Технологическая карта по информатике по теме: «Группа объектов. Общее название» («Что такое? Кто такой?»)
Предмет - информатика;
авторы: Горячев А.В., Горина К.И., Суворова Н.И.
Класс- 3
Урок введения нового материала - № 4. стр. 14.
Тема: «Группа объектов. Общее название» («Что такое? Кто такой?»)
Планируемые результаты - предметные:
-формирование начального представления об общих именах, обозначающих группу предметов;
- формирование умений определять отдельные предметы заданной группы, давать общее имя группе объектов и разные общие имена одному объекту.
Планируемые результаты – метапредметные:
- познавательные: формирование умений строить речевое высказывание в устной форме, ориентироваться на разнообразие способов решения задач, осуществлять синтез как составление целого из частей, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектах;
- регулятивные: формирование умений принимать и сохранять учебную задачу, планировать действия в соответствии с поставленной задачей, осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, адекватно воспринимать оценку учителя, вносить необходимые коррективы в действие после завершения на основе оценки и учета сделанных ошибок;
- коммуникативные: формирование умений учитывать разные мнения, формулировать собственное мнение, умений задавать вопросы, контролировать действия партнера, использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
- личностные: формирование положительного отношения к учению, принятия образа «хорошего ученика», ориентации на понимание причин успеха в учебной деятельности, установки на здоровый образ жизни.
Метапредметные связи: математика, окружающий мир
Оборудование: учебник, тетрадь, ИКТ, карточки с заданиями, компьютеры
Ход урока
№
этапа Деятельность учителя Деятельность ученика Формируемые УУД:
Организационный момент – 1 мин.
Приветствует учеников Читают с доски приветствие:
Долгожданный дан звонок, начинается урок
Тут задачи, алгоритмы, игры, клипы – все для вас.
Пожелаем всем удачи, за работу в добрый час. Личностные: Развитие мотивов учения
Познавательные: Смысловое чтение
Актуализация знаний – 3 мин. Что мы изучали на прошлом уроке? Чтобы повторить предыдущую тему, мы выполним небольшую самостоятельную работу. (Заполнить таблицу «Состав -Действия» для объекта Самосвал)
Один ученик отвечает, другие добавляют, корректируют ответ
Один ученик на компьютере, другие на карточках.
Проверка с использованием ЦОР Личностные-способность к самооценке на основе критерия к успешной учебной деятельности.
3. Выведение темы урока.
Целеполагание. - 3 мин
На прошлом уроке мы с вами узнали: чтобы описать предмет или существо, нужно назвать его составные части и действия. Но, ответ на вопрос «Что такое?» или «Кто такой?» начинается не с названия частей или действия.
Например:
-Что такое сосна? – Кто такой Буратино?
Слова, с которых начинается описание предмета – это общее название для группы, к которой можно отнести данный объект. Каждый предмет, находящий в группе, можно назвать общим названием.
-Что кроме сосны, можно назвать деревом?
- А кого, кроме Буратино можно назвать сказочным героем? Таким образом, мы с вами сегодня научимся отвечать на вопрос «Что такое?»,
«Кто такой?» Воспринимают информацию на слух
Один отвечает, другие добавляют друг друга
Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объектах, самостоятельное выделение познавательной цели
4. Игра «Назови одним словом» - 2 мин Называет разные предметы, относящиеся к одной группе, до тех пор, пока ученики не назовут общее название (Игра с мячом) Земля, Марс, Юпитер, Венера – планеты
Карась, щука, лещ, окунь – рыбы
Ангара, Лена, Обь, Волга – реки
Бульдог, пудель, овчарка, такса – порода собак
Познавательные
Выделение необходимой информации для решения поставленной задачи, осознанно строить речевое высказывание в устной форме)
5. Работа с учебником
-3 мин. +1 мин.
на обсуждение
Работа в группах
№ 12 (стр.10)
Предлагает выполнить задание, обсудить общие названия групп и названия отдельных предметов в группе Один ученик читает задание
Выполняют задание в группе (каждый столбец отдельной группе, можно устроить соревновательный момент)
Каждая пара зачитывает получившиеся варианты названий предметов со своего бланка Познавательные Постановка проблемы, самостоятельный выбор решения проблемы
Коммуникативные договариваться и приходить к общему решению в совместном обсуждении)
6. Игра «Назови предметы группы» - 2 мин
А теперь попробуем наоборот, дать общее название группе названных мною предметов (игра с мячом, называет
группу, а ученики должны назвать предметы)
Деревья – рябина, берёза, тополь ель
Цветы – ромашка, розы, василёк
Игрушки – кукла, пупсик, машинка, автомат
Писатели – Пушкин, Толстой, Лермонтов, Крылов, БартоПознавательные: Выделение общего признака у изучаемых объектов
7. Работа с учебником – 2 мин.+ 1 мин. на обсуждение
Предлагает выполнить задание № 10. Обсудить, почему нельзя в первой группе использовать название «Погода» Обсуждают варианты общих названий для групп Познавательные: Анализ объектов с целью выделения признаков
8. Физминутка – 1 мин.
Предлагает выполнить тематическую физ. минутку (называет и выполняет действия на группы объектов: общее название и предметы) Личностные: установка на здоровый образ жизни
9. Работа с учебником – 13 мин.
Предлагает выполнить задание № 11. Подвести к выводу, что один и тот же предмет можно отнести к разным группам.
Сколько разных общих названий у самосвала в этом задании?
Найдите в рабочей тетради на стр. 30 описание Красной Шапочки. Какие два общих названия используется в этом описании?
Дайте как можно больше ответов на вопрос: Что такое яблоня?
Кто такой Коля?
Молодцы!
№ 13 стр. 36 по группам
Название какого объекта нельзя написать ни на одной табличке? Почему?
Сколько разных общих названий имеет «арбуз», «котёнок».
№ 15 самостоятельно Выполняют задание. В обсуждении приходят к выводу
2 общих названия: «игрушки» и «машинка»
Вывод:
Один и тот же предмет можно отнести к разным группам
«Человек» и «герой сказки»
Дерево, лиственное дерево, дерево на котором растут яблоки.
Ученик, ребенок, школьник, брат, сын, племянник, человек, друг, сосед, борец.
Дети работают по группам
Живой котенок, потому что не является ни игрушкой, ни шаром, ни полосатый.
Познавательные: осуществлять анализ объектов с
выделением существенных и
несущественных признаков; Владеть
общим приёмом
решения задачи
Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать
правильность выполнения действия и вносить
необходимые коррективы в конце действия.
Итог урока – 5мин. с чем познакомились на уроке?
Выдает домашнее задание.
№ 14 стр.36, № 16, №17 стр. 37-38 в учебнике
Оценивание (использование сигналов)
Отвечает один ученик, другие добавляют. Оценивают себя Личностные: способность к самооценке на основе критерия к успешной учебной деятельности
оборудование:
презентация стих
карточки на группы с заданием «Состав - действие» для объекта «Самосвал» на каждого ученика+мяч
№ 12 – 3 бланка для групп+
№13 напечатанные игрушки в 3 экз. для каждой группы (мяч, кубики, арбуз, живой котёнок, зебра игрушечная, мяч, кукла)+