конспект урока по обществознанию 10 класс Предпринимательство и бизнес
10 класс. Обществознание.
Тема урока: как стать предпринимателем?
Цели:
Сформулировать основные понятия предпринимательства; Выделить значимость предпринимательства для экономики в целом.
Развивать логическое мышление , формировать умение работы с дополнительными источниками информации.
Развивать навыки общения, умение работы в парах и группах., воспитание информационной культуры,
План:
I. Организационный момент.
II. Вступительное слово учителя.
III. Изучение нового материала по плану:
1. Понятие предпринимательства. Предпринимательское право.
2. правовая основа предпринимательства.3. Формы предпринимательской деятельности
IV. Закрепление нового материала. Как организовать свое дело (тренинг).
V. Итог урока. Д/ЗПредварительная подготовка к уроку:
Разделить класс на 4 группы.
-предприниматели
-социологи
-юристы
-наблюдатели
2. опережающее задание для социологов:
А) провести анкетирование учащихся 9-х и 11-х классов по вопросам:
1. как вы относитесь предпринимательской деятельности?
2. Хотели бы вы стать предпринимателем?
Б) познакомиться с тестом « Можете ли вы быть предпринимателем?»
В) приготовить краткую справку о развитии предпринимательства в нашем селе.
3. Опережающее задание юристам.
А) Найти и проанализировать в ГК РФ статьи, касающиеся предпринимательства.
-определение « предпринимательства»
-объект предпринимательства
-субъект предпринимательства
-права и обязанности предпринимателя
Б) Изучить статьи из УК РФ. ( правонарушения в сфере предпринимательства. Ответственность за правонарушения. Статьи, защищающие права предпринимателей). Ход урока
I. Организационный момент.( 1 мин)
II. Вступительное слово учителя.
Предпринимательство стало естественной составной частью российской экономики. Изучая основы предпринимательства, вы должны не только разобраться в том, как устроен мир предпринимательства, но и научиться, успешно действовать в этом мире. Успех в области бизнеса зависит от множества факторов. Одним из непременных условий достижения высокой результативности в бизнесе является получение необходимых знаний о формах и методах ведения предпринимательского дела. Поэтому в курсе обществознания мы изучаем тему: «Предпринимательство и бизнес».
Сегодня мы проведём деловую игру, которая поможет вам усвоить основные понятия темы, сформировать представление о правовых основах предпринимательства и его организационных формах. В творческом союзе всех присутствующих на уроке, попробуем выработать алгоритм основания своего дела.
ПРЕДСТАВЛЕНИЕ ГРУПП и кратким описанием их задач на уроке.
Изучение нового материала.
Поворот к рыночной экономике ввёл в обиход понятие « предпринимательство.». В нашем обществе в начале 90-х годов XX столетия появилась новая социальная группа – предприниматели. Наши социологи провели опрос старшеклассников с целью выявления их социальной установки по вопросу « Хотите ли вы связать свою взрослую самостоятельную жизнь с предпринимательской деятельностью?» и « Можете ли вы быть предпринимателем?». Результаты опроса мы сейчас услышим.
ВЫСТУПАЮТ СОЦИОЛОГИ.
Итак, самое время выяснить, что же понимается под « предпринимательством»?
Работа со словарём Даля, Современным экономическим словарём, учебником,
ИДЁТ ОБСУЖДЕНИЕ.
А сейчас слово по этому вопросу предоставляется нашим юристам.
Примерный ответ. В соответствии со ст.2. Гражданского кодекса РФ предпринимательской деятельностью является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнении работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве или в установленном законом порядке…
Определение записывается в тетрадь.
Далее юристы раскрывают понятия « субъект и объект предпринимательства, права предпринимателя. Обязанности предпринимателя»
Итак, уважаемые предприниматели, вам 1-е задание. На основе уже имеющихся у вас знаний и определённого жизненного опыта, перечислите какие сферы предпринимательской деятельности сейчас существуют? И в какой из них можно получить максимальную прибыль?
ИДЁТ ОБСУЖДЕНИЕ. ( строительная. Торгово – посредническая. Транспортная ит.д.) Вопрос наблюдателям. Как вы оцените общественную значимость названных сфер деятельности? Насколько полезны они для общества?
Против предпринимателей часто совершаются правонарушения. Вопрос к наблюдателям. Назовите. Какие типичные правонарушения, совершаемые против предпринимательства вам известны?
ИДЁТ ОБСУЖДЕНИЕ.
Давайте попросим наших юристов проанализировать названные правонарушения. Как УК РФ защищает предпринимателей?
Выступают юристы.
А как вы, уважаемые предприниматели, можете защитить себя от такого рода неприятностей?
Итак, что такое « предпринимательство» мы выяснили, в каких сферах деятельности можно извлечь максимальную прибыль знаем, как себя защитить тоже узнали. Остался не выясненным самый главный вопрос « Какой тип предприятия выбрать для своей деятельности?»
Давайте спросим у юристов какие организационно – правовые формы предприятий существуют?
( уч – ся записывают в тетрадь)
А теперь слово предоставляется предпринимателю Аксёновой Н.В. ( знакомит с документацией).
Закрепление нового материала. Как организовать свое дело? (тренинг)
Задание:
1.Подумайте, какое свое дело вы могли бы открыть?
2. Выберите юридическую форму предприятия (обоснуйте свой выбор).
3. Подготовьте проект трудового договора с работниками (режим работы, условия оплаты, ответственность).
4.Составьте схематично план бизнеса.
Обобщение (дискуссия).
Можем ли мы ответить на вопрос, поставленный в теме нашего урока?
Появилось ли у Вас желание стать предпринимателем?
С какими новыми понятиями Вы познакомились?
В каких вопросах расширили знания?
4) Подведение итогов урока.
Дом. задание. Подготовить сообщения о современных российских предпринимателях , чья деятельность способствует улучшению экономики России.