Психолого-педагогические условия формирования песенного творчества










Курсовая работа по методике преподавания музыки в ДОУ на тему:
Психолого-педагогические условия формирования песенного творчества дошкольников
Содержание
13 TOC \o "1-3" \h \z \u 1413 LINK \l "_Toc255181055" 14Введение 13 PAGEREF _Toc255181055 \h 1431515
13 LINK \l "_Toc255181056" 14Глава 1. Условия формирования песенного творчества дошкольников 13 PAGEREF _Toc255181056 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc255181057" 141.1. Особенности музыкально-психологического облика дошкольника 13 PAGEREF _Toc255181057 \h 1451515
13 LINK \l "_Toc255181058" 141.2. Музыкальная интонация и интонационный словарь детей дошкольного возраста. Особенности развития голоса 13 PAGEREF _Toc255181058 \h 1491515
13 LINK \l "_Toc255181059" 141.3. Сформированность музыкального слуха у дошкольников 13 PAGEREF _Toc255181059 \h 14131515
13 LINK \l "_Toc255181060" 141.4. Формирование у ребенка любви к фольклору 13 PAGEREF _Toc255181060 \h 14151515
13 LINK \l "_Toc255181061" 14Глава 2. Музыкальное песенное творчество детей в ДОУ 13 PAGEREF _Toc255181061 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc255181062" 142.1. Общая характеристика детского музыкального творчества. 13 PAGEREF _Toc255181062 \h 14211515
13 LINK \l "_Toc255181063" 142.2. Особенности песенного творчества дошкольников 13 PAGEREF _Toc255181063 \h 14231515
13 LINK \l "_Toc255181064" 14Заключение 13 PAGEREF _Toc255181064 \h 14271515
13 LINK \l "_Toc255181065" 14Список использованной литературы 13 PAGEREF _Toc255181065 \h 14291515
15
Введение
Современное социокультурное состояние России все более ориентируется на сохранение и возрождение национальной культуры. Это находит отражение в возрождении идеи национальной школы, идеи этнопедагогизации образовательного процесса. Воспитательные и образовательные возможности национальной школы обладают огромным потенциалом в плане реализации культуросозидающей функции образования.
Важным воспитывающим и образовательным компонентом в системе образования может стать опора на национальные, культурные традиции русского народа. Русские национальные культурные традиции, включая в себя общественные установки, нормы поведения, ценности, идеи, обычаи, обряды и т.д. выполняют важную функцию – аккумулируют, консервируют и транслируют социальный опыт. Народные традиции, фольклор – это доступная всем форма выражения себя, своего мироощущения.
Дошкольное детство – это период формирования личности ребенка. Именно в этом возрасте закладываются основы моральных и нравственных качеств растущего человека, происходит развитие его психических функций, формирование способностей к творчеству. Важнейшей в этом процессе является музыка во всех ее проявлениях и доступных ребенку формах. В условиях ДОУ проводятся специально организованные занятия, направленные на развитие музыкальных способностей ребенка и его художественной культуры.
Музыкальные занятия в ДОУ представляют собой совокупность нескольких видов музыкального творчеств: слушание музыки, исполнительская деятельность, ритмика и т.д. Важнейшим видом музыкальной деятельности является пение.
Важнейшей репертуарной составляющей на музыкальных занятиях в ДОУ является фольклор во всех его формах и видах. Фольклор – это основа национальной культуры, это высокохудожественные образцы искусства. Именно фольклор дает возможность развитию песенного творчества дошкольников, т.к. в самой природе фольклора заложена импровизационность, творческая направленность.
Вышесказанное обусловило актуальность и выбор темы данной курсовой работы: «Психолого-педагогические условия формирования песенного творчества дошкольников».
Цель работы – теоретически изучить психолого-педагогические условия формирования песенного творчества дошкольников.
Задачи:
Охарактеризовать особенности музыкально-психологического облика дошкольника.
Рассмотреть особенности музыкальной интонации и интонационного словаря дошкольников.
Определить сформированность музыкального слуха детей дошкольного возраста.
Рассмотреть условия воспитания у детей любви к фольклору.
Дать общую характеристику детского музыкального творчества.
Выявить особенности формирования песенного творчества у детей в ДОУ.
Объект исследования – процесс формирования песенного творчества дошкольников.
Предмет – психолого-педагогические условия, способствующие формированию песенного творчества дошкольников.
Методы: изучение и теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования.
Теоретической основой данной работы послужили учебные пособия и статьи периодических изданий по педагогике, психологии и методике преподавания.
Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы.

Глава 1. Условия формирования песенного творчества дошкольников
Особенности музыкально-психологического облика дошкольника
Ученые и педагоги давно обратили внимание на необыкновенную емкость восприятия маленьких детей, на удивительные качественные особенности их мышления. В отличие от логического, анализирующего, обобщающего взрослого мышления, детское мышление образное, а значит, наглядное, целостное, чрезвычайно эмоционально насыщенное и необыкновенно проницательное и продуктивное.
