Проект Ладога — дорога жизни
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
Шадринская средняя общеобразовательная школа
Исследовательский проект
«Ладога – символ Победы и Жизни»
Исполнители: 4 класс МКОУ
Шадринская СОШ
Руководитель: Прыткова М.А.
с. Шадринка
2015 г.
Содержание
Введение.
I. Теоретическое исследование
1.1. Изучение истории блокады Ленинграда.
1.2. Организация ВАД – 101 и ВАД – 102.
1.3. Героизм и смелость Ладожцев.
1.4. Значение Дороги Жизни для Ленинградцев.
1.5. Дорога Жизни в творчестве современников.
II. Практические исследования
2.1. Микроисследование № 1: анкетирование сверстников, взрослых.
2.2. Микроисследование № 2: опрос
III. Заключение
Литература
Приложение
Введение
В январе 2014 года на классном часе, посвященном 70-летию снятия блокады Ленинграда, мы узнали об удивительной Дороге Жизни, которая спасла тысячи жителей города. События тех страшных лет сильно взволновали нас. До нашего времени дошли фото- и видеоматериалы, документы и воспоминания очевидцев. И ведь недаром память об этих событиях десятилетия хранится в народной памяти? Значит, в них есть то, что для всех нас является важным. Поэтому готовясь к «ЭкоКолобку», мы выбрали для исследования тему «Ладога – символ Победы и Жизни».
Цель: узнать секреты Дороги Жизни, доказать, что память о ней должна жить в наших сердцах.
Задачи:
1. изучить события Ленинградской блокады;
2. выяснить, какие уроки жизни получит сверстник, слушая истории
блокады Ленинграда;
3. узнать мнение сверстников и родителей о значении Дороги Жизни во время блокады Ленинграда;
Гипотеза: помнить события Ленинградской блокады необходимо, их нельзя забывать, так как они помогают сверстникам осознать весь героизм и смелость, проявленные нашими соотечественниками в годы Великой Отечественной Войны, почувствовать гордость за свою Родину.
Методы исследования: анкетирование, опрос, анализ литературы, фото и видеоматериалов.
Объект исследования: Ленинградская блокада, Ладожское озеро.
I. Теоретическое исследование
1.1. Изучение истории блокады Ленинграда.
Для того чтобы выполнить поставленные задачи, мы изучили историю блокады Ленинграда. Для начала мы вспомнили те сведения, которые нам были известны с прошлого года, спросили у родителей, обратились к сверстникам, бабушкам и дедушкам, знакомым. Потом мы изучили материалы о блокаде Ленинграда в Энциклопедии, в сети Интернет.
Выяснили: Блокада Ленинграда военная блокада города Ленинграда (ныне Санкт-Петербург) немецкими,[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны.
Длилась с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) 872 дня.
К началу блокады в городе не имелось достаточных по объёму запасов продовольствия и топлива. Единственным путём сообщения с Ленинградом оставалось Ладожское озеро, находившееся в пределах досягаемости артиллерии и авиации осаждающих, на озере также действовала объединённая военно-морская флотилия противника. Пропускная способность этой транспортной артерии не соответствовала потребностям города. В результате начавшийся в Ленинграде массовый голод, усугублённый особенно суровой первой блокадной зимой, проблемами с отоплением и транспортом, привёл к сотням тысяч смертей среди жителей.
После прорыва блокады осада Ленинграда вражескими войсками и флотом продолжалась до сентября 1944 года.
За массовый героизм и мужество в защите Родины в Великой Отечественной войне 19411945 гг., проявленные защитниками блокадного Ленинграда, согласно Указу Президиума Верховного Совета СССР 8 мая 1965 г. городу присвоена высшая степень отличия звание Город-герой.
27 января является Днём воинской славы России День полного снятия блокады города Ленинграда (1944 год).
1.2. Организация ВАД – 101 и ВАД - 102.
