Сильные духом! (об инвалидах с активной жизненной позицией

Сильные духом!
(об инвалидах с активной жизненной позицией)

Дубровина Людмила Юрьевна педагог дополнительного образования ГКУСО МО реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями «Родничок», г. Реутов

Описание: Материал полезен педагогам, которые занимаются с детьми с ограниченными возможностями. В данной статье рассматривается практический опыт, как можно развивать творческие способности детей-инвалидов с помощью информационных технологий.

Современному обществу не хватает творческих людей, которые способны изменить мир в лучшую сторону. Вкладывая себя в творческую деятельность, человек изменяется и совершенствуется, поэтому необходимо молодежь правильно направлять, давать им шанс проявить себя и поверить в свои силы.
У каждого человека есть творческие способности и потребность в творческой деятельности, но часто они остаются нереализованными. В детстве человек ищет возможности реализовать свой творческий потенциал, но, как правило, наталкивается на сопротивление среды и ближайшего окружения. Если ребенок не приобретает положительного опыта творческой деятельности, то в зрелом возрасте у него может сформироваться убеждение, что это направление развития ему недоступно.
А ведь именно через творчество человек может наиболее полно раскрываться как личность.
Хочу обратить особое внимание на детей и подростков с ограниченными возможностями, которые в современном обществе являются наиболее не защищенными. Занятия творческой деятельностью, помогает выстроить им систему психологической защиты - преобразование негативных эмоций в позитивные.
Дети и подростки с особенностями развития имеют множество ограничений в различных видах деятельности, они не самостоятельны и нуждаются в постоянном сопровождении взрослого. Они лишены широких контактов, возможности получать опыт от сверстников, которые есть у обычного ребенка. Их мотивация к различным видам деятельности и возможности приобретения навыков сильно ограничены.
Одной из важных характеристик личностного развития является положительное отношение к себе и к окружающему миру. У ребенка, развитие которого протекает особенным образом и имеет ряд ограничений, очень много неуверенности и страхов. Таким детям трудно увидеть положительные стороны событий, правильно оценить происходящее. Они получают гораздо больше отрицательного опыта взаимодействия с окружающим миром, чем положительного, и поэтому, особенно нуждаются в поддержке, одобрении их действий, систематическом обучении правильному поведению с людьми, терпении со стороны близких людей.
В настоящее время существует разнообразные формы оказания коррекционной помощи детям с проблемами в развитии. Реутовский реабилитационный центр «Родничок» является одним из учреждений, оказывающих такую помощь, а проводимые компьютерные занятия, являются частью реабилитации детей с ограниченными возможностями.
Развитие творческих способностей по «информационной культуре» проходят не только с помощью обучающих и развивающих компьютерных игр, но и с помощью графического редактора Paint. Рисунки, выполненные на компьютере, отправляются на всевозможные конкурсы.
Так воспитанники центра уже успели поучаствовать в девяти конкурсах рисунка, награждены дипломами и памятными подарками.
Получив первые дипломы, дети с удовольствием участвуют в конкурсах и с нетерпением ждут новых побед!
Создание Международных фестивалей детского и молодежного творчества способствует развитию у ребенка чувства своей социальной значимости и просто дает ему радость. Это возможность увидеть результаты своей работы целиком, результаты творчества других детей.
Осознание этого очень полезно родителям, которые сами страдают заниженной самооценкой и часто не верят в возможности и способности своих детей.
Занятие творчеством может оказаться и просто интересным хобби, и стать профессией не только для людей, одаренных в художественной области, но и людей имеющих ограниченные возможности здоровья.
Опыт преодоления себя в разных обстоятельствах стабилизирует внутреннее состояние ребенка, расширяет границы, внутри которых ребенок может взаимодействовать с жизнью, создает условия для проявления активности. Детям и подросткам с ограниченными возможностями очень важно видеть и знать, что его творческая деятельность полезна и нужна другим людям!
Список источников.
Вальдес Одриосола М.С. Арттерапия в работе с подростками. Психотерапевтические виды художественной деятельности. М.,2007.
Водинская М.В. Развитие творческих способностей ребенка на занятиях изобразительной деятельностью. М.,2006.