Многолетние психолого-педагогические исследования показали, что для успешности обучения необходимы физическая, психическая и мотивационная готовность ребенка-дошкольника переключиться на учебно- познавательную деятельность. В музыкальном обучении нет необходимости резко менять художественно-образную деятельность на учебно-познавательную. Сама музыкальная деятельность, особенно в дошкольном возрасте, представляет огромные возможности для воспитания первоначальных навыков с помощью создания игровых ситуаций и музыкально-исполнительского образа.
Ребенок дошкольного возраста обладает музыкальными способностями. Способности – это индивидуально-психические особенности личности, являющиеся условием успешного выполнения той или иной продуктивной деятельности. Они тесно связаны с общей направленностью личности, с тем, насколько устойчивы склонности человека к той или иной деятельности.
Дошкольное детство характеризуется тем, что ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности. У детей проявляются музыкальные интересы, иногда к какому-то из видов музыкальной деятельности или даже к отдельному музыкальному произведению. В это время происходит становление всех основных видов музыкальной деятельности: восприятие музыки, пение, движение, игра на детских музыкальных инструментах, музыкальное творчество.
Дети дошкольного возраста на фоне их общего развития достигают новых по качеству результатов. Они способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений.
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация. Дифференцируются слуховые ощущения.
В дошкольном возрасте источником получения музыкальных впечатлений становится не только педагог, но и сам большой мир музыки. Дети уже могут устанавливать связи музыки с литературой, живописью, театром. С помощью педагога искусство становится для ребенка целостным способом познания мира и самореализации. Интегративный подход к организации взаимодействия детей с искусством помогает ребенку выражать свои эмоции и чувства близкими ему средствами: звуками, красками, движениями, словом.
Глубина эмоционального переживания выражается в способности интерпретировать не столько изобразительный музыкальный ряд, сколько нюансы настроений и характеров, выраженных в музыке.
Закономерности и особенности развития психических процессов дошкольника позволяют формировать его художественный вкус, музыкальную эрудицию. Он не только чувствует, но и познает музыку, многообразие музыкальных жанров, форм, композиторских интонаций.
Эмоциональные впечатления и опыт восприятия музыки дети переносят в исполнительскую деятельность. Культура слушательского восприятия позволяет ребенку стать полноценным зрителем-слушателем доступных его возрасту концертов, музыкальных спектаклей.
Дошкольники проявляют немалую активность в слушании и интерпретации музыки. Это выражается в попытке передать художественный образ в музыкально-ритмических движениях, выборе музыкального инструмента, который бы лучше характеризовал художественный образ, изображении музыкальных впечатлений в рисунке, сочинении стихотворения, отражающего впечатление от услышанного музыкального произведения, желании использовать эту музыку в детском оркестре или в музыкально - художественной театрализации. Таким образом, ребенок реализует естественную потребность превратить внутреннюю насыщенность музыкой в продукт собственного творчества.
В дошкольном возрасте проявляется большая активность ребенка в процессе восприятия и воспроизведения музыки голосом. Диапазон голоса расширяется и выравнивается. Актуализируется взаимосвязь интуитивных и сознательных действий: ребенок способен воспринимать не только выразительные средства музыки, но и их смысл. В дошкольном возрасте активизируется творческий потенциал ребенка: дети могут уже более осмысленно импровизировать мелодии, сочинять попевки на заданный текст и жанр. Ребенок в этом возрасте активно овладевает техникой игры на различных музыкальных инструментах.
Дети дошкольного возраста неспособны долго сосредотачиваться на какой-либо одной проблеме. Поэтому содержание музыкальных занятий должно быть максимально разнообразным.
Другой характерной особенностью дошкольного возраста является необычайная восприимчивость к чувственным впечатлениям окружающего мира. В этой связи актуализируется задача обогащения чувственного опыта ребенка на основе эмоционального переживания содержания музыки. Обогащение чувственного опыта ребенка связано с расширением его эмоционального опыта – способностью сопереживать тем чувствам и настроениям, которые выражены в музыкальном произведении.
Темп музыкального мышления находится в прямой зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения. Индивидуальная выраженность лабильности (подвижности, изменчивости) нервной системы является одной из природных предпосылок первых проявлений музыкальных способностей у детей дошкольного возраста. Однако исследования ученых (Б.М.Теплова, Е.П.Гусевой и др.) свидетельствуют о том, что для большинства детей дошкольного возраста более характерна инертность нервной системы. Имея в виду эти возрастные психофизиологические особенности дошкольников, важно исключить из процесса музыкального образования детей этого возраста всякую спешку и побуждение к быстрой реакции в том или ином виде музыкальной деятельности.
Особенности музыкального развития ребенка обусловлены многими индивидуально-психологическими факторами.
Характерной чертой психики дошкольника является мышление в конкретных образах, в игре. От переживания – к познанию – таков путь ребенка в музыку, учитывающий как эмоциональную природу этого вида искусства, так и природу самого ребенка – естественную, генетически заложенную в нем готовность к опережению уровня своего развития.