1941 год
30 августаГосударственный Комитет Обороны принял решение об организации снабжения Ленинграда по Ладожскому озеру. 12 сентябряНачало водных перевозок по Ладожскому озеру. В Осиновец прибыли две первые баржи с продовольствием. 15 ноябряОкончание водных перевозок в 1941 году (отдельные суда пробивались сквозь льды до 29 ноября). 17 ноябряРазведка 88-го отдельного мостостроительного батальона под командованием Л. Н. Соколова вышла на лед из Коккорево через острова Зеленцы на Кобону. Одновременно ледовую разведку вел гидрографический отряд Ладожской военной флотилии, возглавляемый лейтенантом Е. П. Чуровым. 19 ноябряПриказ войскам Ленфронта об организации ледовой дороги через Ладожское озеро, названной военно-автомобильной дорогой № 101 (ВАД-101). 21 ноябряКонно-санный обоз под командованием М. С. Мурова отправился за продовольствием на восточный берег Ладоги. 22 ноябряНачало действия ледовой автомобильной дороги, названной ленинградцами Дорогой жизни. Первая колонна в составе 60 автомашин под командованием В. А. Порчунова прошла на восточный берег Ладожского озера за продовольствием для ленинградцев. 24 ноябряРешение Военного совета Ленинградского фронта о строительстве военно-автомобильной дороги № 102 для подвоза грузов к восточному берегу Ладожского озера от станций Заборье и Подборовье.
25 декабряУвеличение норм выдачи хлеба в Ленинграде: рабочим и ИТР с 250 до 350 граммов, служащим, иждивенцам и детям со 125 до 200 граммов, рабочим горячих цехов с 375 до 500 граммов.
1942 год
5 января Обращение секретаря ЦК и Ленинградского комитета ВКП(б) А. А. Жданова с письмом к «Водителям автомашин, командирам, комиссарам и политработникам, ко всему личному составу фронтовой автомобильной дороги». 18 январяС этого дня Ладожская автомобильная дорога стала выполнять и перевыполнять план доставки продовольствия ленинградцам и фронту. 24 январяУвеличение норм выдачи хлеба: рабочим и ИТР с 350 до 400 граммов, служащим с 200 до 300 граммов, иждивенцам и детям с 200 до 250 граммов, рабочим горячих цехов с 500 до 575 граммов. 11 февраляУвеличение норм выдачи хлеба: рабочим и ИТРс 400 до 500 граммов, служащим с 300 до 400 граммов, иждивенцам и детям с 250 до 300 граммов, рабочим горячих цехов с 575 до 700 граммов. 22 февраляУвеличение норм выдачи хлеба: рабочим и ИТР с 500 до 600 граммов (а в оборонной промышленности до 700 граммов), служащим с 400 до 500 граммов, иждивенцам и детям с 300 до 400 граммов. 24 апреля Закрытие ледовой дороги. 8 маяУказ Президиума Верховного Совета СССР о награждении бойцов и командиров военно-автомобильной дороги за образцовое выполнение заданий правительства по снабжению города Ленинграда и Ленинградского фронта. 9 маяПередовая статья газеты «Правда» «Воля к борьбе и победе», посвященная Указу Президиума Верховного Совета СССР от 8 мая 1942 года о награждении ладожцев. 23 декабряНачало движения автомобильного транспорта по второй ледовой дороге.
1943 год
18 январяПрорыв блокады Ленинграда. 7 февраляПрибытие в Ленинград первого поезда с Большой земли по вновь построенной в полосе прорыва железной дороге. 30 марта.Закрытие второй ледовой дороги.
Героизм и смелость Ладожцев.
Воспоминания шофера о Дороге жизни.
Что мне рассказывал о блокаде Ленинграда мой родной дядя Коля.
Николай Васильевич 1909 года рождения, практического склада ума, горячо любивший свою советскую Родину. Воевал солдатом на Финской войне. За военные подвиги был награжден патефоном.
