Внеклассное мероприятие на тему Ты в памяти мира пребудешь не зря…
-5932471770472«Ты в памяти мира пребудешь не зря…»
00«Ты в памяти мира пребудешь не зря…»
Менешева Сауле Балтабековна
«Ты в памяти мира пребудешь не зря.
О, память мятежных двух дней декабря…»
М. Шаханов.
Цель мероприятия: Показать историческую значимость событий декабря 1986 г. в г. Алматы в становлении независимого государства; способствовать воспитанию чувства гражданского долга, справедливости, патриотизма и уважения между народами.
Оборудование: Государственные символы РК, портреты участников декабрьских событий, книги, газетные материалы, плакаты, высказывания, рефераты учащихся.
План мероприятия.
Вступительное слово учителя.
Долгий путь к независимости.
Инсценировка «Разгон демонстрантов на площади».
Описание событий 17-18 декабря 1986 г.
Инсценировка «Монолог К.Рыскулбекова в камере смертников».
Стихотворение М.Шаханова «Площадь Желтоксан».
Оценка декабрьских событий.
О значении обретения независимости для республики.
Стихотворения о Казахстане.
Песня «Желтоқсан желін».
Заключительное слово учителя.
Ход мероприятия:
Учитель:
16 декабря. Это дата олицетворяет историческое событие в жизни казахского народа, ставшего на путь подлинной свободы и независимости. 16 декабря 1991 года принят Конституционный Закон «О государственной независимости РК», этот День был объявлен днем независимости.
Почти полторы тысячи лет назад тюрки создали первое великое государство – Тюркский каганат. К середине XV века относится возникновение Казахского ханства. Перенесшие монгольское нашествие, в течение 370 лет сражавшиеся с джунгарами, три столетия находившиеся под Российским диктатом, не поддававшиеся на китайские уловки мы не утеряли своих национальных особенностей, черт и культуры, никому не удалось покорить наш национальный дух. И обретение независимости – главное достижение во втором тысячелетии.
Ученик 1:
С 1731 года по декабрь 1986 года состоялось около семисот национально – освободительных выступлений казахов, боровшихся за свободу и независимость. Это говорит о том, что свобода нашего народа пропитана кровью наших свободолюбивых братьев. В нашей истории навечно остались имена борцов за независимость: Сырыма Датова, Исатая Тайманова, Махамбета Утемисова, Кенесары Касымова.
Учитель:
А некоторым, между прочим, кажется, что свобода и независимость достались нам легко, в связи с распадом Советского Союза. Нет, ошибаются те, кто думает так. В течении долгих веков наш народ шел к этой свободе, к независимости. И одной из страниц борьбы за эту независимость являются трагические события 17 – 18 декабря 1986 года.
Ученик 2:
Старт декабрьским событиям дал состоявшийся 16 декабря года Пленум ЦК КП Казахстан, на котором первым секретарем ЦК КПК был назначен Г.В. Колбин. Это событие было воспринято как грубый диктат центра при решении вопросов, затрагивающих жизненные интересы населения республики. Нужно учесть при этом, что из двадцати первых секретарей Компартии Казахстана за все годы ее существования только трое были казахами. Удар по национальному самолюбию этноса вызвал естественную волну протеста.
Ученик 3:
С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале небольшая группа рабочих и учащейся молодежи г. Алма – Аты. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению гос. строя и выпадов против других народов. Молодые люди, собравшиеся перед зданием ЦК Компартии республики, не нарушали законов и общественного порядка, они требовали лишь разъяснений по поводу решения Пленума и выражали свое несогласие с этим решением.
Ученица 4:
Однако вместо откровенного диалога и попытки разобраться в причинах происшедшего новые власти Казахстана вновь прибегли к террору и репрессиям 17 – 18 декабря против мирных демонстрантов были брошены силы милиции и внутренних войск.
Инсценировка «Разгон демонстрантов»
Выходит группа учащихся с транспарантами исполняют песню «Менің елім». Их разгоняют, избивая дубинками, некоторых уводят под конвоем.
Ученик 5:
Впервые в стране на мирную демонстрацию, половину участников которой составляли девушки, подняли саперные лопатки, служебных собак. В тот день никого не жалели, даже раненых девчонок, их таскали за волосы по снегу и, как поленья швыряли в кузов грузовиков.
