Разработка занятия по обществознанию на тему Производитель на рынке. Предпринимательство и бизнес (10 класс)
Дисциплина, специальность: обществознание.
Тема: Производитель на рынке. Предпринимательство и бизнес.
Мотивация изучения темы:
Производство – процесс создания любых экономических благ.
Мы участвуем в процессе производства или потребления.
Эти процессы образуют систему экономики государства.
Государство может контролировать экономику.
Цели занятия:
Учебные:
а) познакомиться с понятиями «валовой национальный продукт», «предприятие», «фирма», «отрасль» и т.д.; дать представление о различных процессах в экономике;
б) повторение и закрепление пройденного материала; уточнение, обобщение и систематизация полученных знаний;
в) формирование практических умений, необходимых для овладения последующими учебными дисциплинами; профессиональных умений и навыков;
г) контроль, анализ и оценка знаний и умений студентов, корректировка учебного процесса на основе результатов проверки, уточнение и дополнение знаний, подкрепление умений.
Воспитательные:
- воспитание гражданина, способного на основе имеющихся гуманитарных знаний оценивать социально значимые факты и явления и т.д.
Развивающие:
- формирование и развитие познавательных интересов и способностей, творческой активности.
Интеграционные связи: тема связана с психологией, биологией, историей, философией.
Оснащение (средства обучения):
компьютер с проектором для демонстрации презентации;
раздаточный материал ;учебник;
тетради.
Основные этапы занятия :1) организационный момент;
2) актуализация знаний через постановку темы и цели урока обучающимися;
3) повторение изученного материала;
4)изучение нового материла;
5) закрепление изученного материала ;6) инструктаж д/з;
7) итог урока.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Оргмомент: отмечаются отсутствующие и внешний вид студентов и аудитории, сообщается тема, формулируются цели с проведением мотивации, сообщается план проведения занятия.
Ход занятия.
Повторение изученного материала.
Что такое производство?
Можно ли жить в обществе, которое ничего не производит? К какому типу можно отнести такое общество?
Производство – процесс создания разных видов экономических продуктов.
Сегодня главный сектор производства – промышленность (лёгкая и тяжелая)
Кто устанавливает цены на промышленные товары в рыночной экономической системе?
Кто в командной?
Что такое бизнес?
Чем отличаются крупный и мелкий бизнес?
Создайте свой бизнес-план.
Работа в парах.
10 минут.
Бизнес-план.
Какое предприятие вы открываете? (производство какого-то товара; торговое предприятие; предприятие, предоставляющее какие-либо услуги; банк и т.п.)
Где Вы возьмёте деньги для того, чтобы его открыть? (имеете капитал, совершите займ в банке или у кого-то из знакомых?)
Что сделаете в первую очередь? Что закупите?
Что сделаете затем?
На что будете рассчитывать, начиная работу?
За какой период планируете вернуть затраченные деньги?
Что такое реклама?
Родина рекламы в современном виде – США.
Там первые рекламные агентства были открыты в середине 19 века.
Просмотр и обсуждение рекламных плакатов и роликов (Приложение 1).
Какие выражения соответствуют понятиям «дорого» и «дешево»:
На вес золота;
За бесценок;
По божественной цене;
Задаром;
Цена кусается;
Не по карману;
Влететь в копеечку;
За гроши.
Работа с учебником.
Прочитайте самостоятельно определения на странице 93.
Какое из этих понятий является самым обобщённым?
Какое самым частным (конкретным)?
Валовой национальный продукт (ВНП) – это статистический показатель национального дохода.
Может ли государство влиять на экономику?
В какой экономической системе это проявляется больше всего?
Самостоятельная работа с документом (30 минут)
Прочитайте и проанализируйте документ «О роли государства в условиях рыночной экономики. Из работы современного российского учёного-экономиста А. Н. Пороховского «Российская рыночная модель: путь реализации»
Что такое налоги?
Что Вы знаете о том, как собирали налоги на Руси и в России?
(князь Игорь, полюдье; княгиня Ольга, уроки, погосты; подати, пожилое, налог «с каждого дыма», дань и т.д.) Налоги - это обязательные платежи, взимаемые государством (центральными и местными органами власти) с физических и юридических лиц в государственные и местные бюджеты.
Откуда взялась поговорка «деньги не пахнут»?
Согласны ли Вы с ней?
Работа в группах.
Разделиться на группы,
оставить несколько человек, которые не входят ни в одну группу.
Они садятся отдельно и выступят в конце задания независимой силой.
1. Рекламная кампания.
Создайте рекламный лозунг,
плакат,
выберите представителя, который будет проводить рекламную кампанию.
Объясните, почему покупатель должен купить товар именно у вас?
2. Продажа.
Другие группы выступают в качестве покупателей.
Каждый участник в конце задания покупает товар какой-либо группы отдав символические деньги).
Победившая команда получает оценки.
Подведение итогов. Формулирование выводов.
Определение настроения в конце занятия (учащиеся высказывают своё мнение):
Да, я узнал много интересного. Настроение приподнятое
Да, но я уже всё знал раньше
Занятие не вызвало положительных эмоций. Нет, мне не понравилось
Домашнее задание: § 13 + тетрадь.
Использованная литература:
Литература
И.В.Липсиц Экономика. Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений. М.2004
О.И. Медведева Экономика 10-11 классы. Контрольные задания и тесты. Волгоград. Учитель, 2009
Г.Э.Королева Экономика 10-11 класс. Раздаточные материалы. Вентана-Граф, М.2009
П.А.Баранов, С.В.Шевченко Обществознание. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Экономика»
Т.П.Бегенева. Поурочные разработки по обществознанию. Базовый уровеньМ.2008
Приложение 1. Рекламные плакаты.