После Финской войны работал шофером в райцентре. На фронт вместе со своей машиной Полуторкой был мобилизован в первый месяц войны. Попал в Прибалтику. Отступая, в сентябре месяце 1941 года оказался в Ленинграде. В это же время вокруг Ленинграда замкнулось кольцо окружения. Однажды ночью их подняли по тревоге. Поехали тушить горящие Бадаевские склады с продовольствием. Запомнилась огненная река из горящего сахара. Буквально через несколько дней им солдатам уменьшили продовольственный паёк. Начинался голод. Начались морозы. Так как он ездил на машине и за городом, то мог там найти хоть что-то съедобное. Картошки немного выкопать или отрубить кусок мяса у убитой лошади. Всё это он привозил в свой взвод и подкармливал остальных бойцов. Остальные бойцы поступали точно так же, что могли достать съестного, делились с товарищами. В конце ноября 41 года их автомобильное подразделение получило команду проехать по льду Ладожского озера по только что разведанной дороге на другой берег в Кобону. Это была самая первая автомобильная колонна на дороге, впоследствии названной Дорогой жизни. Перед шоферами выступил военврач. Он сказал: «Товарищи водители! Там в Кобоне вы увидите горы продуктов. Но не ешьте много. Вы истощены, стенки желудков тонкие, как папиросная бумага. От большого количества пищи желудок может не выдержать и порваться». Первый раз без приключений приехали в Кобону. Там были действительно горы продуктов, лежали прямо на земле. К сожалению, не все вняли советам доктора. Особенно в первое время некоторые оголодавшие люди съедали много и умирали. Мой дядя в тот раз съел только пачку концентрата каши. Погрузились, поехали обратно на Ленинградскую сторону. С озера выехали в поселке Осиновец, а далее на склад в город. После разгрузки перед выездом со склада проверка машины. Не вывозятся ли продукты. Поднимали капот двигателя, заглядывали под сиденье. За вывоз продуктов наказание по законам военного времени. Потом, во время погрузки в Кобоне, дядя откручивал фанерную обшивку двери в кабине, прятал туда несколько пачек каши, потому что пачки были плоские, ничего другое в дверь нее помещалось, и привозил их в свой взвод и подкармливал тех, кто за продуктами на Большую землю не ездил. После первого рейса началось регулярное движение. Потом стали ездить и днем. Дорога была разведена. По одной колее ехали в одну сторону, по другой обратно. Очень часто бомбили и обстреливали с самолетов. Сначала, во время налета, дядя прятался под машину, но потом понял, что это не самое безопасное место. Целятся именно в машину. Он стал отбегать в сторону. Очень страшно было лежать на чистом белом снегу во время налета. Однажды с ним в рейс на другой машине поехал новичок, какой-то Афанасий с Сибири (Я имя из рассказа запомнил). Начался налет самолетов на колонну. Дядя отбежал от машины в сторону от дороги. Афоня спрятался под машину. Бомба упала перед машиной. Пробила лёд. Вода выплеснулась и хлынула в колею. Афоне пришлось в шубе и валенках в лютый мороз плавать в этой воде под машиной. Потом дядя Коля за смену стал первым делать два рейса на Кобону. За что получил звание ударника и потом награжден орденом Красной Звезды. В начале 80-х я был в музее Дороги жизни в Осиновце, и надо же такое совпадение. Там, как экспонат, лежала фронтовая газета тех времен со списком награжденных, в котором был мой родной дядя Коля. Весной пришла еще одна опасность. На дороге появилась вода, которая скрывала воронки, пробитые во льду бомбами. Машину уходили под лед, попав в эти воронки. Пришел приказ, снять дверцы с машин, чтобы водитель успел выпрыгнуть, если машина станет тонуть. Так и ездили без дверок. В апреле лед стал подтаивать, появились забереги. Неожиданно вышло указание, в Ленинград машины с продовольствием пускать, а с Ленинграда уже не выпускать. Въезд на лед был закрыт. В этот момент дядя со своим командиром взвода оказались на Ленинградской стороне. Посоветовались и решили, что в блокадном городе оставаться не нужно, а нужно выбираться на Большую землю. Поискали каких-то досок, бревен, сделали заезд на лед и уехали на Кобону.
В. Вилежаня
1.4. Значение Дороги Жизни для Ленинградцев.
« Когда нас эвакуировали через Ладожское озеро, машина провалилась. Нас всех повыбрасывали на лед, пересадили на другую машину и поехали дальше. Привезли на станцию Жихаревка, где стояли военные кухни и давали пищу, сколько влезет в посуду. Я не помню, что у нас было, но когда мы получили эту еду, отец ее убрал и давал нам по чуть-чуть. А были такие, кто сразу наелись досыта, а утром были штабеля покойников», - с болью в голосе говорит Вена Матвеевна Прутовых.
Амосова Галина Михайловна:
- После того, как маме сняли гипс, я попала в детский дом в Петроградском районе. И потом нас оттуда уже в 1942 году сначала довезли до Кабона, после этого на машине по Ладоге. Машина, следовавшая за нами, ушла под лед – такое бывало. Потом нас посадили в товарные, «телячьи» вагоны, довезли до Костромы, потом из Костромы по Волге, на другую сторону – в санаторий «Козловы горы». И там мы жили до 1945 года, там был наш детский дом.
Алексеева А.В.:
- мне было 14 лет. В начале зимы начался страшный голод. На моих глазах днем от голода умер братик, а той же ночью – папа. Я, к счастью, попала в больницу. Когда нянечка начала меня раздевать и сняла мою шапку, она ужаснулась – вшей у меня было больше чем волос. Был не только голод, но и холод, поэтому шапку я не снимала где-то полгода. Вода была в виде льда, поэтому помыть голову я не могла. Меня побрили наголо. У меня к тому моменту были отморожены руки и ноги, была страшная дистрофия, и врач прописал мне 3 грамма сливочного масла в день и питание как у всех остальных детей. Но из-за голода мой организм уже ничего не усваивал, и бедным нянечкам приходилось постоянно менять за мной белье.
