Развитие и оценка функциональной грамотности по чтению и пониманию текста проблемы и перспективы


«Развитие и оценка функциональной грамотности по чтению и пониманию текста проблемы и перспективы »
Факт обозначения проблемы - это уже есть начальный этап ее решения.
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна не только для детского возраста, но и для взрослого населения любой страны. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Обучение учащихся самостоятельно добывать, анализировать, структурировать и эффективно использовать информацию для максимальной самореализации и полезного участия в жизни общества. Иными словами функциональная грамотность, как «способности человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни и деятельности на основе прикладных знаний».
Функциональная грамотность – ситуативная характеристика.
Функциональная грамотность
является базовым уровнем для формирования навыков чтения и письма;
направлена на решение бытовых проблем;
обнаруживается в конкретных обстоятельствах и характеризует человека в определенной ситуации;
связана с решением стандартных, стереотипных задач;
используется в качестве оценки, прежде всего, взрослого населения.
Какие компетенции связаны с функциональной грамотностью?
Способность выбирать и использовать различные технологии.
Способность видеть проблемы и искать пути их решения.
Способность учиться всю жизнь.
В условиях модернизации образования дисциплина русский язык и литература, имеющая множество «пограничных» с другими дисциплинами областей исследования возрастает. Особую роль в этом играет функциональная грамотность чтения.
Что такое грамотность чтения?
Функциональная грамотность чтения - это способность человека использовать навыки чтения и письма в условиях его взаимодействия с социумом (оформить счет в банке, прочитать инструкцию, заполнить анкету обратной связи и т.д.), то есть это тот уровень грамотности, который дает человеку возможность вступать в отношения с внешней средой и максимально быстро адаптироваться и функционировать в ней. В частности, сюда входят способности свободно использовать навыки чтения и письма в целях получения информации из текста и в целях передачи такой информации в реальном общении, общении при помощи текстов и других сообщений.
Функциональное чтение - это чтение с целью поиска информации для решения конкретной задачи или выполнения определенного задания. При функциональном чтении применяются приемы просмотрового чтения (сканирования) и аналитического чтения (выделение ключевых слов, подбор цитат, составление схем, графиков, таблиц).
Международные исследования (PISA) проверяют уровень сформированности функциональной грамотности:
Математический
Естественно-научныйГрамотности чтения
В исследованиях PISA и PIRLS, под грамотностью чтения предлагается понимать способность ученика к осмыслению письменных текстов и их рефлексии, к использованию их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей, для активного участия в жизни общества. Слово «грамотность» подразумевает успешность в овладении учащимися чтением как средством осуществления своих дальнейших планов: продолжения образования, подготовки к трудовой деятельности, участия в труде и жизни общества.
В исследовании PISA грамотность чтения подразделяется на следующие уровни:
поиск в тексте нужной информации по простому критерию (самый низкий уровень);
поиск в тексте нужной информации по множественным критериям;
поиск в тексте нужной информации, распознавание связи между отрывками информации, работа с известной, но противоречивой информацией;
поиск и установление последовательности или комбинации отрывков, содержащих глубоко скрытую информацию, умение сделать вывод о том, какая информация в тексте необходима для выполнения задания;
понимание сложных текстов и их интерпретация, формулирование
выводов и гипотез относительно содержания текста.
Ученик, у которого сформированы навыки функциональной грамотности чтения, умеет пользоваться различными видами (изучающим, просмотровым, ознакомительным). Он способен переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания и данному виду текстов.
Сегодня обучение чтению и письму в школе не может ограничиваться академическими целями, оно должно включать функциональные и операционные цели, связанные с повседневной жизнью и трудовой деятельностью. Новая государственная программа обучения ориентирует учителя на развитие функциональной грамотности учащихся. При обучении русскому языку делается акцент на текстоведение, актуализируется коммуникативный подход и учитываются особенности мультикультурной среды. В программе по предметному циклу «Язык и литература» в разделе «Языковая и литературная компетенция» на разных ступенях обучения дублируются навыки и умения, без которых сегодня невозможно справляться с решением жизненно важных задач:
осмысленно читать и воспринимать на слух, а также продуцировать тексты разных типов (информационного и прикладного характера, литературные тексты);
уметь извлекать информацию из разных источников;
учиться находить и критически оценивать информацию из СМИ и Интернета;
уметь пользоваться источниками и ссылаться на них;
уметь читать таблицы, диаграммы, схемы, условные обозначения и уметь применять их при подготовке собственных текстов;
реализовывать разные стратегии чтения при работе с текстом.
В современном преподавании русского языка наблюдаются две очевидные тенденции: во-первых, стремление повысить компетенцию учащихся в вопросах языка и речи, во-вторых, стремление опереться на текст в организации учебного процесса. Цели обучения в современных условиях сориентированы на развитие личности ученика. Специальными целями преподавания русского языка в школе является формирование языковой, коммуникативной, социокультурной и лингвистической компетенции учащихся, что в итоге обеспечивает единство языкового, речемыслительного, интеллектуального, духовно-нравственного и эстетического развития учащихся. Под компетенцией в современной методике понимается совокупность знаний, умений и навыков, которые формируются в процессе обучения русскому языку и обеспечивают овладение им, и, в конечном счете, служат развитию личности школьника.
