ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ХУДОЖЕСТВЕННО — ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ «Звонкие голоса»




Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Семёновская средняя общеобразовательная школа
Гусь-Хрустального района Владимирской области
СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
Протокол педагогического совета №__ Директор МКОУ Семёновская сош
от_____________________20__г. ________________/________

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
ХУДОЖЕСТВЕННО - ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ
«Звонкие голоса»
Возраст детей – 9 – 15 лет
Срок реализации – 3 года



Автор – составитель:
Каткова Наталья Викторовна,
Учитель музыки I квалификационной категории.


Семёновка – 2013 год





Пояснительная записка

Модифицированная программа вокальной студии разработана на основе типовых программ, М.И. Белоусенко « Постановка певческого голоса Белгород, 2006г; Д Огороднова « Музыкально –певческое воспитание детей», Никифорова Ю.С. « Детский академический хор», 2003г.

Музыкально-эстетическое воспитание и вокально-техническое развитие школьников должны идти взаимосвязно и неразрывно, начиная с детей младшего возраста, и ведущее место в этом принадлежит студии вокального пения – и на сегодняшний день основному средству массового приобщения школьников к музыкальному искусству.
В студии вокального пения органически сочетаются фронтальное воздействие руководителя на учащихся, индивидуальный подход, влияние на каждого ученика коллектива, так как занятия проходят небольшими группами, и каждый ребенок пробует свои силы, как в ансамблевом пении, так и в сольном.
В условиях коллективного исполнения у школьников развивается «чувство локтя», доверия партнеру и уважение к нему. Участие в ансамблевом пении как совместном действии способствует преодолению проявлений индивидуализма школьников, обусловленного типичными недостатками, присущими организации взаимоотношений ученика и коллектива.
При индивидуальном, сольном исполнении песни усиливается чувство ответственности и развивается творческий подход к каждому делу. Ведь для полного номера необходимо не только верно исполнить мелодию и выучить слова, так же должен быть продуман костюм, движения под музыку и общий «образ» песни. Это раскрепощает детей и усиливает их самооценку.

Пение – наиболее распространенный и самый доступный вид искусства для всех времен и народов. Доступность искусства пения обусловлена тем, что певческий инструмент не надо «захватывать» - он всегда при себе.
Певцами называют таких исполнителей, искусство которых хотя бы элементарно отвечает эстетическим запросам слушателей.
Певцы бывают не только профессиональными, ими могут быть и любители. Но и те, и другие должны обладать голосом и слухом. При этом имеется в виду не просто способность говорить и слышать. Пение – искусство музыкальное, поэтому у певцов должен быть музыкальный слух и музыкальный голос.
Певческий голос – природный музыкальный инструмент, имеющийся у каждого нормально развитого, здорового человека.
Певческий голос отличается от обычного, разговорного приятной окраской звука, которая называется тембром. Тембровая окраска зависит от целого ряда физиологических особенностей голосового аппарата. К ним в первую очередь относится строение голосовых связок, образующих при пении голосовую щель. Связки могут быть длинными и короткими, толстыми или тонкими. Вторым важным фактором являются природные резонаторы – носоглотка, лобные пазухи, гайморовы полости, твердое небо, носовая перегородка. Не меньшую роль играет строение грудной клетки и целого ряда других частей человеческого корпуса и головы.
Другим качеством певца является наличие музыкального слуха. Он не тождественен обычному слуху. Различие между общим и музыкальным слухом определяется физиологическим устройством человеческого организма. Разветвление слухового нерва во внутреннем ухе образует так называемый кортиев орган. Чем больше этих разветвлений, тем тоньше музыкальный слух.
Вокал – (ит. - воче) – голос.
Часто искусство пения называют вокальным искусством.

Цель программы:

Заинтересовать детей музыкальным искусством как неотъемлемой частью жизни каждого человека;
Научить каждого учащегося владеть певческим голосом.

