Цель воспитания: Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.


Духовно-нравственное воспитание в детском саду является неотъемлемой частью всестороннего воспитания ребенка, необходимой предпосылкой возрождения отечественной культуры; качественно новой ступенью духовно-нравственного воспитания в детском саду является интеграция его содержания в повседневную жизнь детей, во все виды детской деятельности и традиционные методики дошкольного образования. Духовно-нравственное воспитания: уважение к родителям и старшим, любовь к ближнему и Родине, бескорыстность, скромность, честность, терпеть, уступать, прощать и т.д.
Цель воспитания:
Заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способность к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми.
Воспитывать в детях милосердие, сострадание, умение прощать обиды, желание помогать нуждающимся, быть терпимыми, мирными во взаимоотношениях со всеми.
Учить быть примером для других не на словах, а на деле, избегать зла, зависти – довольствоваться тем, что имеешь, уметь просить прощения, поступать честно, никогда не делать другим того, чего не желаешь себе.
Способствовать сохранению чистоты, целомудрия.
Задачи:
Воспитывать патриотические чувства, связывающие разные поколения.
Приучать к этическим нормам поведения и самодисциплине.
Совершенствовать художественный вкус, развивать творческий потенциал каждого ребенка.
Формировать художественно-речевые навыки, пополнять словарь детей.
Воспитывать духовно-нравственные чувства, в жизни человека, как действие любви, добра, человечности, единения.
Воспитание духовной личности возможно только совместными усилиями семьи, образовательного учреждения и государства. Одна из проблем современного образования состоит в том, что в процессе воспитания не соблюдается историческая преемственность поколений.
Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, приобретение знаний об окружающем мире, образование нравственных навыков и привычек. В дошкольном возрасте происходит активное накопление нравственного опыта, и обращения к духовной жизни. Систематическое духовно-нравственное воспитание ребенка с первых лет жизни обеспечивает его адекватное социальное развитие и гармоничное формирование личности.Характерной особенностью работы по формированию духовно-нравственного отношения к культурному наследию и чувства сопричастности ему является приобщение детей к народной культуре и быту. Народное искусство входит в жизнь современного ребенка вместе с народной песней, сказкой, былиной, поэтому оно так близко ему и понятно. Знакомство ребенка с народным искусством развивает у него вкус и бережное отношение к материальным ценностям.
Оптимальным для духовно-нравственного воспитания в детском саду является проведение сезонных музыкально-игровых праздников: осенью — «Ярмарка-Жәрмеңке» «Курбан айт»; зимой — «День независимости Казахстана-Тәуелсіздік күні»; весной—«Праздник единства народов Казахстана», «Праздник Наурыз», «День защитника Отечество в Казахстане», «Никто не забыт и ничто не забыто», «День Конституции .
У каждого народа в воспитании своих потомков есть национальные особенности. И наша задача брать на вооружение замечательные традиции народа, и широко использовать их. В этой связи представляется возможность шире использовать народную педагогику. Основным средствами пропаганды и реализации педагогической мысли казахов как этноса, выступают родной язык, народное творчество, символика, искусство, традиции, обычаи, обряды, народные игры и детские игрушки, пословицы, поговорки и загадки. Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, миром природы и самим собой. Не зная своих истоков, не интересуясь историей своего народа, современное общество потеряло бы то ценное, что необходимо для дальнейшего развития. Не случайно, А. С. Пушкин, в свое время заметил, «… неуважение к предкам есть первый признак дикости и безнравственности». Именно произведения устного народного творчества учат помнить о своих исторических корнях, народных традициях, честности, доблести, и о многом другом, что называется человечностью. Не менее ярко мировоспитание казахского народа отражается в народных сказках. Сказки — неисчерпаемый родник народной мудрости. Главной функцией сказок является воспитание подрастающего поколения. В казахских сказках говорится о любви к родному краю и о его простых и честных людях, воспевают бескрайние степи, скалистые горы, бурные реки, глубокие озера родного края. Многие герои сказок: Алдар –Көсе-остроумный, справедливый защитник бедняков; дед- Қанбақ шал-трудолюбивый, честный, смелый, добрый, находчивый, они воплощают идеалы казахского народа и очень полюбились нашим детям. Из этих сказок наши дети узнают о борьбе народов Казахстана против баев, несправедливости и жестокости . Большое место в приобщении детей к традиционным ценностям народной культуры должны занимать народные праздники и традиции.В результате освоения народных традиций дети узнают историю своей семьи, страны, культурные традиции своего края: песни, игры, считалки, небылицы, промыслы, народные праздники.В нашем детском саду очень широко всегда и весело отмечается древний праздник казахского народа - Наурыз, день весеннего равноденствия, национальный праздник – Новый год. Считается, что в этот день обновляется вся природа, а люди должны простить все обиды друг другу и помириться. В этот день в каждой семье и в нашем детском саду тоже накрывают щедрый дастархан. Для угощения готовим «наурыз - көже» из семи компонентов. Огромное художественное богатство представляет собой народная музыкальная культура казахов. В сказаниях и легендах отразилась история народа, его сокровенные мысли и чаяния. Не только на музыкальных занятиях, но и на других занятиях воспитатели и учителя рассказывают детям об айтысе – своеобразном музыкальном соревновании под аккопанимент добры, даём возможность детям послушать исполнение мелодий на этом незатейливом инструменте. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры – это радость, это труд, приносящий бесценные плоды.
