Технологическая карта урока Глобус-модель земного шара , с применением мотивационных методов и приемов.


Технологическая карта урока по предмету «Окружающий мир»
Класс 3-б
Тема «Глобус-модель земного шара».
УМК «Перспективная начальная школа», учебник О.Н. Федотова и др.
Цель урока: сформировать представления о модели Земли - глобусе; развивать речь, память, логическое мышление.
Формируемые УУД:
Предметные: - объяснить новые для учащихся понятия «глобус», «меридианы», «нулевой меридиан», «параллели», «экватор»;
Метапредметные: - регулятивные: формировать умение планировать, контролировать и
оценивать свою деятельность;
- коммуникативные: формировать умение слушать и слышать, работать в паре,
ясно и четко давать ответ на вопрос, излагать и отстаивать свою точку зрения;
- познавательные: формирование умения работать с информацией,
овладение операцией мышления;
Личностные: - осознание своих возможностей в учении и умении применять полученные знания;
- развитие познавательного интереса и учебной мотивации.
Тип урока – комбинированный.
Структура и ход урока
№ Этап
урока Решаемая задача Деятельность ученика Деятельность учителя
Время
1. Адаптационный 1. Адаптировать учащихся к деятельности на уроке
2. Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы.
Открывают «Содержание» с.7, находят название темы урока: «Глобус-модель земного шара»
Отвечают на вопросы учебника со значком «Повтори пройденное».
Приводят необходимые примеры.

Работают в группах со школьными глобусами, демонстрируя друг другу ось глобуса, его вращение, полюса.
Информационный метод.
Проверяет готовность учащихся к уроку. Совместно с учениками озвучивает тему урока, предлагая отгадать загадку.
На нем уместилась вся наша Земля:
Моря, океаны, леса и поля.
И Северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь в руках унесешь.
Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока (Знакомо ли детям понятие «глобус», что дети помнят из изученного во 2 классе).
Демонстрация глобуса, оси глобуса, вращения глобуса вокруг своей оси
Контролирует степень вовлеченности учащихся в работу и уточняет первичные знания необходимые для понимания темы урока.
Создает интеллектуальное затруднение, обращая внимание детей на линии, нанесенные на глобус (если дети сами не обратили на это внимание). Предлагает высказать свои предположения для чего они могут быть нужны.
Демонстрационная модель глобуса, школьные раздаточные модели.
7 м
2. Основной этап 1.Формирование предметного действия - на основе примеров в учебнике.
2. Разрешение интеллектуального затруднения.
Поиск ответа на вопрос: для чего на глобусе проведены круговые линии.
Читают самостоятельно первую часть материала учебника, выделяя новые сведения.

Высказывают свои предположения, для чего нужны эти линии на глобусе. В случае затруднения можно напомнить правила игры в «морской бой».

Находят на глобусах меридианы, экватор, параллели.
Используя поисковый метод
проводит параллель между новым материалом и ранее изученным материалом. Обращает внимание на то, что глобус помогает нам хорошо представить шарообразную форму Земли, а не шар. Может рассказать, каким образом искусственные спутники подтвердили это предположение. На интерактивной доске демонстрирует вид Земли из космоса.
Побуждает учеников к высказыванию своего мнения о том, для чего на глобусе проведены круговые линии.
Подводит обучающихся к выводу о том, что они (эти линии) необходимы для всех людей в их жизни и деятельности.
Предлагает рассмотреть круговые линии, проходящие через полюса, и вводит понятия меридиана.
Затем предлагает найти линию, которая удалена на одинаковое расстояние от полюсов, и вводит понятие экватора, обращая внимание на то, что экватор делит глобус на два полушария: северное и южное. Вводит понятие параллелей. Демонстрационная модель глобуса, школьные раздаточные модели.
Интерактивная доска. 15мин.
3. Творческий этап 1.Повышения уровня формируемых знаний на основе применения творческих заданий.
2. Осознание каждым учащимся степени овладения полученными знаниями. Измеряют длину меридианов и делают вывод о том, что все меридианы имеют одинаковую длину.

Измеряют длину параллелей и делают вывод о том, что самой длинной параллелью является экватор, а длина параллелей уменьшается в направлении от экватора к полюсам.

Читают материал из учебной хрестоматии.
Создает эмоциональный настрой на самостоятельную работу, предлагает с помощью обычной нитки измерить длину меридианов.
Знакомит с понятием «нулевого меридиана», и предлагает отыскать его на глобусе.
Может ознакомить с тем, как и от каких меридианов (Пулковский меридиан), происходил отсчет до международного соглашения 1884 года (Гринвичский меридиан).
Для тех, кто успешно справился с заданием, предлагается тем же методом сравнить параллели. Вводит понятие экватора, предлагает обсудить, как экватор делит Землю.
Руководит обсуждением полученных выводов и помогает подвести итог.
Акцентирует внимание учеников на том, что параллели и меридианы являются воображаемыми линиями, для этого еще раз демонстрирует снимки Земли из космоса.
Для закрепления и дополнения полученных знаний, предлагает прочитать рассказ из хрестоматии по окружающему миру «Земля в авоське».
Интерактивная доска. 15мин
4.
Итог урока Рефлексия. Научиться оценивать степень выполнения поставленной задачи. Формулируют конечный результат своей работы (что нового они узнали на уроке), высказывают свое мнение (понравился ли им урок, был ли им интересен материал урока), выбирают из всего материала урока то, что пока ещё вызывает затруднение. Акцентирует внимание учащихся на конечных результатах учебной деятельности путем ответа на контрольные вопросы в конце материала учебника. Предлагает рассказать, что нового они сегодня узнали, как можно применить полученные знания в жизни.
Дает комментарии к домашнему заданию, которое будет состоять из ответов на вопросы в учебнике и выполнении заданий из тетради для самостоятельной работы. 8мин.