Задачи программы:

Образовательные:
Углубить знания детей в области музыки: классической, народной, эстрадной;
Обучить детей вокальным навыкам;
Воспитательные:
Привить навыки общения с музыкой: правильно воспринимать и исполнять ее;
Привить навыки сценического поведения;
Формировать чувство прекрасного на основе классического и современного музыкального материала;
Развивающие:

Развить музыкально-эстетический вкус;
Развить музыкальные способности детей;



Основы музыкального певческого аппарата точно определяются физиологией и медициной.
Детские голоса имеют тир основных градации – высокие, средние и низкие.
Чтобы стать певцом, необходимо установить характер своего голоса.
Правильное определение природы голосовых данных служит залогом дальнейшего их развития.
Всем известно, что многие певцы поют музыкальной природой голоса, не обладая знаниями вокальной техники.
Эксплуатация музыкальной природы без определенных знаний приводит к потере голоса, а восстановление его, процесс длительный. Существуют разные методики обучения вокалу. Практика показала, что обучение вокалу проходит несколько лет.
Данная программа представляет иной подход к обучению вокалу, не растянутый на долгий срок.
Весь курс постановки голоса рассчитан на трехлетий срок. Детям отводятся 2-х часовые занятия 2 раза в неделю. За это время руководитель оставляет себе право заниматься как со всеми ребятами, так и приглашая по очереди, группами.
Для работы по данной программе на базе школы, учитывая возрастные и вокальные данные учащихся занятия проводятся по возрастным группам. При необходимости (большой наполняемости группы) она делится на 2 подгруппы.
Обучение вокалу происходит быстрее, если перерывы между уроками сокращены. Самый длительный перерыв, не более 3-х дней, так как вокальная память (мышечные ощущения) короткая.
В студии вокального пения приглашаются дети как младшего школьного, так и старшего школьного возраста. Группы формируются с учетом возрастных особенностей детей. Различием в работе со старшими детьми будет более взрослый песенный материал по содержанию, но не по своему музыкальному языку. Приемы и методы сохраняются общие.
Постановка голоса заключается в выявлении его природы и приобретении правильных технических приемов пения.
В программе студии вокального пения – индивидуальная и групповая работа с музыкально одаренными детьми, развитие их певческих, голосовых и общемузыкальных данных.
Работа студии направлена, прежде всего, на подготовку солистов-исполнителей. Номера художественной самодеятельности в исполнении учащихся готовятся для городских конкурсов сольного пения и для других мероприятий.
Программа включает в себя лекции, тематические вечера, концерты.





Содержание программы

Тема
Теория
Практика

Введение.
Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.


Лад: мажор-минор.
Лад как система устойчивых и неустойчивых звуков. Специфика ладового отличия.
Определение на слух мажора и минора. Подбор текста к каждому ладу. Сочинение примеров в мажоре и миноре на заданный текст.

Темп:
быстро - медленно.
Определение темпа как скорости звучания музыки, соответствие характера песни с темпом. Темповые особенности вокальных произведений.
Определение на слух темпа произведений. Сочинение попевок в различном темпе на заданный текст.

Динамика:
громко – тихо.
Определение динамики как громкости звучания музыки. Соответствие динамики и образа музыкального произведения.
Определение на слух p и f. Сочинение песен в разной динамике на заданный текст. Динамические игры.

Жанры:
песня, танец, марш.
Дать определение жанра. Определение жанровой специфики, соответствие жанров характеру произведения и влияние замысла на выбор жанра.
Найти примеры разных жанров. Сочинение песни в разных жанрах. Изменение уже существующего жанра.

Формы:
1-, 2-, 3-хчастные.
Определение специфики построения произведений. Буквенное обозначение форм. 3-хчастная репризная и безрепризная: сходства и различия.
Определение формы произведения на слух. Построение собственного произведения в заданной форме.

Формы песен.
Определение частей песни, их названия и особенности. Бесприпевная форма.
Привести примеры песен с припевом и без. Сочинение песни на заданный текст в заданной форме.

Типы голосов.

Названия групп голосов, их расположение в хоре. Определение диапазона каждого голоса.
Определение диапазона собственного голоса, обозначение типа. Уметь различать на слух.

Типы дыхания.

Определение типов дыхания, их особенности.
Уметь при пении использовать брюшной тип дыхания.

Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.
Единство художественного и технического.
Определение музыкального слуха, памяти. Определение артикуляции, ее особенностей при пении. Что такое художественный образ произведения?
Уметь владеть дыханием, верно артикулировать, определять образ музыкального произведения.

Жанровое разнообразие музыки.
Беседа о многообразии жанров в музыке, их особенностях и взаимодействиях.


Роль песни в переломные моменты истории.
Беседа о значении песни в разные исторические моменты. Примеры революционных песен.


Песня в жизни человека.
Беседа о влиянии песни на каждого человека, ее значение в нашей жизни.


История гимнов России.
Беседа о главной песни России. Как она менялась и почему?


Песня на войне.
Показать значение песен во время Великой Отечественной войны. Примеры подвигов, свершившихся с песней.



Содержание знаний, умений, навыков детей 1-го года обучения:

Должны знать и определять на слух:
- музыку разного эмоционального содержания;
- музыкальные жанры (песня, танец, марш);
- одно-, двух-, трехчастные произведения, куплетную форму;
- средства музыкальной выразительности: темп, динамику, регистр, мелодию, ритм;
- музыкальные инструменты: фортепиано, скрипку, флейту, балалайку, баян;
- знать название женских и мужских певческих голосов, названия хоров, уметь различать их по звучанию;
- знать и понимать термины: солист, оркестр, сольное пение, дуэт, хор;

Уметь:
- верно петь выученные песни, знать их названия и авторов;
- быть внимательными при пении к указаниям учителя; понимать дирижерские жесты;
- петь напевно, легко, светло, без форсирования звука;
- соблюдать при пении певческую установку: сидеть или стоять прямо, ненапряженно, слегка отводить плечи назад, опустив руки или положив их на колени (при пении сидя);
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне ре (до) первой октавы – до второй октавы.



















Первый год обучения

Учебно-тематический план

№ п/п
Тема
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Музыкально-теоретические дисциплины.

Введение.
Лад: мажор – минор.
Темп: быстро - медленно.
Динамика: громко – тихо.
Жанры: песня, танец, марш.
Формы: 1-, 2-, 3-хчастные.
Формы песни: запев, куплет, припев, кода.
Типы голосов.
Типы дыхания.



1
1
1
1
1
2
1

1
1


-
2
2
2
2
2
4

6
8


1
3
3
3
3
4
5

7
9

2.
Вокальная работа.
Формирование певческих навыков, певческая установка, развитие слуха, музыкальной памяти, вокальной артикуляции, дыхания.
Единство художественного и технического.

2

18

20

3.
Музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Жанровое разнообразие музыки.
Роль песни в переломные моменты истории.
Песня в жизни человека.
История гимнов России.
Песня на войне.
Бардовская песня.


1
1

2
2
2
2


-
-

-
-
-
-


1
1

2
2
2
2


68










Содержание программы

Тема
Теория
Практика

Введение.
Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.


Музыкальные инструменты.

Названия музыкальных инструментов, определение их происхождения и назначения.
Определение на слух звучания музыкальных инструментов.

Симфонический оркестр.











Определение симфонического оркестра, его особенностей. Расположение инструментов. 3 основные группы инструментов оркестра. Дирижер. Жанры музыки, исполняемые симфоническим оркестром.
Определение на слух звучание симфонического оркестра. Располагать инструменты в симфоническом оркестре.

Оркестр народных инструментов.
Определение специфики оркестра народных инструментов. Оркестр русских народных инструментов. Русские народные музыкальные инструменты. Удмуртские музыкальные инструменты.
Определение на слух звучания оркестра народных инструментов. Знать национальную принадлежность музыкальных инструментов. Знать и уметь определять звучание русских и удмуртских музыкальных инструментов.

Народная музыка, ее разновидности.

Особенности народной музыки. Песни обрядовые и календарные. Специфика русских и удмуртских народных песен.
Слушание народной музыки, определение ее национальной принадлежности.


Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.

Биографические данные и основные этапы творчества. Произведения для детей.
Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.

Биографические данные и основные этапы творчества.
Основные произведения, сделавшие их знаменитыми.
Слушание произведений данных композиторов, особенности стиля. Уметь на слух определять принадлежность произведения автору.

