Ток-шоу Курение: дань моде, привычка, болезнь
Курение: дань моде, привычка, болезнь
(ток-шоу)
Цели: заставить курящих учеников задуматься о последствиях этой привычки; профилактика курения среди некурящих; развитие у учащихся навыков совместной деятельности, коммуникативных умений; развитие навыков работы с дополнительной литературой, умение конспектировать, выбирать главное; способствовать расширению кругозора учащихся; развивать у учащихся навыки публичных выступлений; помогать реализации способностей и интересов учащихся в выбранной ими деятельности; способствовать формированию творческого отношения к выполняемой работе.
Оформление: непосредственно перед классным часом кабинет готовится следующим образом: стулья расставляются полукругом, на стенах развешиваются плакаты, на доске пишется тема классного часа, эпиграфы, сведения о содержании вредных веществ в 20 сигаретах, о загрязнении окружающей среды курильщиками, устанавливается диапроектор, экран; на столах, за которыми сидят «специалисты», ставятся таблички «Медики», «Историки», «Социологи», «Химики», «Ботаник».Возможные эпиграфы: «Табак приносит вред телу, разрушает разум, отупляет целые нации» (О. де Бальзак); «Яд, который не действует сразу, не становится менее опасным» (Г.Э.Лессинг); «Курение мужчины – беда, курение женщины – дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: и для самой матери, и для её ребенка» (Ф.Г.Углов); «Люди курят не потому, что хотят курить, а потому, что не могут перестать», «Настоящий мужчина не тот, который курит, а тот, который смог бросить курить».
Содержание газеты: изображение растения табака, курительных принадлежностей: трубки, сигареты, кальяна.
Сведения: более 40% населения Земли курит; в год от курения умирает 2500000 человек, то есть каждые 13 секунд; активное курение сокращает жизнь на 8-10 лет, каждая сигарета – на 8-15 минут; за год курильщики выбрасывают в атмосферу 1642720 тонн ядовитых веществ.
Форма проведения классного часа: ток-шоу. Роль ведущего может выполнять классный руководитель или ученик.
Подготовка к классному часу: учащиеся делятся на группы в соответствии с собственными интересами и желанием. Каждая группа получает конкретное задание.
Группа Задание
Историки
(2 чел.) В литературе найти сведения о том, как табак попал в Европу и Украину, откуда пошла привычка курить.
Социологи
(4 чел.) В литературе найти сведения о причинах начала курения, о том, почему люди не бросают курить, о численности курящих мужчин и женщин в мире, о числе сумевших бросить курить и т.п.
Провести среди курящих сверстников опрос по следующим вопросам: 1.Пол; 2.Возраст; 3. Сколько лет курит; 4. При каких обстоятельствах впервые закурили (один, с другом, в компании)? 5. Что побудило закурить первую сигарету (любопытство, давление друзей, плохое настроение, неприятности, желание казаться взрослым, быть похожим на них и т.п.)? 6. Знаете ли вы о вреде курения? 7. Почему не бросаете курить?
Результаты обобщаются и сообщаются на классном часе.
Медики
(5 чел.) В литературе найти сведения: 1. О механизме привыкания человека к курению; 2. О заболеваниях, связанных с курением, и повышенной смертности курильщиков; 3. О влиянии курения на женский организм; 4. О влиянии табачного дыма и никотина на детей; 4. О способах избавления от курения.
Химик Готовит информацию о вредных и ядовитых веществах, находящихся в табачном дыме. Готовит и проводит опыт, демонстрирующий содержание вредных веществ в табаке.
Ботаник Готовит информацию о растении табака, его культивировании, применении.
Художественное оформление Готовит плакаты о вреде курения, собирает самые наглядные сведения от каждой группы и выпускает газету. Оформляет кабинет к классному часу.
Техническое оформление Готовит аудиокассеты с записью отрывков из песен о курении. Во время классного часа демонстрирует слайды при помощи диапроектора.
Ход классного часа
Ведущий. Итак, мы начинаем ток-шоу! Сегодня в нашей программе участвуют специалисты в области истории, социологии, биологии, медицины, химии и, конечно, вы, наши дорогие зрители. Прежде чем объявить тему ток-шоу, давайте прослушаем фонограмму.
(звучат песни о курении)
Ведущий. Это лишь небольшая часть песен о курении. Именно об этом социальном явлении мы будем говорить сегодня. Курение прочно вошло не только в наш быт, но и в культуру. А ведь были времена, когда курение, когда курение считалось несовместимым с обликом цивилизованного человека. Откуда же пришла к нам эта пагубная привычка? Слово историкам.
(выступают историки как табак попал в Европу и Украину).
Ведущий. Спасибо. Трубки, сигареты, папиросы, сигареты… все мы видели не раз эти предметы, но вряд ли задумывались о том, что у них внутри. О том, чем набита сигарета, нам расскажет ботаник.
(выступает ботаник)
Ведущий. Человек-существо любознательное, его тянет к новым ощущения. В связи с этим у меня вопрос к аудитории:
-свои первые ощущения от курения?
- не пробовали бросать?
Мефистофель заявил Фаусту по поводу табака: «Полезная травка, не лопух какой-нибудь. Кто хоть раз закурит, тот не оставит этой забавы». Почему так происходит, почему возникает привычка? Об этом нам расскажут медики.
(выступает медик №1 «О механизме привыкания человека к курению»)
Ведущий. Забава, шалость превращается в привычку. А как вы считаете, почему люди курят. А что на это скажут социологи.
(выступает социолог №1)
Ведущий. У меня опять вопрос к зрителям, почему люди не бросают курить. А социологи, что скажут.
(выступает социолог №2)
Ведущий. Огромное число людей на земле курит и продолжает жить. Так ли опасно курение для нашего организма. Обратимся к химикам.
(выступает химик)
Ведущий. Впечатляет. А что на этот счет скажут медики.
(выступает медик №2 «О заболеваниях, связанных с курение»)
/можно включить песни о курении/
Ведущий. Курение среди женщин. У кого из вас есть знакомые курящие женщины. Как вы к жтому относитесь. Чтобы вы сделали, юноши, еслибы ваша девушка курила? Курение наносит женскому организму непосредственный ущерб.
(выступает медик №3 «О влиянии курения на женский организм»)
Ведущий. Женщина и ребенок – неразделимое понятие. Как курение матери отражается на ребенке. Слово медикам.
(выступает медик №; «О влиянии табачного дыма на детей»)
Ведущий. 80% людей, желающих бросить курить, не могут сделать это самостоятельно. О том, как бросить курить, мы попросим рассказать специалиста.
(выступает медик №5 «О способах избавления от курения»)
Ведущий. После всего услышанного здесь, чтобы вы пожелали курящему человеку.
Я благодарю всех за участие в программе.