Для ребенка дошкольного возраста характерна музыкально-художественная деятельность. Его начинает в большей степени интересовать не сам процесс, а качество результата деятельности. Уже достаточный личный эмоциональный опыт позволяет ребенку переживать художественные эмоции и творчески интерпретировать музыкальные произведения. А опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результат собственного восприятия;
исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев, создателя сюжета музыкально-драматической игры).
Из вышесказанного следует, что музыкальный облик ребенка дошкольного возраста обладает рядом особенностей, имеет свои характеристики. Музыкальные способности дошкольника достаточно сформированы, что способствует их эффективному развитию.
Музыкальная интонация и интонационный словарь детей дошкольного возраста. Особенности развития голоса
Б.В. Асафьев в своих исследованиях говорил о том, что в музыке разных времен существует свой «интонационный словарь эпохи». Это понятие употребляется в разных вариантах: «бытующий словарь интонаций», «устный словарь интонаций», «звукосмысловые накопления», «звукословарь», «интонационный словарь своего времени». Интонационный словарь – это не словарь музыкальных терминов, а «запас» музыкальных интонаций, которые полюбились, запомнились ученикам.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления. Поэтому очень важно воспитывать детей на шедеврах мирового искусства, расширять их представления о музыке всех времен и стилей. Накопление разнообразных музыкальных впечатлений позволяет формировать у детей интонационный музыкальный опыт. Интонации народной и классической музыки становятся все более привычными для слуха, знакомыми, узнаваемыми. Прокладывать эти «дороги» предпочтительнее на высокохудожественных образцах музыкального искусства, создавая в представлении ребенка эталоны красоты. Репертуар, который используется в процессе музыкального воспитания, оказывает влияние на формирование отношения детей к музыке.
Репертуар детского сада включает народную музыку, детскую классику и современную музыку, но в своем подавляющем большинстве состоит из произведений, специально созданных отечественными композиторами для детей (с учетом дидактических целей). Многие из этих произведений не отвечают высоким требованиям художественности. Они написаны упрощенным, малохудожественным музыкальным языком, включают примитивные штампы интонационных оборотов и гармонизаций, скучны и неинтересны.
Большое влияние на усвоение детьми музыкального опыта оказывает общение. То, что является ценным для окружающих людей, приобретает ценность и для самого ребенка. В семье малыши, как правило, слышат преимущественно развлекательную музыку. Классическая музыка не имеет ценности в представлении многих родителей, которые сами выросли без нее.
Музыкальный руководитель формирует интерес к музыке на том репертуаре, который традиционно используется в работе детского сада. Дети воспринимают положительное отношение педагога к этим произведениям, и, таким образом, эталоны красоты у них формируются на малохудожественных произведениях. В итоге деятельности и общения дети воспитываются на репертуаре, далеком от совершенства. «Интонационный словарь эпох» усваивается ими в очень незначительной степени. Он вытесняется интонационным словарем специфически детской современной музыки (в детском саду) и развлекательной (в семье).
В связи с этим необходимо рассмотреть другое требование, которое предъявляется к музыкальным произведениям, требование доступности. Оно рассматривается, как правило, в двух аспектах: доступность содержания музыкальных произведений и доступность для воспроизведения их детьми.
Доступность содержания иногда понимается как использование программно-изобразительных образов, близких детям (природа, игра, игрушка, сказка, образы животных и птиц и т. д.), дающих опору на внешние предметные образы. Вопрос же доступности содержания музыки гораздо шире. Он должен рассматриваться в плане возможности восприятия эмоционального содержания, соответствия чувствам, которые дети способны пережить в данный момент.
Интонационно-слуховой опыт дошкольников уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра. Дети слышат и эмоционально откликаются на ярко контрастные по настроению музыкальные пьесы (веселая - грустная музыка), а из жанров лучше всего определяют марш. При этом большинство из них ориентируется не на весь комплекс средств музыкальной выразительности, а на какое-либо одно. Чаще всего это темп, реже - тембр или динамика. И получается у ребенка: «быстрая музыка - значит, веселая», «медленная - значит, грустная». В дальнейшем по мере музыкального развития, накопления музыкального опыта дети начинают ориентироваться на все более полный комплекс средств музыкальной выразительности.
На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения. Это приводит к значительно большей адекватности восприятия музыки и обогащению ее индивидуальной интерпретации. На смену бедным, односложным ответам приходят развернутые сюжеты, богатые действиями, эмоционально окрашенные.
К пяти годам ребенок:
приобрел определенный круг представлений об эстетическом в окружающем мире; ярко, эмоционально реагирует на красивое-некрасивое в музыке;
научился достаточно внимательно слушать музыку, эмоционально реагирует на нее, может определить общее настроение музыкального произведения и его жанр (марш, песня, танец);
может музыкально и достаточно пластично воспроизвести некоторые виды основных движений (шага, бега, прыжков) и общий рисунок танцевальных; в танцах становится элементарно выразительным; с удовольствием придумывает движения, соответствующие настроению музыки и сюжету этюда или игры;
может спеть простую песню в удобной, соответствующей его голосу тональности; интонирует общее направление движения мелодии, чисто поет отдельные ее отрезки (с аккомпанементом).
