Статья Педагогические условия художественно – эстетического развития младших школьников
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение « Абрамовская средняя общеобразовательная школа»
Учитель высшей категории
Матвеева Т.В.
Педагогические условия художественно – эстетического развития младших школьников
Одним из основных условий развития творческой личности младшего школьника является широкий подход к решению проблемы (творчество: стиль жизни). Данная задача должна стать одной из основных в системе воспитания ребенка и решаться во всех сферах его жизни (в отношении к природе, сообществу, рукотворному миру, в том числе и к искусству, в данном случае к изобразительному искусству) и во всех видах деятельности, безусловно, игра и художественная деятельность предоставляют для этого большие возможности. Младший школьный возраст – лучший возраст для развития воображения, и поэтому взаимодействующий с ребенком взрослый должен создать все условия для того, чтобы ребенок мог вести поисковую, исследовательскую деятельность, решать любые вопросы по-своему. Взрослый не должен спешить давать ребенку ответы на поставленные вопросы. В настоящее время речь идет о создании педагогики творчества, разработке специальных развивающих заданий. Безусловно, должны быть специальные системы игр, заданий, развивающих творчество. Но в данном случае имеется в виду повседневная жизнь детей. Педагог должен сделать естественный процесс жизни и деятельности детей творческим, ставить детей в ситуации не только художественного, но и познавательного, нравственного творчества. А специальная работа на занятиях, в играх и т.п., нацеленная на развитие творчества, должна органично войти в жизнь ребенка.
Другое важнейшее условие проявления творчества в художественно-эстетическом развитии младших школьников - организация интересной содержательной жизни ребенка в образовательном учреждении и семье; обогащение его яркими впечатлениями, обеспечение эмоционально-интеллектуального опыта, который послужит основой для возникновения замыслов и будет материалом, необходимым для работы воображения. Этот опыт создается всей системой жизнедеятельности ребенка (наблюдения, занятия, игры, посещения театра, экскурсии, общения и т.п.) и служит основой для игр, творческих рассказов, рисунков. Впоследствии впечатления, полученные детьми, служат и источником для тематического рисования на уроках изобразительного искусства. Чем больше взрослых людей работает с детьми, тем большее взаимодействие должно быть между ними. Только в том случае, когда педагоги объединены единым видением проблемы, возможно целостное видение и воспитание личности, полноценное психическое развитие школьника. Следовательно, единая позиция педагогов в понимании перспектив развития ребенка и взаимодействие между ними - одно из важнейших условий развития детского творчества. Освоение художественно-творческой деятельности немыслимо без общения с искусством. При правильном влиянии взрослых ребенок понимает смысл, суть искусства, изобразительно-выразительные средства и их подчиненное значение. А на этой основе он лучше понимает и собственную деятельность. Другим условием развития детского творчества является обучение как организованный взрослым процесс передачи и активного присвоения ребенком изобразительной деятельности в целом (мотивов, способов действия всей сложной системы отношений, характеризующих ее). То есть в сферу обучения входят и формирование способности эмоционально откликаться на окружающий мир, и потребности выражать свое мировосприятие в художественной форме, потребность в творчестве и стремление выполнить работу для других людей. Обучение детей изобразительному искусству должно быть ориентировано на развитие творческих способностей. Такая постановка вопроса изначально обусловлена спецификой деятельности, ее художественно-творческим характером. Освоение соответствующих знаний, умений и навыков при обучении художественно-эстетической деятельности людей любого возраста должно быть средством, а не конечной целью. Знания, умения должны осваиваться в связи с созданием образа, с необходимостью выразить себя, свое отношение или характер изображаемого персонажа. Ребенок осваивает не просто изобразительные, а изобразительно-выразительные средства. В процессе обучения формируются знания, способы действия, развиваются способности, позволяющие ребенку реализовать любой замысел. Для этого знания, умения, формируемые у детей, должны быть гибкими, вариативными, навыки – обобщенными, т.е. применимыми в разных условиях. В противном случае уже в старшем дошкольном возрасте (к 7 годам) у детей появляется так называемый «спад» творчества. Ребенок, понимая несовершенство своих рисунков и поделок, теряет интерес к изобразительной деятельности, что сказывается на развитии творческих способностей младшего школьника в целом. В контексте развивающего обучения важна формулировка творческих заданий, не имеющих однозначного решения. Как показали исследования детского воображения, формулировка прямой задачи на творческое решение позволяет наиболее полно актуализировать творческие возможности детей. Уровень креативности выше, если дано задание, найти творческое решение. Акцент на возможность и необходимость вариативного решения задания должен быть постоянным. Это крайне важно для формирования творческой позиции ребёнка в жизни. Очень важно, чтобы предъявляемые взрослым творческие задания была восприняты ребенком. Мотивация задания и не просто мотивация, а предложение действенных мотивов, подведение детей если не к самостоятельной постановке, то к принятию задачи, поставленной взрослым, важное условие творческой активности ребенка на занятии. Непременным условием организованной взрослыми творческой деятельности должна быть атмосфера творчества. « Нужно активно внедрять в учебный процесс общение ребёнка с живым словом, живыми красками, формами, ритмом, движением. Творческий продукт, по возможности, должен рождаться на глазах у школьников, их собственными силами, их руками, словом» (Л. Г. Савенкова). При таком состоянии ребенок чувствует себя свободно, раскрепощено, смело, комфортно. Это возможно, если на занятии или в самостоятельной художественной деятельности царит атмосфера доверительного общения, сотрудничества, сопереживания, веры в силы ребенка, поддержки его при неудачах. Создание атмосферы творчества во многом зависит от общей культуры педагога, понимания существа дела. Учителю надо обеспечить бережное отношение к процессу и результату детской деятельности: доброе, чуткое и заинтересованное. Совсем необязательно выражать восторг, тем более, если для этого может не быть объективных оснований. Однако, доброжелательное, систематическое внимание и интерес к деятельности детей крайне важны в развитии творческого потенциала ребенка.
