сенатской площади) сходит со своего постамента и гоняется за Евгением всю ночь по улицам Петербурга
Две правды в поэме правда правда Евгения, Петра, человека человека частного государственного вся поэма – это их неравный конфликт
Вывод- В итоге Евгений сдается - умирает - по мнению самого Пушкина, прав ПетрВеличие империи важнее трагедии маленьких людей. Частный человек обязан покоряться воле императора
В поэме появляется и Александр Первый Он смотрит на наводнение с дворцового балкона и понимает: с божьей стихией царям не совладать Вывод Пушкин выстраивает иерархию: император выше простого человека, но бог выше императора
Смысловые планы поэмы- исторический - условно – литературный, вымышленный - легендарно - мифологический
Смысловой план поэмы - исторический Наводнение — историческая основа сюжета и источник один из конфликтов поэмы — конфликта между городом и стихией
Это своеобразный итоговый «документ» эпохи
Смысловой план поэмы - условно – литературныйПодзаголовок поэмы: «Петербургская повесть» Евгений — центральный персонаж этой повести
Лица остальных жителей Петербурга неразличимы Это «народ», толпящийся на улицах, тонущий во время наводнения (первая часть), и холодный, равнодушный петербургский люд во второй части
Смысловой план поэмы - условно – литературный Реальный фон рассказа о судьбе Евгения - Петербург: Сенатская площадь, улицы и окраина Действие в поэме перенесено на улицу: во время наводнения Евгений оказался «на площади Петровой».
Домой, в свой «пустынный уголок», он, обезумевший от горя, уже не возвращается, становясь обитателем петербургских улиц «Медный всадник» — первая в русской литературе урбанистическая поэма.
Смысловой план поэмы - легендарно – мифологический Он задан заголовком поэмы — «Медный всадник» Напоминает о себе фигурой «кумира на бронзовом коне»
В кульминации поэмы (погоня Медного всадника за Евгением) этот план доминирует
Смысловой план поэмы - легендарно – мифологический Появляется мифологический герой, ожившая статуя — Всадник Медный
В этом эпизоде Петербург как будто теряет реальные очертания, превращаясь в условное, мифологическое пространство
Исторический и условно-литературный планы господствуют вреалистическом сюжетном повествовании (первая и вторая части)
В поэме (менее 500 стихов) соединились история и современность, частная жизнь героя с жизнью исторической, реальность с мифом
«Медный всадник» - уникальное произведение, «памятник нерукотворный» Петру, Петербургу, «петербургскому» периоду русской истории
А. С. Пушкин обращается не к истокам Петровской эпохи, а к ее итогам, к современностиИсторию и современность поэт объясняет, создавая емкую символическую картину Петербурга «Град Петров» — это не только историческая сцена, на которой развертываются и подлинные, и вымышленные события Петербург — символ петровской эпохи, «петербургского» периода русской истории
"В этой поэме мы видим горестную участь личности, страдающей как бы вследствие избрания места для новой столицы, где подверглось гибели столько людей, и наше сокрушенное сочувствием сердце вместе с несчастным готово смутиться; но вдруг взор наш, упав на изваяние виновника нашей славы, склоняется долу». В. Г. Белинский