Детский голос очень хрупок и раним, он проходит сложный путь формирования и развития. Голосовые связки детей короткие и тонкие. Детские легкие малы, что оказывает влияние на особенности певческого дыхания дошкольника. Мышцы детей, задействованные в процессе звукообразования, развиты еще слабо. В результате звук детского голоса в дошкольном возрасте высокий и не очень сильный.
У детей дошкольного возраста преобладает головной резонатор, грудной развит слабо. До семи лет пение детей сохраняет фальцетный характер. Диапазон ребенка дошкольного возраста, как правило, невелик. Детские голоса звучат ненапряженно и естественно в пределах «ре» – «си» первой октавы. Это так называемый «примарный» диапазон, в котором ребенок поет значительно чище интонационно, естественно, свободно, красиво. При правильной организации певческой деятельности певческий диапазон расширяется в следующих пределах: «ми» - «ля» первой октавы (младший дошкольный возраст); «ре» - «си» первой октавы (средний дошкольный возраст); «до» («ре») первой октавы – «до» («ре») второй октавы (старший дошкольный возраст). Уже в дошкольном возрасте голоса делятся на высокие, средние и низкие.
Причинами нечистого интонирования наряду с неразвитым музыкальным слухом могут быть: отсутствие координации между слухом и механизмом работы голосового аппарата; недостатки в работе артикуляционного аппарата; низкий диапазон звучания голоса; некоторые личностные качества ребенка.
Некоторую сложность в обучении представляют дети – «гудошники», у которых иногда по несколько лет отсутствует контакт слуха с голосом. Часто правильно запомнив песню, они, верно проговаривая ритм, не слышат внешнего звучания мелодии – она у них звучит внутри. Проверить, помнит ли ребенок мелодию, можно с помощью ритма и гармонии.
Таким образом, интонационный словарь ребенка дошкольного возраста зависит от ряда факторов; достаточно сформирован, имеет свои особенности и развивается в процессе педагогического воздействия. Чистота интонации ребенка зависит от ряда причин, связанных с особенностями индивидуального развития.
Сформированность музыкального слуха у дошкольников
Речевой (фонематический) слух дошкольника развивается в процессе речевого общения, музыкальный слух – при слушании музыки и выполнении движений под музыку.
В начале дошкольного детства дети воспринимают слова и музыкальную мелодию слитно, не выделяя в них отдельные звуки и их соотношения. В выделении речевых звуков решающее значение имеет произношение, в выделении отношений музыкальных звуков (ритма, мелодии) – движения рук и всего тела, отображающие особенности музыки, приспосабливающиеся к ним.
У детей в дошкольном возрасте отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный; нет активного слухового внимания на восприятие музыки, что очень важно в процессе обучения музыкальным навыкам для достижения положительного результата.
Тем не менее, ребенок дошкольного возраста обладает рядом особенностей, характеризующих сформированность музыкального слуха. На каждом их этапов дошкольного детства у детей развиваются все разновидности музыкального слуха – мелодический, тембровый, фактурный, архитектонический и т.д., но в определенном объеме, связанном с возрастными особенностями ребенка.
На третьем году жизни ребенка наблюдается активное развитие внутреннего слуха, связанного с совершенствованием музыкальной памяти и мышления. Ребенок помнит многие музыкальные произведения, узнает их по каким-либо средствам музыкальной выразительности. Развиваются музыкально-сенсорные способности ребенка, он начинает слышать и разбираться в элементарных средствах музыкальной выразительности: контрастных регистрах, тембрах детских музыкальных инструментов, темпах, ритмах и динамике музыкального звучания.
В четырехлетнем возрасте у ребенка уже имеется достаточный объем слуховых представлений. Большинство детей помнят, узнают, называют довольно много знакомых музыкальных произведений, что свидетельствует о развитии их музыкальной памяти. Большинство детей ярко проявляют эмоциональную отзывчивость на музыку. Восприятие музыки становится не только эмоциональным, но и дифференцированным: дети легко различают контрастные регистры, темпы, динамические оттенки музыки, тембры инструментов. Дошкольники не только различают, но и воспроизводят высокие и низкие звуки нефиксированной высоты. Но в силу психологических возможностей, дети этого возраста еще не могут следить за чистотой интонации, поэтому поют мелодию в основном неверно, что свидетельствует о недостаточной сформированности мелодического слуха.
В пятилетнем возрасте продолжается развитие эмоциональной отзывчивости ребенка на музыку, ладовысотный и другие виды слуха. Ребенок начинает обращать внимание на мелодию и ритмический рисунок произведения. В пении ребенок уже осознает средства музыкальной выразительности – высоту звука, динамические оттенки и т.д., правильно пропевает мелодии небольших фраз, исполняет контрастные низкие и высокие звуки, ритмические рисунки. Но ребенок еще не может контролировать чистоту исполнения песни.