Еще одно условие развития творческих возможностей детей - это комплексное и системное использование методов и приемов, ведущее место среди которых имеют предварительные наблюдения, создание проблемных ситуаций, выявляющих задачу, и отсутствие готовых средств для их разрешения, что стимулирует поисковую деятельность. Безусловно, атмосфера творчества создается и другими видами искусства, которые не отвлекают ребенка от главного - изобразительной деятельности, а создают эмоциональный фон этой деятельности: вовремя сказанное четверостишие, пословица, поговорка, спетая песенка, включенная музыка создают настроение, «оживляют» образ. Очень важно, чтобы использование таких дополнительных средств было именно дополнительным, усиливающим, а не перекрывающим воздействие на ребенка собственно изобразительной деятельности. Учет индивидуальных особенностей ребенка - одно из главных условий в формировании художественно – эстетических качеств. Дело заключается в умении педагога целенаправленно организовывать познавательную деятельность, усложнять ее характер, побуждая ребенка ко все большей самостоятельности и творчеству. Необходимо только помнить о весьма существенном замечании психолога Б.М. Теплова: художественное восприятие и художественное творчество остаются действительно эстетическими при условии, если они доставляют эстетическое наслаждение.
^ 2.Составление календарно–тематического и поурочного планирования.
Кроме конспектов уроков учитель должен уметь составлять годовой
календарный план уроков (можно иллюстрированный).
Выполнять его можно как в виде отдельных карточек с указанием класса, темы, цели, задач и оборудования урока. Здесь возможны рисунки, поясняющие содержание работы, а так же на ватмановском листе.
При планировании важно учитывать следующие принципы:
1.должны быть представлены все разделы программы;
2. необходимо обеспечить последовательность усложнения знаний, умений и навыков, а так же;
3.преемственность между классами;
4.следует учитывать праздники, календарные изменения в природе;
5.необходимо разнообразие видов деятельности, последовательное освоение художественных материалов и техник;
6.следует учитывать межпредметные связи, возможность проведения интегрированных уроков;
7.материал лучше планировать тематическими блоками.
Последние рекомендации по Министерству образования Российской Федерации таковы, что если вы занимаетесь по государственной программе (Кузина или Неменского) или их совмещаете, то в журналах так и записываете не меняя местами ни одного занятия.
Если же у вас индивидуальная программа, то вы пишите объяснительную, краткую характеристику каждого занятия и утверждаете на заседание метод объединения или кафедры. Директор школы ставит печать и подписывает вашу программу.
^ 3.Учет успеваемости.
Один из важнейших моментов урока учет знаний, умений и навыков и выставление оценок.
На данный момент в первом классе оценки не выставляются официально ни по одному предмету (хотя у каждого педагога есть свой журнал с результатами работ учащихся).
По изобразительному искусству в первой четверти или триместре, пока дети не ознакомились с материалами, которыми им предстоит работать, оценок ставить не надо, но обязательно нужно показывать лучшие работы, анализировать их, указывать достоинства и недостатки.
По вопросам оценки знания К.Д, Ушинский говорил, что воспитатель не должен хвалить учащегося в сравнении с другими, а только с его собственными прежними ошибками или еще лучше в равнении с нормой совершенства, которое может быть достигнуто. Не следует так же пренебрегать похвалой, как об этом предупреждает Ушинский, т.е. убивает стремление к совершенству, «кто бранит, тот должен уметь и хвалить».
Наблюдая работу учащихся во время урока при обходе класса во время самостоятельной работы учащегося, не оставлять без внимания ни одного ученика, учитель изучает и оценивает труд каждого. Успеваемость школьников следует учитывать систематически и обязательно указывать в классном журнале и дневниках учащихся. Обычно применяют четыре вида учета успеваемости: предварительный, текущий, периодический и итоговый.