Ученица 6:
Без санкций прокурора, без суда и следствия задержанных демонстрантов бросили в тюрьмы, а тех, кому не досталось места, вывезли на пятьдесят километров за город и в двадцатиградусный мороз, сняв одежду и обувь, избив и на издевавшись, измученных оставили на снегу.Ученик 7:
Против демонстрантов действовал отряд специального назначения, парни с садистскими наклонностями, когда – то тщательно отобранные из числа озлобленных сирот, выросшие в детских домах страны и прошедшие подготовку по секретной программе. Они были как взбесившиеся волки, превзошедшие в своей жестокости даже фашистов.
Всего было ранено более двух тысяч человек, не законно задержано тысяч десять, не меньше. Были и погибшие …
Ученик 8:
Сколько же молодых душ было изранено в то время, сколько осталось духовных и физических инвалидов? Одним из жертв этой трагедии стал Кайрат Рыскулбеков.
Инсценировка. Монолог «К.Рыскулбеков в камере смертников»
Отрывок из поэмы М.Шаханова «Заблуждение цивилизации», читает ученик 9
«Итог молчаливых поступков».
(монолог Кайрата Рыскулбекова в камере смертников семипалатинской тюрьмы)
«Я с малых лет мечтал побывать на священной земле, на родине великих властителей умов Абая и Ауэзова. И побывал, о боже, надо же, в наручниках, под охраной, избитый, как собака в наморднике. Душно в камере. Бывает ночью, когда до самого рассвета не смыкаю глаз. Думаю, думаю… Вот и выстроилась цепь, казалось бы незначительных событий, подспудно сыгравших горькую роль в моей судьбе.
В годы беззаботного детства я не раз бывал в гостях у родичей моих, там подружился с мальчиком, живущим по соседству. Как – то мы, позабыв обо всем на свете, играли во дворе в футбол. Он сильно пнул мяч и разбил окно. Отец его, выскочил из дома, сердито вскричал:
-Кто это сделал?! – Мальчик, дрожа от страха, виновато молчал.
-Понятно, - сказал отец, - значит, это твой друг… Надо ли дружить с таким хулиганом, да еще и трусливым?
Я был оскорблен до глубины своей детской души. Меня душили слезы, я повернулся и убежал.
Спустя много лет мы встретились снова.
В тот морозный декабрьский день я едва уговорил его пойти вместе со мной, и мы оказались среди незнакомых демонстрантов
Мы шли на центральную площадь, и в какой – то миг оба одновременно – надо же! – посмотрели на часы. И, глядя друг на друга, улыбнулись, было ровно 11:30.
Позже я узнал – какое трагическое совпадение! – что именно в эти минуты на западной стороне площади был убит юноша. Убийцу среди толпы никто толком не заметил, потом кто – то вспомнит, что он был в синей куртке. Примерно через десять дней появился грозный приказ Колбина главам правопорядка: если в течение трех дней не будет найден убийца, то они распрощаются со своими уютными креслами. И бедные подчиненные засуетились… Каждый следователь хотел отличиться в глазах своих начальников, а те перед вышестоящими.
Как – то в камеру зашли трое, среди них – мой следователь. Они насильно надели на меня синюю куртку, вывезли в город и начали фотографировать на фоне деревьев и разных зданий. А потом эти кадры послужили обвинительным документом.
Вскоре состоялся нелепый суд, где обвинители, один за другим, как бы соревнуясь, клеймили меня позором.
Мне их искренне жаль… ибо время сейчас смутное: в Казахстане – малый 37-й год. Потому я всех их понимаю, кроме одного, сидевшего в последнем ряду трусливо опустив глаза – моего бессловесного «друга детства», который так и не осмелился сказать, что в тот роковой момент, ровно в 11:30, мы находились не на площади, а на другом конце города. Одно единственное его слово правды отвело бы от меня несправедливое обвинение.