Старшие дошкольники обладают уже достаточно большим багажом музыкальных впечатлений, могут отличать первичные и вторичные жанры, воспринимают форму произведения, смену темпов, динамику развития образа. Они выделяют большинство средств музыкальной выразительности, отдельные интонационные ходы. Интенсивно продолжается развитие музыкально-сенсорных способностей. Дети могут довольно тонко различать выразительные соотношения музыкальных звуков. Развивается ладовысотный слух. Дошкольники начинают различать интонационно-мелодические особенности музыкального произведения. Налаживается вокально-слуховая координация: дети начинают осознанно следить за правильностью и точностью певческой интонации, начинают пользоваться самоконтролем, исправлять неточности своего пения.
Таким образом, музыкальный слух в период дошкольного возраста проходит определенный путь развития. Все его разновидности на определенном этапе отличаются теми или иными особенностями.
Формирование у ребенка любви к фольклору
Фольклор – уникальная самобытная культура наших предков, благодаря которой осуществляется преемственность поколений, их приобщение к национальным жизненным истокам. Это бесценный дар памяти поколений, своеобразная копилка народных знаний о жизни, о человеке, о вечных проблемах бытия.
Исключительна роль традиционного культурного наследия в решении задач художественно-эстетического и творческого развития подрастающего поколения. Мудрое народное слово, отточенная веками музыкальная интонация, органичная традиционная пластика – все это способствует воспитанию чувства красоты, позволяет привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов. Освоение фольклорного материала формирует представления обучаемых о народном музыкально-поэтическом языке, его образно-смысловом строе. Деятельность, строящаяся на принципах народного творчества, развивает эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное, ассоциативное мышление, фантазию, позволяет активизировать самые разнообразные творческие проявления детей.
Ценность использования фольклора в процессе формирования мировоззренческой позиции обусловлена следующими принципами:
во-первых, фольклор является важным фактором нравственного воспитания и развития, представляя собой один из видов искусства – народное творчество;
во-вторых, изучая историю родного края, традиции своего народа, отраженные в устном и музыкальном народном творчестве, отожествляя себя с героями истории, дети глубже понимают их чувства, поступки, тем самым усваивают моральные нормы, формируют собственную активную социальную позицию;
в-третьих, в процессе освоения фольклорного материала развиваются умственные, физические, музыкальные способности.
Естественность и органичность звуковой палитры народных попевок дают возможность достаточно быстро наладить координацию голоса и слуха, что незамедлительно сказывается на чистоте интонации. Упражнения в выразительном, четком, эмоционально ярком произнесении и пропевании народно-поэтических текстов развивают голос, повышают речевую и певческую культуру, постепенно формируют культуру чувств. Элементы движения, включаемые в исполнение, не только существенно влияют на развитие общей координации, но и позволяют точнее передать и в конечном счете освоить национальный характер самовыражения.
Цель занятий по фольклору – художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами традиционной национальной культуры. На начальном этапе обучения ставятся следующие задачи:
дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика;
на базе приобретенных знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Уроки фольклора – результативная форма воспитания, развития и обучения дошкольников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу. Традиционная народная культура дает возможность детям выразить себя, при этом находя поддержку и взаимопонимание коллектива.
Для уроков с дошкольниками фольклорный материал отбирается тщательно, учитываются не только возрастные возможности учащихся, но и условия его освоения. Разнообразные припевки, прибаутки, загадки, считалки, поговорки, докучные сказки, молчанки и многое другое – все это прочно усваивается именно на занятии в творческой, часто игровой форме. Удачно подобранный материал всегда находит живой отклик у обучаемых.
Таким образом, поскольку фольклор охватывает все стороны жизнедеятельности народа, тесно связан с бытом, является постоянно действующей системой коммуникации в народной среде, наконец, выступает как система ценностей, обычаев, верований обрядов и др., то он активно способствует духовному, культурному воспроизводству, а, следовательно, ему принадлежит важная роль в воспитании нравственности подрастающего поколения.
Выводы по 1 главе.
Ребенок дошкольного возраста обладает музыкальными способностями. Дошкольное детство характеризуется тем, что ребенок проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности.
Дети дошкольного возраста способны выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи. Восприятие носит более целенаправленный характер: отчетливее проявляются интересы, способность даже мотивировать свои музыкальные предпочтения, свою оценку произведений. В этом возрасте ребята не только предпочитают тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам. На основе опыта слушания музыки дети способны к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений.
Значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация. Дифференцируются слуховые ощущения.
Темп музыкального мышления находится в прямой зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения. Индивидуальная выраженность лабильности (подвижности, изменчивости) нервной системы является одной из природных предпосылок первых проявлений музыкальных способностей у детей дошкольного возраста.