Формы произведений: вариации, рондо.

Отличительные черты формы рондо и вариаций. Буквенное обозначение форм.
Слушание музыкальных произведений, написанных в форме рондо. Сочинение песни в вариационной форме и форме рондо.

Романс.

Определение романса. Специфические черты построения и исполнения романсов.
Слушание и анализ романсов русских и зарубежных композиторов.

Известные исполнители романсов.
Самые известные исполнители романсов в России. Определение их типа голоса.
Слушание романсов в исполнении Вишневской, Лемешева, Виноградова и других.

Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера.
Определение тембра голоса.
Пение на сцене, работа над сценическим образом произведений.

История возникновения романса.

Романс – цыганская песня души. Беседа с использованием звучания романсов в различных исполнениях.


Александр Вертинский.
Творческий вечер, посвященный памяти Вертинского.



Содержание знаний, умений, навыков детей 2-го года обучения:

К концу второго года обучения дети могут привести примеры музыкальных произведений (из тех, что они слушали и пели), в которых рассказывается об окружающей жизни, о разных чувствах человека, примеры произведений, написанных в форме симфонической сказки, рондо, прелюдии, этюда.
Учащиеся должны:
- самостоятельно делать разбор музыкального произведения (характер музыки, средства выразительности), определять строение простых двух- и трехчастных произведений, рондо;
- узнавать по внешнему виду и звучанию музыкальные инструменты;
- выразительно петь песни, исходя из их содержания и характера;
- исполнять песни и вокально-хоровые упражнения в диапазоне до первой октавы – до второй октавы;
- освоить на слух звучание 1, 3, 5, 6 ступеней, сольфеджировать в их пределах песенки и попевки;
- определять двухдольность и трехдольность;
- находить длительности: четвертные, восьмые; размер 2/4;
- различать звучание мажора и минора.
- узнавать пройденные за год произведения, знать их название и фамилию композитора;
- иметь любимые произведения;
- знать и понимать названия пройденных жанров: уметь привести соответствующие примеры (название произведения, фамилии композитора);
- иметь представление о классической музыке; знать и понимать слова: симфонический оркестр, тема, фрагменты произведения; знать группы инструментов: ударные, струнные, деревянные и медные духовые; определять их по звучанию;
- положительно относиться к музыке русского народа;
- узнавать на слух народные песни; знать и любить их;
- знать русские народные инструменты, называть их, узнавать на слух по звучанию;
- знать состав оркестра русских народных инструментов;
- приводить примеры использования композиторами народных мелодий в своем творчестве (название произведения, название народной мелодии, фамилию композитора;
- иметь представление о музыкальной жизни России, уметь рассказать о ней;
-знать биографии и стили письма русских и зарубежных композиторов;
-знать особенности романса, приводить примеры, исполнять;
-знать основных исполнителей романсов в России.

Уметь:
- укреплять свои хоровые навыки на основе индивидуального развития голоса;
- освоить двухголосное пение;
- петь в диапазоне для первых голосов: ре первой октавы – ре (ми) второй октавы, для вторых голосов: до первой октавы (си малой октавы) – ля (си) первой октавы;
- знать понятия: тоника, трезвучие, тон, полутон, мажор, минор, секунда и кварта, затакт;
- знать размеры: 2\4, 3\4, пунктирный ритм, определять их на слух;
- чисто и выразительно петь выученные песни, иметь среди них любимые;
- петь непринужденно, легко, светло, мягко, но не вяло;
- петь в диапазоне: для первых голосов – до первой октавы - ре-ми второй октавы, для вторых голосов – ля малой октавы – ля первой октавы;
- уметь дирижировать песни на 2\4, 3\4, 4\4, сольфеджировать простые мажорные и минорные мелодии с включением 6 и 7 ступеней в тональностях фа, до и соль мажор.





Второй год обучения

Учебно-тематический план.