Потом нас эвакуировали. Утром нас погрузили с открытые машины и повезли к Ладоге.
Дорога Жизни в творчестве современников.
В приложении мы представляем стихи «Блокада Ленинграда» Берсеневой Оли, ученицы 7 класса города Новоуральска Свердловской области.
«Памятник блокады» Коковина Саши, ученика 3 класса и другие.
Репродукции картин современных художников и школьников.
II. Практические исследования
2.1. Микроисследование № 1: анкетирование сверстников, взрослых.
Работая по теме, мы провели ряд исследований.
Проведено анкетирование с целью выявления знаний о блокаде Ленинграда.
Анкета содержала два вопроса.
Когда была снята блокада Ленинграда?
Как называлась дорога по Ладожскому озеру?
На наши вопросы ответили 17 учащихся нашей школы.
Результаты анкетирования.
Когда была снята блокада Ленинграда?
70 % – 1944 год
12% - 1943 год
18% - не знают
Как называлась дорога по Ладожскому озеру?
70% - Дорога жизни
24% - Ладога
17% - не знают
Микроисследование № 2: опрос
Следующий метод нашего исследования – опрос.
В опросе участвовало 10 учащихся нашей школы.
Ребята отвечали на вопросы:
Для чего была нужна Дорога жизни?
Почему нам нужно помнить о блокаде Ленинграда?
Результаты опроса.
Для чего была нужна Дорога жизни?
100% опрошенных учащихся ответили, что по Дороге жизни перевозили в город продукты, медикаменты
Почему нам нужно помнить о блокаде Ленинграда?
60% - чтобы не повторились эти события
20% - чтобы помнить своих героев
20% - не знают
Данные анкетирования и опроса показали, что наши сверстники не очень хорошо знают историю блокады Ленинграда. Ведь по Дороге жизни перевозили в город не только продукты и медикаменты, но и боеприпасы, ведь Ленинград отчаянно сопротивлялся фашистам. А на обратно пути по Ладожскому озеру перевозили детей, спасая их от голода и холода.
III. Заключение.
Ответы наших сверстников побудили нас к дальнейшей работе над проектом. Мы решили создать устный журнал и видеофильм «Дорога жизни». В День Победы, 9 мая, мы познакомим всех учащихся нашей школы с продуктом нашего проекта. На родительском собрании мы познакомим родителей с устным журналом, продемонстрируем видеофильм, чтобы родители знали, что мы помним события Великой Отечественной Войны и гордимся героями войны и тружениками тыла.
Литература.
Дети города-героя: Сб./ Сост. А.Л.Мойжес.-Л.: Лениздат,
1974.-423с.: ил.
Ходза Н.А. Дорога жизни: Рассказы/ Н.А.Ходза;
Рис. В.Бескаравайного.-Л.: Дет.лит., 1984.-72с.: ил.
Сталева Т.В. Детство наше блокадное.../ Т.В.Сталева// Дошкольное
воспитание.-1995.-№5.-С.79-85.
Был город-фронт, была блокада...: Рассказы, стихи, очерки, документы,
хроника блокадных дней/ Сост. Д.Б.Колпакова, В.Н.Суслов.-Л.:
Дет.лит., 1984.-206c.: ил.
Приложение.
Блокада Ленинграда
Я расскажу вам, как когда-тоУж семь десятков лет назадБыла и кончилась, блокада,Что сковывала Ленинград.Всё начиналось в 41-м:Три месяца, как шла война,Страна жила единым нервом,Беда была на всех одна.Шло ополчение на запад,Навстречу беженцы теклиМоскву-то, всё же, отстояли,Смоленск и Киев не смогли.Тогда кольцом германской сталиИ был закован ЛенинградПочти два года продержалисьТе, кто не отступил назадЛишь часть заводов разобрали,
Чтобы к Уралу отойти-От взрывов продыху не зналиТе, кто уехать не смогли.И днем, и ночью шла бомбёжка,И днём, и ночью шёл обстрел.На клумбах не цветы, картошка:Ведь каждый очень есть хотел.120 грамм простого хлеба -Вот весь был детский рацион.Никто два года сытым не был,Но много кто был погребён.Я не поэт, и не писатель,И слов таких не знаем мы,Чтоб описать, как в ЛенинградеБлокадных жили две зимы.И только Ладога спасала,
Когда стояли холода.Тогда «Дорогой жизни» звалаЕё народная молва.По льду машин шли караваны,Чтоб иногда уйти под лёд.Ее бомбили беспрестанно,Но день за днём, из года в годвезли туда еду, снаряды,Обратно раненых, детей.Прощальные горели взглядыУ истощенных матерейКак у станков они стояли,Как умирали у станка,Как трупы мерзлые стучалиПо санкам детским, по доскам.Трамваем на передовую-И в госпиталь с передовойПро ту Вторую мировуюМы знаем только по кино.