Учащимся необходимо предлагать тексты разных стилей. Особенно важна работа с публицистическими текстами: они служат для учеников образцом того, как при анализе произведений литературы (искусства, музыки, живописи) можно выражать мысли и чувства, проявить себя как личность, наделенную даром не только увидеть, понять, почувствовать, но и с помощью слова выразить свое восприятие. Насыщенность учебного пространства разнообразными в жанрово-стилистическом отношении текстами и целенаправленный их отбор способствует созданию на уроках развивающей речевой среды, благоприятно влияющей на совершенствование чувства языка, языковой интуиции, на раскрытие творческого потенциала учащихся.
Работа с текстом на уроках проводится нами регулярно, в определенной системе и на различных этапах. В начале урока – в целях активизации знаний по теме, в процессе учебного занятия – для отработки знаний, умений и навыков. При этом используются различные виды работ на стадии урока: на стадии вызов - Стратегия «Пилот и навигатор», с взаимопроверкой, цель: повторить основные сведения из биографии и творчества автора. На стадии осмысления - Стратегия «Внимательное чтение», где учитель-челленжер дает четкие инструкции: возьмите текст, внимательно прочтите индивидуально про себя. Если в тексте встречается непонятное слово, обратитесь к словарю. После работы учитель обязательно должен спросить:
-Что вам непонятно?
- Как вы будете работать?
Стратегия «Подумай, найди пару, делись» используется при работе в парах.. Прочтите первый вопрос в листе ответа, найдите в тексте ответ на первый вопрос, запишите его в специальной строке ответа. Таким образом, проработайте все вопросы.
Стратегия «Выступление с трибун» на стадии рефлексии.
На этом этапе учащиеся сопоставляют свои ответы с ответами другой пары и моделями ответа. Выступают представители групп с вопросами, ответы на которые у них отличаются от модельного ответа, обосновывая свой ответ.
На стадии оценивания применяю формативное оценивание «Светофор».
На доске висит плакат «Светофор». На стикере напишите свою фамилию и прикрепите стикер к надписям.
На красном кружке надпись «Я научился», зеленый «поделюсь с другим», желтый «надо поработать»
Обязательны отдельные уроки комплексного анализа текста. В зависимости от темы и целей урока формулируются вопросы и задания к тексту: сначала на читательское восприятие текста, затем задания речеведческого и языкового характера, различные виды разборов, задания по орфографии и пунктуации (в качестве основы может выступать «Программа комплексной работы с текстом (примерные вопросы и задания)» Т.М. Пахновой) [10].
Анализ текста является основой для формирования умений школьников создавать собственное высказывание в устной или письменной форме, а также для тренировки умения осуществлять все виды речевой деятельности.
Таким образом, при анализе текста (даже небольшого по объёму) на каждом уроке удаётся достичь сразу нескольких целей. Эта работа учит анализировать содержание и проблематику прочитанного текста; комментировать проблемы исходного текста, позицию автора; выражать и аргументировать собственное мнение; последовательно и логично излагать мысли; использовать в речи разнообразные грамматические формы и лексическое богатство языка; оформлять высказывание в соответствии с орфографическими, пунктуационными, грамматическими и лексическими нормами современного русского литературного языка.
Все это требует от учащихся умения обработки текстовой информации. Проблема повышения качества школьного образования остается актуальной, решение которой зависит от профессиональной компетентности педагогических кадров. Все методы, используемые педагогом, должны быть направлены на развитие познавательной, мыслительной активности, которая в свою очередь направлена на отработку, обогащение знаний каждого учащегося, развитие его функциональной грамотности.
Учителю важно знать и помнить о трех основных факторах, определяющих функциональную грамотность сегодняшнего выпускника. Первый - это умение самостоятельно решать конкретные жизненные проблемы (в различных сферах - от бытовой, коммуникативной до правовой). Второй - компьютерные и информационные умения. Третий - коммуникативные умения.
Учителю в эпоху развития информационных технологий необходимо проектировать учебные задания, связанные с поиском, пониманием, преобразованием и использованием информации в контексте повседневной жизни ученика и решения жизненно важных проблем. С этой целью для создания учебных ситуаций, можно использовать примеры из реальной жизни, а в качестве материалов для учебных заданий - объявления, рекламу, инструкции, меню, входные билеты и т.д. На основе этих материалов можно создавать не только тесты и задания на проверку функциональной грамотности чтения, но и викторины, ролевые игры, веб-квесты.
При условии успешности решения выше изложенных задач, мы выполним главную цель формирования функционально-грамотной личности, т.е. формирования в организациях образования интеллектуального, физически и духовно развитого гражданина РК.