№ п/п
Тема
Количество часов



теория
практика
всего

1.
Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Музыкальные инструменты.
Симфонический оркестр.
Оркестр народных инструментов.
Военный оркестр.
Русские композиторы: Чайковский, Глинка, Прокофьев.
Зарубежные композиторы: Бах, Бетховен, Моцарт.
Народная музыка, ее разновидности.
Формы произведений: вариации, рондо.
Романс.
Известные исполнители романсов.


1
2
1
1
1
2

2

2

1

1
1


-
2
1
1
1
2

2

2

1

1
2


1
4
2
2
2
4

4

4

2

2
3

2.
Вокальная работа.
Развитие музыкального слуха, памяти. Работа над тембровой окраской и правильным дыханием. Отработка сценической постановки художественного номера.
4
28
32

3.
Музыкально-образовательные беседы.
История возникновения романса.
Александр Вертинский.


3
3


-
-


3
3


68










Содержание программы

Тема
Теория
Практика

Введение.
Формы предстоящей работы: теория, практика. Правила и техника безопасности. Цели и задачи обучения, обоснование необходимости.


Средства музыкальной выразительности.

Определение средств музыкальной выразительности: темп, динамика, тембр, регистр, интонация.
Анализировать прослушанное произведение на предмет использования композитором средств музыкальной выразительности и их влияние на формирование образа произведения.

Хор, его разновидности.

Определение хора. Виды хоров по составу. Мужской, женский, детский и смешанный хор.
Слушание хоровых произведений. Анализ состава хора по количеству партий и по составу.

Типы певческих голосов в хоре.

Партии в хоре. Названия голосов каждой партии, их диапазон и представители. Хор с солистом.
Слушание хоровых фрагментов опер, определение хора.

Солист, дуэт, трио, квартет.

Определение соло, дуэт, трио, квартет. Специфика вокальной и инструментальной музыки. Способы деления по партиям.
Слушание вокальных и инструментальных ансамблей.

«Могучая кучка».

Состав «Могучей кучки». Для чего была создана и основные ее задачи.
Слушание произведений композиторов «Могучей кучки». Анализ их образов и идей.

Современная музыка.

Определение современной музыки. Особенности музыкального языка композиторов XX и XXI века.
Слушание произведений композиторов XX и XXI века. Определение специфики.

Джаз.

История возникновения джаза. Джорж Гершвин – американский композитор.
Слушание джазовой музыки, определение звучания джазовых инструментов.

Рок-музыка.

Специфика рок-музыки. Известные рок-музыканты России и зарубежные.
Анализ рок-музыки с эстетической точки зрения. Почему она появилась в наше время?

Авторская песня.
Определение авторской песни. Барды. Особенности гитарной музыки.
Слушание и исполнение песен под гитару. Знать особенности стиля Высоцкого, Визбора и других бардов.

Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.
Работа над музыкальным и сценическим образом.
Определение фальцета, речитатива.
Пение разными манерами. Фальцет – головное звучание. Уметь использовать в нужные моменты пения. Речитатив как выразительный момент.

Современная музыка – что это?

Беседа о значимости современной музыки, ее особенностях и музыкальном языке.


Возникновение джаза.
История возникновения джаза как слияния двух культур. Его особенности.



Содержание знаний, умений, навыков детей 3-го года обучения:

Дети должны:
- знать названия певческих голосов, уметь охарактеризовать их тембры, приводить примеры музыкальных произведений, оперных партий, написанных для этих голосов
- дети должны знать и понимать такие особенности музыкальной выразительности, как темп, тембр, метроритм, динамика, регистр, мелодия, лад, гармония;
- уметь соотносить содержание музыкального произведения с использованными в нем средствами выразительности;
- уметь делать разбор музыкального произведения (определять общий характер музыки, называть и проанализировать средства музыкальной выразительности, использованные композитором);
- разбираться в строении музыкальных произведений, написанных в куплетно-вариационной форме;
- определять на слух национальную принадлежность музыки (в контрастных сопоставлениях);
- определять принадлежность музыкального произведения к творчеству конкретного композитора;
- знать творчество композиторов «Могучей кучки»;
- знать, различать на слух и приводить примеры музыки легких и серьезных жанров;
- знать творчество русских композиторов 20 века (С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович и др.);
- различать и называть особенности авторской песни, джаза, рок- и поп-музыки;
- называть композиторов-бардов;