Культура – это, прежде всего, система ценностей, закрепленная в традициях. Она необходима для удовлетворения духовных потребностей и поиска высших ценностей воспитания. Приобщение детей к традиционным ценностям народной культуры способствует развитию у них интереса к народной культуре, её духовным ценностям, гуманизму. Изучение календарного детского фольклора осуществляется через участие ребят в народных обрядовых праздниках Наурыз, Курбан айт. Народные обрядовые праздники всегда связаны с игрой. Основным видом деятельности дошкольника является игра.
Игра естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Народные игры являются неотъемлемой частью духовно- нравственного воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои, представления о чести. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. Особенность народных игр в том, что они, имея нравственную основу, учат малыша обретать гармонию с окружающим миром. У малышей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития духовно-нравственных чувств. По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они вызывают активную работу мысли, способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. Народные игры в комплексе с другими воспитательными средствами представляют собой основу формирования гармонически развитой, активной личности, сочетающей в себе духовное богатство и физическое совершенство.
Как и у всех народов, у казахов есть свои народные подвижные игры, спортивные национальные состязания. В детском саду народные игры служат не только средством развлечения во время праздников или отдыха, но и позволяют детям соревноваться в силе, ловкости, выносливости, меткости, воспитывают в детях смелость, решительность, чувство коллективизма, организованность. Во время больших праздников проводятся игры лошадях «Бәйге» и «Қыз қуу». Ведь очень хорошо, что культура наших предков живет и поныне.Казахские народные игры Само собой разумеется, что во всех этих обрядах с играми народ хотел видеть своих джигитов смелыми, сильными и ловкими. С помощью игр воспитывать юношей физически здоровыми, в духе уважения к старшим, приверженности к народным традициям, обязонностям перед обществом, родными и близкими. «Кумис алу» (тенге алу) Это очень интересная игра, в которой испытываются качества и достоинства джигита. На определенном расстоянии друг от друга бросают несколько узелков с серебром или деньгами. Очень распрастраненное игра .«Асык» .Хан «алчи» (детская игра) В этой игре могут принимать участие от 5 до 10 детей. Вам потребуется достаточное количество асыков. Из них вам нужно будет выбрать самый крупный и перекрасить его в красный цвет. Этот асык будет «ханом». Вначале с помощью считалочки выберете ведущего. Он должен собрать все асыки в горсть, затем бросить их перед остальными игроками, сидящими по кругу. После - внимательно посмотреть, какой стороной выпал «хан». Если «хан» выпал стороной «бук», «шик» или «тайки» (см. рисунок), то ведущий должен указательным пальцем, при помощи большого пальца, выбить близлежащие асыки. Выбитые асыки он забирает себе. Не забывайте, что «хана» можно выбить лишь самым последним асыком, который выпал той же стороной, что и сам «хан». Если ведущий случайно заденет другие асыки рукой или асыком, то право вести игру переходит к другому игроку. Если «хан» выпадает стороной «алчи», то каждый из вас должен постараться заполучить его себе. Тот, кому попадет «хан», и будет победителем. Следующую игру начинает победитель. Омпы (детская игра) «Омпы» - вертикальное положение асыка. В эту игру могут играть от 2 до 10 детей. Начертите на земле две черты, а между ними ровно по середке проведите линию. На этой линии будет кон. Каждый из игроков ставит на кон по два асыка. В центр кона поставьте один асык в положении «омпы». А теперь, выстроившись у черты, по очереди выбивайте своим асыком асыки на кону. Выбитые вами асыки, забирайте себе. Тот, кому удается выбить «омпы», забирает себе все асыки на кону. Тот, у которого окажется большее, чем у всех количество асыков, будет победителем в этой игре. Такия тастамак (тюбитейка-невидимка) В игре принимают участие несколько детей. Вначале всем нужно сесть, образуя круг. Обходя этот круг с внешней стороны, ведущий незаметно оставляет тюбитейку сзади кого-нибудь из детей и убегает. Если игрок, за спиной которого оставили тюбитейку, заметил это - он должен догнать ведущего, а ведущий должен постараться занять место игрока в круге. Если игроку так и не удается догнать ведущего, то он должен будет показать свое искусство, например, спеть песню, рассказать стихотворение или станцевать. «Октау тартыс» (перетяни-ка) Эта игра выявит, кто из вас сильнее. Для этой игры двое должны выйти на середину. Вначале проведите на земле черту и встаньте по разные ее стороны. Возьмите скалку за оба ее конца и тяните каждый на себя. Тот, кто сможет перетянуть соперника на свою сторону, и будет победителем
Работая с детми мы не забываем о том, что знакомство с культурным национальным наследием коренного населения должны идти параллельно со знакомством с традициями других национальностей, в частности, с русским. Ведь историческая судьба казахского народа тесно связана с русским народом. В послании Президента страны народу « Казахстан 2030» в разделе « Миссия Казахстана» говорится: «Народ будет мудр в воспитании потомства, заботясь о его здоровье, образовании и мировоззрении. Будет одинаково хорошо владеть казахским, русским и английским языками. Он будет патриотом своей, известной и уважаемой во всем мире»   Мы отмечаем, что целенаправленное приобщение детей дошкольного возраста к культурным ценностям казахского народа оказывает благотворное влияние на формирование будущей личности, гражданина нашей страны. Наш Казахстан притягивает к себе своими бескрайними степями, скалистыми высокими горами, чистыми реками и озерами, обширными лесами и пустынями. И от нас, педагогов работающих с детьми дошкольного возраста, будет зависеть, научатся ли наши дети понимать красоту этой природы, потянуться ли к ней, будут ли поддерживать и развивать традиции и обычаи казахского народа и других народов, проживающих на территории нашей любимой Родины – Казахстана.