Для ребенка дошкольного возраста характерна музыкально-художественная деятельность. Опыт участия в музыкальной деятельности дает возможность дошкольнику выбирать наиболее близкие и успешные в реализации позиции:
слушателя, способного дать оценку музыкальному произведению и выразить результат собственного восприятия;
исполнителя музыкальных произведений (певца, участника оркестра, танцора);
сочинителя (импровизатора музыкальных попевок и танцев, создателя сюжета музыкально-драматической игры).
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
В дошкольном возрасте у ребенка еще не сложились принятые в обществе стереотипы вкусов, мышления.
Интонационно-слуховой опыт дошкольников уже достаточен для элементарного определения настроения музыкального произведения и даже его жанра.
На пятом году жизни у наиболее продвинутых в музыкальном отношении детей происходит качественный скачок в развитии музыкального восприятия: они начинают выделять в сложной музыкальной ткани мелодию и составляющие ее интонации, ориентироваться на них при определении характера музыкального произведения.
Детский голос очень хрупок и раним, он проходит сложный путь формирования и развития. Голосовые связки детей короткие и тонкие. Детские легкие малы, что оказывает влияние на особенности певческого дыхания дошкольника. Мышцы детей, задействованные в процессе звукообразования, развиты еще слабо. В результате звук детского голоса в дошкольном возрасте высокий и не очень сильный. Диапазон ребенка дошкольного возраста, как правило, невелик. Детские голоса звучат ненапряженно и естественно в пределах «ре» – «си» первой октавы.
У детей в дошкольном возрасте отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный; нет активного слухового внимания на восприятие музыки.
Тем не менее, ребенок дошкольного возраста обладает рядом особенностей, характеризующих сформированность музыкального слуха. На каждом их этапов дошкольного детства у детей развиваются все разновидности музыкального слуха – мелодический, тембровый, фактурный, архитектонический и т.д., но в определенном объеме, связанном с возрастными особенностями ребенка.
Цель занятий по фольклору – художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами традиционной национальной культуры. На начальном этапе обучения ставятся следующие задачи:
дать детям начальное представление о фольклоре как источнике народной мудрости, красоты и жизненной силы;
привить бережное отношение к культурным традициям как своего, так и других народов;
обеспечить знание фольклорного материала, доступного для освоения в детском возрасте;
на фольклорной основе формировать и развивать исполнительско-творческие навыки и умения каждого ученика;
на базе приобретенных знаний, умений и навыков развивать сферу эстетических чувств и мыслей каждого ребенка.
Уроки фольклора – результативная форма воспитания, развития и обучения дошкольников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу.

Глава 2. Музыкальное песенное творчество детей в ДОУ
2.1. Общая характеристика детского музыкального творчества.
Способность к творчеству как процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового, является одним из условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека. В области музыкальной деятельности оно является высшим показателем овладения музыкальным искусством. Обладая ярко выраженным личностным содержанием, музыкальное творчество проявляется в умении воспроизводить, интерпретировать и переживать музыку.
Важнейшими условиями развития детского музыкального творчества являются: накопление впечатлений от восприятия различных видов искусства, обогащение исполнительского опыта в различных видах музыкальной деятельности. Жизненные впечатления, сама музыка и музыкальный опыт ребенка выступают важнейшими источниками его музыкального творчества.
Обучение, включающее проблемные поисковые творческие задания, раскрепощают творческие силы ребенка, способствуют их активизации. В свою очередь творческая деятельность детей, обогащая процесс обучения, формирует у них потребность в музыкальной деятельности. Все это позволяет рассматривать процесс обучения и творчество не как противостоящие, а как взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, умело направляемые педагогом.
Б.Л. Яворский намечал в процессе формирования музыкального творчества детей следующие этапы:
накопление впечатлений;
спонтанное (самопроизвольное) выражение творческого начала в зрительных, сенсорно-моторных, речевых направлениях;
импровизация: двигательная, музыкальная, литературно0речевая, иллюстративная;
создание собственных оригинальных композиций (музыкальных, изобразительных, литературных, пластических), являющихся отражением какого-либо художественного впечатления;
музыкальное творчество – сочинение песен, несложных пьес.
Н.А. Ветлугина разработала систему взаимосвязанных творческих заданий, отражающих последовательность этапов развития творческих проявлений детей:
задания, при выполнении которых дети ориентируются на предложенный музыкальный образец (закончить, сочинить конец мелодии, начатой взрослым; изобразить движениями текст и мелодию песни; выбрать из заданных элементов танца наиболее подходящие к характеру пьесы и т.д.);
задания, способствующие освоению способов творческих действий, поискам решений творческих задач (сочинить песню на заданный текст; придумать движения персонажей рассказанной сказки; придумать пляску, передающую движения сказочных персонажей и т.д.);
задания, требующие самостоятельных действий детей на основе осознания ими творческих задач (сочинить песню, выбрав по своему усмотрению текст из нескольких вариантов; выбрать тематику игры; сочинить мелодию; составить композицию простейшей пляски и т.д.).