И всё же не ломались люди,И всё же побеждали смерть.Им памятью навечно будетТот удивительный концерт,что Шостаковичем написан,Что под обстрелом прозвучал,И меж осколочного свистаРукоплескал артистам зал.900 тяжёлыхдней и безжалостных ночейВ домах пустых, в заводах мёрзлыхВ больницах, у станков, печейОни надеялись и ждали.И день свободы их пришёл,Они свой город не отдали,И маршал Жуков не подвёл. Берсенева Оля 7 «Д» кл., 48шк.
Памятник блокадыНе так давно мы были в ПетербургеС экскурсией из города родного.И посетили Петергоф и Пушкин,Гуляли вдоль Невы и в Летнем у Крылова.А на прощанье экскурсовод сказал,Что отпустить не может нас домой,Не повидай мы памятник блокады -Святое место Ленинграда.Мы ехали по шумному шоссе,Вдруг город расступился, и очутились мыСреди огромной площади ПобедыВ кольце, щемящем сердце, душу, нервы.То память на века оставили российским людямХудожники и архитекторы тогда еще Советского Союза,Назвав мемориал короткой фразой«Дней и ночей» блокадных «девятьсот».В кольцо гранита мы попали,И звуки скорби зазвучали,Как память тех тяжелых дней,Когда гремели пушки и снаряды,А Ленинград попал в кольцо огней.Дней 900 тех страшных и ночей,Не знали люди неба голубого,Им жизнь спасла холодною зимой«Дорога жизни», ставшая спасительной тропой.Потом спустились мы в зал Памяти военных дней.Документальный фильм там показалиО том, как ленинградцы в дни блокадыОт голода и холода, бомбежек умирали.Всем страшно было от того,Что видели мы в этом зале,Откуда вышли со слезами В воспоминаниях пусть это только остается,И никогда людская кровь вновь не прольется! Коковин Александр 3 «А» кл.
В школе.
Девчонка руки протянула
И головой - на край стола... Сначала думали - уснула, А оказалось - умерла. Её из школы на носилках Домой ребята понесли. В ресницах у подруг слезинки То исчезали, то росли. Никто не обронил ни слова. Лишь хрипло, сквозь метельный сон, Учитель выдавил, что снова Занятья - после после похорон.
Воронов Юрий.
Блокадный Ленинград
За залпом залп. Гремит салют.Ракеты в воздухе горячем цветами пестрыми цветут.А ленинградцы тихо плачут.Ни успокаивать пока, ни утешать людей не надо.Их радость слишком велика –Гремит салют над Ленинградом!Их радость велика, но больЗаговорила и прорвалась:На праздничный салют с тобойПол-Ленинграда не поднялосьРыдают люди, и поют,И лиц заплаканных не прячут.Сегодня в городе – салют!Сегодня ленинградцы плачут
Песня о Ладоге
Стихи В. БОГДАНОВА Музыка народная. Обработка Л. ШАЦАСквозь штормы, бури, через все преграды Ты, песня Ладоги, лети! «Дорога жизни» здесь пробита сквозь блокаду Родней дороги не найти.Припев: Эх, Ладога, родная Ладога, Метели, штормы, грозная волна! Недаром Ладога родная «Дорогой жизни» названа.Зимой машины мчались вереницей, И лед на Ладоге трещал. Возили хлеб для северной столицы И Ленинград нас радостно встречал.Припев.Пусть ветер Ладоги поведает народу, Как летом баржу за баржой Грузили мы и в шторм и в непогоду, Забыв про отдых и покой.Припев.Но знаем мы: жестокая блокада, Исчезнет скоро, словно тень. Растут и крепнут силы Ленинграда, Растут и крепнут каждый день!1942
13PAGE 15
13PAGE 142315
OLYMPUS DIGITAL CAMERA
·о
·
·
·
·АДетство в блок городе Линина настя, 7 лЗаголовок 1Заголовок 215