Уметь:
- петь легко, мягко, не злоупотребляя громкостью звучания голоса;
- ясно, грамотно произносить текст;
- чисто и выразительно исполнять хором песни с различными видами двухголосия;
- определять характер содержания изучаемого произведения, давать вариант его интерпретации;
- знать и уметь исполнять различными способами звуковедения (staccato, legato, non legato), динамическими оттенками (piano, forte, crescendo, diminuendo), в разных темпах (andante, moderato, vivo, presto);
- петь в диапазоне: до первой октавы – ми - фа второй октавы, ля малой октавы – до (ре) второй октавы;
- передавать при помощи дирижерского жеста темп, динамические оттенки, фразировку, метроритм на примерах классиков.
- знать об особенностях и возможностях своего изменившегося голоса, его охране;
- - сольфеджировать и импровизировать песни и попевки в любом ладу.
- знать силу своего голоса и уметь правильно ее использовать;
- знать правила пения и охраны голоса;
- использовать в пении приобретенные певческие умения и навыки,
- уметь исполнять авторские песни с присущими им речитативностью и задушевностью;
- петь в диапазоне: первые голоса – си малой октавы – фа второй октавы, низкие голоса – ля малой октавы – до второй октавы, юноши – ре малой октавы – до первой октавы.

Третий год обучения.

Учебно-тематический план



№ п/п
Тема
Количество часов



теория
практика
Всего

1.
Музыкально-теоретические дисциплины.
Введение.
Средства музыкальной выразительности.
Хор, его разновидности.
Типы певческих голосов в хоре.
Солист, дуэт, трио, квартет.
«Могучая кучка».
Современная музыка.
Джаз.
Рок-музыка.
Авторская песня.


1
2

2
1
1
1
2
1
1
1


-
2

2
1
1
1
4
1
1
2


1
4

4
2
2
2
6
2
2
3

2.
Вокальная работа.
Развитие певческого диапазона. Пение фальцетом. Пение речитативом. Освоение придыхательного пения.
Работа над музыкальным и сценическим образом.
2
32
34

3.
Музыкально-образовательные беседы.
Современная музыка – что это?
Возникновение джаза.


3
3


-
-


3
3


68














Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы

Музыкальные инструменты (фортепиано, аккордеон, гитара), телевизор, ДВД, магнитофон, компакт-диски. Методические, нотные пособия по вокалу, сборники произведений для вокальных ансамблей.

Наглядный материал:
Таблицы;
Портреты композиторов;
Нотный стан;
Музыкальные произведения в CD записи.

Работа с родителями:
Консультации для родителей;
Концерты, игровые праздники;
Участие в родительских собраниях и подготовке к выступлениям;
Оформление стенда.

Методы и приемы работы:
Методы формирования сознания учащегося:
Показ;
Объяснение;
Инструктаж;
Разъяснение;
Методы формирования деятельности и поведения учащегося:
Самостоятельная работа;
Иллюстрация;
Методы стимулирования познания и деятельности:
Поощрение;
Контроль;
Самоконтроль;
Оценка;
Самооценка;
Вручение подарка;
Одобрение словом;
Методы поощрения:
Благодарность;
Благодарственное письмо родителям;
Устное одобрение.



Список литературы
1.Белоусенко М.И.. Постановка певческого голоса. Белгород, 2006г
3.Огороднов Д., «Музыкально-певческое воспитание детей.» «Музыкальная Украина», Киев, 1989г.
5. Никифоров Ю.С. « Детский академический хор» 2003г.
6. Струве Г. «Школьный хор М.1981г.
7. Школяр Л., Красильникова М. Критская Е. и др.: «Теория и методика музыкального образования детей»
8. Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 1.– 608 с.: нот.
9.Радынова О. Музыкальное развитие детей: В 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 1997. Ч. 2. – 400 с.: нот.
10.Разумовская О.К. Зарубежные композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).
11.Разумовская О.К. Русские композиторы. Биографии, викторины, кроссворды / О.К.Разумовская. –М.: Айрис-пресс, 2008. – 176с. – (Методика).

15