Статья Искусство как фактор развития совместной художественно-творческой деятельности младших школьников в свете ФГОС
Искусство как фактор развития совместной художественно-творческой деятельности младших школьников в свете ФГОС
Современное состояние преподавания искусства в общеобразовательной школе характеризуется обновлением содержания образования. Переработано и существенно обновлено содержание предметов художественно-эстетического цикла, разработаны вариативные образовательные программы, оригинальные методики преподавания искусства в школе, впервые созданы учебники по изобразительному искусству, музыке и мировой художественной культуре.
При соответствующем содержательном и методическом наполнении предметы художественно-эстетического цикла могут стать опорными для формирования системы универсальных учебных действий в начальной школе. Эти предметы создают благоприятные условия для формирования важнейших составляющих учебной деятельности — планирования, преобразования, оценки продукта, умения распознавать и ставить задачи, возникающие в контексте практической ситуации, предлагать практические способы решения, добиваться достижения результата (продукта) и т. д.
Современная педагогика в значительной степени ориентирована на использование различных видов искусства, как важного средства воспитания гармоничной личности ребенка, его культурного развития. Сущность и значимость художественно - эстетического образования состоит в создании, сотворении «второй природы» (т.е. культуры), которая с помощью искусства и науки, художественного преображения мира поможет школьнику обрести истинно человеческое сознание, воспитать волю и сочувствие, соучаствовать в творении добра и красоты [34]. Художественно - эстетическое образование в школе ориентировано, прежде всего, на воспитание духовного мира школьников, развитие их эмоционально-чувственной сферы, образного мышления и способности оценивать окружающий мир по законам красоты.
Искусство в воспитании человека через проживание художественного образа, обеспечивает развитие его творческого воображения, способности видеть новое в привычном, представлять целое раньше его частей, одухотворять явления жизни и искусства, умение встать на позицию другого человека. Занятия искусством способствуют развитию ассоциативности и образности мышления, умению использовать язык различных видов искусства, при восприятии художественных произведений и в самостоятельной творческой деятельности; самоопределению в видах и формах художественного творчества, воспитывают «родственное внимание» к миру, чувство сопереживания к другому человеку [12].
За последние 20 лет содержание художественного образования обновлялось неоднократно, разработаны проекты концепций художественного образования: «Концепция художественного образования как фундамент системы эстетического развития учащихся в школе»(1991) под руководством Б.М.Неменского; «Концепция образовательной области "Искусство"»(2001) Министерства образования РФ; «Концепция художественного образования Российской Федерации», проект разработан с участием ИХО РАО, принят на уровне Правительства(11.10.2001) и др. Во всех концепциях подчеркивается значимость многостороннего эстетического воспитания детей; важность и необходимость культуры и искусства в образовании; сохранение и развитие сложившейся в России уникальной системы художественного образования.
Переход к стандартам нового поколения [16] обусловили необходимость повышения значимости художественно-эстетического образования в современных образовательных учреждениях.
Согласно требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования образовательная область «Искусство» является базой обновления содержания художественно-музыкального образования, определяет обязательный минимум содержания примерных образовательных программ по изобразительному искусству и музыке, которые в свою очередь становятся основой для составления рабочих и авторских программ.
Стремление многих школ реализовывать инновационные разработки, среди которых важное место занимает развивающее обучение, проектирование новых форм эстетического воспитания, создание разветвленной системы дополнительного художественного и музыкально-эстетического образования свидетельствует об осознании той роли искусства в развитии человека, о которой говорили все выдающиеся деятели образования и культуры, стоящие у истоков становления системы эстетического воспитания.
Образование на современном этапе становится все более ориентированным на конкретного ребенка, стремясь воспитать в нем духовную и эстетическую культуру. Основным средством эстетического воспитания ребенка является искусство. Его важность в эстетическом воспитании не вызывает сомнения, так как оно является собственно его сутью. Особенность искусства как средства воспитания заключается в том, что в искусстве сконцентрирован творческий опыт человека, духовное богатство. В художественных произведениях различных видов искусства люди выражают свое эстетическое отношение к бесконечно развивающемуся миру общественной жизни и природы. В процессе общения ребенка с явлениями искусства, накапливается масса разнообразных, в том числе и эстетических впечатлений. Конечно, встреча с явлением искусства не делает человека сразу духовно богатым или эстетически развитым, но опыт эстетического переживания помнится долго, и человеку всегда хочется ощутить знакомые эмоции, испытанные от встречи с прекрасным. Искусство может и не выполнить своей воспитательной роли, если ребенок не получит собственно художественного развития и образования, не научится видеть, чувствовать и понимать прекрасное в искусстве и жизни.