Успешному выполнению творческих заданий способствуют такие свойства личности ребенка, как потребность в музыкальной деятельности и способность эмоционально откликаться на музыку; способность к фантазированию в процессе творческой деятельности; оригинальность в выборе средств творческого выражения; развитая музыкальная память, позволяющая использовать имеющийся музыкальный материал в процессе реализации творческого замысла.
Успешность творческих проявления ребенка во многом обусловлена и его психофизиологическими особенностями: быстротой, легкостью и свободой ориентации в новых ситуациях при выполнении творческих заданий; степенью развития координации движений; умением применять имеющийся жизненный и музыкальный опыт в новых условиях; уровнем развития ассоциативно-образного мышления и др.
2.2. Особенности песенного творчества дошкольников
Песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка в музыкальном искусстве. Условиями проявления песенного творчества детей является накопление слухового опыта и развитие на его основе музыкально-слуховых представлений. Этому способствуют различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме:
игровые задания на звукоподражание – их целевое назначение заключается в развитии у детей способности ориентироваться в различных свойствах музыкального звука (высоте, длительности, окраске, силе и т.д.). Так, задания для детей младшего дошкольного возраста могут включать подражание пению птиц, движению транспорта. Игровые задания могут включать в себя импровизацию простейших мелодий на слоги;
игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией;
задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку;
задания на завершение мелодии, начатой педагогом – чтобы выполнить это игровое задание, дети должны запомнить текст песенки-попевки с опорой на ее ритмическую основу, затем прослушать часть песни в исполнении педагога и закончит ее, пропевая недостающие звуки;
задание на сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив или текст – этот вид вокальной импровизации используется в работе с детьми старшего дошкольного возраста;
сочинение детских спектаклей с пением;
задания на импровизацию движений - без особого труда дошкольники импровизируют элементы движений, интуитивно создавая при этом соответствующее настроение. Если предлагается игра с заранее определенными правилами, то и здесь каждый, как того требует вариативная природа фольклора, проявляет себя индивидуально.
Условия специально организованного занятия предъявляют свои требования и к самой игре, и к ее всевозможным формам проявления. Здесь вносится элемент большой ответственности каждого участника: и за себя, и за окружающих, и за то, как складываются коллективные отношения. Творческая дисциплина, царящая на уроке, объединяет всех присутствующих общими интересами, действиями, настроением и совместно достигаемыми результатами.
О степени развитости вокально-певческих творческих навыков детей можно судить по таким критериям, как осознанность в выборе средств воплощения творческого замысла; оригинальность и индивидуальность в выборе певческих интонаций, характеризующих персонажей, их адекватность характеру образа; умение ребенка использовать в процессе творчества имеющийся у него музыкальный опыт, способность видоизменять его в новых условиях; художественность воплощения замысла.
Песенное творчество является важнейшим условием развития не только музыкальной, но и общей культуры ребенка: оно формирует у детей эстетико-ориентированное мировосприятие, обогащает чувственный опыт, побуждая осознавать окружающий мир в многообразии его звуковых проявлений.
Выводы по 2 главе.
Способность к творчеству как процессу, имеющему определенную специфику и приводящему к созданию нового, является одним из условий успешного самовыражения и самореализации личности ребенка. Творчество выступает важнейшим показателем развития человека.
Важнейшими условиями развития детского музыкального творчества являются: накопление впечатлений от восприятия различных видов искусства, обогащение исполнительского опыта в различных видах музыкальной деятельности.
Процесс обучения и творчество – это взаимосвязанные и взаимообусловленные процессы, умело направляемые педагогом.
Успешному выполнению творческих заданий способствуют такие свойства личности ребенка, как потребность в музыкальной деятельности и способность эмоционально откликаться на музыку; способность к фантазированию в процессе творческой деятельности; оригинальность в выборе средств творческого выражения; развитая музыкальная память, позволяющая использовать имеющийся музыкальный материал в процессе реализации творческого замысла.
Успешность творческих проявления ребенка во многом обусловлена и его психофизиологическими особенностями.
Песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка в музыкальном искусстве. Различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме:
игровые задания на звукоподражание;
игровые задания на произнесение имен с различной эмоциональной окраской и различной интонацией;
задания на импровизацию музыкальных вопросов и ответов, певческую перекличку;
задания на завершение мелодии, начатой педагогом;
задание на сочинение мелодии с опорой на заданную интонацию, мотив или текст;
сочинение детских спектаклей с пением;
задания на импровизацию движений.
О степени развитости вокально-певческих творческих навыков детей можно судить по таким критериям, как осознанность в выборе средств воплощения творческого замысла; оригинальность и индивидуальность в выборе певческих интонаций, характеризующих персонажей, их адекватность характеру образа; умение ребенка использовать в процессе творчества имеющийся у него музыкальный опыт, способность видоизменять его в новых условиях; художественность воплощения замысла.