Предварительный - проводится в тех случаях, когда учитель получает новый класс и он должен выяснить уровень знаний, графических и живописных умений и навыков, которыми владеют школьники. Такой учет проводится как в форме практических заданий на разных видах занятий (рисование с натуры, ДПИ, тематическое рисование), так и в форме беседы, т.е. проверка теоретических знаний.
Текущий учет проводится регулярно в процессе всей учебной работы.
Возможны два вида текущего учета:
а) выставление оценок за рисунки после их выполнения;
б) и за устные ответы на уроке.
Оценивать работы учащихся можно сразу
а) в конце урока: ученик поднимает работу, учитель называет оценку и
ставит ее в журнал;
б) учитель проходит по рядам и ставит оценку в альбом, а потом
спрашивает ученика и заносит оценку в журнал.
в) для начинающего учителя оценивать работы учащихся таким образом очень сложно, поэтому выбирается следующий способ: учитель собирает работы и оценивает их, раскладывая на три стопки («отлично», «хорошо», «удовлетворительно»). «Неудовлетворительно» я советовала бы совсем не ставить - это пустой лист. Для детей «3» по рисованию уже плохая оценка.
Периодический или четвертной, учет успеваемости за данную четверть, триместр.
Общая оценка выводится на основании всего комплекса работ ученика, все задания должны быть выполнены и оценены.
Итоговый контроль – это оценка работы школьника за год. Ставить оценку за такой предмет как изобразительное искусство очень сложно. Годовая отметка это не только оценки за прилежание, но и характеристика всех успехов ученика.
^ 4.Особенности в рисунках младших школьников.
Характерные черты рисунков детей 6-9-летнего возраста указывают на конкретный, образный, эмоциональный характер детского мышления и особенности их восприятия.
Рисовать любят почти все дети. Делают они это смело, не заботясь о качестве изображения. Детские рисунки отличаются некоторыми свойствами, связанными именно с особенностями их восприятия и отсутствием у них навыков рисования. Вот основные из них:
1.Младшие школьники в своем рисунке часто неправильно передают пропорции изображаемых предметов и пропорциональные соотношения их между собой.
2. Рисуют они, как правило, жирной контурной линией, сильно нажимая на карандаш.
3. Предметы чаще всего изображают мелко, без передачи объема, иногда в выразительном силуэтном повороте.
4.Предметы, чаще всего, располагаются по одной или нескольким горизонтальным линиям (фризовое расположение).
5 Для некоторых рисунков детей характерна множественность точек зрения.
6. Не умеют младшие школьники передавать перспективные сокращения предметов и использовать при рисовании метод загораживания одних предметов другими.
7.Для них свойственна передача второстепенных мелких деталей в рисуемых предметах, в то же время они могут упустить главное, например, характерную форму самого предмета.
8. При работе красками, дети закрашивают обычно яркими красками отдельные предметы, оставляя их на белом фоне. В некоторых случаях они закрашивают небо и землю в виде двух отдельных полос (сверху и снизу).
Несмотря на все эти особенности, рисунки младших школьников почти всегда отражают события, связанные с их повседневной жизнью или сюжеты из прочитанных книг, детских спектаклей или мультипликационных фильмов. Посмотрев на рисунки ребенка можно узнать, чем он интересуется, судить об общем его развитии.
^ 5.Критерии оценок работ учащихся
Чтобы объективно оценить работу учащегося, необходимо установить критерии оценки, определяющие степень усвоения знаний, умений, навыков в области изобразительного искусства.
^ Общие критерии всех видов рисования.
1.Насколько успешно решена в рисунке, поставленная задача (самостоятельность).
2.Каков уровень решения задач, с которыми учащиеся знакомились ранее (способ выполнения).
3.Какова образная выразительность рисунка, гармоничность цветового решения.
4.Насколько аккуратно и чисто выполнена работа (эмоционально, эстетическое отношение к процессу рисования).
При рисовании с натуры учитывается.
1.Композиция.
2.Пропорции.
3.Конструктивное строение объекта (-ов).
4.Передача перспективного сокращения.
5.Передача цвета.
6.Передача объема при помощи светотеневого моделирования предмета и воздушной перспективы.
При рисовании по теме и при иллюстрировании.
1.Композиционное решение темы.
2.Изображение пространства (законы перспективы).
3.Конструктивное строение объекта (-ов).
4.Пропорции.
5.Цвет
6.Передача объема. Декоративное рисование
1.Композиционное решение орнамента (узора).
2.Умение стилизовать растительные и животные формы.
3.Умение стилизовать реальный цвет объектов.
4.Умение использовать симметрию и ритм.