Обогащая с помощью содержательной стороны искусства, индивидуальной и коллективной изобразительной деятельности эмоциональную сферу классного коллектива в целом и каждого его члена в отдельности, воспитывая такие качества как чуткость, отзывчивость, сопричастность ко всему, что происходит вокруг, мы создаем предпосылки для развития коммуникативных способностей ребенка, для налаживания внутриколлективных отношений между учащимися на высокой нравственной основе.
Степень усвоения предметов гуманитарно-эстетического цикла обеспечивает системный мониторинг развития ребенка, а на его основе - постоянную коррекцию содержания индивидуальных развивающих программ, что, в конце концов, способствует решению проблемы плавного перехода ребенка из игровой в учебную деятельность, а затем и в социально-значимую деятельность, независимо от его возраста [14].
Несмотря на довольно противоречивое и сложное вхождение предметов искусства в образовательный процесс школы, положительные тенденции все же существуют - возможность расширить и реализовать за счет указанных в базисном плане часов из раздела «Внеурочная деятельность» программы социализации учащихся, воспитательные программы художественно-эстетического образования и развития учащихся начальной школы во внеклассной деятельности. Так, опираясь на наш практический опыт, мы разработали программу «Творим вместе», направленную на оптимизацию социально-психологического климата в классе младших школьников. Основная цель нашей работы заключается в определении влияние совместной художественно-творческой деятельности на социально-психологический климат в коллективе младших школьников. В настоящее время эта проблема относится к числу недостаточно исследованных и требует как теоретического, так и экспериментального изучения всех ее аспектов. В младшем школьном возрасте происходит интенсивное установление дружеских контактов, приобретение навыков социального взаимодействия с группой сверстников. Очень важно не упустить этот период в жизни младшего школьника, сформировать коллектив, в котором ребенку хотелось бы в дальнейшем жить и учиться. Однако, к сожалению, в настоящее время этим вопросам уделяется недостаточное внимание. Успех любой деятельности зависит от её организации, а коллективная работа невозможна без тщательно продуманной методики ведения, без чёткого представления о композиции будущего коллективного произведения. Организация совместной художественно-творческой деятельности требует от учителя творческого подхода, поэтому очень часто мы используем игровые, ролевые методы и приёмы обучения. Это позволяет активизировать творческий процесс детей, способствует развитию заинтересованности в совместном результате (коллективное панно, композиции, сотворчество с родителями и др.). Организационная структура совместной художественно-творческой деятельности состоит из двух частей. Подготовительная часть совместной деятельности направлена на преодоление затруднений в изобразительной работе участников группы и связана с экспериментированием художественными материалами (монотипия, примакивание, экспрессивное рисование, кляксография и т.п.). Основная часть совместной художественно-творческой деятельности направлена на оптимизацию социально-психологического климата в классе, это игровая деятельность, коллективно-творческая деятельность (изобразительная деятельность, танцевальные импровизации и театральные постановки и т.п.), направленные как на решение проблем оптимизации общения и взаимоотношения со сверстниками, так и на оптимизацию детско-родительских отношений.
Следовательно, необходимо предложить учащимся совместную деятельность, которая бы полнее вовлекала их в процесс активного межличностного взаимодействия. Такой деятельностью по нашему мнению должна являться совместная художественно-творческая деятельность средствами артпедагогики. Под артпедагогикой мы понимаем самостоятельную отрасль педагогической науки, изучающей закономерности воспитания и развития человека средствами искусств. В наиболее общем виде она представляется нами как синтез двух областей научного знания - искусства и педагогики, обеспечивающий разработку теории и практики педагогического коррекционно - развивающего процесса художественно-эстетического воспитания детей, решающий вопросы формирования и развития основ культуры личности через искусство и творческое самовыражение [2]. Основная цель, которую преследует артпедагогика во внеклассной деятельности, является художественное воспитание и развитие детей, формирование основ художественной культуры, а также социальная адаптация личности средствами искусства. Артпедагогика представляет собой эмоционально привлекательный вид художественной деятельности для младших школьников, не содержит официальных требований, учитывая возрастные особенности, оказывает положительное влияние на личность ребенка.
Таким образом, раскрывая содержание стандартов, художественно-эстетическое образование младших школьников базируется: на умении всех участников деятельности отстаивать свою точку зрения, не отвергая позиции друг друга, и принимать рациональное решение, т. е. обмениваться опытом и взаимообогащаться; на диалогическом взаимодействии между участниками творческого процесса; в создании и участии в игровых ситуациях; гибкости поведения, доброжелательности, внимательности, наблюдательности, чуткости, требовательности, искренности. Даже небольшой опыт в этом направлении даёт нам основание подчеркнуть большое значение коллективно-творческих занятий в работе для регулирования психологического климата в классе и создание образовательной среды, способствующему творческому самовыражению всех субъектов образовательного процесса.