Заключение
Проведенное теоретическое исследование мело целью выявить психолого-педагогические условия формирования песенного творчества дошкольников. В ходе работы были рассмотрены характерные черты музыкально-психологического облика дошкольника, уровень сформированности у него музыкального слуха и интонационного словаря, выявлены принципы формирования у детей любви к фольклору, а также дана общая характеристика музыкального и песенного творчества дошкольников в условиях ДОУ.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
Ребенок дошкольного возраста обладает музыкальными способностями и следующими музыкальными характеристиками:
проявляет большое стремление к самостоятельности, к разнообразным действиям, в том числе и к музыкальной деятельности;
способен выделять и сравнивать признаки отдельных явлений, в том числе и музыкальных, устанавливать между ними связи;
восприятие носит более целенаправленный характер;
предпочитает тот или иной вид музыкальной деятельности, но и избирательно относятся к различным ее сторонам;
на основе опыта слушания музыки способен к некоторым обобщениям несложных музыкальных явлений;
значительно укрепляются голосовые связки ребенка, налаживается вокально-слуховая координация. Дифференцируются слуховые ощущения;
темп музыкального мышления находится в прямой зависимости от скорости нервных процессов возбуждения и торможения;
музыкально-художественная деятельность.
Получая с детства разнообразные музыкальные впечатления, ребенок привыкает к языку интонаций народной, классической и современной музыки, накапливает опыт восприятия музыки, различной по стилю, постигает «интонационный словарь» разных эпох.
У детей в дошкольном возрасте отсутствует развитый мелодический слух, тембровый слух и высокочастотный; нет активного слухового внимания на восприятие музыки. Тем не менее, ребенок дошкольного возраста обладает рядом особенностей, характеризующих сформированность музыкального слуха. На каждом их этапов дошкольного детства у детей развиваются все разновидности музыкального слуха – мелодический, тембровый, фактурный, архитектонический и т.д., но в определенном объеме, связанном с возрастными особенностями ребенка.
Цель занятий по фольклору – художественно-эстетическое развитие дошкольников средствами традиционной национальной культуры.
Уроки фольклора – результативная форма воспитания, развития и обучения дошкольников, неизменно вызывающая их глубокий интерес и большую эмоциональную отдачу.
Творчество выступает важнейшим показателем развития человека.
Важнейшими условиями развития детского музыкального творчества являются: накопление впечатлений от восприятия различных видов искусства, обогащение исполнительского опыта в различных видах музыкальной деятельности.
Песенное творчество выступает важнейшим средством самовыражения и самоутверждения ребенка в музыкальном искусстве. Различные творческие задания, выполняемые детьми в игровой форме.
Таким образом, психолого-педагогические условия формирования песенного творчества дошкольников представляют собой совокупность музыкальных способностей дошкольников, сформированности творческих умений и навыков, любви к фольклору, выбора соответствующего возрасту и интересам детей репертуара и творческих заданий.
Список использованной литературы
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе: Учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2006.
Баранов С.П., Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005.
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005.
Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004.
Куприянова Л.Л. Об уроках на фольклорной основе. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005.
Куприянова Л.Л. Русский фольклор. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005.
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. – СПб.: Детство-пресс, 2005.
Развитие ребенка от 5 до 7. / Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005.
Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007.
Метлов Н.Н. Русская народная песня в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10.


Баранов С.П., Болотина Л.Р. Комарова Т.С. Дошкольная педагогика: Учебное пособие. – М.: Академический проект, 2005. – с.113
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – с.83
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе: Учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2006. – с.21
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – с.49
Развитие ребенка от 5 до 7. / Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – с.268
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – с.86
Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада к начальной школе: Учебное пособие. – Воронеж: МОДЭК, 2006. – с.48-49
Сугоняева Е.Э. Музыкальные занятия с малышами. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2007. – с.56
Развитие ребенка от 5 до 7. / Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – с.266-267
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – с.105-106
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – с.88
Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – с.25
Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – с.72
Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – с.128
Костина Э.П. Камертон: Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста. – М.: Просвещение, 2004. – с.198

Куприянова Л.Л. Русский фольклор. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005. – с.280
Куприянова Л.Л. Русский фольклор. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005. – с.269
Метлов Н.Н. Русская народная песня в детском саду. // Дошкольное воспитание. – 2008. - №10. – с.5
Развитие ребенка от 5 до 7. / Под ред. Л.А. Головей. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – с.223
Праслова Г.А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник. – СПб.: Детство-пресс, 2005. – с.148
Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: Учебное пособие. – М.: Академия, 2005. – с.134
Куприянова Л.Л. Русский фольклор. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005. – с.270-273
Куприянова Л.Л. Об уроках на фольклорной основе. // Программно-методические материалы. / Сост. Е.О. Яременко. – М.: Дрофа, 2005. – с.285











13 PAGE \* MERGEFORMAT 14215




















3ђ Заголовок 13ђ Заголовок 215