Когда суд объявил приговор: смертную казнь, мать упала в обморок…»
Учитель:
Нелегко нам далась независимость. На этом пути многие наши гордые соотечественники сложили головы. Среди них – Ербол Сыпатаев, Ляззат Асанова, Сабира Мухамеджанова и многие другие. Их матери по сей день оплакивают своих детей…
(Звучит мелодия)
Стихотворение «Площадь Желтоксана»
Ученик 3:
На площади этой замедли шаги,
Декабрьской стужей проникнись и горем:
Войскам и державным лгунам вопрекиЗдесь юность восставшая зыбиться морем,
За волосы девушек здесь волокут
И топчут недвижно распластанных тут…
Все также по краю, здесь тянутся в ряд,
Вдоль длинной трибуны, безмолвные ели.
Они, как «герои» иные, молчат,
Предавшие доблесть восставших на деле.
Ступая по площади, зорче взгляни
В победные наши и скорбные дни.
Ученица 3:
Декабрьские события не ограничились лишь Алма-Атой. Митинг и демонстрации протеста прошли в Талды-Кургане, Аркалыке, Кокчетаве, Павлодаре, Чимкенте и других городах.
События в Казахстане взорвали молчаливое сопротивление союзных диктату центра. За Алма-Атой последовали Тбилиси, Баку и Вильнюс.
Учитель:
Это движение можно расценивать, во-первых, как событие, имевшее внутринациональное значение (пробуждение национального самосознания) во-вторых, как явление мировой значимости.
К сожалению, правдивая официальная информация о тех событиях долгое время отсутствовала, зачастую была искажена. И только 19 июля 1989 года поэт Мухтар Шаханов с высокой трибуны в Москве рассказал миру всю правду.
Учитель:
___лет. Для истории это одно мгновение. В течение многих столетий история видела возникновение многих государств и распад великих империй, как Римской, Британской и Советской. Видела она и как народы обретают независимость нам особенно дорога.
Ученик 4:
Она дорога нам потому, что высоко подняла национальный дух.
Ученик 5:
Она дорога нам потому, что возвратила нам утраченную государственность, возродила огонь в очаге нашего дома.
Ученик 6:
Она дорога нам потому, что вывела нашу страну и наш народ на международную арену, приобщила к мировому обществу.
Ученик 7:
Она дорога нам потому, что вернула нам историю нашего народа, историю наших предков, наш родной казахский язык, нашу религию и веру, наши обычаи и традиции, оживила само слово «казах», придала ему настоящий смысл.
Ученик 8:
Она дорога нам потому, что сердца наши стали стучать при слове «Родина», при словах «Моя страна!», мы стали поднимать голову высоко. При словах «Моя земля!» становимся выше.
Ученик 9:
Независимость – это не просто термин. Независимость имеет на самом деле глубокий и широкий смысл. Перво-наперво-это политическая независимость. Мы соседствуем со многими государствами, но отныне не подчиняемся сильным, не носим старые одежды старого порядка.
Ученик 10:
И как тут не вспомнить великого француза Дантона и его слов: «Великие нам кажутся великими, потому что мы стоим на коленях, поднимаемся!» Мы поднялись и крепко стоим на ногах. И мы должны идти нашим независимым казахстанским путем.
Стихотворение о Казахстане.
Ученик 13:
Природа мать, позволь смиренно
Перед тобой склонить свой стан.
Бальзам души наш Кокшетау,
Синь и величие Ала-Тау,
Все это ты, мой Казахстан.
Земля твоя – богатство наше,
Седой Балхаш, река Или,
Огни плотины Капчагая.
Каток Медео, блеск вокзалов,
Цвети, республика, расти.
Несет прохладу Семиречье.
В степи лежат Турксиба нитки,
В лугах твоих и в поймах рек
Оставлю сердце я навек.
Народ наш просит, земля златая:
Под ярким теплым солнцем мая,
Сил от природы набирая,
От Астаны до КапчагаяЦвети, республика родная.
Ученик 13:
Стада джейранов и куланов,
Песков поющих барханы,
Фазан – краса тугайных гущ,
И высь могучих стройных круч –
Земля все это Казахстан.
Степная ширь, ковыль волнами,
Царь птиц – орел парит над нами,
Лазурь озер, журчанье рек.
Все это нам природа дарит,
Гордись всем этим, человек.
Ученик 15:
От гор твоих и до Магнитки
Песню «Желтоқсан желің», исполняет группа учащихся.
Заключение.